Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА СТРЕЛЬБ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА СТРЕЛЬБ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / СОТРУДНИК / КАЧЕСТВО ВЫСТРЕЛА / ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АНАЛИЗ / САМОВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронов Александр Юрьевич, Климова Оксана Михайловна

В статье рассмотрены психологические особенности подготовки стрелка к выполнению практического курса стрельб из пистолета Макарова. Практическая стрельба способствует формированию в сотруднике следующих качеств: силы воли, смелости и решительности в своих действиях, меткость, выдержку, глазомер, внутреннюю собранность и внимание, необходимые психологические и физические качества сотрудника.The article deals with the psychological features of the training of the shooter to perform a practical course of shooting with a Makarov pistol. Practical shooting contributes to the formation of the following qualities in the employee: willpower, courage and determination in their actions, accuracy, endurance, eye, inner concentration and attention, the necessary psychological and physical qualities of the employee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронов Александр Юрьевич, Климова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА СТРЕЛЬБ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА»

УДК 377

Психолого - педагогические науки

Сафронов Александр Юрьевич, преподаватель кафедры тактико-специальной

подготовки Владивостокского филиала, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. г. Уссурийск Климова Оксана Михайловна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел

Российской Федерации. г. Уссурийск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА СТРЕЛЬБ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА

Аннотация: В статье рассмотрены психологические особенности подготовки стрелка к выполнению практического курса стрельб из пистолета Макарова. Практическая стрельба способствует формированию в сотруднике следующих качеств: силы воли, смелости и решительности в своих действиях, меткость, выдержку, глазомер, внутреннюю собранность и внимание, необходимые психологические и физические качества сотрудника.

Ключевые слова: обучение стрельбе, сотрудник, качество выстрела, практическая стрельба, психологические особенности, анализ, самовоспитание.

Abstract: The article deals with the psychological features of the training of the shooter to perform a practical course of shooting with a Makarov pistol. Practical shooting contributes to the formation of the following qualities in the employee: willpower, courage and determination in their actions, accuracy, endurance, eye, inner concentration and attention, the necessary psychological and physical qualities of the employee.

Keywords: shooting training, employee, shot quality, practical shooting, psychological features, analysis, self-education.

В современных условиях высокая социальная значимость деятельности сотрудников правоохранительных органов определяет необходимость высокопрофессионального выполнения обязанностей. Основной задачей на этапе профессиональной подготовки является качественная подготовка сотрудника правоохранительных органов готового выполнять возложенные на него обязанности в повседневных и экстремальных условиях служебной деятельности. Сотрудник полиции должен быть готов правомерно пресекать противоправные действия с использованием табельного оружия и специальных средств, в том числе в экстремальных ситуациях. Применять огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Закона «О полиции» и с соблюдением мер личной безопасности, обеспечивая личную безопасность и безопасность граждан.

Обучение огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД России организуется и проводится в соответствии с утвержденной рабочей учебной программой дисциплины «Огневая подготовка» и приказа МВД России «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [2].

Огневая подготовка является одним из основных предметов в процессе служебной подготовки. На начальном этапе обучения стрельбе не маловажное значение имеет психологическая подготовка, ярко выраженная профессиональная мотивация, а также формирование позитивного отношение к стрельбе.

Обучение стрельбе из пистолета ведется из различных положений (стоя, с колена, с руки и с упора или при движении на автомобиле). Все приемы стрельбы выполняются быстро и при этом не прекращая наблюдения за целью, что требует, как физических, так и психологических усилий.

Весь процесс подготовки стрелка направлен для решения одной общей задачи - поразить цель. Стрельба из огнестрельного оружия способствует формированию в сотруднике следующих качеств: силы воли, смелости и решительности в своих действиях, развивает наблюдательность, меткость, выдержку, глазомер, настойчивость, внутреннюю собранность и внимание, необходимые физические и психологические качества сотрудника. Важную роль при стрельбе имеет психологический настрой на стрельбу, изготовка к стрельбе, хват, прицеливание, задержка дыхания, управление спуском. Все перечисленные элементы являются обязательными и находятся в тесной взаимосвязи и составляют основу стрельбы.

При практической стрельбе из пистолета существуют несколько вариантов изготовки для стрельбы: ноги на ширине плеч, боком к мишени, вполоборота к мишени. Задача сотрудника выбрать наиболее удобное положение, соответствующее его психо-физиологическим особенностям. Хват пистолета должен обеспечивать устойчивость пистолета в момент прицеливания и обработки спускового крючка. В производстве выстрела из стрелкового оружия многие сотрудники (слушатели) совершают ряд ошибок: психологическая боязнь самого выстрела, отдачи, излишнее перенапряжение рук из-за неуверенности в удержании. И поэтому правильная хватка пистолета в комплексе всей техники выстрела, будет играть не маловажную роль в стабильности результата стрельбы.

