Научная статья на тему 'Прогнозирование самореализации подростков с делинквентным поведением'

Прогнозирование самореализации подростков с делинквентным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ADOLESCENTS / SELF-REALIZATION / DELINQUENT BEHAVIOR / PREDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Володина Ксения Ивановна, Белова Евгения Васильевна

В исследовании конкретизировано научное представление о содержании понятия «самореализация» по отношению к подросткам с делинквентным поведением; расширены возможности решения задачи прогнозирования влияния личностных, патофизиологических и поведенческих факторов на самореализацию подростков с делинквентным поведением. Определена специфика самореализации подростков с делинквентным поведением и показано, что их нормативное развитие зависит от индивидуально-психологических (структура ценностно-мотивационной сферы, интеллектуально-мнестические свойства), психофизиологических (патопсихологические симптомокомплексы, стабильность аффективной сферы) и поведенческих факторов самореализации. Обоснована многомерная математико-статистическая модель прогноза нормативной самореализации подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на базе специально организованной психолого-педагогической среды подросткового трудового коллектива.Разработан и обоснован комплекс методик, направленных на изучение социальных, психологических и физиологических особенностей самореализации подростков с делинквентным поведением, с возможностью прогнозирования нормативной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Володина Ксения Ивановна, Белова Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prediction of self-realization of adolescents with delinquent behavior

In the research work the scientific concept of "self-realization" in relation to adolescents with delinquent behavior has been specified, the opportunities of prediction of the influence of personality, pathophysiological and behavioral factors on self-realization of young people with delinquent behavior have been extended. The specificity of self-realization of adolescents with delinquent behavior was defined and it was shown that their normative development depends on their individual psychological (the structure of value-motivational sphere, intellectual-mental properties), psychophysiological (pathopsychological symptoms, stability of affective sphere) and behavioral factors of self-realization. Multivariate mathematical-statistical model of prediction of normative self-realization of adolescents with delinquent behavior in the conditions of employment on the base of specially organized psychological and educational environment teenage work team was substantiated. A set of techniques aimed at understanding the social, psychological and physiological characteristics of self-realization of adolescents with delinquent behavior, with the ability to predict normative self-realization was developed and substantiated.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование самореализации подростков с делинквентным поведением»

Р.Н. Губа. - М. : ИКА, 1998. - 283 с.

9. Рогозкин, В.А. Спортивная генетика : состояние и перспективы // VII Международный научный конгресс "Современный олимпийский спорт и спорт для всех". - М., 2003. - Т. 3. - С. 265-269.

10. Соколик, И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Соколик И.Ю. - Москва, 1998. - 49 с.

11. Prystupa, E. Dyscypliny sportowe i tendencje ksz-taltowania programow zawodow sportowych na Igrzyskach Paraolimpijskich // Aktywnosc ruchowa osob niepel-nosprawnych : мonografia / E. Prystupa, E. Bolach, T. Prystupa. — Wroclaw : TWK, 2004. - S. 117-131.

REFERENCES

1. Akhmetov, 1.1. (2010), Molecular genetic markers of physical qualities of man: summary of the thesis for a medical doctorate, Moscow, Russian Federation.

2. Baranov, V.N. and Shustin, B.N. (2008), Scientific basis of high performance sport and training of sports reserves. Main areas of research and topics of dissertations in the field of physical culture and sports, The athletes’ world, Moscow, Russian Federation.

3. Baryaev, A.A. (2003), "Features of the scientific and methodological support of the preparatory process for Paralympic athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 13-18.

4. Volkov, V.M., Dorokhov R.N. and Bykov V.A. (1998), Prediction of motor abilities in athletes: a tutorial, publishing house SSIPC, Smolensk, Russian Federation.

5. Ed. Avdeeva, T.G. and Bahrah, 1.1. (2007), Children’s sports medicine: a tutorial, Phoenix, Rostov on Don, Russian Federation.

6. Litvak, A.G. (2006), Psychology of the blind and cecutient, KARO, St.-Petersburg, Russian Federation.

7. Nabatnikova, M.Y. (1982), Basis of management training for young athletes, PaS, Moscow, Russian Federation.

8. Nikitushkin, V.G. and Guba, R.N. (1998), Methods of selection in team sports, IKA, Moscow, Russian Federation.

9. Rogozkin, V.A. (2003), "Spots genetics: present and future", VII international scientific congress “Contemporary Olympic sport and sport for everyone", Vol.3. pp. 265-269, Moscow, Russian Federation.

10. Sokolic I.Y. (1998), Organizational and methodological foundations of sports talents diagnostics: summary of the thesis for a pedagogical doctorate, Moscow, Russian Federation.

