Научная статья на тему 'Психологические особенности повышения психической работоспособности учащихся кадетских корпусов'

Психологические особенности повышения психической работоспособности учащихся кадетских корпусов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / CADETS / PSYCHIC WORK CAPACITY / MOTIVATION / SUCCESSFUL LEARNING / SYSTEM / THE SYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожинова Ольга Владиленовна

В статье приведены результаты исследования психологических особенностей повышения психической работоспособности кадет-подростков. В работе приведены основные подходы оказания психологической помощи учащимся кадетских корпусов, способствующих повышению успешности обучения кадет в контексте проблемы психической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожинова Ольга Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INCREASING OF THE PSYCHIC WORK CAPACITY OF PUPILS OF THE MILITARY SCHOOLS

In this article the results of research of the psychological features of increasing of psychic work capacity of the cadet-teenagers are represented. In this work the basic approaches of rendering the psychological support to the pupils of the military schools are shown, which help to raise the level of cadet’s successful training in a context of the problem of the psychic work capacity.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности повышения психической работоспособности учащихся кадетских корпусов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Кожинова О. В., МГПУ, Москва

В статье приведены результаты исследования психологических особенностей повышения психической работоспособности кадет-подростков. В работе приведены основные подходы оказания психологической помощи учащимся кадетских корпусов, способствующих повышению успешности обучения кадет в контексте проблемы психической работоспособности. Ключевые слова: кадеты, психическая работоспособность, мотивация, успешность обучения, система, системный подход.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INCREASING OF THE PSYCHIC WORK CAPACITY OF PUPILS OF THE MILITARY SCHOOLS

Kozhinova O. V., MCPU, Moscow

In this article the results of research of the psychological features of increasing of psychic work capacity of the cadet-teenagers are represented. In this work the basic approaches of rendering the psychological support to the pupils of the military schools are shown, which help to raise the level of cadet's successful training in a context of the problem of the psychic work capacity.

Key words: cadets, psychic work capacity, motivation, successful learning, system, the systems approach.

Одной из особенностей реформирования современного образования в России является создание широкомасштабной системы учебных учреждений с элементами воинского воспитания — кадетских корпусов, связанных с деятельностью различных силовых структур и подразделений, в том числе и с деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации. К актуальным проблемам современного общества относятся воспитание личности, готовой жить в меняющихся социально-экономических условиях, и создание базы для развития интеллектуальной элиты офицерского корпуса российской армии и силовых структур, для подготовки молодежи к поступлению в высшие и средние военные учебные заведения. Основной целью современных кадетских корпусов является не только воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, но и формирование интеллектуального, работоспособного, успешного специалиста.

Образование и воспитание в современных кадетских корпусах способствуют формированию и развитию у старших подростков более четких представлений о мире профессий военного профиля, что чаще мотивирует их на выбор карьеры в профессиональной сфере, связанной с деятельностью силовых структур,

по сравнению со сверстниками из обычных средних общеобразовательных школ. Об этом свидетельствует возросший интерес подростков к поступлению в кадетские корпуса. Кроме того, само содержание организационно-методического процесса в кадетском корпусе оказывает значительное влияние на психологическое развитие подростков, выражающееся в качественном своеобразии свойств личности и психической работоспособности кадет. Среди основных причин, детерминирующих эти особенности, выделяются наличие в учебно-воспитательном процессе элементов воинского воспитания и направленность на патриотическое воспитание. Особым моментом можно выделить жесткую регламентацию всей деятельности кадет, подразумевающую строгое выполнение требований в определенный временной интервал, согласно уставу кадетского корпуса. Подросткам необходимо развитие определенного уровня самоорганизации, способности к саморегуляции для того, чтобы качественно и своевременно выполнять поставленные задачи. В связи с этим тема исследования психологических особенностей повышения работоспособности, в том числе психической работоспособности, подростков, находящихся на стадии начального профес-

