Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдай М. К., Кузьмина Г. А.

В статье проанализированы ключевые психологические особенности и закономерности формирования позитивного, созидательного патриотизма в рамках воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены основные закономерности патриотического воспитания будущих и действующих правоохранителей, даны некоторые рекомендации по наиболее продуктивному и успешному осуществлению воспитательной работы в данном направлении. Детально изложены возможные сложности и ошибки, возникающие при трансляции патриотических идей и учений. Приведено обоснование необходимости и высокой значимости патриотического воспитания для личности сотрудника правоохранительных органов, как в повседневной жизни, так и при выполнении служебных обязанностей, в том числе при противодействии терроризму и выполнению военно-политических миссий. Даны подробные практические рекомендации по проведению воспитательной работы с сотрудниками, проходящими подготовку для участия в антитеррористических операциях, вооруженных конфликтах и миротворческих миссиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the key psychological features and patterns of the formation of positive, creative patriotism in the framework of educational work with employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The main laws of patriotic education of future and current law enforcement officers were considered, some recommendations were given on the most productive and successful implementation of educational work in this direction.. Possible difficulties and errors arising from the translation of patriotic ideas and teachings are described in detail. Justification of necessity and high importance of patriotic education for personality of law enforcement officer, both in daily life and in performance of official duties, including in counteraction of terrorism and execution of military-political missions, is given. Detailed practical recommendations are given on conducting educational work with employees undergoing training for participation in anti-terrorist operations, armed conflicts, and peacekeeping missions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

14. Словарь Академии Российской: в 6 ч. СПб., 1789-1794.

15. Словарь церковнославянского и русского языка: в 4 т. СПб., 1847.

16. Попова Л. В. Актуализация концепта «грех» в русском юридическом языковом сознании XVIII века//ВестникЧеляб. гос. ун-та. Вып. 84. Филология. Искусствоведение. 2013. № 31 (322). С. 118-120.

О Попова Л. В.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:351.741,088.4/.5(470)

М. К. ГАЙДАЙ, начальник кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, доктор социологических наук, доцент (г. Иркутск)

М. К. GAIDAI, head of the department of philosophy and socio-humanities of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of sociological sciences, associate professor (Irkutsk)

Г. А. КУЗЬМИНА, преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)

G. A. KUZMINA, teacher of the department of philosophy and social and humanitarian disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Irkutsk)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье проанализированы ключевые психологические особенности и закономерности формирования позитивного, созидательного патриотизма в рамках воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены основные закономерности патриотического воспитания будущих и действующих правоохранителей, даны некоторые рекомендации по наиболее продуктивному и успешному осуществлению воспитательной работы в данном направлении. Детально изложены возможные сложности и ошибки, возникающие при трансляции патриотических идей и учений. Приведено обоснование необходимости и высокой значимости

патриотического воспитания для личности сотрудника правоохранительных органов, как в повседневной жизни, так и при выполнении служебных обязанностей, в том числе при противодействии терроризму и выполнению военно-политических миссий. Даны подробные практические рекомендации по проведению воспитательной работы с сотрудниками, проходящими подготовку для участия в антитеррористических операциях, вооруженных конфликтах и миротворческих миссиях.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм, чувство патриотизма, патриотическое воспитание, воспитательная работа, психологические особенности патриотизма, противодействие терроризму, антитеррористическая операция, вооруженный конфликт, миротворческая миссия.

Annotation. The article analyzes the key psychological features and patterns of the formation ofpositive, creative patriotism in the framework of educational work with employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The main laws of patriotic education of future and current law enforcement officers were considered, some recommendations were given on the most productive and successful implementation of educational work in this direction.. Possible difficulties and errors arising from the translation ofpatriotic ideas and teachings are described in detail. Justification of necessity and high importance of patriotic education for personality of law enforcement officer, both in daily life and in performance of official duties, including in counteraction of terrorism and execution of military-political missions, is given. Detailed practical recommendations are given on conducting educational work with employees undergoing training for participation in anti-terrorist operations, armed conflicts, and peacekeeping missions.

Keywords and phrases: patriotism, a sense of patriotism, patriotic education, educational work, educational work with employees of internal affairs bodies, psychological features ofpatriotism, countering terrorism, anti-terrorist operation, armed conflict, peacekeeping mission.