11. Prystupa, E., Bolach E., and Prystupa, T. (2004), Sports and trends forming the sports programs during the Paralympic Games, TWK, Wroclaw, Poland.

Контактная информация: onirio.sgafkst@mail.ru

УДК 159.923:316.6

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент,

Ксения Ивановна Володина, аспирант,

Евгения Васильевна Белова, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

В исследовании конкретизировано научное представление о содержании понятия «самореализация» по отношению к подросткам с делинквентным поведением; расширены возможности ре-

шения задачи прогнозирования влияния личностных, патофизиологических и поведенческих факторов на самореализацию подростков с делинквентным поведением. Определена специфика самореализации подростков с делинквентным поведением и показано, что их нормативное развитие зависит от индивидуально-психологических (структура ценностно-мотивационной сферы, интел-лектуально-мнестические свойства), психофизиологических (патопсихологические симптомоком-плексы, стабильность аффективной сферы) и поведенческих факторов самореализации. Обоснована многомерная математико-статистическая модель прогноза нормативной самореализации подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на базе специально организованной психолого-педагогической среды - подросткового трудового коллектива. Разработан и обоснован комплекс методик, направленных на изучение социальных, психологических и физиологических особенностей самореализации подростков с делинквентным поведением, с возможностью прогнозирования нормативной самореализации.

Ключевые слова: подростки, самореализация, делинквентное поведение, прогнозирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p24-29

PREDICTION OF SELF-REALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT

BEHAVIOR

Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor,

Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Ksenia Ivanovna Volodina, the post-graduate student,

Evgenia Vasilievna Belova, the post-graduate student,

Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

In the research work the scientific concept of "self-realization" in relation to adolescents with delinquent behavior has been specified, the opportunities of prediction of the influence of personality, pathophysiological and behavioral factors on self-realization of young people with delinquent behavior have been extended. The specificity of self-realization of adolescents with delinquent behavior was defined and it was shown that their normative development depends on their individual psychological (the structure of value-motivational sphere, intellectual-mental properties), psychophysiological (pathopsychological symptoms, stability of affective sphere) and behavioral factors of self-realization. Multivariate mathematical-statistical model of prediction of normative self-realization of adolescents with delinquent behavior in the conditions of employment on the base of specially organized psychological and educational environment -teenage work team was substantiated. A set of techniques aimed at understanding the social, psychological and physiological characteristics of self-realization of adolescents with delinquent behavior, with the ability to predict normative self-realization was developed and substantiated.

Keywords: adolescents, self-realization, delinquent behavior, prediction.

В условиях социальных изменений происходит изменение сознания, поведения у всех людей, но особенно специфично оно сказывается на подростках, так как депривация возможностей самореализации в этом возрасте становится личной трагедией, приводя к депрессиям, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, социальной деградации, правонарушениям и преступлениям [1-3,5].

Цель исследования: обосновать психодиагностические критерии оценки и прогнозирования нормативной самореализации подростков с делинквентным поведением.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе обследования использовались беседа, наблюдение, а также общепринятые и хорошо зарекомендовавшие себя в психодиагностике тесты (табл.1).

Всего было обследовано 295 подростков: 218 подростков с делинквентным поведением и 77 подростков с нормативным типом поведения, средний возраст 16,1±1,5 года.

Полученные в ходе исследования результаты тестирования были обработаны стандартными методами математической статистики.

Таблица 1

Объем, направление и методики исследования_______________________

Блок показателей Число обследуемых Используемые методики

Особенности поведенческой сферы подростков 295 Беседа и интервьюирование

Интеллектуальные особенности 295 Тестирование (тесты Дж. Гилфорда, Амтхауэра, Н. Холла, Е.Е. Туник)

Определение патопсихологических и характерологических особенностей 295 Клинико-патопсихологический метод, тест Р. Кэтте-ла; тест БР1; тест К. Леонгарда - Н. Шмишека

Выявление ценностных ориентаций и осмысленности жизни 295 Тестирование (тесты В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, М. Рокича Ш. Шварца, Д.А. Леонтьева)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из модели [5], нами посредством экспертной оценки были определены качественные критерии самореализации, и на их основании проводилось исследование эффективности психолого-педагогического сопровождения самореализации контингента делинквентных подростков на базе специального предприятия «Новое поколение».

В общей структуре самореализации методом Делфи были выделены группы качеств и свойства личности подростка [8], характеризующих уровень его самореализации и осуществлено сопоставление психологических особенностей подростков с различным типом поведения, обучающихся и работающих на площадках специального предприятия «Новое поколение» и в обычной общеобразовательной школе с использованием психодиагностических методик [8,9]. Для уменьшения размерности исходных данных был проведен факторный анализ [4,6,7].

