Научная статья на тему 'Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами'

Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазалова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ СТАРШЕКЛАССНИЦАМИ

Мазалова С. Л.

На современном этапе становления психологической службы народного образования наиболее эффективными признаются те направления работы психолога, которые способны удовлетворить потребности подрастающего поколения в максимальной самореализации в процессе социальной адаптации. Не последнюю роль в этом процессе играет осознание человеком себя как представителя пола, которое является важным показателем социальной и личностной зрелости человека. Наиболее весомый вклад в изучение становления человека как представителя определённого пола внесли Б.Г. Ананьев, Т.В. Бендас, Ш. Берн, В.А. Геодакян, И.В. Грошев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клёцина, И.С. Кон, Т.И. Юфе-рева и др. Одним из направлений в появившихся в 90-е годы ХХ века гендерных исследованиях в психологии стала женская психология, развивающаяся под влиянием западной феминистской идеологии и отечественной фе-минологии (И.С. Клёцина, Т.А. Мельникова, А.И. Перминова, Р.Г. Яновский). Она обобщила прежние и вызвала интерес к новым научным исследованиям в отношении особенностей развития представительниц женского пола (С.Ю. Барсукова, Г.А. Брандт, О.А. Гаври-лица, Л. Дегтярь, М.В. Захарова, Ж. Зуева, Л. Кузнецова, О.В. Митина, В.Ф. Петренко, Н. Подшибякина, Л.Н. Тимощенко, К.Хорни, Н.С. Юлина и др.). В большинстве данных исследований преобладающими являются социальная проблематика и философская направленность. Исследований в отношении осознания себя как представителя женского пола в проанализированной литературе незначительное количество, и касаются они лишь отдельных вопросов, например, самооценки женщин (М.В. Захарова), стереотипов женского поведения (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), особен-

Екатеринбург

ностей воспитания девочек и девушек (Л. Кузнецова, Л.Н. Тимощенко, Т. Шишова).

В специальной психологии исследования особенностей развития человека с точки зрения половой принадлежности также присутствуют. Так, в исследованиях К. Гилберга, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Т. Питерса описываются дети и подростки с расстройствами аутистического спектра; в работах Т. Миллера, И.В. Саломатиной, В.В. Чугунова - слепые и слабовидящие. Наше исследование направлено на изучение категории умственно отсталых лиц. Как показывает анализ литературных источников, данная категория лиц чаще всего изучается в сравнении с нормально развивающимися или сверстниками с задержкой психического развития (ЗПР) (Н.Л. Белопольская, И.А. Конева, К.С. Лебединская и др.). Общие особенности самосознания, образа «Я» умственно отсталых учащихся освещаются в работах А.С. Белкина, Ч.Б. Кожалиевой, Н.Л. Ко-ломинского, Т.С. Никандровой, Л.Ф. Хайртди-новой, Н.С. Щанкиной и др.; особенности становления данной категории лиц как представителей пола - в работах Н.М. Галимовой, Е.Н. Денисовой, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана,

О.Г. Нугаевой, Л.М. Шипицыной и др. Специальных исследований, посвящённых углублённому изучению становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола, недостаточное количество. К единичным из них можно отнести исследования половозрастной идентификации и полоролевого поведения умственно отсталых представительниц женского пола, описанные Л.М. Шипицыной. В некоторых работах встречаются сравнительные данные о представителях полов. Например, при изучении становления половой идентичности у умственно отсталых юношей и девушек и их нормально развивающихся сверст-

ников (О.Г. Нугаева), исследовании представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых юношей и девушек (Е.Н. Денисова), особенностей их полоролевого поведения (Е.Н. Денисова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и др. Всё это указывает на необходимость углублённого изучения психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами, поскольку характеристики, которые даются исследователями этим девушкам как представительницам пола, свидетельствуют в основном о негативных личностных и социальных проявлениях, которые затрудняют их социальную адаптацию.

Поиск источников, указывающих психологические направления работы по совершенствованию осознания себя как представителя пола именно у умственно отсталых старшеклассниц, показал, что таких работ нет, имеются лишь отдельные исследования, затрагивающие вопросы подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, просвещения родителей в отношении умственно отсталых дочерей (Н.М. Галимова, Е.Н. Денисова).

