Научная статья на тему 'Системная психология как фундаментальная теория психологии'

Системная психология как фундаментальная теория психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3073
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системная психология / общесистемные закономерности / энтропия / психическая напряжен-ность / психические процессы / мотивация / способности / теория развития / system psychology / system-wide regularities / entropy / mental tension / mental processes / motivation / abilities / theory of development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Б. Н. Рыжов

Статья посвящена описанию основ одной из фундаментальных концепций современной пси-хологической науки, получившей название «системная психология». В работе дано краткое описание ис-торических предпосылок возникновения системной психологии и изложено ее основное содержание, включающее разработку специального понятийного и математического аппарата системно-психологи-ческих исследований; системную интерпретацию традиционно выделяемых психических процессов и функций – внимания, ощущений, восприятий, памяти и мышления, а также описание системной струк-туры личности; разработку системной теории мотивации и новой, эмпирически обоснованной, периоди-зации возрастного развития человека; создание системной теории способностей и целого ряда практи-ческих методик, реализующих принципы системной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Б. Н. Рыжов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System psychology as a fundamental theory of psychology

The article deals with the description of the fundamentals of one of the basic concepts of modern psychological science, known as system psychology. The paper gives a brief description of the historical prereq-uisites for the emergence of system psychology and outlines its main content. It includes the development of a special conceptual and mathematical apparatus of system-psychological research; systemic interpretation of tra-ditionally distinguished mental processes and functions attention, sensations, perceptions, memory and think-ing, as well as description of the systemic structure of the personality; development of a system theory of moti-vation and a new, empirically based, periodization of the age development of a person; creation of a system theory of abilities and a whole range of practical methods that implement the principles of system psychology.

Текст научной работы на тему «Системная психология как фундаментальная теория психологии»

Б.Н. Рыжов Системная психология как фундаментальная теория психологии

Сведения об авторе

Аннотация. Статья посвящена описанию основ одной из фундаментальных концепций современной психологической науки, получившей название «системная психология». В работе дано краткое описание исторических предпосылок возникновения системной психологии и изложено ее основное содержание, включающее разработку специального понятийного и математического аппарата системно-психологических исследований; системную интерпретацию традиционно выделяемых психических процессов и функций - внимания, ощущений, восприятий, памяти и мышления, а также описание системной структуры личности; разработку системной теории мотивации и новой, эмпирически обоснованной, периодизации возрастного развития человека; создание системной теории способностей и целого ряда практических методик, реализующих принципы системной психологии.

Ключевые слова: системная психология, общесистемные закономерности, энтропия, психическая напряженность, психические процессы, мотивация, способности, теория развития.

Введение

Создание фундаментальной теории психологии -важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы стоит и негативный опыт многих неудачных попыток создать такую теорию в предшествующие периоды развития психологии, и большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться современной психологии. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно

Исторические предпосылки

В наше время психология прочно заняла место одной из наиболее востребованных научных дисциплин. Мнение психолога интересует и политического лидера, и предпринимателя, и школьного учителя. В США выбор абитуриентов в 2015 году показал, что психология находится на втором месте среди наиболее популярных профессий. Годом раньше такой же результат был получен и в Великобритании. Тем не менее, как и на заре становления научной психологии, более ста лет назад, сегодня

усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления.

Системная психология ставит целью построить психологическую науку на едином фундаменте системной теории, разработав для этого системный понятийно-математический аппарат и с единых теоретических позиций предложить научное описание важнейших элементов психологического знания.

развития системной психологии

по-прежнему остаются открытыми вопросы о ее теоретических основаниях, парадигме, языке и аксиоматике.

Когда психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины в конце в XIX века, она была преисполнена надежд и уверенности в том, что в скором времени тайны человеческой психики раскроются перед ней, также, как каждый день под пристальным взглядом физика или химика спадают покровы неживой природы. Сознание важности своей миссии одушевляло психологов той поры, и теоретический кризис,

с которым обычно связывают начало существования этой науки, напоминал юношеское раздумье, по какому пути пойти дальше. Это было головокружение от избытка сил, и каждая из рождавшихся одна за другой психологических школ служила тому убедительным свидетельством.

