Научная статья на тему 'Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям'

Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничение доступа / социальная сеть / копинг-стратегии / социально-психологическая адаптация / кризис достоверности / инфодемия / избегание / дезадаптация / фрустрация / социальный контакт / access restriction / social network / coping strategies / socio-psychological adaptation / credibility crisis / infodemic / avoidance / maladaptation / frustration / social contact

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Владимировна Абакумова, Наталья Евгеньевна Комерова, Сергей Николаевич Рягин

Введение. Социальные сети являются инструментом поиска социальных контактов, эмоциональной поддержки, средством самовыражения и самопрезентации. На фоне «кризиса достоверности», выражающегося в большом количестве непроверенной и часто противоречивой информации, весьма актуально изучать психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям, таким, как Instagram* (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена). Тема исследования информационного поведения в последние годы приобрела особую актуальность, что реализовалось в большом количестве как зарубежных, так и отечественных работ. Впервые предпринята попытка описать различия особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям в зависимости от действий респондентов после ограничения доступа. Методы. В исследовании приняли участие 174 студента в возрасте от 18 до 21 года (61 юноша и 113 девушек), учащиеся 1-3 курсов ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». Для реализации цели исследования использованы авторская анкета-опросник (И. В. Абакумова, Н. Е. Комерова, С. В. Рягин); опросник социально-психологической адаптации (СПА) (в адаптации А. К. Осницкого); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой). Математическими методами выступили статистический U-критерий Манна–Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты. В зависимости от действий респондентов после ограничения доступа к социальной сети Instagram* (продолжение использования с помощью приложений VPN, прекращение использования после запрета) изменяются копинг-стратегии и особенности социально-психологической адаптации к стрессовым ситуациям. У респондентов, которые прекратили использование социальной сети Instagram*, выявлен более высокий уровень избегания и импульсивных действий, меньшая выраженность внутреннего контроля, адаптивности, эмоционального дискомфорта, чем у респондентов, которые продолжили пользоваться данной социальной сетью. Обсуждение результатов. Исследования информационного поведения как отечественными, так и зарубежными авторами подчеркивают важность виртуального пространства социальных сетей как способа самопрезентации, коммуникации, получения поддержки, самовыражения и прочее, что согласуется с нашими результатами о том, что ограничение доступа к популярному у молодежи ресурсу Instagram*, может восприниматься как фрустрирующее событие, потеря «части» жизни, которое активирует определенные копинг-стратегии и механизмы социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Владимировна Абакумова, Наталья Евгеньевна Комерова, Сергей Николаевич Рягин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of students' experience of limited access to social networks

Introduction. Social networks are a tool for finding social contacts, emotional support, a means of self-expression and self-presentation. In the period of so called "crisis of credibility", expressed in a large amount of unverified and often contradictory information, it is very important to study the psychological characteristics of students' experience of limited access to social networks such as Instagram* (a Meta Platforms Inc. project, which is banned in Russia). The study of informational behavior in recent years has acquired particular relevance, which has been realized in a large number of both foreign and russian works. For the first time, an attempt was made to describe the differences in the characteristics of students' experience of limited access to social networks, depending on the actions of respondents after the restriction of access. Methods. The study involved 174 students aged 18 to 21 years (61 boys and 113 girls), students of 1–3 courses of the Don State Technical University. To achieve the goal of the study, the author's questionnaire was used (I. V. Abakumova, N. E. Komerova, S. V. Ryagin); test of Personal Adjustment (K. Rogers, adapted by A. K. Osnitsky); questionnaire "Strategic approach to coping scale" (SACS) (S. Hobfall, adapted by N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova). Mathematical methods were the statistical Mann-Whitney U-test; Spearman's rank correlation coefficient. Results. Coping strategies and features of socio-psychological adaptation to stressful situations change depending on the actions of respondents after restricting access to the social network Instagram* (continuation of use using VPN applications, termination of use after a ban). Respondents who stopped using the Instagram* social network showed a higher level of avoidance and impulsive actions, less severity of internal control, adaptability, and emotional discomfort than respondents who continued to use this social network. Discussion. Studies of informational behavior by both domestic and foreign authors emphasize the importance of the virtual space of social networks as a way of self-presentation, communication, getting support, self-expression, etc., which is consistent with our results that limiting access to the popular resource among young people (Instagram*) can be perceived as a frustrating event, the loss of a "part" of life, which activates certain coping strategies and mechanisms of socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья

УДК 159.99

https://doi.org/10.21702/rpj.2023.1.3

Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям

Ирина В. Абакумова1 , Наталья Е. Комерова1* , Сергей Н. Рягин2

1 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация * Почта ответственного автора: komerova.nata@gmail.com