Служба в правоохранительных органах предполагает наличие у сотрудников определенных морально-нравственных и социально-психологических качеств, призванных обеспечивать стойкость и объективность личности сотрудника в ситуациях профессиональной деятельности, требующих проявления выдержки, смелости, решительности, мужества и готовности к разумному риску [1, с. 349].

Гражданин, претендуя на службу в органах внутренних дел, уже обязан обладать предпосылками к благоприятному формированию данных качеств, дальнейшее же их развитие может осуществляться посредством проведения с ним воспитательной работы, направленной на упрочнение нравственных основ службы, норм морали и этики, а также воспитание сотрудника в духе гражданственности и патриотизма. Последний представляет собой отдельный интерес с точки зрения психологических особенностей его формирования и влияния на деятельность сотрудников, так как патриотизм всегда и во все времена рассматривался как движущая сила развития общества и государства. В частности, великие русские

философы и общественные деятели, начиная от В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова и Н. А. Бердяева, в своих работах неоднократно указывали на то, что патриотическая идея является не только мировоззренческой концепцией, но и явлением целой культуры, отражающим как национальное своеобразие в целом, так и понимание предназначения и сущности каждого человека и гражданина в частности [2, с. 48]. Кроме того, как отмечают ученые, могущество и сила каждой страны во многом характеризуется выраженностью и адекватностью патриотизма ее граждан. В. В. Путин в своих выступлениях также неоднократно подчеркивал тот факт, что патриотизм, как яркая форма национальной идентичности, является одним из основных гарантов сохранения народом страны своей целостности, самобытности и культуры, приверженности историческим, моральным, этическим и этническим ценностям, позволяющим чувствовать себя полноценной личностью со своим прошлым, настоящим и будущим [3, с. 41].

С позиции социальной обусловленности патриотизм является одним из приоритетных направлений воспитания всего граж-

данского населения России и перерастает в определенную, мощную идеологию, стремящуюся к утверждению национального сознания, поиску и укреплению национальной идеи, способной противостоять негативному воздействию социально-разрушительных факторов, и, как следствие, сохранению здоровой российской нации.

С точки зрения индивидуально-психологических закономерностей патриотизм (если он истинный, но при этом не фанатичный и бездумный) является одним из сильных морально-нравственных, этических и духовных ресурсов человека, его мотивиру-ещей силой, от которой «подпитываются» такие важные для гражданина (а тем более для сотрудника правоохранительных органов) качества, как отвественность, добросовестность, мужество и самоотверженность.

Мы не случайно указали, что патриотизм для своего позитивного воздействия на личность должен быть истинным, осознанным и не возведенным в слепой культ. Нередко случается так, что патриотические идеи и стремления искажаются, либо подменяются манипулятивными воздействиями на людей, трансформируясь из чувства любви и уважения к своей Родине, к ее истории и традициям, в неоправданную, нерациональную агрессию по отношению к другим национальностям и государствам, а также чрезмерным превознесением своей культуры и активной ее трансляции, как единственной имеющей право на существование. Особенно сильно такому отрицательному воздействию подвергается молодежь, люди, находящиеся в состоянии малой информированности о текущем положении политических, экономических и социальных аспектов жизни мирового сообщества, а также люди, пребывающие в состоянии неопределенности, фрустрации и социально-психологической нестабильности [4].

Кроме того, в силу непонимания человеком истинных основ данного явления и искаженной его трансляции патриотизм может перерасти в модное, выгодное течение. То есть человек может стать патриотом, просто потому что так сейчас принято, потому

что этого требует занимаемая должность или же потому что патриоту предоставляется больше преференций. Такой патриотизм не только бесполезен при формировании морально-нравственных и волевых качеств личности, но и категорически вреден для нее.

В связи с этим сотрудникам органов внутренних дел, отвечающим за воспитательную работу с подчиненным личным составом (руководителям, сотрудникам и работникам подразделений по работе с личным составом), необходимо крайне внимательно относиться к осуществлению деятельности по патриотическому воспитанию, следить за тем, чтобы сотрудники были психологически готовы к ней и избегать любой возможности двойственного трактования основ, принципов и идей патриотизма.

Говоря о психологических особенностях патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел невозможно не указать на существенную значимость добровольности данного явления, природы его внутренней мотивации в структуре гармонично-развивающейся и социлизирующейся личности [5, с. 126].