Сейчас, в двадцать первом веке, теоретический вакуум в психологии воспринимается как закономерное явление. Ушли в историю драматические столкновения взглядов между различными школами психологии. Ушли и сами школы, место которых заняли различные технологические направления, как правило, не претендующие на построение новой парадигмы. Но вместе со школами из психологии ушла и эпоха выдающихся имен: ведь прекращение развития теории неизбежно ведет к измельчанию научной проблематики, замене творческого поиска наукообразным ремеслом.

Сегодняшнее концептуальное безвременье напоминает кризис середины жизни, когда за множеством повседневных дел уже довольно ясно обозначились границы собственных возможностей. Вчерашние перспективы остались, по-прежнему далеки, а реальные достижения не столь уж и значительны.

В эту пору очень важно беспристрастно посмотреть на себя со стороны, увидеть существенное, отбросить ненужное. Найти новую перспективу, теперь уже реальную и достижимую.

Окинув взглядом последнее столетие видно, что одной из вех этой эпохи стало перемещение большинства известных психологов на американский континент. Следствием этого обстоятельства стала своеобразная «американизация» психологической науки, проявляющая себя в смещении приоритетов от теории к интересам практики.

По сути, то же произошло и с большинством других научных дисциплин. На фоне общего падения глубины теоретической мысли и почти полного исчезновения в мировой культуре конца ХХ - начала XXI веков имен, сопоставимых с гениями предшествующих эпох, неизмеримо возросло количество популярных изданий, всякого рода компиляций и справочников, соединяющих в доступном изложении сведения из весьма различных областей знания. Ситуация эта весьма напоминает последние века античности, когда предчувствие грядущей гибели цивилизации как бы подталкивало авторов не к созданию новых идей, а к заботливой упаковке в различные своды наиболее ценных сведений, полученных

предшествующими поколениями. Для того, чтобы эти ценности сохранились и продолжили жить в неумолимо надвигающуюся новую эпоху.

Вместе с тем, быстро идущая специализация и тех-нологизация науки во многом сдвинула ее приоритеты, утверждая одну из ведущих тенденций современного мира к интеграции научных течений, поиску универсальных, общесистемных закономерностей развития природы на самых различных уровнях ее организации [1, 9]. Более того, среди многих понятий, прочно вошедших в психологический обиход нашего времени, понятия "системность", "системный подход" стали одними из самых распространенных. При этом, как это нередко происходит с любым научным понятием, которое приобрело популярность за пределами породившей его теории, системный подход в психологии существует в двух весьма далеких друг от друга значениях.

Наиболее распространенное понимание системного подхода ограничивается желанием рассматривать различные психологические явления не изолированно, а в их совокупности и совместно с порождающими причинами. Иначе говоря "системно", подразумевая, что любой, даже достаточно простой, продукт психической деятельности всегда является следствием многих явлений

объективного и субъективного характера [4]. Иное содержание понятия "системный подход" связано с построением научного основания психологии на методологических принципах системологии - фундаментальной науки, предметом которой являются общие законы развития сложных систем физической, биологической и социальной природы [9, 10].

Обоснование этого подхода опирается на различные доказательства. Одно из них можно назвать онтологическим. Оно вытекает из самого происхождения психической формы жизни, которая возникает на биологическом субстрате и является субстратом для надстраивающихся над ней социальных форм. Будучи сложным системным образованием, для своего описания психика нуждается в адекватном языке, учитывающем все уровни ее системной организации. Из определения си-стемологии следует, что именно эта дисциплина формирует универсальный язык описания систем, создавая тем самым базу основных понятий и для психологической науки.

Другое доказательство - историческое. Оно вытекает из того, что обретение той или иной областью знаний своей научной парадигмы и формирование на этой основе строгой научной дисциплины, в которой все ее

части логически связаны и дополняют друга, всегда базируется на возможности опоры на твердый пласт независимого от нее знания. Знания, которое, составляет своего рода фундамент этой научной дисциплины.

После обретения такого фундамента всегда следует расцвет науки и связанных с ней технологий. Так это произошло с физикой после того, как Ньютон разработал основы высшей математики и предложил общую схему строго математического подхода к решению задач земной и небесной механики. С химией после того, как та смогла опереться на понимание лежащих в основе химических реакций физических закономерностей. С биологией, после раскрытия сущности ряда биохимических процессов.