сионального выбора и обучающихся основам воинской подготовки в условиях кадетского корпуса, актуальна для выявления специфических психологических качеств, определяющих успешность их деятельности. В данном исследовании психическая работоспособность рассматривалась как способность субъекта к продуктивной интеллектуальной деятельности. Таким образом, результаты исследования позволили выявить основные проблемы, мешающие образованию воспитанников кадетского корпуса, и организовать психологическую помощь, которая позволила оптимизировать и создать благоприятные условия для повышения психической работоспособности и самоопределения кадет, что особенно важно для осознанного выбора кадетами определённой военной специальности и дальнейшей успешной реализации себя в избранной профессии.

Психологические исследования учащихся учебных учреждений интернатного типа с элементами воинского обучения проводились рядом отечественных и зарубежных авторов, но количество обобщающих работ по этой теме весьма ограничено. В этих работах круг рассматриваемых проблем, в основном, касается описания особенностей обучения и воспитания учащихся в учреждениях подобного типа, при этом практически отсутствуют исследования психологических особенностей повышения психической работоспособности подростков, учащихся кадетских корпусов. Кроме того, обсуждения вопросов организации и психологического сопровождения образовательного процесса кадетских корпусов, создаваемых по образцу военизированных учебных учреждений, являются разрозненными и не всегда в полной мере отражают современное состояние проблемы теории и практики.

Целью настоящего исследования явилось теоретическое обоснование, экспериментальное изучение и апробирование содержания и организационно-методических условий психологической помощи учащимся старших классов кадетского корпуса в повышении психической работоспособности.

Методологическую базу исследования психологических особенностей повышения психической работоспособности подростков в кадетских корпусах составили положения теории деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева), концепция о совместной деятельности (А. В. Брушлинского,

Е. А. Климова); представления о специфике психического развития подростка и его ведущей деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Д. И. Фельдштейна), теории развития личности (Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Е. С. Романовой); мотивационные концепции и теории способностей (Х. Хекхаузена, К. Левина, А. Маслоу, В. Д. Шадрикова) и системный подход (И. В. Блауберг, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова, Е. С. Романовой, Б. Н. Рыжова) [2, 3, 4, 5]. Развитие системного подхода в России во многом было связано с деятельностью Б. Ф. Ломова [1]. В рамках данного подхода чаще всего используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности и продуктивности деятельности. Ключевой позицией системной психологии является понимание продуктивной деятельности человека как работы по организации и регуляции систем. Б. Н. Рыжов предлагает выразить продуктивность деятельности как производную трех показателей: объема образуемой системы или количества составляющих систему элементов (п), сложности связей, устанавливаемых между ее элементами (С), темпа регулирования (образования) системы (1). Выделенные характеристики продуктивности деятельности: объем (п), сложность (С) и темп (1) системообразования — соотносятся с выделением особых свойств интеллекта. Способность к успешному решению задач, в которых преимущественная нагрузка выпадает на ту или иную характеристику продуктивности, позволяет выделить следующие типы психической работоспособности или особые качества ума: версативный тип, доминирующей характеристикой продуктивности является объем образуемой системы (п), инге-нитивный, доминирующей характеристикой продуктивности является сложность связей, устанавливаемых между ее элементами (С), и уравновешенный тип, представители которого обладают равно выраженными свойствами «широты» и «глубины» ума. Как особые качества выделяется сообразительность или быстрота и живость ума, темповые характеристики (1), таким образом, выступают на первый план, являясь системологической доминантой этого вида способностей [3].

Методика

Исследование психической работоспособности кадет старших классов было осуществлено в 2004-2010 гг. на базе Московского

кадетского корпуса юстиции школы-интерната № 8. В исследованиях приняли участие воспитанники кадетского корпуса с пятых по одиннадцатые классы в возрасте 10-17 лет. Общее число обследуемых — 595 учащихся кадетского корпуса. Из них: 150 воспитанников пятых и шестых классов, 150 учащихся седьмых и восьмых классов, 95 учащихся девятых классов и 200 учащихся одиннадцатых классов. В работе использовались: методы наблюдения, беседы, анкетирования, психодиагностические методы исследования мотивационно-потребностной сферы, методы исследования личностных особенностей, объективные методы исследования характеристик психической работоспособности и математические методы статистической обработки материала.