Речь идет о том, что чувство патриотизма не должно быть искусственным, насажденным, привитым против воли человека, без понимания его глубинных основ и назначения. Патриотизм не должен воспитываться за материальное поощрение или в целях избежания наказания. Мотивация чувства служебного долга, приверженности чести настоящего человека и офицера и неукоснительного соблюдения норм права и морали не должна для сотрудника быть внешней, так как в этом случае она не будет продуктивной, не сможет выполнять тех задач, которые преследуются патриотическим воспитанием. Личность сотрудника при такой внешней мотивации патриотизма не будет развиваться в духе ответсвенности, добросовестности и доблести. Даже наоборот, из-за насильственного, неосмысленного следования патриотическим канонам и традициям сотрудник может проявлять совершенно противоположные реакции: вместо

любви к Родине - неуважение и недоверие к ее истории, традициям, к государству; вместо добросовестности и отзывчивости -пренебрежительное отношение к службе, к гражданам; вместо сформированного чувства долга - попустительские черты в деятельности либо желание делать все наперекор и т. д.

В качестве еще одной существенной особенности формирования чувства патриотизма у сотрудников органов внутренних дел можно выделить толерантность, а точнее воспитание у правоохранителей чувства уважения и терпимости как к своей Родине, ее этнонациональной культуре, так и к представителям других наций и религий, причем находящихся как в пределах Российской Федерации, так и на территории своих стран. Сотрудник органов внутренних дел по долгу своей службы должен одинаково объективно относиться и к гражданам своей страны, и к иностранным гражданам, выражать одинаковое уважение и к тем, и к другим - в этом заключается часть его профессиональзма и компетентности [6, с. 81].

Воспитательная работа должна строиться таким образом, чтобы сотрудник в полной мере осознавал, что любовь к своей Родине и верность ее народу ни в коем случае не включают в себя неприязненное или агрессивное отношение к другим культурам. Даже напротив, чем более развито понимание чувства патриотизма у сотрудника, тем толерантнее должно быть его отношение к другим людям, у которых также есть своя история, свои традиции и обычаи, свое вероисповедание и уклад жизни, и хоть они отличаются от тех, на которых воспитан сотрудник, но наряду с ними заслуживают понимания и принятия.

Поскольку деятельность правоохранительных органов сопряжена с охраной жизни и здоровья граждан, а также самого государства от преступных посягательств, к которым в том числе относится и терроризм, адепты которого зачастую являются представителями различных национальностей и вероисповеданий, а также поскольку сами сотрудники отправляются с миротворчески-

ОБРАЗОВАНИЯ

ми миссиями в другие страны и государства, нуждающиеся в помощи, они должны ясно понимать культурно-исторические и социально-психологические особенности населения данных субъектов для продуктивного, компетентного, полноценного и безопасного (в первую очередь для самих себя) осуществления своей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что деятельность эта предполагает взаимодействие не только с гражданами, но и с коллегами - сотрудниками правоохранительных органов других государств.

Говря более подробно о борьбе с негативными социальными явлениями мирового масштаба, следует отметить тот факт, что без осознанного и крепкого чувства патриотизма выполнение миссий, связанных с антитеррористической работой, защитой мирного населения других стран и содействия в решении военно-политических конфликтов, невозможно.

Во-первых, с психологической точки зрения человеку, пусть даже с должной физической подготовкой, достаточно сложно находиться в состоянии постоянного эмоционального и психофизиологического напра-яжения, которое неразрывно сопряжено с участием в антитеррористических операциях, военных действиях и вооруженных конфликтах. Если человек не осознает при этом степень значимости своего долга, не понимает своего предназначения и не чувствует внутренней поддержки, которые и призвано обеспечивать патриотическое воспитание, то он становится уязвим в психоэмоциональном плане, а соответственно, наиболее подвержен профессиональному выгоранию и личностной деформации.

Во вторых, с точки зрения морали и нравственности человек без чувства верности и преданности своей Родине и ее народу в подобных обстоятельствах может перейти на сторону противника, поддаться манипуля-тивному воздействию, так называемой вербовке, корыстно предать своих сослуживцев или же «сломаться» при воздействии на него сил противника.Именно поэтому со всеми сотрудниками, отправляющимися со слу-

жебными антитеррористическими и миротворческими миссиями в субъекты с аутентичными национальными, религиозными и политическими особенностями, необходимо проводить дополнительную работу по патриотическому воспитанию.