Аннотация

Введение. Социальные сети являются инструментом поиска социальных контактов, эмоциональной поддержки, средством самовыражения и самопрезентации. На фоне «кризиса достоверности», выражающегося в большом количестве непроверенной и часто противоречивой информации, весьма актуально изучать психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям, таким, как Instagram* (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена). Тема исследования информационного поведения в последние годы приобрела особую актуальность, что реализовалось в большом количестве как зарубежных, так и отечественных работ. Впервые предпринята попытка описать различия особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям в зависимости от действий респондентов после ограничения доступа. Методы. В исследовании приняли участие 174 студента в возрасте от 18 до 21 года (61 юноша и 113 девушек), учащиеся 1-3 курсов ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». Для реализации цели исследования использованы авторская анкета-опросник (И. В. Абакумова, Н. Е. Комерова, С. В. Рягин); опросник социально-психологической адаптации (СПА) (в адаптации А. К. Осницкого); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой). Математическими методами выступили статистический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты. В зависимости от действий респондентов после ограничения доступа к социальной сети Instagram* (продолжение использования с помощью приложений VPN, прекращение использования после запрета) изменяются копинг-стратегии и особенности социально-психологической адаптации к стрессовым ситуациям. У респондентов, которые прекратили использование социальной сети Instagram*, выявлен более высокий уровень избегания и импульсивных действий, меньшая выраженность внутреннего контроля, адаптивности, эмоционального дискомфорта, чем у респондентов, которые продолжили пользоваться данной социальной сетью. Обсуждение результатов. Исследования информационного поведения как отечественными, так и зарубежными авторами подчеркивают важность виртуального пространства социальных сетей как способа самопрезентации, коммуникации, получения

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

поддержки, самовыражения и прочее, что согласуется с нашими результатами о том, что ограничение доступа к популярному у молодежи ресурсу Instаgrаm*, может восприниматься как фрустрирующее событие, потеря «части» жизни, которое активирует определенные копинг-стратегии и механизмы социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: ограничение доступа, социальная сеть, копинг-стратегии, социально-психологическая адаптация, кризис достоверности, инфодемия, избегание, дезадаптация, фрустрация, социальный контакт

Финансирование: Статья выполнена при поддержке РНФ (Проект 22-78-10107) «Трансформации конструктивных и деструктивных стратегий информационного поведения молодежи в условиях роста геополитических рисков: психологические, психофизиологические и психогенетические предикторы».

Для цитирования: Абакумова, И. В., Комерова, Н. Е., Рягин, С. Н. (2023). Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям. Российский психологический журнал, 20(1), 33-49. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.1.3

Введение

Возникшая в последние годы и постоянно нарастающая геополитическая напряженность в мире стала одним из стрессоров для молодежи, особенно за прошедший год. На фоне «кризиса достоверности», выражающегося в большом количестве возникающей разнонаправленной и часто противоречивой («фейковой») информации, с целью защиты населения от непроверенной или ложной информации было принято решение о блокировке на территории РФ некоторых интернет-ресурсов, к примеру, социальной сети Instagram* (здесь и далее Instagram* - проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена). Как известно, наиболее активными пользователями социальных сетей являются молодые люди. Для них социальные сети выступают средством общения, получения информации, продвижения, самопрезентации, совершения покупок и так далее.

Вследствие запрета Instagram* на территории Российской Федерации студенческое сообщество разделилось на две группы - тех, кто продолжил пользоваться социальными сетями (с помощью приложения VPN), и тех, кто прекратил их использование в связи с запретом.

Виртуальная частная сеть (VPN) - технология, которая позволяет установить безопасное подключение к сети Интернет. При подключении к Интернету через VPN программное обеспечение создает безопасное соединение между устройством и удаленным VPN-сервером, шифруя данные пользователя просмотра веб-страниц и скрывая IP-адрес.

Таким образом, большую актуальность приобретает изучение особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальными сетям.

Тема информационного поведения, и, в частности, использования социальных сетей, а также последствий ограничения доступа к социальным сетям в последние годы находится на пике актуальности и интерес к ней реализуется в различных направлениях, таких как психология, политология, социология, экономика.

Так, Гребенкина А. А. (2020) исследует виртуальные социальные сети, их возможности и ограничения; Емельянов Д. С. (2021) описывает особенности ограничений права на свободу

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

слова в эпоху социальных сетей; Пашинина Н. И. (2022) анализирует влияние на деятельность малого бизнеса ограничения доступа к социальной сети Instagram* в РФ и перспективы развития Россграм; Серова С. А., Семишова Е. П. (2022) выделяют аспекты ограничения распространения недостоверной информации в средствах массовой информации и социальных сетях; Смирнов А. В. (2021) представляет модель цифрового общества в Российской действительности; Ganichev N. A., Koshovets O. B. (2019) анализируют специфику интеграции России в глобальный проект цифровой трансформации; Wanqing H., Fenqing L., Solodukho A. (2022) делают акцент на исследовании зависимости от смартфонов и межкультурной адаптации среди иностранных китайских студентов; Shabunova A. A., Gruzdeva M. A., Kalachikova O. N. (2020) ставят вопрос урегулирования цифрового неравенства в современной России; Gaitan-Aguilar L., Hofhuis J., Bierwiaczonek K. & C. Carmen (2022) анализируют использование социальных сетей, социальную идентификацию и особенности межкультурной адаптации иностранных студентов. Также, Collis A. & Eggers F. (2022) исследуют влияние ограничения использования социальных сетей на благополучие и производительность студентов; Haidt J. & Twenge J. (2022) анализируют взаимосвязь использования социальных сетей и психического здоровья; Johannes N., Meier A., Reinecke L., Ehlert S., Setiawan D. N., Walasek N. и соавторы (2021) описывают взаимосвязь между онлайн-осторожностью и аффективным благополучием в повседневной жизни.