Всего по всей совокупности выборки испытуемых было проведено 7140 исследований, объём и методы проведённого исследования представлены в таблице 1.

Результаты исследования

Проведенное эмпирическое исследование позволило, во-первых, выделить трудности, с которыми сталкиваются воспитанники кадетского корпуса. Сравнительный анализ проблем на всех ступенях обучения показал, что особенно трудной для воспитанников является третья ступень. Если на I ступени основными

являются проблемы адаптации к новым условиям (недостаток общения с родителями и друзьями отметили 75% кадет, чувство подавленности и снижение настроения — 69%), на II ситуация стабилизируется, количество жалоб уменьшается и они касаются, в основном, быстрой утомляемости (60%). На III ступени трудности, в основном, связаны с быстрой утомляемостью, нарушениями сна (80%), чрезмерными учебными и физическими нагрузками (78%), головными болями, слабостью (64%), чувством тревоги, напряжения и раздражительности (58%). Все это косвенно свидетельствует о снижении общей работоспособности, что отмечают и сами подростки (54%). На IV ступени, в выпускном классе, кадеты, в основном, научаются справляться с трудностями, тем не менее отмеченные ими проблемы касаются утомляемости и нехватки времени. Таким образом, опрос учащихся показывает, что основные проблемы для подростков всех возрастов, мешающие успешности обучения, относятся к недостатку работоспособности, несформированности саморегуляции и самоорганизации.

При ответах на вопрос о мотивах поступления в кадетский корпус у кадетов на первой ступени обучения доминирующими являлись внешние мотивы, к которым можно отнести: советы родителей (40%) и привлекательность формы (28%), общение с друзьями (12%).

Таблица 1 - Объем и методы проведенного исследования

Методы и методики исследования Этапы обучения кадет Итого

I II III IV

Наблюдение - - - - -

Исследование мотивации 1. Мотивация поступления в кадетский корпус (вопросник) 150 150 95 200 595

2. «Мотивация на успех и мотивация избегания неудач» 150 150 95 200 595

3. «Направленность на знание» 150 150 95 200 595

4. «Направленность на отметку» 150 150 95 200 595

5. «Профиль мотивации» 150 150 95 200 595

Исследование личностных характеристик 6. «Самооценка» 150 150 95 200 595

7. «Тревожность» 150 150 95 200 595

8. «Притязания» 150 150 95 200 595

9. «Опросник профессинальных предпочтений» 150 150 95 200 595

Оценка когнитивной сферы («Психическая работоспособность») 10. «Счет в автотемпе» 150 150 95 200 595

11. «Запоминание геометрических матриц» 150 150 95 200 595

12. «Прогрессивные матрицы» 150 150 95 200 595

Общее количество исследований 1800 1800 1140 2400 7140

Внутренние мотивы, такие, как подготовка к получению профессии (12%) и развитие интересов и способностей (8%), были выражены в меньшей степени. От первой к четвертой ступени обучения удельный вес внутренних мотивов увеличивается, а внешних — уменьшается. Так, на третьей ступени обучения внутренние мотивы, такие, как подготовка к получению профессии (42%) и развитие интересов и способностей (28%), становятся более значимыми, тогда как внешняя мотивация постепенно отступает на второй план. Формирование внутренней мотивации свидетельствует об активных процессах личностного и профессионального самоопределения, происходящих в этом возрасте, на фоне общего снижения работоспособности, которые требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат на анализ себя и своей позиции.

