Научная статья на тему 'Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности'

Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
864
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОТИВАЦИЯ / LEISURE TIME / COGNITIVE INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Тищенко Петр Евгеньевич, Парфенов Юрий Александрович

В статье рассмотрены психологические особенности подростков, предпочитающих различные формы досуга. Показано, что подростки с направленностью на активные формы досуга имеют более высокий уровень познавательного и эмоционального интеллекта. Определены направления для практической реализации результатов исследования при работе с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Тищенко Петр Евгеньевич, Парфенов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycholgical characteristics of the adolescents with different leasure activities preferences

The article describes the psychological characteristics of adolescents who prefer different forms of leisure time. It is shown that adolescents with the focus on the active forms of recreation have a higher level of cognitive and emotional intelligence. It presents the directions for the practical implementation of the research results when working with adolescents.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности»

тах (сотрудничество и компромисс).

Полученные результаты позволяют предположить об эффективности предложенных упражнений и тренингов, поскольку в процессе их выполнения сотрудники переосмысливают свой жизненный и боевой опыт, изменяют отношение к себе и служебной деятельности, успешно рефлексируют проблемы постэкстремального периода, корректируют собственное поведение. Вследствие этого решаются основные задачи социально-психологической и психолого-педагогической реадаптации сотрудников ОВД экстремального профиля в постэкстремальный период.

Контактная информация: tot33@mail.ru УДК 159.922; 159.922.6; 159.923 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор,

Петр Евгеньевич Тищенко, соискатель заместитель председателя Санкт-Петербургского комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

В статье рассмотрены психологические особенности подростков, предпочитающих различные формы досуга. Показано, что подростки с направленностью на активные формы досуга имеют более высокий уровень познавательного и эмоционального интеллекта. Определены направления для практической реализации результатов исследования при работе с подростками.

Ключевые слова: досуг, познавательный интеллект, эмоциональный интеллект, мотивация.

PSYCHOLGICAL CHARACTERISTICS OF THE ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEASURE ACTIVITIES PREFERENCES

Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,

Peter Evgenevich Tishchenko, the competitor, vice-president of the St.-Petersburg committee on the youth policy and interaction with public organizations,

Yury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

The article describes the psychological characteristics of adolescents who prefer different forms of leisure time. It is shown that adolescents with the focus on the active forms of recreation have a higher level of cognitive and emotional intelligence. It presents the directions for the practical implementation of the research results when working with adolescents.

Keywords: leisure time, cognitive intelligence, emotional intelligence, motivation.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его интеллектуально-личностное развитие, ибо в условиях свободного времени характерно интенсивное формирование интеллекта и личности, на развитие которых влияют многочисленные внутренние и внешние факторы. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы [1,6].

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегла-ментированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и

игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам [2,8,9]:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения

культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные. Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект досуга молодежи [3,7]. Эти аспекты досуга явились целью нашего исследования. Всего было обследовано 35 подростков на базе летнего лагеря для подростков Ленинградской области, (20 подростков - группа 1, предпочитающие активные формы досуга, 15 подростков - группа 2, предпочитающие пассивный отдых); возраст подростков - 15-18 лет

Для проведения исследования применялись тест структуры интеллекта (Т81) (Р. Амтхауэр), предназначенный для оценки структуры интеллекта и методика диагностики эмоционального и социального интеллекта (Н.Холл); стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Особенности познавательного интеллекта. Сопоставление интеллектуальных особенностей у подростков двух групп на основе использования методики Амтхауэра, позволяющей оценить различные компоненты мыслительной деятельности по 9 субтестам позволило выявить следующие особенности (табл. 1).