Приведенные исследования указывают на значимость социальных сетей в жизни современного человека, однако не раскрывают в полной мере эмоциональный аспект цифровой социализации, который в условиях введения запретов на социальные сети может выходить на первый план.

Любые изменения в привычном образе жизни могут восприниматься личностью как стрессовое событие и активировать стратегии совладения с ситуацией. Поскольку социальные сети сегодня являются «второй» реальностью, то переживание ограничения доступа к ним будет отражаться на поведении как в интернете, так и в повседневной жизни.

Изучение стратегий совладения со стрессовыми ситуациями рассматривается авторами с различных сторон (Кубекова, Фазлуллах, 2021). Так, Денисова Е. Г, Быкова Я. А. (2021) анализировали способы совладения подростков в связи с показателями саморегуляции. Дмитриева А. В. описывает взаимосвязь копинг-стратегий, социального интеллекта и стратегии поведения в юности (Дмитриева, Сорокоумова, 2021). Кочуров М. Г. (2020) выделяет связь копинг-стра-тегий с локусом контроля. Тунынина Е. А. (2022), Суркова Т. А (2021), Fteiha M. & Awwad N. (2020) исследуют влияние эмоциональной компетентности и разных аспектах эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладающего поведения. Отмечается влияние интернет-зависимости на копинг-стратегии подростков (Юшко, Нуриманова, 2020). Stallman H. M., Lipson S. K., Zhou S. & Eisenberg D. (2022) анализируют копинг-стратегии американских студентов.

После периода активного переживания стрессовой ситуации, как следствие, наступает социально-психологическая адаптация к новым условиям жизни. Особенности данного периода активно изучались авторами в последние годы. Например, Рябинкина С. А. изучила особенности социально-психологической адаптации и коммуникативной сферы интернет-зависимых студентов (Рябинкина, 2020). Скородумова А. О. проанализировала социально-психологическую адаптацию студентов начальных курсов ВУЗов (Скородумова & Елисеев, 2021).

Несмотря на обилие научных исследований в области психологии пользователей социальных сетей, тема переживания студентами уникальной ситуации ограничения доступа к социальным сетям является чрезвычайно актуальной в настоящее время.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Методы

Целью исследования является изучение особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета (ФГБОУ ВО ДГТУ, г. Ростов-на-Дону). В исследовании приняли участие 174 человека в возрасте от 18 до 21 года (61 юноша и 113 девушек), которые являлись студентами 1, 2 и 3 курсов очного и очно-заочного отделений факультетов «Психология, педагогика и дефектология» и «Медиакоммуникации». Для проведения сравнительного анализа особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям было принято решение разделить группу респондентов на две подгруппы: Подгруппа А (в количестве 102 человек) включала тех, кто продолжил пользоваться социальными сетями с использованием VPN; Подгруппа Б (72 человека) - тех, кто перестали пользоваться социальными сетями.

Для описания и анализа особенностей переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям были выбраны методики, отражающие копинг-стратегии борьбы со стрессовыми ситуациями, особенности социально-психологической адаптации: опросник социально-психологической адаптации (методика Роджерса-Даймонд в адаптации А. К. Осницкого); методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (автор С. Хобфолл, адаптация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой).

Для оценки значимости различий был применен статистический U-критерий Манна-Уитни; для выявления наличия взаимосвязей между переменными - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось с августа по сентябрь 2022 года. Все респонденты дали согласие на участие в исследовании, были ознакомлены с его целями и уведомлены о дальнейшем использовании и публикации результатов.

Результаты

Данные о статистике использования социальной сети были получены из авторской анкеты опросника (И. В. Абакумова, Н. Е. Комерова, С. В. Рягин). По данным нашего анкетного опроса, более 93 % респондентов пользовались данной социальной сетью хотя бы раз в сутки от нескольких минут до 12 часов. Данные опроса представлены на рис. 1.

В результате проведенного исследования по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» были получены данные, представленные на рис. 2.

Как видно, в Подгруппе А («продолжили пользоваться») практически все виды копинг-стра-тегий выражены несколько менее интенсивно, чем в Подгруппе Б. Так, для всей выборки ведущими стратегиями преодоления являются: поиск социальной поддержки (Подгруппа А - 23,9 и Подгруппа Б - 25,24 балла), вступление в социальный контакт (Подгруппа А - 22,8 и Подгруппа Б - 24,85) и осторожные действия (Подгруппа А - 21,7 и Подгруппа Б - 22,88).