Объективные показатели успешности обучения оценивались на основе анализа успеваемости учащихся. Все основные предметы были условно отнесены к трем направлениям, по принципу разделения данных дисциплин в кадетском корпусе: точные науки, социально-гуманитарный цикл и естественнонаучный. В таблице 2 представлены основные результаты успеваемости воспитанников кадетского корпуса на всех ступенях обучения.

Таблица 2 - Основные результаты учебной успеваемости воспитанников кадетского корпуса на всех ступенях обучения

Результаты Ступени обучения

успеваемости I II III IV

Социально-гуманитарные предметы

Средний балл 4,2 4,5 4 4,2

Тройки, % 29 5 28 29

Четверки, % 40 45 45 44

Пятерки, % 31 50 27 31

Естественнонаучные предметы

Средний балл 4 4, 3 3,5 4

Тройки, % 29 10 51 29

Четверки, % 44 49 44 44

Пятерки, % 27 41 5 27

Точные науки

Средний балл 3,3 3,8 3,3 3,8

Тройки, % 54 47 51 47

Четверки, % 28 30 30 30

Пятерки, % 19 23 19 19

Как видно из таблицы, имеется значительное понижение успеваемости по всем циклам

дисциплин на третьей ступени обучения. Именно эта ступень характеризуется возросшими учебными и физическими нагрузками, спортивной и строевой подготовкой, добавлением профессиональной подготовки и т.д.

С целью выявления причин неуспеваемости были проведены исследования ком -понентов мотивационной сферы учащихся. В таблице 3 представлена степень выраженности направленности учебной мотивации кадет на приобретение знаний или на отметку на всех ступенях обучения.

У воспитанников третьей ступени обучения более выражена направленность на отметку по сравнению с первой и второй ступенью обучения. Мотивация достижения успеха и избегания неудач является существенным фактором, определяющим успешность деятельности. Результаты исследования мотивации достижения успеха и боязни неудачи у кадет представлены в таблице 4.

От I к III ступени наблюдается постепенное снижение тенденции стремления к достижениям и повышение тенденции избегания неудач. На III ступени обучения в кадетском корпусе ожидание неудач и боязнь неудач составили в совокупности 59, тогда как направленность на достижение и стремление к успеху несколько понизились (41). Эти данные согласуются с понижением учебной успеваемости на данной ступени обучения, неудовлетворенностью и трудностями в обучении. В выпускном классе мотивация избегания неудач и ожидания неудач несколько понижается (54), а направленность на достижения и стремление к успеху снова повышается (46).

Результаты исследования типов доминирующей мотивации по тесту системного профиля мотивации, позволяющего выявить иерархию мотивов личности и приоритетный уровень системной организации мотивов, выявили общую тенденцию умеренной и сбалансированной выраженности типов мотивации. В таблице 5 показано соотношение потребностей (мотивационных тенденций) воспитанников кадетского корпуса.

Из таблицы видно, что преобладающими являются социальные потребности, более всего потребность в нравственности, которая преобладает у кадет на всех ступенях развития, постепенно увеличиваясь с 4,5 на I ступени до 5,2 на ступени IV. В целом, такие же тенденции выявлены в динамике самоактулизации.

Таблица 3 - Степень выраженности учебной мотивации воспитанников кадетского корпуса на всех ступенях обучения

Учебная мотивация Уровень Ступени обучения, всего ()

I II III IV

Направленность на отметку Низкий 41 10 49 2 59 - 63 -

Средний 18 17 28 20

Высокий 13 30 31 43

Направленность на приобретение знаний Низкий 59 5 51 6 41 - 37 2

Средний 24 23 13 18

Высокий 30 21 28 17

Таблица 4 - Мотивация на успех и мотивация избегания неудач на всех ступенях обучения в кадетском корпусе

Виды мотивации Уровень Ступени обучения, всего ()

I II III IV

Направленность на достижение и успех Направленность на достижение 58 41 54 34 41 19 46 18