Наука, не имеющая такой базы, и пытающаяся выводить свои закономерности из непосредственного знания принадлежащих ей фактов, напоминает многоэтажное здание, которое пытаются построить без фундамента, начиная сразу с первого этажа. Неудивительно, что такой дом едва ли будет достроен и простоит недолго, кто-бы не был его архитектором.

В определенной мере эта аналогия уместна по отношению к большинству предложенных ранее теоретических концепций психологии. Реальной альтернативой

может служить формирование специальной отрасли внутри психологической науки, направленной на упорядочивание ее принципов и согласование их с общими представлениями о системной организации природы.

Но, в любое время, проблемы сегодняшнего дня -это почва, из которой прорастают многочисленные семена будущих решений. Поэтому эклектизм современной психологии имеет и несомненную положительную сторону: сопоставляя психологические взгляды с воззрениями удаленных от нее научных дисциплин, он открывает широкую возможность для обогащения психологии их достижениями. Отсюда вытекает и основная цель системной психологии, заключающаяся в поиске пути такого взаимодействия, основанного на использовании психологией фундаментальных принципов системного анализа.

Трудность при этом состоит в том, что хотя многие психологические концепции тяготели к системным принципам организации, развитие психологии и системного анализа во многом происходило независимо. Причиной был не только почти непреодолимый барьер, пролегший между естественными и гуманитарными науками, но и существенно различавшиеся взгляды на предмет исследований.

Системный анализ, или системология, с момента своего становления в рамках термодинамики и до сегодняшнего дня была ориентирована на работу с объектами, состоящими из неподдающегося исчислению множества элементов [3, 10]. Типичными примерами таких объектов были газы, жидкости или, ближе к нашему времени, популяции биологических существ. Описать состояние каждого элемента таких систем в отдельности очень затруднительно. Поэтому наука о системах привыкла пользоваться обобщающими характеристиками типа температуры или термодинамической вероятности.

Собственно системные понятия, подобные энтропии, также формировались применительно к этим средам с использованием адекватных им обобщающих характеристик. Соответственно создавался и математический аппарат системного анализа. Учитывая непрерывный характер рассматриваемых сред, большинство математических зависимостей, предложенных для описания системных характеристик этих сред, имели со времен Клаузиуса до Берталанфи и Пригожина вид дифференциальных уравнений [2, 5].

Между тем, одна из особенностей человеческой психики как раз и состоит в том, что мы привыкли ориентироваться среди объектов, имеющих законченную форму и достаточно четко отграниченных от окружающего пространства. Иными словами, в большинстве случаев наше восприятие и мышление имеют дело не с непрерывной, а с принципиально дискретной средой.

Это противоречие служило серьезным препятствием для проникновения системного анализа в психологию вплоть до середины XX века и, несмотря на очевидную притягательность системных идей для многих крупнейших теоретиков психологии, таких как Вильгельм Вундт, гештальтисты и Курт Левин, не позволяло применять в психологии математический аппарат системного анализа.

Интерес к системным описаниям проник в психологию благодаря получившей большую популярность в середине XX века теории информации Шеннона. Именно эта, в общем-то, сугубо технологическая по своей направленности, разновидность системного анализа, впервые стала употреблять язык дискретных сообщений, т. е. заговорила на языке понятном психологии. И

психология не замедлила отозваться весьма популярным в 1960-1970-х годах «информационным подходом».

Но информационное увлечение оказалось недолговечным, поскольку если вид Шенноновской информации и подходил для описания процессов, происходящих в живой природе, то это касалось только ее простейших, самых примитивных форм. Разочарование, постигшее

Содержание современной

Одной из первых задач системной психологии является уточнение системной теории для дискретных сред или разработка аппарата дискретной системологии [7]. Формализация статических (объем, сложность, энтропия) и динамических характеристик дискретных систем позволяет представить системную картину мира не в том ракурсе, в каком она традиционно рассматривается естественными науками, а в том, в каком она непосредственно предстает нашему сознанию.

Особая роль при этом принадлежит уточнению для дискретной среды важнейшего системного понятия энтропии, которое приобретает в данном случае значение разности максимально возможной и реальной сложности

информационный подход, породило апатию и неверие в возможность построения в наше время сколько-нибудь законченной и целостной теории психологии.