Следовательно, в Подгруппах выражена важность межличностного общения, потребность во взаимодействии и поддержке со стороны окружающих (семьи, друзей, коллег), поиск одобрения и обмен полезной информацией, однако у Подгруппы Б показатели находятся на границе с высокими, а у Подгруппы А они в рамках средних значений. Отметим, что данные копинг-стратегии характерны в общем для данной возрастной категории респондентов, поскольку это период установления новых социальных контактов, поиска «любовных» и дружеских отношений, личностного самоопределения, активного общественного взаимодействия.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Рисунок 1

Статистика использования социальной сети по времени в течение суток среди респондентов

В р с м я использования социальной сети 1п5+адгат* до ограничения доступа Ответы респондентов, в %

количество респондентов, в %

50 45 45,4

40

35 _

30 25 § | ■1ч;1

20 » 10 ■ 11,9

и -

менее 1 1 -часа ■ 4-6 часов 7-9 часов 9-12 часов более 12 не часов пользуюсь

Рисунок 2

Средние значения показателей стратегий преодоления стрессовых ситуаций (среди подгрупп), в баллах

Агрессивные действия Асоциальные действия Манипулятивные действия Избегание Импульсивные действия Осторожные действия

Поиск социальном"поддержки

Вступление в социальным" контакт

Ассертивные действия

1?

1

17,95

19,0?

20,2

20,88

13,25

14,80

17,А

20,75

21,7

22.88

23,9

25,24

22,8

24,85

21.1

20 55

0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00 продолжили пользоваться перестали пользоваться соцсетями

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Однако, стоит отметить шкалы с наибольшей разницей в средних значениях - это «избегание» и «импульсивные действия». В Подгруппе Б средние значения по шкале «Избегание» (16,8 баллов) статистически значимо выше (при р < 0,05), чем в Подгруппе А (13,25 баллов), что свидетельствует о тенденции отказа от решения проблем, игнорирования их существования у тех, кто перестал пользоваться социальными сетями. По шкале «Импульсивные действия» у Подгруппы Б в среднем 20,75 баллов, а у Подгруппы А - 17,6 баллов, что также демонстрирует статистически значимые различия при р < 0,05. Данные результаты позволяют констатировать большую выраженность склонности к импульсивным поступкам, следовании интуитивным импульсам у Подгруппы Б, которые приняли решение прекратить использование социальных сетей.

Данные статистического анализа данных по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» по критерию и-Манна-Уитни представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистического анализа данных с помощью критерия ^Манна-Уитни

Среднее Среднее

Шкала значение Подгруппа 1 значение Подгруппа2 Rаnk_1 Rank_2 и р^а!ие

Ассертивные действия 20,545 21,125 61,712 55,056 1380 0,704

Вступление

в социальный 24,848 22,825 61,621 55,094 1443 0,435

контакт

Поиск социальной поддержки 25,242 23,988 60,045 55,744 1468,5 0,347

Осторожные действия 22,879 21,712 66,53 53,069 1251 0,661

Импульсивные действия 20,758 17,613 67,955 52,481 1681,5 0,022

Избегание 16,818 13,25 54,909 57,862 1634,5 0,046

Манипулятивные действия 20,879 20,275 61,5 55,144 1420,5 0,525

Асоциальные действия 19,091 17,95 60,727 55,462 1472,5 0,334

Агрессивные действия 20,212 19,012 58,818 56,25 1475,5 0,325

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Результаты исследования по методике «Социально-психологическая адаптация» представлены на рис. 3. Рисунок 3

Средние значения показателей социально-психологической адаптации (среди подгрупп)

7

Шкала искренности 23 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эскапизм (уход от проблем} к?

Ведомость 1В75 Доминирование

Интегральный показатель стре^-ллення к 57 9 доминированию _55„44 |

Внешний контроль 11

Внутренний контроль

Интегральный показатель интернальностк 6397

Э^лоциональный дискомфорт

„ 5-4 ЯЛ

Эмоциональный комфорт 2717

Интегральный показатель эмоциональной £¿,725 юол^форгности _

Н еп рннятие других }

П ринятие других 24 22 Интегральный показатель принятия других ^§375"

Непринятие себя Принятие себя Интегральный показатель самопрннятия

Дезадаптивность 673^^

Адаптивность

Интегральный показатель адаптации ^рзд

0.00 20,00 ЩОС 60,00 В0,00 100,00 120,00 140,00 160,00 продолжили пользоваться С перестали

Как видно из полученных результатов, показатель по шкале «Адаптивность» у Подгруппы А (144 балла) выше, чем у Подгруппы Б (132 балла), что говорит о большей гибкости тех, кто решил продолжить использование социальных сетей. Шкала «Адаптивность» отражает состояние, которое подразумевает продуктивное движение к задачам самоактуализации, успешному удовлетворению своих основных потребностей. Таким образом, респонденты Подгруппы А приняли решение продолжить использование социальных сетей, поскольку это входит в их ведущие потребности на данном жизненном этапе. Однако интегральный

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

показатель адаптивности в сумме выше в подгруппе Б, что объясняется, на наш взгляд, тем, что студенты выбрали избегание как способ совладения с данным стрессором, что помогло снять напряжение, вызвавшее чувство дезадаптации у Подгруппы Б.

