альная полезность», в анализе также используется ¿-критерий Стьюдента. В шкале мотивационного профиля «Творческая активность» был выявлен наиболее значимый уровень различий, которые и сформировали конечный результат (табл. 2). Мотивы творчества, таким образом, являются определяющими в общей мотивационной структуре личности и наиболее влиятельными для социальной активности студентов.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: в группе студентов, проявляющих активность в сфере религии, значительно ниже развиты мотивы творческой активности, жизнеобеспечения и социальной полезности. У политически активных студентов, по сравнению с другими, сильно развиты мотивы комфорта. Мотивационные профили творческой активности, жизнеобеспечения и комфорта у респондентов в каждой группе социальной активности компенсируют друг друга. Мотивационный профиль общей активности, творчества и
социальной полезности определяется в основном творческой активностью студентов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности» (грант №11-06-00026а).
Примечания
1 Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. С. 14.
2 Петровский В. А. Человек над ситуацией. М., 2010. С. 32.
3 См.: Психология : словарь. С. 15.
4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. С. 507.
5 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
УДК 316.6+159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
СТРАТЕГИЙ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ щЛ
И. В. Малышев ДЖлМ/у
Саратовский государственный университет Е-mail: iv.999@list.ru
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций. Представлены результаты анализа социально-психологических характеристик адаптации личности и основных копинг-поведенческих стратегий учащихся старших классов и студентов младших курсов. Установлена взаимосвязь изучаемых явлений и намечены пути эффективного преодоления стрессовых ситуаций.
Ключевые слова: адаптационные характеристики, социально-психологическая адаптация личности, стратегии копинг-поведения.
Interrelation of the Social-Psychological Adaptation of a Personality and the Coping-Behaviour Strategies of Pupils and Students
I. V. Malyshev
The problem of social-psychological adaptation of a personality in the context of the overcoming difficult and stressful situations is considered in the article. The result of an analysis of socio-psychological characteristics of personality adapts and the basic coping-behaviour
strategies of pupils of the higher forms and underclassmen. Interaction between the studied effects is established and the ways of an effective overcoming of the stressful situations are nominated.
Key words: adaptation characteristics, social-psychological adaptation of a personality, coping-behaviour strategies.
Проблематика социально-психологической адаптации личности занимает ведущее положение в современных исследованиях. Во многом это определено трудностями адаптации личности в сложных условиях взаимодействия с обществом, что нередко приводит к негативным последствиям, выраженным в её дезадаптированности.
Социально-психологическая адаптация является ведущим и определяющим механизмом социализации личности. Одной из существенных адаптационных характеристик становится не только устойчивость к длительному воздействию стрессов, но и способность к их эффективному преодолению: активно противостоять стрессам невозможно без изучения совладающего пове-
© Малышев И. В., 2012
дения, предполагающего выработку личностью наиболее приемлемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций.
Как отмечает А. Л. Журавлев, социальная адаптация - одна из наиболее важных функций социальной психики: «Это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями». По мнению автора, в ходе осуществления данного процесса повышается адаптированность, проявляющаяся в степени приспособленности ее к жизни в социуме1. А. Н. Сухов, указывая на взаимосвязь социализации и адаптации, полагает, что социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации: «Социальнопсихологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию»2.
Но на сегодняшний день изучение социально-психологической адаптации личности и ее характеристик не должно ограничиваться только одной констатацией психологических данных и выявленных закономерностей. Определенный интерес вызывает и исследование способов преодоления личностью сложных или стрессовых ситуаций в контексте ее социально-психологической адаптации. В психологической науке представление о поведении совладающем, адаптивном, или копинг-поведении (от англ. coping -преодолевать, справляться), появилось на Западе в 1950-60-х гг. и рассматривается как процесс преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. В отечественной психологии разработано и широко используется близкое по определению понятие «переживание». В соответствии с положениями Ф. Е. Василюка основу конструктивных способов преодоления конфликтов и трудностей составляют механизмы психологической регуляции или совладания, главнейшей задачей которых считается достижение реалистического приспособления к окружающему миру3.
Наибольшее распространение в настоящее время получила концепция преодолевающего (совладающего) поведения, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкман. Они характеризуют копинг как «когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека»4. Независимо от того что копинг-поведение связано с повышением адаптации личности к среде, данный процесс может быть неконструктивным и неэффективным, т. е. приводить к дезадаптации и ухудшению функционирования человека в социуме. Проблема эффективности и неэффективности копинга во многом связана с копинг-стратегиями. Под ними подразумевают те приемы и способы, с помощью
которых и происходит процесс совладания. Данное понимание копинга отражено в концепции Х. Ремшмидт5.