Мотивационный полюс не выражен 3 4 6 10

Стремление к успеху 14 16 16 18

Направленность на избегание неудач (боязнь неудач) Выражена боязнь неудачи 42 27 46 17 59 18 54 15

Мотивационный полюс не выражен 5 10 13 17

Ожидание неудач 10 19 28 22

Кадеты в большинстве проявляют меньшую склонность к возможности реализации собственных способностей, индекс познавательной мотивации в среднем невысокий. Следует обратить особое внимание на мотивационный профиль воспитанников III ступени обучения, у которых наблюдается статистически достоверное снижение познавательной потребности — мотивация развития личности (3,4), самоактулизации (3,4) и самоуважения (3,5), и отметить, что альтруизм становится значимой мотивационной тенденцией для воспитанников кадетского корпуса старших ступеней обучения.

Таблица 5 - Мотивационный профиль воспитанников кадетского корпуса

Виды мотивации и типы потребностей Ступени обучения

I II III IV

Витальная 4,8 4,3 4,7 3,8

Репродуктивная 4,3 4,5 4,4 4,5

Самосохранение 4 3.9 4 4

Альтруизм 4.1 4,5 4,2 4,5

Познавательная 3.8 4 3,4 4

Самоуважение 3,6 3,8 3,5 4.2

Самоактулизация 3 3,5 3,4 4,3

Нравственность 4,7 4,8 4,7 5,2

Для уточнения профессиональной направленности и соответствующего типа личности, нами был проведен «Опросник профессиональных предпочтений» [2], который показал, что особенностью воспитанников кадетского корпуса является преобладание социального выбора, т. е. большую часть воспитанников можно условно отнести к социальному типу личности. Этот тип характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми. Выраженность социального типа личности среди кадет на I ступени — 40 , на II — 51, на III — 64, на IV ступени — 57, что открывает значительные возможности для дальнейшей психолого-педагогической работы по социализации и профессионализации кадет.

Для определения взаимосвязи между компонентами мотивации и успеваемостью воспитанников кадетского корпуса были рассчитаны корреляционные связи между мотивацией достижения и успеваемостью кадет, между направленностью на отметку и успеваемостью, между высоким уровнем направленности на знания и успеваемостью кадет. В результате сравнения средних результатов установлено, что кадеты с низкой познава-

тельной мотивационной тенденцией (при значении 3,3-3,8) не стремятся к знаниям и имеют низкую успеваемость (средний балл от 3 до 3,5). Воспитанники, у которых познавательная мотивационная тенденция принимает значения 4-5,2, стремятся к знаниям, повышая свою успешность (средний балл 4-5), различия достоверны при p < 0,01.

Таким образом, мы показали, что структура мотивации у воспитанников кадетского корпуса связана с успешностью обучения. Известно, что возможности обучения в подростковом возрасте во многом определяются их умением оценить себя, свой потенциал, преодолеть состояние тревожности в трудных ситуациях, т. е. саморегуляцией и самоорганизацией. Для определения возможностей кадет в плане саморегуляции было проведено исследование самооценки, уровня притязаний и тревожности учащихся разных ступеней обучения. Таким образом, на примере соотношения мотивационных и личностных характеристик учащихся третьей, наиболее проблемной, ступени обучения особенно ярко видно, как трудности в обучении связаны с комплексом психологических особенностей личности учащегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психическая работоспособность рассматривается нами как важнейшая детерминанта успешности обучения в кадетском корпусе. Было проведено исследование посредством теста «Психическая работоспособность», в котором рассматривались показатели счетно-логической, мнемической и сложной логической деятельности кадет. Интегральный показатель психической работоспособности воспитанников кадетского корпуса представлен в таблице 6.

Как видно из таблицы, для III ступени обучения, представляющей наибольшие трудности для подростков, характерен самый низкий

показатель психической работоспособности (среднее значение 0,4). Воспитанники I ступени обучения показали средний уровень психической работоспособности относительно всей выборки испытуемых (среднее значение 0,6), наиболее высокий уровень психической работоспособности показали кадеты II ступени обучения (среднее значение 1,1) и IV ступени обучения (среднее значения показателя психической работоспособности 0,8). Полученные объективные результаты подтверждают субъективные мнения кадет о причинах их низкой успешности.