В последующие годы, несмотря на все попытки когнитивного и некоторых других направлений противостоять этой тенденции, отказ от поиска теоретических конструктов в психологии практически стал повсеместным явлением.

системной психологии

системы, отнесенной ко всему диапазону возможных для данной системы градаций ее сложности.

С учетом такого понимания энтропии становится доступным формальное определение важнейших форм существования, или типов системодинамики живой природы. (Теоретически их может быть шесть: интенсивное и экстенсивное развитие, деградация, распад, диссипация и коллапс). Эти типы системодинамики свойственны всем уровням организации живой природы, от клетки до человека и любых его сообществ.

Таким образом, через барьер, отделявший до сих пор системный анализ от гуманитарных дисциплин, перебрасывается своего рода мост, позволяющий достичь

единства базовых понятий и, тем самым, сделать доступным общение и взаимообогащение двух научных дисциплин.

Для психологии, в частности, не только возникает возможность использования ряда принципов системной идеологии (как это было и раньше), но и, что особенно важно, применения разработанных в рамках дискретной системологии конкретных системных описаний и системного математического аппарата.

На этой основе стала возможной разработка собственно системной психологии, одной из первых задач которой явилось уточнение психологических категорий с учетом разработанной для психологии системной метрики и логики описаний. Таким образом, была получена системная интерпретация традиционно выделяемых психических процессов и функций - внимания, ощущений, восприятий, памяти и мышления, а также системная структура личности [8].

Особое место в системной психологии принадлежит системному пониманию мотивационной сферы человека. Применение формальных системных описаний позволяет построить мотивационный профиль человека, включающий восемь важнейших мотивационных

групп или видов мотивации (мотивация развития и мотивация сохранения вида и индивида, социума и личности) [7]. Для практического исследования мотивацион-ного профиля предложен специальный психологический тест, прошедший необходимую процедуру апробации и валидизации [7].

Проведенное с учетом этого теста популяционное системно-психологическое обследование позволило разработать новую эмпирически обоснованную периодизацию возрастного развития человека [7] .

Важным в теоретическом и практическом отношениях является построенное на принципах дискретной системологии понимание не получившего до настоящего времени четкого научного определения понятия -психической напряженности. С системных позиций напряженность приобретает предельно ясное значение разности энтропии системы в ее реальном и стационарном, наиболее устойчивом состоянии.

Психическая напряженность, таким образом, возникает в результате отклонения значимой для человека системы от своего стационарного состояния, и она тем больше, чем больше возникшее отклонение и чем более значима для человека данная система. В свою очередь,

психическая напряженность вызывает особое адаптационное состояние организма, или психофизиологическую напряженность, заключающуюся в комплексном отклонении ряда функциональных подсистем организма от своих стационарных состояний. Предложенные системной психологией методы количественной оценки психофизиологической напряженности позволяют производить точную диагностику функционального состояния человека в различных условиях профессиональной деятельности [7] .

Еще одним фундаментальным принципом системной психологии стало представление деятельности человека как процесса системообразования. Этот аспект системной психологии имеет и философское и специально психологическое значение. В последнем случае применение для анализа деятельности системной метрики открывает ряд немаловажных перспектив.

В их числе особый взгляд на проблему общих умственных или ментальных способностей, отражающих индивидуальную возможность системообразования по параметрам объема, или числа элементов получаемой системы (широта ума), сложности, или уровня связей в этой системе (глубина ума) и темповых характеристик

деятельности (быстрота ума), а также возможности переключения при образовании различных систем (гибкость ума) [7].

Такой подход дает новое представление о самой структуре способностей и их характерной типологии, будучи основанием для выделения особых типов системных способностей по типу версатив («широкий» тип) -ингенитив («глубокий» тип) [7]. Применение принципов системной психологии позволяет также предложить системное обоснование патопсихологических особенностей, наблюдаемых при традиционно выделяемых эндогенных психических заболеваниях, соотнося ущербность по каждому из выделенных системных параметров с конкретным заболеванием (эпилепсия, шизофрения и биполярное расстройство - маниакально-депрессивный психоз в ранее принятой терминологии) [7].