По мнению К. С. Карвера, М. Ф. Шреера и Дж. К. Вейнтрауба, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации6. К группе копинг-стратегий относятся и те, которые, по мнению авторов, в некоторых случаях помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней, но не являются адаптивными. Это такие приемы преодоления, как: «фокус на эмоциях и их выражение»; «отрицание» (отрицание стрессового события); «поведенческое отстранение» (отказ от разрешения ситуации) и т. д.
Важное значение приобретают проблема социально-психологической адаптации личности и выработка ею эффективных копинг-поведен-ческих стратегий в системе образования - это относится к учащимся старших классов и студентам младших курсов. В раннем юношеском возрасте происходит начальная профессиональная социализация личности, это этап становления ее многих профессионально важных качеств и стиля поведения в сложных или экстремальных ситуациях. Исходя из этого целью нашего исследования является изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов.
В эмпирическом исследовании для изучения адаптации личности использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, для изучения копинг-поведения старшеклассников был выбран опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А. Крюковой). Адаптационные характеристики личности исследовались с помощью теста Мини-Мульт (сокращенный вариант ММР1). Статистическая обработка выполнялась с применением корреляционного анализа (метод Пирсона). Выборку исследования составили студенты факультетов очного отделения Саратовского государственного университета (70 человек в возрасте 17-18 лет) и учащиеся 10-х классов средних общеобразовательных школ Саратова (53 человека в возрасте 15-16 лет).
Первый этап исследования включал изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов и старшеклассников. При рассмотрении показателей студентов у 70% из них был выявлен высокий уровень адаптивности, у 30% - средний (среднее арифметическое значение адаптивности - 142,6). У 50% испытуемых средний уровень дезадаптивности, у 44% низкий и только у 6% - высокий (среднее значение -
73,7). Показатель принятия себя имеет высокие значения у 80% студентов, высокий уровень непринятия себя выявлен только у 10% испытуемых. У 74% студентов высокий уровень принятия других. Показатель непринятие других находится в пределах нормы у 36% испытуемых и у 53% он низкий. Такая характеристика социальнопсихологической адаптации как эмоциональный комфорт имеет средний уровень у 58% студентов, у 39% - высокий. У 73% испытуемых обнаружен высокий показатель внутреннего контроля. Средний уровень внешнего контроля выявлен у 44% студентов, а низкий - у 50%. У 40% студентов высокий уровень доминирования, у 44% - средний. Интегральный показатель ведомости находится в пределах нормы у 56% испытуемых. Бегство от проблем как характеристика социально-психологической адаптации выявлено у 20% в высоких значениях, у 61% - в пределах нормы. Заметно, что адаптивность значительной части студентов в целом высокая или средняя. Значительное влияние на уровень их социально-психологической адаптации оказывают все ее интегральные компоненты, которые имеют высокие значения или находятся в пределах нормы.
Как следует из результатов изучения уровня социально-психологической адаптации учащихся старших классов, все показатели адаптации
в основном находятся в пределах нормы7. Так, более чем у половины учащихся старших классов (70%) выявлен средний уровень адаптивности, у 20% старшеклассников он высокий (среднее значение - 114). У 84% испытуемых средний уровень дезадаптивности, у 12% - низкий и только у 4% обнаружен высокий уровень дезадаптивности (среднее значение - 93). В целом адаптивность у большинства старшеклассников хорошая. Однако показатель дезадаптивности имеет низкие значения только у 12%, у других испытуемых он высокий или средний. Кроме того, отмечается достаточно высокий уровень показателя бегства от проблем, а характеристики эмоционального комфорта и стремления к доминированию более чем у половины учащихся средние. Сравнивая результаты, можно сказать, что уровень социально-психологической адаптации школьников ниже, чем у испытуемых-студентов.
При изучении адаптационных характеристик личности студентов посредством теста Мини-Мульт (данные были обобщены и выражены количественно в виде средних значений шкал) обнаружено, что у большинства испытуемых присутствуют следующие характеристики: позитивный эмоциональный фон, оптимистичность, преобладание уверенности в успехе, стремление к самоутверждению, активность (рисунок).
