Грабовский А.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Одной из существенных задач реформирования образования в России является обеспечение наиболее благоприятных условий для правильного выбора молодым человеком будущей профессии - основы успешности его профессиональной самореализации и, в конечном итоге, успешного развития общества.
Проблема формирования профессиональной направленности молодежи является комплексной, включающей в себя психологические, медицинские, физиологические и другие аспекты. Содержание и степень значимости психологических особенностей проблемы определяется тем, что, с одной стороны, технический и социальный прогресс обусловливает все более и более возрастающие требования к психической сфере человека, к его способностям, мотивации, чертам личности. С другой стороны, в регуляции процесса формирования профессиональной направленности существенную роль играют психологические, психофизиологические и социально-психологические предпосылки в виде индивидуально-психологических особенностей личности и, в том числе, мотивационноценностных ориентиров на пути ее профессионального становления, а также другие психологические конструкты, определяющие субъективные и объективные достижения на профессиональном пути.
Особый интерес для практического психолога представляет психологическое изучение основных вопросов проблемы психической работоспособности молодого человека [См.: 1, с. 114].
Основной акцент в изучении этой проблемы должен быть сделан на обосновании положений о сущности и значении психической работоспособности для формирования профессиональной направленности, на изучении особенностей влияния на этот процесс психологических закономерностей взаимосвязи личности и деятельности, на анализе психологических механизмов регуляции этого процесса, на определении современных представлений о содержании ряда психологических категорий - способностей, мотивации - формирующих профессиональную направленность человека.
Исходным положением работы над этой проблемой должно стать представление о деятельности человека как процессе системообразования. Это положение открывает ряд перспектив, в числе которых следует отметить особый взгляд на проблему общих умственных или ментальных способностей, отражающих индивидуальную возможность системообразования по параметрам объема, или числа элементов получаемой системы (широта ума), сложности, или уровня связей в этой системе (глубина ума) и темповых характеристик деятельности (быстрота ума). Такой подход дает новое представление о структуре способностей и их характерной типологии.
Не меньшее значение имеет системный анализ внутренней структуры деятельности и явления психической работоспособности как произведения факторов мотивации (работоготовности), внутренних средств деятельности и функционального состояния организма (трудоспособности) [См.: 2, с. 22].
Необходимо рассмотреть обоснование системной концепции мотивации обучаемого и получить результаты экспериментальной апробации методов диагностики доминирующего типа личностной мотивации.
Объединяющим эти исследования фактором является единство концептуального и методического подхода при изучении явлений психической работоспособности.
Значение этого направления работ трудно переоценить. Очевидно, что правильная оценка способностей и возможностей обучаемого (воспитуемого) важна не только воспитателю, для которого, как показывает практика, нередко оказывается затруднительным учесть многие весьма важные особенности воспитанника, но и, прежде всего, самому молодому человеку, его родителям и, более широко, всему обществу, судьба которого в решающей мере зависит от профессиональной успешности будущих поколений.
Таким образом, основными результатами работы в решении проблемы психической работоспособности и формирования профессиональной направленности молодежи явились бы:
а) применение системно-психологического подхода к проблеме психической работоспособности, позволяющего получить более эффективное решение целого ряда задач психодиагностики;
б) разработка системной концепции психической работоспособности воспитанника;
в) количественная оценка системных характеристик способностей воспитанника и определение на их основе типа его психической работоспособности;
г) эмпирическое определение продуктивных показателей психической работоспособности воспитанника и установление зависимости между выявленным типом психической работоспособности, его успеваемостью и характером профессиональной направленности в школе, колледже, училище, другом образовательном или воспитательном учреждении;
д) определение типов доминирующей мотивации молодежи как фактора их профессиональной направленности; определение особенностей психической работоспособности у воспитанников, имеющих нарушения в состоянии здоровья.
Предложенные подходы и методы решения проблемы психической работоспособности по сути своей являются универсальными и могут найти применение в самых различных областях психологической практики.
Так, например, используя системную диагностику психической работоспособности, автор провел экспериментальное исследование психической работоспособности школьников, в котором приняли участие более 2 тыс. чел. 1 Работа предусматривала двукратное обследование всего контингента учащихся по методикам: слежение; счет в автотемпе; геометрические матрицы; прогрессивные матрицы Равена; логистика [См.: 3, с. 103]. На основе указанных методик определялись характеристики психической работоспособности воспитанников. В том числе для каждой возрастной категории был определен средний уровень работоспособности. Были также определены индивидуальные показатели (графы) психической работоспособности для каждого воспитанника, которые, в свою очередь, были объединены в восемь типологических единиц.
Обработка результатов исследования включала несколько этапов [См.:
4, с. 95]. Первый из них состоял в определении характерных групп воспитанников, имевших значительные различия по основным параметрам психической работоспособности - трудоспособности, работоготовности и внутренних средств деятельности (ВСД), при этом генеральная выборка молодых людей была разбита на три группы.