Результаты по шкале «Интегральный показатель эмоционального комфорта» выше у Подгруппы Б, поскольку прекращение общения в социальных сетях выступало результатом, который предполагался блокировкой. Это также подтверждается данными по шкале «эмоциональный дискомфорт», по которой показатели у Подгруппы А (19,475) выше, чем у Подгруппы Б (16,47), то есть можно предположить, что решение о продолжении использования социальных сетей, несмотря на запрет, вызвало усиление эмоционального напряжения. Эти различия статистически достоверны по критерию и-манна Уитни (при р < 0,05). Данные статистического анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты статистического анализа по критерию U-Манна-Уитни

Name

Mean_1 Mean_2 Rank_1 Rank_2 U p_value

Интегральный показатель адаптации

Адаптивность

Дезадаптивность

Интегральный показатель самопринятия

Принятие себя

Неприятие себя

Интегральный показатель принятия других

Принятие других

Непринятие других

Интегральный показатель эмоциональной комфортности

Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт

67,389

64,2

132,25 144,025

67,389 82,075

69,667 70,125

45,833 47,65

11,194 13,562

63,75 64,525

24,222 25,913

16,667 17,062

60,611 56,725

27,167 25,35

16,472 19,475

59,306 58,138 1619 0,285

54,778 60,175 1224 0,197

60,597 57,556 1133,5 0,067

56,111 59,575 1535 0,571

53,431 60,781 1365,5 0,656

55,181 59,994 1189,5 0,134

48,694 62,913 1521

58,194 58,638 1631

0,629

58,653 58,431 1279,5 0,337 49,083 62,737 1269 0,307

0,254

63,806 56,112 1429 0,948 53,75 60,638 1101 0,043

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Name Mean_1 Mean_2 Rank_1 Rank_2 U p_value

Интегральный показатель интернальности 63,972 64,65 54,042 60,506 1445,5 0,974

Внутренний контроль 51,5 57,587 60,75 57,487 1087 0,035

Внешний контроль 23,111 22,675 51,542 61,631 1320,5 0,476

Интегральный показатель стремления к доминировали 53,444 57,9 56,431 59,431 1257,5 0,276

Доминирование 15,028 11,65 61,139 57,312 1354 0,607

Ведомость 18,75 16,85 49,986 62,331 1515,5 0,652

Эскапизм 16,611 13,95 52,5 61,2 1306 0,423

Статистически значимым результатом являются данные по шкале «Внутренний контроль», у Подгруппы А (57,58 баллов) результат выше, чем у Подгруппы Б (51,50 баллов). Можно утверждать, что у тех, кто решил продолжить использовать социальные сети после ограничения, более выражена позиция на самостоятельное принятие решений, уверенность в личном контроле происходящих событий, активная жизненная позиция.

Проанализируем результаты корреляционного анализа по Спирмену, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Корреляционный анализ по Спирмену в Подгруппе А (тех, кто продолжил использовать 1^1адгат*)

Наименование шкал методик Ассер-тивные действия Импульсивные действия Мани- Асоциальные пулятивные действия действия Агрессивные действия

Интегральный

показатель 0,291** -0,266* -0,249*

адаптивности

Дезадаптивность -0,399*** 0,233* 0,302**

Непринятие себя -0,268* 0,275*

Интегральный

показатель принятие -0,27*

других

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Наименование шкал Ассер- Импуль- Мани- Асоциальные Агрес-

тивные сивные пулятивные сивные

методик действия

действия действия действия действия

Непринятие других

Интегральный показатель эмоциональной комфортности

Эмоциональный дискомфорт

Интегральный

показатель

интернальности

Внутренний контроль Внешний контроль

Интеграл показ доминирования

-0,271

0,258*

-0,347*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,25*

0,228*

0,322*

-0,358*

0,388*

-0,322*

0,306*

0,329*

0,257* 0,279*

Ведомость

Эскапизм (уход от проблем)

-0,396*

-0,361

0,229*

0,399*

Итак, стратегии совладения со стрессовыми ситуациями и особенности социально-психологической адаптации респондентов, продолживших пользоваться социальной сетью ^адгат*, имеют ряд взаимосвязей. Так, показатель «дезадаптивность» имеет обратную взаимосвязь (-0,399***) со шкалой «ассертивные действия», и прямую связь со шкалой «агрессивные действия» (0,302**), что свидетельствует о том, что чем более уверенно себя чувствует и ведет респондент, тем выше уровень адаптации к различным жизненным сложностям и меньше уровень агрессивности. Шкала «Эмоциональный дискомфорт» имеет обратную корреляцию со шкалой «ассертивные действия» (-0,347**) и прямую взаимосвязь со шкалой «агрессивные действия» (0,329**). Можно сказать, что чем выше уровень эмоционального благополучия, тем более уверенно действует респондент и тем меньше агрессивных действий совершает. Интересно, что интегральный показатель интернальности (-0,322**) имеет обратную связь со шкалой «импульсивные действия», что позволяет предположить, что чем более респондент верит во влияние на свою жизнь внешних обстоятельств, тем более он готов совершать импульсивные поступки («внешний контроль» - «импульсивные действия»: 0,306**).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Для сравнительного анализа особенностей переживания ограничения доступа к социальным сетям между подгруппами А и Б рассмотрим результаты в Подгруппе Б, полученные с помощью коэффициента корреляции Спирмена (табл. 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа по Спирмену в Подгруппе Б (тех, кто перестал пользоваться социальной сетью 1^1адгат*)

