parameters of training process of boxers”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 63-66.
7. Sologub, E.B. and Taymazov, V.A. (2000), Sports genetics: Manual, publishing house “Terra sports”, Moscow.
8. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), “Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.
9. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
10. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
11. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
12. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2013.
УДК 159.9
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПРОГНОЗ СОЦИАЛИЗИРОВАННОГО РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, доктор психологических наук,
профессор,
Юрий Александрович Парфенов, доктор медицинских наук, доцент,
Румия Галимжановна Коротенкова, аспирант,
Наталия Александровна Белевич, ассистент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
В статье показано, что специфика патопсихологических закономерностей патогенеза социализированного расстройства поведения у подростков остается одной из актуальных и малоизученных проблем современной медицинской психологии. Полиморфизм патопсихологических симптомов, рудиментарность и незавершенность их проявлений создают определенные трудности в диагностике и своевременной коррекции этих нарушений. В то же время знание существующих «возрастных» особенностей патопсихологических закономерностей патогенеза социализированного расстройства поведения необходимо для уточнения групп риска по этой патологии и разработки ориентированных на возрастную специфику различных форм помощи - организационных, психотерапевтических и, в первую очередь, коррекционных с учетом личностных особенностей и иерархии потребностей подростков.
С системных позиций исследованы патопсихологические детерминанты социализированного расстройства поведения и разработана прогностическая модель ремиссии клиникопсихологической симптоматики у подростков.
Ключевые слова: подростки, поведение, социализированное расстройство поведения, патопсихологические симптомы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p24-29 PATHOPSYCHOLOGICAL DETERMINANTS AND FORECAST OF THE SOCIALIZED ADOLESCENTS' BEHAVIOR DISORDERS
Vasiliy Georgievich Belov, the doctor of medical science, doctor ofpsychological science,
professor,
Yuriy Alexandrovich Parfyonov, the doctor of medical science, senior lecturer,
Rumia Galimganovna Korotenkova, the post-graduate student,
Natalia Alexandrovna Belevich, the assistant,
Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The article shows that the specificity of pathopsychologyical patterns of the pathogenesis of socialized conduct disorder among the adolescents is one of the important and poor-studied problems of the modern medical psychology. Polymorphism of the pathopsychologyical symptoms, rudimentary and incomplete their manifestations pose some difficulties for the diagnosis and timely correction of the violations. At the same time, the knowledge of the existing "age" features of the pathopsychologyical patterns of the pathogenesis of the socialized conduct disorder is needed for the risk groups' specification under this pathology, and the development of the age-sensitive various forms of assistance - organizational, psychotherapy and, above all, correctional with taking into account the personal features and hierarchy of needs of the adolescents. The system approach has contributed to the investigation of the pathopsychologyical determinants of socialized conduct disorder and development of the predictive model of remission of clinical and psychological symptoms among the adolescents.
Keywords: adolescents, behavior, socialized conduct disorder, pathopsychological symptoms.
Широкомасштабные исследования, проведенные в США и Европе, показывают, что уровень распространенности проблем поведения у подростков в целом достигает 812% [1-4]. В 50% это связано с наличием расстройства поведения, распространенность которого составляет примерно 12%. Объединяющими синдромами расстройства поведения являются выраженная диссоциальная и агрессивная симптоматика (постоянное нега-тивистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же возраста) [1, 2, 4, 8]. Несмотря на наличие эмпирического подтверждения валидности диагностики расстройств поведения в таксоне F91 и в таксоне F91.2, все еще отсутствует ясное описание структуры и клинико-патопсихологических детерминант, позволяющих прогнозировать ремиссию данной патологии.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в психологической практике вопросов прогноза ремиссии поведенческой патологии обусловили выбор цели работы.
Цель исследования: выявить ведущие патопсихологические детерминанты и разработать модель прогноза течения социализированного расстройства поведения у подростков.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Общий объем исследования составили 313 подростков, из них 197 подростков с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения и 116 подростков с нормативным типом поведения. Средний возраст подростков 16,1±1,5 года.
Исследование проводилось по следующим методикам: тест социального интеллекта (Дж. Гилфорд), тест структуры интеллекта (Амтхауэра), методика на определение уровня эмоционального интеллекта (Н. Холл), тест FPI, методика К. Леонгарда -
Н. Шмишека.
Экспериментальные материалы, полученные в ходе исследования, подвергались статистической обработке по стандартным программам для персональных компьютеров
(«8Р88», «8ТЛТ18Т1СЛ-6») [3,5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В общей структуре патопсихологических детерминант социализированного расстройства поведения подростков путем экспертной оценки методом Делфи были выделены различные группы качеств и свойства личности подростка, характеризующие течение социализированного расстройства поведения.
Патопсихологические детерминанты социализированного расстройства поведения подростка представлены многоуровневой и многокомпонентной структурой, которая предопределяет возможность развития делинквентного поведения и включает три группы клинико-патопсихологических характеристик: патопсихологические симптомоком-плексы; индивидуально-психологические девиации и поведенческие проявления патопсихологической симптоматики (рис. 1).