Таблица 1

Особенности познавательного интеллекта у подростков_________________

Субтесты по методике Амтхауэра Группа подростков Р

Активный досуг (х±т), (п=20) Пассивный отдых (х±т), (п=15)

Дополнение предложений 14,3±0,8 9,6±0,3 <0,05

Исключение слов 15,2±0,4 13,3±0,4 <0,05

Аналогии 13,8±0,6 11,2±0,4 <0,05

Обобщение 14,8±0,3 11,8±0,6 <0,05

Арифметические задачи 16,3±0,8 10,6±0,7 <0,05

Числовые ряды 14,6±0,3 12,1±0,3 <0,05

Пространственное воображение 15,1±0,7 9,3±0,4 <0,05

Пространственное обобщение 13,6±0,5 12,6±0,3 >0,05

Память 11,8±0,3 11,2±0,4 >0,05

Выяснилось, что подростки, первой группы, имеют достоверно более высокие показатели по 7 из 9 субтестов методики Амтхауэра, по сравнению с подростками, предпочитающими пассивный отдых (р<0,05).

Следовательно, подростки, предпочитающие активные формы досуга: более рассудительны, у них более самостоятельно мышление (по данным субтеста 1); обладают более развитым чувством языка, индуктивным речевым мышлением, способностью точного выражения словесных значений, способностью чувствовать, проявлять повышенную реактивность (по данным субтеста 2); обладают большей подвижностью

мышления и комбинаторикой (субтест 3); более способны к абстрактному мышлению, образованию понятий, умению грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей (субтест 4); более способны решать формализованные проблемы в виде различных задач (субтест 5); у них более развиты вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму умственной работы (субтест 6); у них более развито пространственное воображение, умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление (субтест

7).

Особенности социального интеллекта. Отмечались также определенные особенности социального интеллекта у подростков из анализируемых групп (табл. 2).

Таблица 2

Особенности социального интеллекта у подростков____________________

Показатели по методике Н.Холла Группа подростков Р

Активный досуг (х±т), (п=20) Пассивный отдых (х±т), (п=15)

Эмоциональная осведомленность 12,1±0,8 7,3±0,5 <0,05

Управление своими эмоциями 14,6±0,3 9,7±0,4 <0,05

Самомотивация 12,2±0,7 8,3±0,4 <0,05

Эмпатия 10,3±0,5 10,5±0,6 >0,05

Распознавание эмоций других людей 14,2±0,4 5,7±0,5 <0,05

Подростки, предпочитающие активную форму досуга, имеют большие показатели эмоциональной осведомленности, они более пластичны в эмоциональных проявлениях, умеют управлять эмоциями, умеют настроиться на эмоциональную волну того, с кем общаются, могут в большей степени распознавать эмоции других людей и в то же время могут воздействовать на эмоциональное состояние других людей в процессе общения.

Профиль личности. При анализе профиля личности подростков обращает на себя внимание следующий факт: все показатели шкал методики СМИЛ лежат в пределах средних значений, и различия в группах носит лишь относительный характер.

Вместе с тем из рисунка 1 видно, что подростки, предпочитающие активную форму досуга, обладают достоверно более низкими оценками по шкалам достоверности (Б), коррекции (К), сверхконтроля (№), депрессии (Б), а также достоверно более высокими оценками по шкале активности (Ма) (р<0,05).

□ 1 Группа П 2 Группа Рис. 1. Профили личности подростков по методике СМИЛ

Для данной группы подростков характерен относительный психологический комфорт. Они склонны к отрицанию конфликтов, хорошо осознают свои затруднения, придают большое значение межличностным отношениям, скептически относятся к складывающейся ситуации, У них отсутствует озабоченность состоянием своего здо-

ровья, характерны склонность к некоторому преувеличению своих возможностей, непринужденное поведения в межличностных отношениях, оптимизм, бодрость, активность, жизнерадостность, решительность и жизнерадостность, наличие достаточного лидерского потенциала.

Для подростков, второй группы, предпочитающие пассивный отдых, характерны склонность к тревожности, аггравации, напряженности, затруднения в контроле межличностных отношений, озабоченность своим социальным статусом, конформизм, скованность и зажатость в поведении, отсутствие непринужденности в общении, консервативность мышления. Для них характерны также неуверенность в себе и собственных возможностях, заниженная самооценка, пессимистический взгляд на жизнь, нерешительность, быстрая утомляемость, чувствительность и робость, низкая активность, склонность полагаться на волю случая.