Шкалы Ассер- Вступ- Осторожные Импульсивные Избе- Мани-пуля- Асо-циаль- Агрессивные

тивные ление тивных ные

методик в контакт дейс- дейст- гание дейст-

действия действия действия

твия вия вия

Интегральный

показатель адаптивности

0.654*

0.373*

0.361

Адаптивность

Дезадап-тивность

Интегральный

показатель самопринятия

Принятие себя

Непринятие себя

Интегральный

показатель

принятия

других

Принятие других

Интегральный показатель эмоциональной комфортности

0.491** -0.448**

0.626***

0.566*** -0.396*

0.537***

0.387*

0.342*

0.664*

0.346*

0.383*

0.398*

0.351

0.338*

0.522*

0.372*

0.504*

0.397*

0.352* 0.368*

0.345*

0.335*

0.367*

Ирина В. Абакумова, Наталья Е. Комерова, Сергей Н. Рягин

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ

Российский психологический журнал, 2023, Т. 20, № 1, 33-49. doi: 10.21702/гр].2023.1.3 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Шкалы методик

Ассер-тивные действия

Вступление в контакт

Осторожные действия

Импульсивные действия

Избегание

Мани-пуля-тивных действия

Асо-циаль-

ные действия

Агрессивные действия

Эмоциональный комфорт

0.345*

Эмоциональный -0.461** дискомфорт

Интегральный показатель интерналь-ности

Внешний контроль

Интегральный показатель доминирования

Доминирование

Ведомость Эскапизм

0.621

-0.39*

0.44*

-0.514*

0.436*

0.471

0.517*

0.373* 0.529*

0.494*

0.409*

0.388*

0.534*

0.411

0.41

0.346*

0.543*** 0.549***

0.358* 0.503**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание.*р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,001

Как видно из представленных данных, «уровень избегания» находится в сильной прямой взаимосвязи с «внешним контролем» (0,534***), «дезадаптивностью» (0,504**), «эмоциональным дискомфортом» (0,494**), «ведомостью» (0,543***), «эскапизмом» (0,549***), то есть, чем выше уровень избегания, тем больше респонденты Подгруппы Б верят во влияние внешних обстоятельств на события своей жизни, тем больше они подвержены дезадаптивным формам эмоционального реагирования, уходу от решения проблем и конформизму.

Обратим внимание на обратные взаимосвязи, которые проявились между шкалами «ассер-тивные действия» и «дезадаптивность» (-0,448**), «непринятие себя» (-0,396*), «эмоциональный дискомфорт» (-0,461**), «внешний контроль» (-0,39*), «ведомость» (-0,514**), характерно отражающие, что чем выше уровень уверенности, тем меньше показатели непринятия себя, конформизма, эмоциональной депривации и веры в то, что внешние обстоятельства определяют течение жизни.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Копинг-стратегии «вступление в контакт» находятся в положительной взаимосвязи со шкалами «адаптивность» (0,387*), «принятие себя» (0,383*), «принятие других» (0,351*), «эмоциональный комфорт» (0,436**).

Обсуждение результатов

Сравнивая полученные данные с исследованиями других ученых, отметим выводы некоторых из них.

U. Turkcapar, M. Atasoy, K. Bolat пишут: «...социальные медиа - это не виртуальный и ложный мир, они продолжают свое существование как другое лицо реальности и создают другое пространство реальности, состоящее из смеси виртуального и реального. Таким образом, можно говорить о жизни с двумя центрами, онлайн и оффлайн, каждый из которых имеет свое собственное реальное содержание и правила» (Turkcapar, Atasoy, & Bolat, 2022, р. 82). Данные выводы подчеркивают важность использования социальных сетей для современного человека, подтверждая, что виртуальный мир - это не просто «фальшивое» пространство, а вторая, параллельная реальность.

Temnikova L. B., Vandisheva A. V. констатируют, что «новый тип онлайн-взаимодействия ознаменовал принципиально иную ситуацию, когда конфигурации группового общения заменили традиционные линейные коммуникации. В онлайн-общении пользователи, как и в повседневной офлайн-жизни, уделяют больше времени частным, бытовым интересам и увлечениям, нежели социально значимым вопросам» (Temnikova & Vandisheva, 2022, р. 274).

Исследование того, как социальные сети помогают справляться со стрессовыми ситуациями, проводилось различными учеными последних лет. L. N. Wolfers, R. Festl & S. Utz (2020) констатируют, что существуют взаимосвязи между номофобией и уровнем стресса в текущем моменте, но не с течением времени. J. Brailovskaia, E. Rohmann, H.-W. Bierhoff, H. Schillack, J. Margraf (2019) выявили, что прямая социальная поддержка (оффлайн) помогает защитить психологическое здоровье, тогда как онлайн-поддержка усиливает потребности в социальных сетях и развитию интернет-зависимостей.