В частности, исходя из анализа имеющегося опыта научных исследований и эмпе-рической базы, можно выделить следующие основные рекомендции проведения воспитательной работы при подготовке сотрудников правоохранительных органов с целью участия в антитеррорситических операциях, военных конфликтах и миротворческих миссиях:

1. Диагностика наличия и/или формирование у сотрудников адекватной и продуктивной мотивации, соответсвующей целям и задачам оперативно-служебной деятельности в условиях антитеррориитических операций, вооруженных конфликтов и т. д. [7, с. 123].

Для диагностики следует использовать методики, направленные на изучение моти-вационных особенностей личности, такие как:

- опросные методики (анкетирование, интервьюирование);

- валидизированные методики: психологические тесты (например, тест «Иерархия потребностей», тест «СОЖ» в адаптации Д. А. Леонтьева); опросники (например «МУН» А. А. Реана); шкалы (например «Шкала оценки потребности в достижении») ит. д.;

- проективные методики (рисунки, незаконченные предложения, цветовой выбор и

т. д.);

- экпериментальные методы (конструирование гипотетической ситуации, применение элементов игры и т. д.) [8, с. 40].

Для формирования или коррекции мотивации служебной деятельности можно использовать: метод примера, методы установки целей и задач, методы моделирования служебных и жизненных ситуаций, просмотр документальных, художественных, обучающих фильмов, беседы с руководителями и/или психологами, а также с сотруд-

никами, которые уже привлекались к данному виду слубы и готовы поделиться своим положительным опытом.

2. Своевременное повышение уровня актуальных профессиональных и социально-психологических знаний.

Для этого необходимо корректно и доступно довести до сотрудников определенный объем информации: об особенностях рассматриваемых условий (антитеррористические операции, миротворческие миссии, военный действия, вооруженные конфликты и т. д.); о правовых нормах, регулирующих общественные отношения в данных условиях; о политической, экономической, социальной обстановке в суъектах осуществления служебной деятельности по противодействию терроризму; об исторических, национальных и культурных традициях территорий и лиц, с которыми возможны мирные или конфликтные контакты; о положительном и отрицательном опыте антитеррористической и миротворческой деятельности на примере других стран; о моральных и правовых предписаниях, связанных с запретами и дозволениями каждой конкретной личности, рассматриваемых условий [9, с. 43].

3. Повышение уровня психологической устойчивости сотрудников в экстремальных ситуациях и стрессовых условиях.

Для этого необходимо провести информирование сотрудников о психологических характеристиках и особенностях психотрав-мирующих и стрессогенных факторов, воздействующих на участников антитеррористических операций и вооруженных конфликтов.

С целью формирования и/или развития профессионально-важных качеств, отвечающих за психологическую устойчивость сотрудников, выполняющих служебные задачи в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузкок, необходима планомерная реализация с ними комплекса психолого-педагогических мероприятий (наблюдение за сотрудниками, тестирование, проведение с ними опросов и бесед, выполнение сотрудниками заданий, упражнений и методик) по

диагностике, развитию и коррекции данных качеств, включающих в себя: оперативность мешления, осмотрительность, готовность к разумному и оправданному риску, самообладание, уверенность в себе, смелость, повышенное чувство ответсвенности и долга, мужество и т. д. [10, с. 142].

В качестве составляющих такого рода комплекса могут выступать антропотехники (научение в деятельности, учение, игра, контекстное обучение), а также элементы или полноценные социально-психологические тренинги, разработанные специалистами по воспитательной работе с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, условий и специфики поставленных оперативно-служебных задач.

4. Обучение сотрудников навыкам психологической саморегуляции, оказания психологической помощи и продуктивного, морально-приемлемого снятия психоэмоционального напряжения.

Для этого могут быть использованы:

- техники управления сознанием и телом (например «Лицевая психогимнастика», комплекс «Дакини», дыхательные упражнения);

- приемы психологического дебри-финга;

- ауто- и гетеротренинги;

- методики саморегуляции (например, саморегуляция «Ключ» по X. М. Алишеву) ит. д. [7, с. 126].