1 В исследовании принимали участие учащиеся 8 - 11 классов государственных образователь-
ных учреждений г. Москвы: центра образования № 293, гимназии № 1565, средней общеобразовательной школы № 297, вечерней школы № 17, кадетского корпуса юстиции - школы-интерната № 8, кадетского корпуса - школы-интерната № 6.
3
В первую группу вошли молодые люди с отклонениями в состоянии здоровья. В нее были включены воспитанники с последствиями ранее перенесенных тяжелых заболеваний (черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства, тяжелые простудные заболевания - трахеит, пневмония и др.), а также страдающие психосоматическими заболеваниями (бронхиальная астма, язвенная болезнь).
Во вторую группу были отобраны молодые люди, имевшие по данным экспертных оценок преподавателей выраженные особенности уровня мотивации к учебной деятельности. В рамках данной группы были выделены воспитанники с высоким уровнем мотивации обучения (подгруппа 2.1) и молодые люди с выраженным недостатком этой мотивации («отказники» - подгруппа 2.2).
Основную группу (группу А) составили учащиеся, не вошедшие в первые две группы.
Как показало проведенное исследование, для основной группы была установлена статистически достоверная корреляция уровня развития когнитивных способностей (оценивался по обобщенному коэффициенту продуктивности выполнения тестовых нагрузочных проб К) и успеваемости по основным предметам (оценка производилась по обобщенному коэффициенту успеваемости, учитывая отметки, полученные молодым человеком за предыдущее полугодие по русскому языку, математике, физике, истории, биологии). Соотнесение полученных данных с оценкой успеваемости воспитанников позволило установить следующее.
1. Молодые люди, отнесенные к типу работоспособности с общей одарённостью, с вероятностью Р = 0,95 имели наивысший средний уровень успеваемости (4,5 - 5 баллов).
2. Воспитанники, отнесенные к типу работоспособности с общим снижением продуктивности выполнения тестовых заданий, с вероятностью Р = 0,85 имели наиболее низкий средний уровень успеваемости (3,5 - 3 балла).
3. Самый высокий уровень успеваемости (5 баллов) был выявлен у молодых людей, показавших наивысший результат по одной из координат и, в то же время, по двум другим координатам показавших результаты в пределах допустимой нормы (средний уровень плюс или минус 15% от этого уровня). Эти же ребята в 2009 году получили высокие результаты на ЕГЭ (от 70 до 100 баллов).
4. В целом ребята, отнесенные условно к «сильным типам» работоспособности, в 85 % случаев имели оценки не ниже 4 баллов.
5. Наибольший интерес представляли воспитанники с выраженным дисбалансом способностей. При этом был обнаружен высокий уровень адаптации за счет эффективного использования наиболее развитого компонента способностей.
Для первой группы (особенно для подгруппы воспитанников с психосоматическими заболеваниями) было характерным рассогласование достаточно высокого уровня развития когнитивных способностей и заниженного, по сравнению с основной группой, уровня успеваемости. Полученный результат может быть объяснен как быстрой утомляемостью представителей этой группы, так и их пропусками занятий, значительно более частыми, чем в основной группе.
Для второй группы также было отмечено два характерных момента: во-первых, в подгруппе высокомотивированных можно было обнаружить тенденцию, противоположную описанной выше. Здесь существовала особая группа, имевшая сниженный относительно возрастной нормы уровень развития когнитивных способностей, при достаточно высоких показателях успеваемости. Очевидно, при этом имела место компенсация недостатка способностей большим количеством времени, уделяемого усвоению учебного материала. Обращает на себя также и тот факт, что особенно отчетливо это расхождение наблюдалось на примере воспитанников, получающих дополнительное образование в рамках вне учебной деятельности. По-видимому, благоприятные отзывы об этих воспитанниках со стороны преподавателей, осуществляющих дополнительное образование, формировали положительное отношение к учащимся остального преподавательского коллектива.
Вместе с тем в подгруппе «отказников» наряду с тенденциями, общими и для основной группы, была отмечена группа воспитанников с весьма высоким уровнем способностей при крайне низкой успеваемости. Эта группа должна стать объектом пристального внимания воспитателей, т.к. здесь налицо признаки социальной дезадаптации, которые при условии правильного психологопедагогического воздействия могут быть эффективно устранены.
Следующий этап включал сравнительный анализ типов развития когнитивных способностей воспитанников среди групп, выбравших тот или иной вид дополнительного обучения или же не использующих этот вид обучения. При этом были выделены следующие группы молодежи:
а) молодые люди, занимающиеся на физико-математических курсах;
б) молодые люди, занимающиеся на культурологических курсах;
в) молодые люди, занимающиеся технологиями, в т.ч. ИКТ;
г) молодые люди, занимающиеся в спортивных секциях;
д) молодые люди, занимающиеся на обществоведческих курсах.
Наиболее высокий уровень развития когнитивных способностей был обнаружен у воспитанников, занимающихся на физико-математических курсах. Среди них наблюдался наибольший процент молодых людей, имевших, используя принятую в настоящем исследовании терминологию, «общую когнитивную одаренность». Напротив, лица с общим недостатком когнитивных способностей (тип 8 принятой классификации) в этой выборке отсутствовал. Невелико было число ребят этой группы, имевших недостаток развития когнитивных способностей одновременно по двум показателям (с учетом абсолютных величин индивидуальных показателей развития способностей это число сводилось к минимуму).