Заключения вышеперечисленных ученых указывают на актуальность и важность в коммуникации человека виртуального пространства сети Интернет, соответственно, потеря аккаунта или ограничение доступа к социальной сети может восприниматься как стрессовое событие, а иногда как и травматическое, как потеря части жизни, «альтернативной» личности. Использование социальных сетей удовлетворяет потребности в аффективных переживаниях, которые могут иметь разный вектор направленности. Следовательно, ограничение доступа к социальным сетям может сопровождаться фрустрацией, потерей «значимой» поддержки, повышением уровня стресса, и как следствие активацией копинг-стратегий и процессов социально-психологической адаптации к новым условиям в зависимости от психологических особенностей личности.

Заключение

1. Ограничение доступа к социальным сетям активирует определенные копинг-стратегии совладения со стрессовыми ситуациями в зависимости от психологических особенностей личности.

2. Способы социально-психологической адаптации у групп с разным отношением к ограничению доступа к социальным сетям имеют различия.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

3. Ситуация ограничения доступа к ^адгат* вызвала определенные фрустрирующие переживания, которые нашли выражение в реализации копинг-стратегий: поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт, осторожные действия, избегание и другие.

4. Особенности переживания студентами ограничения доступа к социальной сети ^адгат* характеризуются различной выраженностью стратегий совладения со стрессом и способами социально-психологической адаптации.

Таким образом, переживание ограничения доступа к социальным сетям студентов в зависимости от действий после запрета использования 1пБ1адгат* имеет свои психологические отличия, которые проявляются в способах совладания со стрессовыми ситуациями и особенностях социально-психологической адаптации. Для всей выборки студентов в возрасте от 18 до 21 года характерны следующие копинг-стратегии: поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт и осторожные действия, что говорит о характерной для данного возраста направленности на межличностное взаимодействие. Однако, подгруппа тех, кто решил продолжить пользоваться социальной сетью ^адгат*, в обход ограничений, характеризуется менее выраженным уровнем избегания (ухода от решения проблем) и меньшей выраженностью импульсивных действий. Полученные данные статистически достоверны, что позволяет констатировать факт активации определенных копинг-стратегий в связи с переживанием ограничения доступа к социальным сетям.

Социально-психологическая адаптация в подгруппах респондентов имеет интересные различия. Подгруппа респондентов, которые решили прекратить использовать запрещенную в РФ социальную сеть ^адгат*, имеет более высокие показатели по уровню эмоционального комфорта, то есть прекращение общения в социальных сетях было для них не столь значимым. Однако в подгруппе респондентов, решивших продолжить использование социальной сети, уровень эмоционального дискомфорта статистически значимо выше, что позволяет предположить, что решение продолжить использование социальной сети несмотря на запрет, вызвало определенное эмоциональное напряжение. Также у них статистически значимо выше уровень внутреннего контроля, что говорит об активной позиции в отношении своей жизни и принятии решений. Анализ взаимосвязей между копинг-стратегиями и спецификой социально-психологической адаптации позволил выделить значимые прямые и обратные связи между показателями.

Литература

Гребенкина, А. А. (2020). Исследование виртуальных социальных сетей: возможности и ограничения. Общественные науки: сборник статей по материалам XCIV студенческой международной научно-практической конференции, 70(93), 36-40. Денисова, Е. Г., Быкова, Я. А. (2021). Исследование способов совладания в связи с показателями саморегуляции подростков: возрастные и гендерные особенности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(5), 60-78. огд/10.23947/2658-7165-2021-4-5-60-78 Дмитриева, А. В., Сорокоумова, С. Н. (2021). Взаимосвязь социального интеллекта, копинг-стра-тегий и стратегий поведения в конфликте в юности. Психология XXI века. Психологические исследования: от теории к практике, 108-109. Емельянов, Д. С. (2021). Ограничение права на свободу слова в эпоху социальных сетей. Образование и право, 3, 46-53. 1~)НрБ:/^окогд/10.24412/2076-1503-2021-3-46-53

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Кочуров, М. Г. (2020). Связь копинг-стратегий с локусом контроля. Международный научно-исследовательский журнал, 1-2(91), 40-43. https://doi.Org/10.23670/IRJ.2020.91.1.029 Кубекова, А. С., Фазлуллах, М. У. З. (2021). Анализ копинг-стратегий в Отечественной и зарубежной психологической науке. Актуальные научные исследования в современном мире, 8(79), 98-100.

Пашинина, Н. И., Юхина, Т. А., Ивер, Н. Н. (2022). Ограничение доступа к социальной сети Instagram* в РФ: влияние на деятельность малого бизнеса и перспективы развития Россграмм. Молодежь и системная модернизация страны, 7, Юго-Западный государственный университет, 342-345. Рябинкина, А. Н. (2020). Социально-психологическая адаптация и коммуникативная сфера интернет-зависимых студентов. Проблемы образования в условиях инновационного развития, 1, 128-135.