Рис. 1. Клинико-патопсихологические характеристики социализированного расстройства
поведения
Выполненное нами изучение психического статуса подростков с социализированным расстройством поведения позволило установить следующее.
Наиболее часто у обследуемых подростков встречались следующие симптомы: симптомы аффективной патологии (75%); симптомы обсессивных расстройств (68,2%); симптомы повышенной возбудимости (81,2%); компульсивная симптоматика (32,6%); симптомы навязчивых воспоминаний (28%); диссоциативные симптомы (11%).
Подростки с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения имеют следующие черты характера (по методике 16-ФЛО Кэттела): они обладают богатым воображением, погружены в себя, склонны не обращать внимания на практически важные вещи и дела; не сдержанны в поведении; напряженные, взвинченные, беспокойные, раздражительные и нетерпеливые, импульсивные и беспечные. У них часто преобладает пониженное настроение, снижен уровень абстрактного мышления. Они обладают низким самоконтролем, у них недостаточный уровень интеграции и обдуманности поведения. Они плохо организованы, часто не доводят дело до конца. Склонны не считаться с общепринятыми нормами. Часто следуют своим побуждениям. Подчиняются собственным страстям. Склонны к ипохондрии.
Анализ показателей, полученных по опроснику БР1, показал, что подростки с диагнозом социализированного расстройства поведения обладают достоверно более высокими показателями невротичности (р<0,05), спонтанной агрессивности (р<0,05), раздражительности (р<0,05), экстравертированности (р<0,05) и эмоциональной лабильности (р<0,05). Таким образом, подростки с делинквентным поведением имеют тенденции к невротическим реакциям, агрессивны, раздражительны, они более экстравертированы; для них характерны частые колебания настроения, повышенная возбудимость.
Анализ акцентуаций характера в группах подростков с различными типами пове-
дения показал, что подростки с нормативным типом поведения, по сравнению с подростками с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения, имели достоверно более низкие показатели по следующим шкалам методики К. Леонгарда -
Н. Шмишека: демонстративности, педантичности, застревания, возбудимости, гипертим-ности и аффективности (при р<0.05 по всем перечисленным шкалам).
Нами также было осуществлено исследование интеллекта по методике Р. Амтхауэра (табл. 1).
Таблица 1
Особенности интеллекта подростков с различными типами поведения (х±т)
Субтесты по методике Амтхауэра Тип поведения Р<
Нормативное Социализированное расстройство
Дополнение предложений 15,3±0,7 9,4±0,3 0,05
Исключение слов 14,1±0,3 12,9±0,5 0,05
Аналогии 14,9±0,7 11,1±0,3 0,05
Обобщение 13,7±0,5 12,8±0,7 0,05
Арифметические задачи 15,5±0,6 11,6±0,6 0,05
Числовые ряды 15,3±0,6 13,1±0,5 0,05
Пространственное воображение 12,4±0,4 8,3±0,5 0,05
Пространственное обобщение 14,3±0,3 7,6±0,4 0,05
Память 12,9±0,5 10,2±0,5 0,05
Выявлено, что подростки с нормативным типом поведения имеют достоверно более высокие показатели по всем субтестам методики Амтхауэра, по сравнению с подростками с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения.
Таким образом, подростки с социализированным расстройством поведения проявляют явные признаки педагогической запущенности в форме недостаточного интеллектуального развитие и дефицита общих знаний. Это обстоятельство может объяснять низкую успешность данных подростков в учебно-интеллектуальной деятельности.
Анализ выполнения подростками заданий по проверке читательской грамотности показал, что у подростков с отклоняющимся поведением вызвало затруднение задание повышенного уровня сложности, позволяющее проверять умение применять на практике знания по морфологии, определять средства художественной выразительности базового уровня - умение различать самостоятельные и служебные части речи, применять полученные знания по синтаксису. Отмечались также определенные особенности социального и эмоционального интеллекта у подростков из анализируемых групп.
Результаты анализа интеллекта у подростков с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения показали, что данные подростки плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Они могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные и опасные ситуации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они в целом плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Таким образом, наряду со сниженным интеллектом социализированное расстройство поведения подростков сопровождается такими личностными особенностями, как сниженная способность к анализу социального поведения.
Результаты математико-статистического анализа позволили выделить шесть основных групп факторов (суммарная дисперсия 71,42%), определяющих патопсихологические детерминанты социализированного расстройства поведения у подростков: «рассогласование самооценочных структур»; «психопатическая ригидность»; «парциальный интеллектуальный контроль»; «фактор невропатизации и психопатизации»; «аффективный контроль»; «поведенческие возможности компенсации невротической симптоматики».
Таким образом, результаты факторного анализа подтвердили исходную гипотезу о тесной взаимосвязи патопсихологических детерминант социализированного расстройства поведения подростков со сферой самосознания, уровнем психопатологической симптоматики, волевыми характеристиками, поведенческими особенностями и морально-нравственными нормативами подростков.