Для хорошего прицеливания необходимо разобраться с определением направляющего (ведущего) глаза. Во время стрельбы с открытыми глазами необходимо выключать не целящийся глаз, такой состояние достигается путем психологической подавления зрительных впечатлений действующих на глаз. При прицеливании необходимо произвести задержку дыхания на естественном выдохе основным глазом смотреть через прорезь целика на мушку таким образом, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее наравне с верхними краями целика. В таком положении подвести пистолет под точку

прицеливания и в этот же момент одновременно необходимо начать плавный нажим на хвост спускового крючка.

Исходя из этого мы можем сказать, что стреляющий должен не только распределять свое зрение, но и научиться им управлять.

Во время стрельбы необходимо уметь управлять своим дыханием. Задержка дыхания должна производиться на естественном выдохе, в этот момент организм стреляющего имеет минимальное внутреннее напряжение, грудная клетка находиться в состоянии покоя. Если стреляющий, нажимая на хвост спускового крючка и чувствует, что не может больше не дышать, необходимо не ослабляя и не усиливая нажима пальца, перевести дыхание и, вновь задержав его, продолжить плавно дожимать хвост спускового крючка.

Немаловажную роль при производстве выстрела выполняет умение управлять спуском курка. Какими бы удачными ни были изготовка и прицеливание но, не освоив правильный плавный нажим на спусковой крючок, стрельба не будет меткой. Для спуска курка необходимо, удерживая дыхание, плавно нажимать первой фалангой указательного пальца на хвост спускового крючка, пока курок незаметно для стреляющего, как бы сам собой не сорвется с боевого взвода, то есть произойдет выстрел [4]. В процессе отработки навыка стрельбы необходимо добиться того состояния, когда срыв курка с боевого взвода будет незаметен для стрелка. В данном случае, при условии правильного хвата и удержании ровной мушки увеличивается вероятность поражения цели.

Однако необходимо учитывать, что вовремя досылания патрона в патронник, происходит взведение курка, вследствие чего спусковой крючок имеет некоторый свободный ход, при котором выстрел не произойдёт. При нажиме на хвост спускового крючка давление пальца необходимо производить прямо назад. Для производства качественного выстрела недопустимо рывковое воздействие на спусковой крючок. Так как во время рывкового воздействия на хвост спускового крючка произойдет кивок, пули поразят цель ниже района прицеливания, соответственно это скажется на результате стрельбы. Только плавное увеличение воздействия на хвост спускового крючка и совмещение

вершины ровной мушки с точкой прицеливания приведет к качественному выстрелу. Незначительные колебания мушки у точки прицеливания являются допустимыми, так как стремление произвести спуск курка с боевого взвода в момент наилучшего совпадения мушки с целью, может повлечь за собой дергание спускового крючка и как следствие неточный выстрел. Для начинающих обучаться стрельбе употребление выражения «точка» является ложным психологическим маяком, лучше его заменить районом прицеливания. Удержать пистолет, направленный в точку прицеливания невозможно без ущерба для результативной стрельбы по ряду причин; увеличивается время прицеливания, затягивается процесс выстрела, плюс тело стреляющего подвержено естественным колебаниям.

Исходя из всего этого необходимо при проведении практических тренировок с сотрудниками(слушателями) работать над уменьшением района прицеливания(колебания), обрабатывать каждый выстрел.

На результативность стрельбы обучаемого также влияют его психологические особенности способность абстрагироваться к различного рода раздражителям, умение подчинить их своей воле. Выполняя упражнения учебных стрельб, слушатели сталкиваться с чувством страха, опасности, боязни, тревоги которые являются неотъемлемыми регуляторами поведения и порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти эмоции и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка. Ощущается повышение частоты пульса, потливость ладоней, учащается дыхание, появляется тремор рук и колебание оружия, ухудшение зрения (дымка). Наблюдается раскоординация движений и в результате потеря устойчивости и равновесия при изготовке к стрельбе. Все вышеперечисленные изменения в совокупности и оказывают негативное влияние на результаты стрельбы.

Чтобы достичь положительных результатов необходимо убедить себя в том, что плохой выстрел-это еще не поражение, а сигнал о возникших нарушениях и ошибках в действиях, которые необходимо проанализировать и

устранить. Провести практическую работу по повышению и закреплению результатов стрельбы с разбором каждой серии. Достигнув хорошего результата необходимо продолжить формирование навыков и умений в совершенствовании техники выполнения стрельбы. Слушателю необходимо заниматься самовоспитанием.

Самовоспитание должно быть направлено на воспитание и развитие в себе возможности управлять своим поведением и психическим состоянием. Запомнить совет легко, но труднее его воплотить в жизнь. Настойчивость-основанная на самовоспитании, хладнокровии, спокойствии, правильный анализ стрельбы, непоколебимая уверенность в себе и в своем оружии - вот неотъемлемые слагаемые психологического состояния обучаемого.

Библиографический список:

1. В.Л. Кубышко Профессиональная подготовка полицейских. Учебник-3 ч., М.: ДГСК МВД России, 2018. - 84-103с.

2. Приказ МВД России 23.11.2017 г. №880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Наставление по стрелковому делу. - М. 1985.

4. А.М. Мухамеджанов, Е.Н. Маликов. Огневая подготовка. Учебно-методическое пособие Караганда 2011. С.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.