LFK12346789
учащиеся - - - - студенты
Профили личности учащихся старших классов и студентов: шкалы: L - искренность; F - достоверность; К - коррекция; 1 - ипохондрия; 2 - депрессия; 3 - истерия; 4 - психопатия; 6 - паранойяльность; 7 - психастения; 8 - шизоидность; 9 - гипомания
Мотивация направлена на достижение целей и отстаивание своих прав. Несмотря на то что активность не всегда целенаправленна, реакция на стресс устойчивая с опорой на собственную интуицию. Кроме этого, обнаружены склонность к риску, решительность и смелость, артистичность, завышенная самооценка. Однако, несмотря на отсутствие явных негативных психических изменений, можно отметить нетерпеливость, не всегда адекватную реакцию на критические заме-
чания, упрямство, стремление к независимости, обостренное чувство справедливости. В целом испытуемые данной группы более устойчивы к воздействию стрессов.
Адаптационные возможности личности старшеклассников характеризуют: неудовлетворенность собой, колебания настроения, чувствительность к внешним раздражителям, склонность к грусти и переживаниям, пессимистичность, мнительность, стремление избегать сверхответ-
ственных поручений. Присутствует сочетание разнонаправленных мотивов: стремление к достижению цели и избегание неуспеха. Реакция на стресс предполагает страх и неуверенность, ориентацию поведения на установку мнения большинства или авторитетной личности, стремление действовать согласно проверенным правилам; возможна конфронтация с окружением, при этом отмечается сниженная выносливость к стрессу. Личности свойственны отсутствие непосредственности в поведении, вдумчивость, а также неуверенность в себе, потребность в поддержке и понимании из-за чувства страха перед неопределенностью. Подверженность личности испытуемых стрессовому воздействию повышает ее невротизацию; при длительном эмоциональном напряжении возможны развитие депрессивного состояния, ухудшение самочувствия, излишняя сосредоточенность на своем здоровье, ограничение активности и в целом трудности социальной адаптации, которые с учетом усиления внешних требований будут возрастать.
Анализ результатов изучения основных копинг-поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях у студентов показывает, что для 61% испытуемых характерен копинг с ориентацией на решение задачи (среднее арифметическое значение - 56,6), для 26% копинг, ориентированный на избегание (среднее значение - 51,5) и для 13% - с ориентацией на эмоции (среднее значение - 43). В то же время у 52% испытуе-мых-старшекласников копинг с ориентацией на решение задачи (среднее значение - 50), у 28% копинг, ориентированный на избегание (среднее значение - 48), и у 20% - с ориентацией на эмоции (среднее значение - 49). При сопоставлении полученных результатов копинга с анализом социально-психологической адаптации личности студентов и школьников видно, что у испытуемых с более высоким уровнем адаптационных возможностей преобладает копинг-стратегия с ориентацией на решение задачи, далее следует копинг на избегание и на эмоции. К ним в первую очередь относятся студенты, у которых результаты социально-психологической адаптации выше, чем у старшеклассников. Необходимо отметить позитивное влияние данных стратегий - паттернов поведения на адаптационные возможности личности, которые в целом снижают факторы риска дезадаптации. Также у значительной части студентов и учащихся отсутствует ярко выраженная копинг-стрессовая поведенческая стратегия: это видно из равномерно распределенных средних значений копинг-стратегий.
Прослеживается зависимость между уровнем социально-психологической адаптации и выбором соответствующих копинг-стратегий поведения. Исходя из этого предположения был проведен корреляционный анализ изучаемых
явлений. На его основе у студентов выявлена положительная связь между шкалой копинга, ориентированного на задачу, и интегральными показателями социально-психологической адаптации - адаптивность (г = 0,247, р < 0,05), внутренний контроль (г = 0,340, р < 0,01) - и отрицательная связь между данным копинг-по-ведением и шкалой «ведомость» (г = - 0,228, р < 0,05). Анализируя полученную взаимосвязь, следует отметить, что наиболее приемлемая ко-пинг-поведенческая стратегия, направленная в целом на решение задачи, во многом определяет возможности социально-психологической адаптации. Об этом свидетельствуют как показатель адаптивности испытуемых, так и необходимый для адаптации личности внутренний контроль. Ведомость как свойство личности, напротив, не способствует формированию данной стратегии поведения, т. е. имеет отрицательную взаимосвязь и низкие показатели у большинства студентов. Все это позволяет современной личности выбрать оптимальный путь адаптации и копинг-поведенческую стратегию, ориентированную на разрешение стрессовых ситуаций.