На осознание себя как представителя пола большое влияние оказывают полоролевые стереотипы, идеалы, о чём говорится в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Е. Кагана, И.К. Каширской, И.С. Кона,

A.А. Налчаджяна, О.В. Романовой, С.Я. Рубинштейн, В.В. Сизиковой и др. Эталоны традиционной и современной женственности рассматриваются Ю.Е. Алёшиной, С.Ю. Барсуковой, Ю.В. Гавриловым, Д.Н. Демидовым,

B.Е. Каганом, И.С. Коном, А.С. Макаренко,

О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Ю.А. Тюмене-вой, Н.С. Юлиной и др.

В современном обществе отмечается кризис идеалов, их противоречивость. Это в большей степени касается стереотипов, эталонов женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола (В.Е. Каган, Т.И. Юферева и др.). Поэтому, опираясь на положительную роль идеала как образца, регулятора самосознания, нужно исследовать эталон женственности современного общества, выбрать из него наиболее важные, актуальные показатели, которые могут стать ориентирами для умственно отсталых девушек. Необходимо давать им эталоны женственности как образец, используя не только присущий данной категории лиц механизм подражания, но и пробуждая творческую активность самих девушек, что будет способствовать совершенствованию осознания ими себя как представителя пола и благоприятно повлияет на их личност-

ные и социальные проявления.

Таким образом, тенденция к гуманизации психологических подходов к работе с учащимися с отклонениями в развитии, в частности, с умственно отсталыми, понимание необходимости специальной психологической работы (диагностической и развивающей), учитывающей фактор пола как один из основных, большие трудности на пути социальной адаптации умственно отсталых представительниц женского пола, с одной стороны, и недостаточная разработанность психологических подходов к диагностической и развивающей работе с умственно отсталыми старшеклассницами по исследованию особенностей и совершенствования процесса их становления как представителя пола, с другой, определили актуальность проблемы и темы исследования.

Всё сказанное выше позволяет сформулировать основную проблему нашего исследования. Мы полагаем, что осознание себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами является необходимым условием для совершенствования их личностных и социальных проявлений и играет положительную роль в социальной адаптации. Однако эта проблема недостаточно исследована. В связи с этим затруднён подбор наиболее адекватных психологических средств воздействий в целях оптимизации процесса становления умственно отсталых старшеклассниц как представительниц пола.

В рамках анализа проблемы психологических особенностей осознания себя как представителя пола рассматриваются такие понятия, как «сознание», «самосознание»,

«осознание себя как представителя пола» («половое самосознание»), «фемининность», «идеал», «стереотип». Ключевыми понятиями данного исследования являются следующие: «осознание себя как представителя пола», которое используется в работах И.К. Каширской, И.С. Клёциной, В. Л. Коршунова, И.К. Кузнецовой, С.А. Макаренко, И.Ю. Шилова, Т.И. Юферевой и др. и «фемининность» / «женственность», рассматривающееся как объёмная категория, конструкт, по данным

А.В. Визгиной, О.В. Митиной, С.Р. Пантилее-ва, В.Ф. Петренко, П.А. Тупицыной,

Н.С. Юлиной, Р.Г. Яновского и др.

Теоретический анализ понятий «сознание», «самосознание», «Я-концепция», вопросы их структурирования, места и роли в них «осознания себя как представителя пола» («полового самосознания»), влияния осознания на становление человека как представителя пола (на личностные и социальные прояв-

ления и на его адаптацию к жизни в обществе) и исследования роли (положительной и отрицательной) в формировании осознания себя как представителя пола стереотипов, эталонов, идеалов опирается на трактовку понятия «Я-концепции» как устойчивой части самосознания или как результата, итогового продукта процессов самосознания, согласно данным

В.П. Зинченко, Б.В. Кайгородова, Б.Г. Мещерякова; на представление о половом самосознании (осознании себя как представителя пола) как части целостного самосознания (И.С. Кон, В.С. Мухина, В.В. Столин и др.), «Я-концепции» (и входящих в неё образов «Я») и поэтому имеющим ту же структуру: познание себя как представителя пола, оценивание себя как представителя пола и регулирование личностных и социальных проявлений человека как представителя пола; на анализ осознания себя как представителя пола через образы «Я» с опорой на трактовку данных образов И.С. Коном и А.А. Налчаджяном; на значительную роль в становлении осознания себя как представителя пола стереотипов, идеалов, согласно данным Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Е. Кагана, И.К. Каширской, И.С. Кона, А.А. Налчаджяна, О.В. Романовой, С.Я. Рубинштейн, В.В. Сизиковой и др.