Системная психология позволяет дать научное определение психической работоспособности человека, и предложить батарею тестов для диагностики этого важного психологического показателя и его составляющих.

Наконец, системная психология открывает возможность нового направления культурно-исторического исследования, позволяя разработать концепцию психологического возраста цивилизации [6].

В завершение следует обратить внимание на некоторые трудности, которые могут встретиться при знакомстве с системной психологией у некоторых психологов и представителей других гуманитарных специальностей. Прежде всего, это касается достаточно большого числа использованных символических обозначений и формул, пусть даже и простейших. За исключением психофизики и нескольких специальных разделов психологии, традиция этой науки в целом лишь в очень небольшой мере предполагает формализацию каких-либо ее закономерностей. Тем более это относится к использованию математических зависимостей.

К сожалению, к особенности гуманитарного образования вообще относится то, что простая логическая процедура сжатия информации до символического вида, которая значительно упрощает понимание сути вопроса человеком с естественнонаучным складом мышления, у гуманитария, напротив, нередко вызывает дополнительное затруднение. Однако, привнесение в психологию принципов системной организации без формализации получаемых результатов едва ли воз-

можно. К тому же стремление одними и теми же методами привести в порядок мир внешний, также, как и наш внутренний, душевный мир, отнюдь не является чем-то необычным. Достаточно вспомнить дуализм Декарта: разве он не представлял собой проекцию в психологию его знаменитых координат? Сочетание по Декарту в человеке материального и Божественного не есть ли то же, что в математике дает единство идущей параллельно земле абсциссы и устремленной вверх ординаты? А гештальтпсихология и теория психологического поля Курта Левина? Разве явный "физикализм" этих теорий умаляет их научную значимость?

И все-таки, спустя много десятилетий после Вундта, в общественном мнении психология не перестает оставаться философией, когда речь идет о ее теории, и искусством, когда заходит речь о ее практическом применении.

Сегодня психологические труды уже не напоминают затуманенную отвлеченными рассуждениями беллетристику, как во времена Фрейда или Юнга, зато они по-

минутно впадают в противоположную крайность ремесленнических работ, в которых статистика заменяет оригинальную мысль. Но без прогресса теории, без ее постоянного развития, наука как логическая система переходит в фазу деградации, а затем, с неизбежностью, в следующую за ней фазу распада. Возможность такого распада и поглощения психологии нейрофизиологией уже не кажется невероятным.

Тем не менее, если все же психологическая наука сохранит свой статус и продолжит свое развитие, она с необходимостью встанет перед вопросом раскрытия общесистемных закономерностей психической жизни, решению которого посвящена системная психология

Литература

1. Балл Г.А., Мединцев В.А. Стратегии универсализации представления человековедческих знаний // Россия: Тенденции и перспективы развития. Вып. 7. Ч. II. - М.: ИНИОН РАН, 2012.

2. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.

3. Вейник А.И. Термодинамика. - Минск: Вышэйшая школа, 1968.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

5. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.

6. Рыжов Б.Н. Психологический возраст цивилизации // Системная психология и социология, 2015, № 2 (14)

7. Рыжов Б.Н. Системная психология. Изд.2. - М.: Т8 Издательские Технологии, 2017

8. Рыжов Б.Н. Системная структура личности // Системная психология и социология, 2017, № 3 (23)

9. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.

10. Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982.

TeopeTHHHÏ gocAig^eHHH y ncnxoAoriï. TOM V. 2018 • ISSN: 2616-6860

Boris Ryzhov

System psychology as a fundamental theory of psychology

Annotation. The article deals with the description of the fundamentals of one of the basic concepts of modern psychological science, known as system psychology. The paper gives a brief description of the historical prerequisites for the emergence of system psychology and outlines its main content. It includes the development of a special conceptual and mathematical apparatus of system-psychological research; systemic interpretation of traditionally distinguished mental processes and functions - attention, sensations, perceptions, memory and thinking, as well as description of the systemic structure of the personality; development of a system theory of motivation and a new, empirically based, periodization of the age development of a person; creation of a system theory of abilities and a whole range of practical methods that implement the principles of system psychology.

Keywords: system psychology, system-wide regularities, entropy, mental tension, mental processes, motivation, abilities, theory of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.