По-видимому, указанные черты личности подростков, с разным видом предпочитаемого досуга, оказывают существенное влияние на их поисковую активность в целом. Важно, однако, подчеркнуть, что указанные различия в выделенных группах носят лишь относительный характер, а все показатели в обеих группах не превышают средних значений по шкалам методики СМИЛ.

Для оценки взаимосвязи показателей познавательного интеллекта (методика Амтхауэра) и социального и эмоционального интеллекта (методика Н.Холла) у подростков, использовался корреляционный анализ.

Результаты корреляционного анализа (рис.2) свидетельствуют о том, что склонность к активному досугу у подростков имеет достоверные прямые умеренные связи со всеми субтестами познавательно интеллекта, определяемыми по методике Амтхау-эра, а также с социальным интеллектом.

Примечание: Указаны сокращения субшкал по методике Амтхауэра (Дп - дополнение предложений; Ис - исключение слов; Ан - аналогии; ПВ -пространственное воображение; АЗ -арифметические задачи; ПО - пространственное обобщение; ЧР - числовые ряды; Об - обобщение)

Рис. 2. Взаимосвязь склонности к активному досугу с социальным и познавательным интеллектом у подростков (на рисунке приведены только достоверные связи (на уровне р<0.05))

То есть по мере нарастания рассудительности, способности к индуктивному мышлению, его подвижности, а также улучшения способности к абстрактному мышлению, умения решать формализованные проблемы в виде различным задач, большего развития вычислительных способностей и пространственного воображения, умении осуществлять сложную аналитико-синтетическую работу и большего развития мнеми-

ческих способностей увеличивается показатель социального и эмоционального интеллекта у подростков, в особенности у тех из них, которые посещают художественную школу.

ВЫВОДЫ

У подростков, предпочитающие активные формы досуга, более развит в целом интеллект; при этом наибольшие различия отмечались по 1 (дополнение предложений), 5 (арифметические задачи), и 7 (пространственное воображение) субтестам методики Амтхауэра. То есть указанные компоненты интеллекта являются своего рода критическими точками, по которым проходит разделение подростков, предпочитающих разный вид досуга.

Эмоциональный интеллект, являясь системообразующим фактором социальнопсихологической адаптации подростков в силу умения наладить эмоционально приемлемые отношения, более выражен у подростков, предпочитающие активную форму досуга.

Полученный результаты исследования показали наличие определенных личностных свойств достоверно отличающихся в двух разных группах подростков: предпочитающих активный досуг и пассивный отдых. Однако, требуется дополнительное исследование с целью выяснения, является ли активный досуг фактором развития личности, и возможно его использование с целью коррекции в практике, или предпочтение активного отдыха является интегральным показателем зрелости личности и может быть использован в психодиагностической работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, А.И. Культура досуга / А.И. Григорьев. - Киев : Высшая школа, 2000. - 108 с.

2. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие / И.Ю. Кулагин, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», «Юрайт-М», 2007. - 464 с.

3. Карманов, А. А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. - 2003.- №5. - С.61-67

4. Колесников, A. Математический анализ / A. Колесников. - Дюссельдорф, Киев, Москва, Санкт-Петербург : Издательская группа BHN, 2007. - 528 с.

5. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики / В.Л. Марищук. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 2008. - 191 с.

6. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М. : Академия, 2000. - 336 с.

7. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. - СПб. : Питер, 2004. - 316 с.

8. Смирнов, С.А. Педагогика : педагогические теории, система, технологии / С.А. Смирнов. - М. : Академия, 2000. - 512 с.

9. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи : сущность, управление / Б.А. Трегубов. - СПб. : Наука, 2005. - 253 с.

Контактная информация: my-intemet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.