Было выявлено три типа психической работоспособности: версативный тип (характеризующийся разносторонностью способностей и интересов), ингенитивный тип (характеризующийся глубиной и сложностью решаемых задач) и уравновешенный (смешенный) тип, при котором все способности выражены или не выражены в равной степени.

Для проведения сравнительного анализа типов психической работоспособности и учебной успеваемости кадет по разным циклам дисциплин воспитанники были условно отнесены к группам по типам психической работоспособности. Выявлена прямая, сильно выраженная взаимосвязь версативного типа с успеваемостью по предметам гуманитарного цикла (г = 0,79), с предметами естественного научного цикла и точными науками взаимосвязь обнаружена, но она принимает значения умеренной или слабой при (г = 0,21 и г = 0,19). В группе кадет с ингенитивным типом психической работоспособности обнаружена сильная взаимосвязь с успеваемостью по предметам точных наук (г = 0,71), умеренная взаимосвязь с успеваемостью по предметам естественнонаучного цикла (г = 0,39) и с успеваемостью по предметам социально-гуманитарного цикла (г = 0,36). Кадеты с уравновешенным типом

Таблица 6 - Интегральный показатель психической работоспособности воспитанников кадетского корпуса

Коэффициент Коэффициент Коэффициент Интегральный

объема сложности темпа показатель

Кадеты деятельности, деятельности, деятельности, работоспособности,

среднее значение, среднее значение, среднее значение, среднее значение,

К К к, К

I ступень 0,69 0,73 1, 2 0,6

II ступень 0,89 1,1 1,2 1,1

III ступень 0,56 0,60 0,88 0,4

IV ступень 0,79 0,83 1.1 0,8

психической работоспособности практически в равной степени успевают или не успевают по всем предметам (средний суммарный балл колеблется от 4,5 до 3,3), в этом случае сильная взаимосвязь наблюдается при высоких баллах (г = 0,77) и умеренная (г = 0,39) или слабая (г = 0,19) при понижении успеваемости. Таким образом, был сделан вывод, что повышение психической работоспособности возможно только на основе учета типа психической работоспособности.

Анализ факторов, повышающих учебную успеваемость, показал значимые кор -реляционные связи. К факторам, влияющим на успешность кадет, относятся: мотивация достижения успеха, направленность на приобретение знаний, направленность на отметку, познавательная мотивационная тенденция, самооценка, уровень притязаний, тревожность, психическая работоспособность. Психическая работоспособность, как системное качество личности, интегрирует особенности эмоционально-мотивационной и когнитивной сфер и определяет успешность учебно-профессиональной деятельности воспитанников кадетского корпуса. Данные результаты исследования позволили нам разработать и апробировать специальную программу для повышения психической работоспособности воспитанников кадетского корпуса.

Содержание программы направлено на повышение уровня саморегуляции и самоконтроля, снижение тревожности, повышение уровня самооценки, уверенности в себе и уровня притязаний, развитие таких когнитивных процессов, как память, внимание, логическое мышление, совершенствование мотивационной и ценностной структуры личности. Программа представляет собой комп -лекс активирующих занятий, индивидуальных и групповых консультаций, которые проводились с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Формирующий экс-

перимент проходил в течение 1 года и состоял из 32 занятий для каждой ступени обучения. Цель программы — повышение психической работоспособности через воздействия на психологические качества личности. Структура программы включала несколько модулей: психологическую помощь в преодолении тревожности, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний; развитие памяти, внимания, сложных логических операций; формирование внутренней мотивации будущей профессиональной деятельности, профессиональной направленности; развитие познавательной мотивации, мотивации на получение знаний, оптимального профиля мотивации, нравственных и альтруистических ценностей; развитие волевых качеств личности, навыков самоконтроля и саморегуляции. По результатам формирующего эксперимента обнаружены изменения основных психологических характеристик личности. Показатели практически всех личностно-мотивационных свойств кадет, участвующих в эксперименте, изменились в сторону улучшения, так, преобладающей стала мотивация на достижения успеха над мотивацией избегания неудач, которая повысилась с 45 до 58. Изменились интегральные коэф -фициенты психической работоспособности, в таблице 7 представлен интегральный показатель качества до и после эксперимента.