Таблица 2

Матрица факторных нагрузок ____________________________

Критерии самореализации Ба^ог 1 Байог 2 Байог 3 Байог 4 Байог 5 Байог 6

Самоотношение 0,79701 0,2362 0,1451 -0,0031 -0,0290 0,1301

Самоуважение 0,6165 0,3787 -0,0254 0,0193 -0,0306 -0,1254

Самооценка 0,8355 0,1681 0,1007 0,0564 0,0319 0,1005

Общий уровень интеллекта -0,2791 0,1388 0,8263 0,4223 0,4144 -0,7152

Успеваемость в учебе 0,0548 0,4330 -0,0286 0,4203 -0,0343 0,6283

Конформность -0,0157 0,8635 -0,0098 0,8075 0,0023 -0,0098

Наличие психопатической симптоматики 0,0323 0,2378 0,0014 0,7701 0,1081 0,0014

Способность предвидения последствий поведения -0,0731 0,2172 0,8064 0,2570 0,7925 -0,0064

Эмоциональная осведомленность 0,0877 0,3906 0,7071 0,3251 0,6152 -0,0071

Общий показатель - осмысленность жизни 0,8015 0,2196 0,3725 0,4203 0,0445 0,1423

Система ценностных ориентаций 0,7334 0,0506 0,2941 -0,1229 0,0976 0,5134

Показатель мотивации достижения успеха 0,3961 0,7490 0,2554 -0,1847 0,2662 0,1514

Нормативность поведения 0,1428 0,1729 0,1043 0,1872 0,4067 0,6943

Консерватизм - Радикализм -0,2021 0,9026 0,3842 -0,0018 0,0235 0,3822

Тревожность -0,3940 -0,0806 0,1701 0,1284 0,8704 0,1751

Реактивная уравновешенность -0,0163 0,1229 0,2175 0,2701 0,7570 0,2285

Доминантность -0,0086 0,6930 -0,2026 0,2570 0,4958 -0,1056

Гипертимия -0,4198 0,1635 0,0930 0,5251 0,6213 0,5980

Невротичность 0,2980 0,2278 0,1035 0,6203 0,8075 0,1685

Экстраверсия 0,1635 0,2112 0,2238 -0,1239 0,7761 0,2238

Степень акцентуированности 0,2278 0,1983 0,2112 0,6147 0,2500 0,2112

Дисперсия факторов (%) 20,12 17,42 10,08 8,62 8,05 7,13

Факторный анализ эмпирических данных выявил наличие 6 факторов, объясняющих 71,42% общей дисперсии, графическая интерпретация результата представлена на рис. 1.

Стратегии самореализации личности

0,7971

Вектор самореализации личности

0,7570

0,6213

Т 0,8355 ©

1 I

0,8263

Аффективная регуляция самореализащи-

0,8704

ации

С 8,05%)

Интеллектуальный контроль самореализации

1,80643

Патопсихологическая основа самореализации

Примечание: Б1 - наличие психопатической симптоматики; Б2 - степень акцентуированности, Б3 - выраженность невротичности; Б4 - общий уровень интеллекта; Б5 - способность предвидения последствий поведения; Б6 - эмоциональная осведомленность; Б7 - реактивная уравновешенность; Б8 - гипертимия; Б9 - тревожность; Б10 - экстравертированность; Б11 - самооценка; Б12 - самоот-ношение; Б13 - самоуважение; Б14 - общий показатель - осмысленность жизни; Б15 - система ценностных ориентаций; Б16 - конформность; Б17 - доминантность; Б18 - консерватизм - радикализм; Б 19 - показатель мотивации достижения успеха; Б20 - нормативность поведения и Б 21 -успеваемость в учебе.

Рис. 1. Факторная структура самореализации подростков с делинквентным поведением

В первый фактор Х} (20,12% общей дисперсии) вошли показатели, отражающие: самооценку, самоотношение, самоуважение, общий показатель - осмысленность жизни, система ценностных ориентаций, таким образом, данный фактор можно определить как «вектор самореализации личности».

Второй фактор Х2 (17,42% дисперсии) включает содержательный аспект самореализации, в который входят показатели, характеризующие стратегии самореализации -конформность; доминантность; консерватизм - радикализм; показатель мотивации до-

стижения успеха. Данный фактор можно определить в целом как «стратегии самореализации».

Третий фактор Х3 (10,08% дисперсии) включает показатели: общий уровень интеллекта; способность предвидения последствий поведения; эмоциональная осведомленность. Данный фактор отражает «интеллектуальный контроль самореализации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый фактор Х4 (8,62% общей дисперсии) включает наличие психопатической симптоматики, степень акцентуированности и невротичности. Данный фактор можно назвать «патопсихологическая основа самореализации».