На основе многомерного регрессионного анализа разработана математикостатистическая модель («решающее правило»), которая приобрела следующий вид:
ИПРСРП=1,35+0,55хХ1+0,41хХ2+0,25хХ3+0,11хХ4+0,09хХ5 +0,05хХ6,
где ИПРСРП - индекс прогноза ремиссии социализированного расстройства поведения; Xj - рассогласование самооценочных структур; Х2 - психопатическая ригидность; Х3 -парциальный интеллектуальный контролья; Х4 - невропатизация и психопатизация; Х5 -аффективный контроль; Х6 - поведенческие возможности компенсации невротической симптоматики.
Из полученных результатов следует, что индивидуально-психологические, патопсихологические и поведенческие особенности личности достоверно влияют на возможности ремиссии патопсихологической симптоматики у подростков с верифицированным диагнозом социализированного расстройства поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, В.Г. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков / В.Г. Белов, Н.С. Малинина, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 26-31.
2. Белов, В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимно-стью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-73.
3. Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии : автореф. дисс. ... докт. психол. наук / В.Г. Белов. - СПб., 2010. - 60 с.
4. Белевич, Н.А. Психолого-акмеологическое прогнозирование социализации подростков с делинквентным поведением : автореф. дисс. . канд. психол. наук / Н.А. Белевич. - СПб., 2011. - 24 с.
5. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2006. - 416 с.
6. Парфенов, Ю.А. Методические разработки по многомерному моделированию / Ю.А. Парфенов, С.-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы. - СПб. : [б.и.], 2010. -183 с.
7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.
8. Утоплова, М.П. Региональная модель развития социально-педагогической системы в условиях модернизации образования : автореф. дисс. . канд. пед. наук / М.П. Утоплова. - СПб., 2011. - 23 с.
REFERENCES
1. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A. and Malinina, N.S. (2011), "Frustration as a predictor of deviant behavior of adolescents", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81 No. 11, pp. 26-31.
2. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Ovchinnikova T.S. and Kiryanov V.M. (2011), "Psychological characteristics of adolescents with deviant victimhood", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79 No. 9, pp. 28-73.
3. Belov, V.G. (2010), Psychological and acmeological support adolescents with de-
linquent behavior: the concept, model, and technology, dissertation, St. Petersburg..
4. Belevich, N.A. (2011), Psychological acmeological forecasting socialization of adolescents with delinquent behavior, dissertation, St. Petersburg.
5. Nasledov, A.D. (2006), SPSS: the Computer analysis of the data in psychology and social sciences, publishing house “Peter”, St. Petersburg, Russian Federation.
6. Parfenov, Y.A. (2010), Methodical workings out on multidimensional modeling, publishing house Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St.-Petersburg, Russian Federation.
7. Raigorodsky, D.J (2010), Practical Psychology diagnostics. Methods and tests: tutorial, publishing house “Letopis”, Samara, Russian Federation.
8. Utoplova, M.P. The regional model of social and educational systems in the modernization of education, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2013.
УДК 796.015.864
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СПОРТСМЕНОВ В ПРЕДСТАРТОВОМ
СОСТОЯНИИ
Евгения Людвиговна Белова, кандидат биологических наук, доцент,
Наталья Валерьевна Румянцева, кандидат педагогических наук, доцент, Вологодский государственный педагогический университет
Аннотация
Ведущей системой, обеспечивающей приспособление организма к предстартовому стрессу, является автономная нервная система. Известно, что автономная регуляция в состоянии относительного физиологического покоя во многом определяется индивидуально-типологическими особенностями личности, однако данные о наличии подобных взаимосвязей и их выраженности в состоянии нервно-психического напряжения и тревоги перед стартом отсутствуют. В исследовании приняли участие 41 спортсмен. Выявлены типологические особенности реагирования спортсменов на психоэмоциональное предсоревновательное напряжение в зависимости от исходного уровня функционирования организма. Установлена взаимосвязь личностных особенностей спортсменов с показателями реагирования сердечного ритма в состоянии предсоревновательного стресса.
Ключевые слова: предстартовое состояние, автономная нервная система, вариабельность сердечного ритма, личностные особенности спортсмена.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p29-34 DETERMINACY OF THE REACTION OF HEART RATE BY PERSONALITY CHARACTERISTICS OF THE ATHLETES IN THE PRESTART CONDITION
Evgeniya Lyudvigovna Belova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Natalia Valerievna Rumiantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vologda State Pedagogical University
Annotation
The leading system, providing the adaptation of the body to the prestart stress, is the autonomic nervous system. It is known that the autonomous regulation in a state of the relative physiological rest is largely determined by individual-typological characteristics of the individual, but the data on the presence of such interactions and their manifestation in a state of mental stress and anxiety before the start are missing. The study involved 41 athletes. The typological features of the psycho-emotional response of the athletes to the precompetitive pressure depending on the initial level of body functioning have been identi-