Все показатели психической работоспособности: объема деятельности (с 0,56 до 0,79), сложности деятельности (с 0,60 до 0,83) и темпа деятельности (с 0,88 до 1,2) — повысились, и в результате повысился интегральный показатель психической работоспособности.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента доказана эффективность разработанной программы психологической помощи, основанной на психологических особенностях повышения психической работоспособности учащихся в условиях кадетского корпуса.

Таблица 7 - Интегральный показатель психической работоспособности воспитанников кадетского корпуса до и после эксперимента

Кадеты Коэффициент объема деятельности, среднее значение, К Коэффициент сложности деятельности, среднее значение, К Коэфициент темпа деятельности, среднее значение, к, Интегральный показатель работоспособности, среднее значение, К

До эксперимента 0,56 0,60 0,88 0,4

После эксперимента 0,79 0,83 1,2 0,8

Заключение

1. Психическая работоспособность учащихся выступает в качестве одной из основных причин, влияющих на успешность обучения в условиях кадетского корпуса, на которую указывают воспитанники.

2. Выявлены особенности успеваемости, удовлетворенности обучением, учебной мотивации и направленности личности, характеристик тревожности, самооценки и уровня притязаний, которые различаются на разных ступенях обучения в кадетском корпусе.

3. Третья ступень обучения (9 класс) характеризуется статистически достоверным снижением показателей успешности обучения, учебной мотивации, мотивации достижений и уровня притязаний, познавательных потребностей, повышением тревожности и показателей мотивации избегания неудач, связанными с возрастными особенностями подростков и организацией процесса обучения в кадетском корпусе.

4. Особенностью структуры мотивацион-ного профиля кадет является доминирование витальных, репродуктивных и альтруистических потребностей при достаточно сбалансированных по своей структуре социальных потребностях, среди которых преобладающими являются нравственные потребности.

5. На третьей ступени обучения выявлен наименьший среди кадет уровень психической работоспособности, при этом установлено преобладание способностей, требующих развития мнестической деятельности, умения оперировать большими объемами информации, нежели устанавливать сложные логические связи.

6. Разделение воспитанников на группы в соответствии с типами психической работоспособности (версативный, ингенитивный и смешенный) позволило установить значимые корреляционные связи между типом психической работоспособности и уровнем успеваемости по предметам разных циклов: социально-гуманитарному, естественному и точному. Преобладающими среди воспитанников кадетского корпуса являются направленность на предметы социально-гуманитарного цикла и социальный тип личности.

7. Установлены статистически значимые корреляционные связи между психологическими особенностями личности, психической работоспособностью и успеваемостью учащихся, что позволяет выделить в качестве факторов повышения психической работоспособности психологические особенности кадет, связанные с развитием саморегуляции и самоконтроля, и разработать программу психологической помощи учащимся, обеспечивающую, в частности, профилактику снижения психической работоспособности на третьей ступени обучения. Эффективность программы психологической помощи, направленной на развитие когнитивной и мотивационной сферы личности, овладение способами самоконтроля и саморегуляции в условиях кадетского корпуса доказана в ходе формирующего эксперимента, продемонстрировавшего статистически достоверные различия в показателях психической работоспособности учащихся до и после проведения эксперимента.

Литература

1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шороховаю М.: Наука, 1984. 444 с.

2. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2008. 464 с.

3. Рыжов Б. Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999. 277 с.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

5. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.