Серова, С. А., Семишова, Е. П. (2022). Аспекты ограничения распространения недостоверной информации в средствах массовой информации и социальных сетях. Славянский мир: духовные традиции и словесность. 12. Тамбов, 357-362. Скородумова, А. О., Елисеев, В. К. (2021). Особенности социально-психологической адаптации учащихся начальных курсов высшего образовательного учреждения. Парадоксы образования XXI века: гуманизация - цифровизация, индивидуализация - индивидуализм? Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 196-199. Смирнов, А. В. (2021). Цифровое общество: теоретическая модель и Российская действительность, Мониторинг, 1. Суркова, Т. А. (2021). Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с ко-

пинг-стратегиями. Молодой ученый, 79(361), 275-277. Тутынина, Е. А. (2022). Влияние эмоциональной компетентности на выбор стратегий совлада-ющего поведения у специалистов экстремального профиля. Наука. Культура. Общество, 28(3), 165-180. https://doi.Org/10.19181/nko.2022.28.3.12 Юшко, В. В., Нуриманова, Ф. К. (2020). Влияние интернет зависимости на копинг-стратегии

подростков. Современные научные исследования и инновации, 6(110). Brailovskaia, J., Rohmann, E., Bierhoff, H., Schillack, Н. & Margraf, J. (2019). The relationship between daily stress, social support and Facebook. Addiction Disorder, Psychiatry Research, 276, 167-174. https://doi.org/10.10167j.psychres.2019.05.014 Collis, A. & Eggers, F. (2022). Effects of restricting social media usage on wellbeing and performance: A randomized control trial among students. PLOS ONE, 77(8). https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0272416

Deguchi, A. et al. (2020). Society 5.0. A People-Centric Super-Smart Society. Springer. https://doi.

org/10.1007/978-981-15-2989-4 Fteiha, M. & Awwad, N. (2020) Emotional intelligence and its relationship with stress coping style.

Health Psychology Open, 7(2). https://doi.org/10.1177/2055102920970416 Gaitan-Aguilar, L., Hofhuis, J., Bierwiaczonek, K. & Carmona, C. (2022). Social media use, social identification and cross-cultural adaptation of international students: A longitudinal examination. Frontiers in Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1013375 Ganichev, N. A., & Koshovets, O. B. (2019). Integrating Russia into the Global Project of Digital Transformation: Opportunities, Problems and Risks. Studies on Russian Economic Development, 6, 627-636. https:/ /doi.org/10.1134/S1075700719060030

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Haidt, J. & Twenge, J. (in press). Social media and mental health: A collaborative review. New York

University. Retrieved from tinyurl.com/SocialMediaMentalHealthReview Stallman, H. M., Lipson, S. K., Zhou, S. & Eisenberg, D. (2022). How do university students cope? An exploration of the health theory of coping in a US sample. Journal of American College Health, 70(4), 1179-1185. https://doi.org/10.1080/07448481.2020.1789149 Johannes, N., Meier, A., Reinecke, L., Ehlert, S., Setiawan, D. N., Walasek, N. et al. (2021). The relationship between online vigilance and affective well-being in everyday life: Combining smartphone logging with experience sampling. Media Psychology, 24(5), 581-605. Wolfers, L. N., Festl, R., & Utz, S. (2020) Do smartphones and social network sites become more important when experiencing stress? Results from longitudinal data, Computers in Human Behavior, 109, https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106339 Shabunova, A. A., Gruzdeva, M. A., & Kalachikova, O. N. (2020). Settlement Aspect of Digital Inequality in Modern Russia. Problems of Territory's Development, 4, 7-19. https://doi.org/10.15838/ ptd.2020.4.108.1

Temnikova, L. B., & Vandisheva, A. V. (2022). Social media as an integral element of modern communication. Communication Studies (Russia), 9(2), 274-284. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2022.9(2) Turkcapar, U., Atasoy, M., & Bolat, K. (2022). Examination of social media attitudes of university students. Scientific Bulletin of MSUST: Sport, Tourism, Hospitality, 4(74), 80-92. https://doi. org/10.14527/kuey.2017.018 Wanqing, H., Fenqing, L. & Solodukho, A. (2022). Smartphone addiction and cross-cultural adjustment among overseas Chinese students: The role of emotion regulation beliefs and strategies. Frontiers in Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009347

Поступила в редакцию: 6.02.2023 Поступила после рецензирования: 22.03.2023 Принята к публикации: 25.03.2023

Заявленный вклад авторов Ирина Владимировна Абакумова - концептуализация, методология, администрирование проекта, окончательное утверждение версии статьи для публикации.

Наталья Евгеньевна Комерова - проведение исследования, анализ данных, описание полученных результатов и статистическая обработка данных.

Сергей Николаевич Рягин - интерпретация результатов, статистическая обработка результатов, формулирование выводов исследования.

Информация об авторах Ирина Владимировна Абакумова - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующий кафедрой «Общая и консультативная психология», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,; WOS ReseаrcherID: ААБ-5266-2020; БР^-код: 2859-0899; АиЖогЮ: 252406; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2202-2588: е-таП: abakira@mail.ru

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Наталья Евгеньевна Комерова - ассистент кафедры «Общая и консультативная психология», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону; WOS ResearcherlD: ABG-5445-2021; SPIN-код: 8656-9790; AuthorlD: 1131361; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-7129-3320; e-mail: komerova.nata@gmail.com

Сергей Николаевич Рягин - доктор педагогических наук, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация; SPIN-код: 4921-3613; AuthorlD: 684471; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0426-1825: e-mail: Rvagin sn@mail.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.