В то же время копинг с ориентацией на эмоции положительно коррелирует с такими характеристиками адаптации, как дезадаптивность (г = 0,521, р < 0,01), непринятие других (г = 0,422, р < 0,01) эмоциональный дискомфорт (г = 0,561 , р < 0 ,01), внешний контроль (г = 0,580, р < 0,01) эскапизм (г = 0,332, р < 0,01). Значительная часть данных интегральных характеристик отражает сложности адаптации личности, поэтому некоторые испытуемые ориентированы на «эмоциональную» копинг-стратегию, которая до определенного момента сдерживает негативное воздействие стрессов, но при этом не всегда является эффективной и приемлемой формой поведения. Скорее всего, данная взаимосвязь свидетельствует о наличии осознанных или неосознанных проблем личности на эмоциональном уровне и попытках их разрешить посредством выбора данного копинга. Также копинг, ориентированный на эмоции, отрицательно взаимосвязан с такими показателями социально-психологической адаптации, как адаптивность (г = - 0,389, р < 0,01), принятие себя, (г = - 0,278, р < 0,05) принятие других (г = - 0,408, р < 0,01), эмоциональный комфорт (г = - 0,259, р < 0,05). Данные корреляции ещё более подтверждают высказанное ранее предположение о взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-поведения личности. В этом случае «эмоциональный» копинг не способствует в полной мере адаптации личности, т. е. ее адаптивности, способности принимать себя и других, степени эмоциональной комфортности. Необходимо также отметить положительную взаимосвязь показателей эмоционального комфорта
и копинг-стратегии, направленной на избегание (г = 0,274, р < 0,05): вероятно, испытуемые ощущают безопасность и эмоциональное спокойствие в ситуациях избегания. Выбор данной стратегии поведения, скорее всего, продиктован быстрым разрешением потребности в комфорте.
Кроме этого обнаружена отрицательная корреляция между показателем копинга «решение задачи» и личностной шкалой «истерия» (г = - 0,385,р < 0,01): при выборе копинга, связанного с принятием решения, личность склонна к избыточным демонстративным эмоциональным проявлениям, неустойчивой самооценке, с этим и связано снижение адаптационных возможностей. К тому же выявлены положительные связи между копинг-стратегией «эмоции» и большей частью шкал, отражающих личностные особенности испытуемых: с ипохондрией (г = 0,387, р < 0,01), депрессией (г = 0,359, р < 0,05), истерией (г = 0,445,р < 0,01), паранойяльностью (г = 0,472, р < 0,01), шизоидностью (г = 0,398, р < 0,01). Видно, что для испытуемых с данной копинг-стратегией в стрессовом состоянии характерны обостренное внимание к своему здоровью, ориентация на правила, социальные требования, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности, неудовлетворенность и пессимистичность, неуверенность в себе и своих возможностях, незрелость социальных установок; отмечаются чувство соперничества, упрямство, недостаточная гибкость в общении. Также этим лицам свойственны индивидуали-стичность, оригинальность суждений, иногда - их субъективизм, аналитический склад мышления и творческая ориентированность; возможны своеобразие и непредсказуемость поступков, в стрессовых ситуациях - растерянность.
У учащихся также выявлена положительная корреляция между шкалой копинга, ориентированного на задачу, и следующими интегральными показателями адаптации: адаптивность (г = 0,466, р < 0,05), принятие себя (г = 0,602, р < 0,01), внутренний контроль (г = 0,461, р < 0,05) и доминантность (г = 0,542, р < 0,01); обнаружена положительная корреляция между копинг-стратегией «избегание» и шкалой теста Мини-Мульт «шизоидность» (г = 0,439, р < 0,05).
В соответствии с результатами корреляционного анализа и данными психодиагностики ко-пинг «решение задачи» положительно влияет на основные характеристики адаптации как старшеклассников, так и студентов. В то же время нельзя исключать, что хорошо адаптированная личность преимущественно выбирает наиболее эффективный путь преодоления стрессовых ситуаций. Из предыдущих результатов исследования видно, что только половине учащихся свойственна копинг-стратегия с ориентацией на решение задачи. Не
исключено, что это также влияет на уровень их социально-психологической адаптации, который определен как средний или высокий. В свою очередь, для других старшеклассников характерны малоэффективные пути преодоления сложных ситуаций в виде поведенческой направленности на избегание или эмоции. В целом это оказывает тормозящее воздействие на адаптационные возможности учащихся.