Следующей по уровню развития способностей была группа воспитанников, занимающихся на культурологических курсах. Причем особенностью этой группы была уравновешенность когнитивных способностей, отсутствие их выраженного дисбаланса, так или иначе проявлявшегося у представителей других групп. Этот факт может получить специальную системно-психологическую интерпретацию с учетом одного из фундаментальных положений гештальтпсихо-логии, известного как «закон хорошей формы». Согласно этому постулату человеку свойственно стремиться к восприятию геометрически уравновешенных, симметричных фигур, наиболее простой формы и избегать непропорциональности воспринимаемых объектов. По-видимому, на культурологические курсы приходят, прежде всего, воспитанники с наиболее выраженным стремлением воспринимать «хорошую форму», что в свою очередь обусловлено гармоничным сочетанием их когнитивных способностей.
Более размытой оказалась картина сочетания способностей у молодых людей, занимающихся на обществоведческих курсах. Здесь почти с одинаковой вероятностью были представлены все типы способностей. Отсутствие четкой специфики профиля способностей у этой группы может быть объяснено тем, что обществоведческие курсы подразумевали определенные льготы при поступлении в высшее учебное заведение. Поэтому данная группа формировалась, главным образом, не по интересу к профессии как таковой, а благодаря прагматической
6
установке самих воспитанников и их родителей, направленной на снижение риска при предстоящем поступлении в высшее профессиональное образовательное учреждение.
Группа воспитанников, занимающаяся в различных секциях системы дополнительного образования, преимущественно с преобладанием ручного труда, обнаружила относительно невысокий уровень развития когнитивных способностей. Первый тип - «общая одаренность» - здесь отсутствовал, а наибольшей представленностью обладал восьмой тип - «общий дефицит способностей». Особенностью этой группы было наличие дефицита развития фактора когнитивных способностей (в 85 % случаев). Несмотря на то, что в большинстве случаев дефицит имел весьма умеренный характер, составляя 85-90% от ординара, его наличие говорило о некотором затруднении, которое испытывали молодые люди этой группы при решении сложных логических задач.
Проведенное автором исследование позволяет сделать ряд выводов.
1. Использованный метод системной диагностики когнитивных способностей воспитанника обладает высокой прогностической ценностью и может быть использован для решения широкого круга задач психодиагностики.
2. При условии удовлетворительного состояния здоровья воспитанника и наличия у него достаточной мотивации к обучению наиболее важным фактором учебной адаптации (успеваемости по основным предметам) становится уровень развития когнитивных способностей. При этом прогностическим критерием адаптации является нормативный для данной возрастной категории уровень интегральной продуктивности выполнения тестовых заданий.
3. Интегральная продуктивность выполнения тестовых заданий определяется как произведение локальных показателей, отражающих различные характеристики процесса системообразования. Снижение какого-либо одного локального показателя продуктивности ниже нормативного уровня может быть компенсировано относительно лучшим развитием других локальных показателей.
4. Типологические особенности соотношения когнитивных способностей воспитанников, выбирающих различные формы профильного образования, предоставляют важный материал для оптимизации этого вида образования. При этом полученные данные позволяют понять, как производить выбор новых форм профильного образования, адресно-ориентированных на группы воспитанников,
не охваченных действующей системой курсов и секций, так и совершенствование самого процесса и содержания образования.
В целом проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу о серьезных различиях адаптации к учебной деятельности у испытуемых с различным типом психической работоспособности. Полученные данные указывают на необходимость целого ряда психолого-педагогических мероприятий, направленных на учет имеющегося разнообразия способностей молодых людей на различных стадиях усвоения государственной образовательной программы.
В первую очередь к этим мероприятиям должно быть отнесено рациональное распределение воспитанников по классам и группам в образовательном учреждении, в ходе которого должны приниматься во внимание особенности психической работоспособности воспитанников. Формирование более однородных по критерию работоспособности классов и групп, несомненно, должно способствовать повышению эффективности усвоения молодыми людьми учебной программы и, в то же время, служить серьезной опорой для педагога в раскрытии потенциальных возможностей воспитанника на ранних этапах формирования его профессиональной направленности.
* * *
1. Грабовский А.И., Костров Е.К., Рыжов Б.Н. Психическая работоспособность в профессиональной и учебной деятельности. М.: Воен. ун-т, 2008. 216 с.
2. Грабовский А.И. Системно-психологическая концепция психической работоспособности. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2008. 164с.
3. Грабовский А. И. Социально-психологические проблемы индивидуализации образовательного процесса: состояние и перспективы. / Пособие для руководителей образовательных учреждений. М: Просвещение, 2008. 144с.
4. Грабовский А.И. Проектирование образовательного учреждения, развивающего профессиональные направленности молодежи на основе типологической диагностики психической работоспособности. М.: Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «НАУКА - ХХ1», 2009. 248с.