Пятый фактор Х5 (8,05% общей дисперсии) содержит показатели: реактивной уравновешенности, гипертимии, тревожности, экстравертированности. Данный фактор назван «аффективная регуляции самореализации».

Шестой фактор Х5 (7,13% общей дисперсии) включает показатели: нормативность поведения и успеваемость в учебе. Данный фактор определен как «поведенческие возможности самореализации».

Полученная в группе подростков с делинквентным поведением регрессионная модель прогнозирования нормативной самореализации выглядит следующим образом:

ИПСП=1,35+0,55хХ1+0,41хХ2+0,25хХ3+0, 11хХ4+0,09хХ5 +0,05хХ6,

где: ИПСП - индекс прогноза самореализации подростков,

Х1 - вектор самореализации личности,

Х2 - стратегии самореализации,

Х3- интеллектуальный контроль самореализации,

Х4 - патопсихологическая основа самореализации,

Х5 - аффективная регуляции самореализации,

Х6 - поведенческие возможности самореализации.

Разработанная модель прошла проверку на надежность, прогностическую валидность и отвечает требованиям информативности (коэффициент детерминации и адекватности Б - критерия <0,05) и позволяет определить вероятность нормативной самореализации подростка с делинквентным поведением (табл. 3).

Таблица 3

Определения степени вероятности развития нормативной самореализации

подростков с делинквентным поведением

ипсп Вероятность развития нормативной самореализации Предварительное заключение о коррекции делинквентного поведения

ИПСП<8,7 низкая ненормативное развитие

ИПСП>8,8 высокая нормативное развитие

Таким образом, нами разработана модель прогнозирования поведения подростков с деликвентным поведением, позволяющая решать задачи психологического сопровождения трудных подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, В.Г. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков / В.Г. Белов, Н.С. Малинина, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 26-31.

2. Белов, В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимно-стью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-32.

3. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье / В.Г. Белов, Г.В. Дробышевская, Р.Г. Коротенкова, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 30-35.

4. Гиндикин, В.Я. Статистические исследования генеза, клинической динамики и

дифференциальной диагностики психопатии : актуальные вопросы социальной психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств / В.Я. Гиндикин. - М. : Медицина, 2005. - 59 с.

5. Гомжина, Е.А. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних // Вестник Рос. Воен.-мед. акад. - 2008. - № 4. - С. 73-75.

6. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2008. - 392 с.

7. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2006. - 416 с.

8. Посохова, С.Т. Психодиагностика : конспект лекций / С.Т. Посохова. - М. : Изд-во «АСТ», 2007. - 160 с.

9. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.

REFERENCES

1. Belov, V.G. (2011), "Frustration as a predictor of deviant behavior of adolescents",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81 No. 11, pp. 26-31.

2. Belov, V.G. (2011), "Psychological characteristics of adolescents with deviant vic-timhood", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79 No. 9, pp. 28-32.

3. Belov, V.G. (2011), "Psychological features of the teenagers who are exposed to cruel treatment in the family", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No.

12, pp. 30-35.

4. Gindikin, V.Ja. (2005), Statistical researches of a genesis, clinical dynamics and differential diagnostics of a psychopathy, Topical issues of social psychiatry and boundary psychological disorders, Moscow, Publishing house Medicine.

5. Gomzhina, E.A. (2008), "About psychological mechanisms of illegal behavior of minors", Messenger of the Russian Army medical Academy, pp. 73 - 75.

6. Nasledov, A.D. (2008), Mathematical methods of psychological research, Rech, St.-Petersburg, Russian Federation.

7. Nasledov, A.D. (2006), SPSS: Computer analysis of the data in psychology and social sciences, Peter, St.-Petersburg, Russian Federation.

8. Posohova, S.T. (2007), Psychodiagnosis: the abstract of lectures, Publishing house ACT, Moscow, Russian Federation.

9. Raigorodsky, D.J. (2010), Practical Psychology diagnostics. Methods and tests: a tutorial, Letopis, Samara, Russian Federation.

Контактная информация: my-internety@yandex.ru

УДК 378

МОТИВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

Татьяна Владимировна Богданова, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Практика показывает, что двигательная деятельность пока ещё не стала насущной потребностью для студентов, многие из которых отличаются достаточно высоким уровнем самооценки своего физического развития и подготовленности. Предлагаемые во многих вузах стандартные программы занятий физической культурой, недостаточное и устаревшее оборудование спортивных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.