В целом для формирования патриотического сознания среди сотрудников правоохранительных органов можно использовать такие направления деятельности, как правовая, научно-исследовательская, наставническая, образовательная (проведение занятий по патриотической тематике, работа с обучающимися образовательных учреждений высшего и среднего образования), социальная (помощь людям, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, работа с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами и пенсионерами органов внутренних дел, ветеранами боевых действий, поддержка семей погибших сотрудников), культурно-просве-

ОБРАЗОВАНИЯ

тительская (знакомство и принятие сотрудниками участия в служебных традициях, ритуалах, церемониях, уроках мужества, праздновании дней воинской славы и т. д.), спортивная (проведение соревнований и чемпионатов, посвященных памятным историческим датам и лицам), морально-психологическая (индивидуальная и групповая работа по формированию профессионально-важных качеств сотрудника, выработка навыков, необходимых для продуктивного и полноценного профессионального развития, обучение саморегуляции, рефлексии, самоанализу, основам аутотренинга и т. д.), творческая (поощрение занятий искусством

- музыкальным, изобразительным, литературным и прочими видами творчества среди сотрудников и членов их семей, организация и проведение концертов, фестивалей, выставок и т. д.). Важно, чтобы подобная деятельность была организована так, чтобы исключить приказной порядок ее проведения, который в большинстве случаев приносит отрицательные последствия. Хорошим стимулом видится личный пример руководителей и авторитетных сотрудников по реализации такой работы. Ведь личный пример

- это не просто лучший, а порой единственный способ убеждения.

Все вышеперечисленное при должном уровне его организации и реализации призвано укреплять и развивать патриотическое сознание личности и, как следствие, способствовать воспитанию гармоничной, самодостаточной личности, способной качественно и продуктивно выполнять свой служебный долг, работать над совершенствованием профессионально-важных и личностных качеств, формировать самосознание и индивидуальную философию жизни, адаптироваться к изменяющимся условиям действительности, сохранять свое физическое и психологическое здоровье.

В заключение хотелось бы выделить еще один психологический аспект патриотического воспитания - патриотизм не должен проявляться, лишь как формальное действие (мероприятие, ритуал). Это должна быть непрерывная, искренняя и максимально каче-

ственная работа со стороны государственных институтов, по отношению к людям, которые в них служат. Самим сотрудникам для формирования их патриотического сознания предельно важно знать и понимать, что государство, которому они служат, во что бы то ни стало защитит их или их семьи в случае наступления непредвиденных, трагичных обстоятельств.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время патриотизм, при его здоровом, правильном и искреннем воплощении может являться одиним из сильнейших мобилизационных ресурсов не только общетсва в целом, но и каждой конкретной личности

в частности. Патриотическое самосознание при должном его формировании и воспитании призвано гармонизировать человека с самим собой, со своей деятельностью, с настоящим и будущим своей страны. Тем более это является актуальным для будущих и настоящих сотрудников органов внутренних дел, так как понимание и принятие патриотических идей являются одним из необходимых условий подготовки компетентных, стрессоустойчивых, быстроадаптирующих-ся и высокочеловечных специалистов, актуализирующих и транслирующих в своей деятельности светлый образ служения Отечеству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грозин С. Ю., Гайдай М. К. Создание позитивного имиджа полицейского - путь к оптимизации деятельности полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский институт МВД России. 2019. С. 349-350.

2. Маслин М. А. Классики русской идеи: Владимир Соловьев и Николай Бердяев // Соловьевские исследования. 2014. № 1 (41). С. 47-59.

3. Каплунович И. Я., Каплунович С. М. Психологические закономерности формирования чувства патриотизма // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9-1. С. 41-45.

4. Трофимова Е. Л., Терехова Т. А. Межэтническое взаимодействие студентов из стран АТР как условие психологической безопасности // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 4.

5. Мазур М. А. Содержание и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 3. С. 126-129.

6. Шагимуратов А. Н. О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 79-85.

7. Велик Я. Я., Котенев И. О. психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. №2 (16). С. 122-127

8. Мухачева А. В. Современные методы изучения мотивации труда как фактора формирования качества трудовой жизни // Россия молодая: сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием 18-21 апреля 2017 г. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета. 2017. С. 39-44.

9. Цуканов В. Н. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в условиях противодействия терроризму // Вестник Прикамского социального института. 2015. № 1 (69). С. 41-44.

10. Трофимова Е. Л. Особенности гражданской идентичности юношей, проходящих срочную военную службу // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегио-нальной идентичности и позитивного образа «малой родины»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-30 июня 2019 г. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета. 2019. С. 139-145.

О Гайдай М. К.

О Кузьмина Г. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.