Таким образом, представленные результаты исследования указывают на взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческой стратегии. Это отчетливо проявляется в большинстве выявленных корреляционных связей у студентов и школьников, отражающих разные способы преодоления сложных стрессовых ситуаций.
Уровень социально-психологической адаптации личности большинства студентов и учащихся старших классов характеризуется как высокий и хороший. В то же время характеристики адаптации могут быть значительно выше в случае выбора оптимальных копинг-поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Особенно это заметно у старшеклассников, уровень адаптации которых ниже, чем у студентов. Как у учащихся, так и у студентов обнаружена зависимость между уровнем социально-психологической адаптации личности и доминирующей копинг-поведен-ческой стратегией в стрессе. В целом хорошо адаптированная личность выбирает, как правило, наиболее эффективный копинг, в нашем случаи более всего направленный на решение задачи, то есть прослеживается определенная модель паттерна-копинга, в которой доминирующая составляющая - ориентация социально зрелой и активной личности на разрешение задач и проблемных ситуаций.
Для преодоления сложных жизненных ситуаций целесообразно использовать специальные коррекционные программы, учитывающие результаты социально-психологической адаптации личности и стратегии её копинг-поведения. В частности, может быть полезен опыт создания психокоррекционных программ, реализуемых в рамках социально-психологического тренинга. Примером является модель коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление раннего проявления синдрома эмоционального выгорания8. Она включает: формирование позитивного отношения к действительности через рефлексию и когнитивную переоценку основных жизненных ценностей; обучение навыкам саморегуляции и конструктивного поведения в экстремальных ситуациях; развитие профессионально важных качеств в различных ситуациях взаимодействия; формирование индивидуального стиля деятельности и профессиональной компетентности и т. д.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716а)
Примечания
1 Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006.
2 Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В.Н. [и др.]. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
3 Василюк Ф. Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
4 Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Stress and Coping : An Anthology / ed. by A. Monat, R. S. Lazarus. N. Y., 1991. P. 189-206.
5 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. М., 1994.
6 Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies : a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267-283.
7 Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире : Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61-70.
8 Малышев И. В. Принципы построения коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление синдрома эмоционального выгорания у представителей экстремальных профессий // Уч. зап. пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2, № 2(6). С. 39-44.
УДК 159.9
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ К ДЕНЬГАМ
Т. Ю. Миронова
Саратовский государственный университет E-mail: tasya141@mail.ru
В статье излагаются результаты исследования внешних и внутренних факторов (возраста, половой принадлежности испытуемых, места их проживания, личностных качеств, особенностей ценностной сферы и уровня воспитанности), влияющих на формирование отношения подростков и юношей к деньгам. Описано влияние этих факторов на представления и отношение подрастающего поколения к деньгам.
Ключевые слова: личность, экономическая социализация, отношение к деньгам.
Certain Factors of Teenagers Attitude to Money T. Yu. Mironova
This article is about the results of the research about external and internal factors (age, sex, geographic location, personal characteristics, features of value sphere and the level of breeding), which influence on the development of teenagers attitude to money. These factors were detected with the help of empirical study and there is a description of how money can shape the teenagers attitude to it.
Key words: personality, economical socialisation, attitude to money.
Отношение к материальным благам является сложным, многоаспектным и во многом определяется социокультурными и социально-психологическими факторами. В связи с этим особое
значение приобретают исследования, раскрывающие психологическую составляющую данного отношения. М. Ю. Семенов, изучая особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости, отмечает, что трансформация экономической среды, возникновение разных форм собственности, финансовое расслоение общества приводят к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социальнопсихологических типов людей, по разному относящихся к деньгам1. В. А. Хащенко выделяет два таких типа: для одного деньги - цель жизни, для другого - условие существования, и каждому из них свойственно определенное монетарное поведение2. Отечественными психологами выявлены специфические особенности отношения к деньгам, присущие российским респондентам. В частности, установлено, что у значительной части испытуемых деньги ассоциируются с полярными категориями: свободой и зависимостью, правдой и ложью, справедливостью и несправедливостью, ответственностью и безответственностью и т. п. (О. С. Дейнека; Е. И. Горбачева, А. Б. Купрей-ченко)3. Подобная двойственность приводит к
© Миронова Т. Ю., 2012