В рамках данного исследования проводилось углублённое изучение психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами. Наиболее важным периодом для полноценного становления полового самосознания является подростковый и ранний юношеский возраст: совершенствуются аспекты самосознания в целом, в том числе и полового (Ч.Б. Кожалиева, И.С. Кон, И.К. Кузнецова и др.), поэтому исследование обращено именно к возрасту учащихся старших классов СКОУ VIII вида.

Результаты анализа источников научной литературы показали, что в общей психологии данная проблема освещена значительно в большей степени по сравнению с психологией, изучающей особенности умственно отсталых лиц. В рамках выделенных в ходе теоретического анализа аспектов осознания себя как представителя определённого пола можно отметить некоторые особенности.

В аспекте причисления себя к полу («Я»-представитель пола) в отношении умственно отсталых девушек имеются данные о том, что для них характерно неполное осознание в причислении себя к женскому полу (выделение меньшего количества признаков своего пола, малодифференцированность в самоописаниях).

В аспекте представлений об «идеале»

женственности («Я»-идеальное) есть данные о традиционности некоторых образов и о том, что мать в основном не является для умственно отсталых девочек и девушек «идеалом».

В рамках аспекта желания соответствовать «идеалу» («Я»-желаемое - его мотивирующая функция) отмечаются данные о неприятии своей половой роли некоторыми умственно отсталыми девушками (что напрямую коррелирует со степенью глубины умственной отсталости).

Аспект самовосприятия / самооценивания («Я»-реальное) в основном представлен общей информацией об особенностях самооценки у умственно отсталых учащихся: её неадекватности, неустойчивости, инфантильности; в отношении особенностей самовосприятия и самооценивания у умственно отсталых представительниц женского пола имеются данные о большем значении для них, чем для представителей мужского пола, внешнего облика.

Что же касается желания самосовершенствоваться («Я»-динамическое), то имеются данные о слабости побудительных мотивов, что относится к представителям обоих полов; сведения в рамках этого пространства фрагментарны, касаются только физических особенностей (нарушения осанки, неуклюжести движений и др.) и проблем с кожей, что чаще встречается у представительниц женского пола.

В аспекте самоопределения («Я»-будущее) имеются данные о наличии социальных потребностей, желании создать семью, иметь детей; профессиональные планы не всегда адекватны возможностям умственно отсталых людей. Эти характеристики не имеют указаний на дифференциацию по полу.

По итогам обзора специальной психологической литературы личностные и социальные проявления умственно отсталых девушек, обусловленные особенностями осознания ими себя как представителя пола, отражены крайне скудно. Особенности характера с точки зрения пола практически не описаны. О поведении имеются данные, свидетельствующие о снижении нравственности, иногда - о проявлениях агрессии, асоциальности. При характеристике общения в основном приводятся данные о взаимоотношениях с противоположным полом: негативном опыте, повышенной активности, провокациях; исследователи говорят об излишней доверчивости, беззащитности, отсутствии твёрдости. Приводятся данные о маскулинности в манерах, поведении, внешнем облике: предпочтении стиля одежды, особенностях походки и т. п.

Анализ в основном построен на срав-

нении умственно отсталых учащихся с нормально развивающимися сверстниками и лишь частично на сопоставлении особенностей представителей мужского и женского полов внутри данной категории. О психологических особенностях осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами можно сказать, что исследований нет вообще.

При проведении экспериментального исследования психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами мы отдавали себе отчёт в том, что для осуществления этого на всех уровнях диагностики (скрининг, дифференциальной и феноменологической) необходимо его многоплановое проведение. Поэтому из общего круга наиболее часто применяемых методов и методик в рамках актуализированной проблемы были выбраны следующие: анкеты, анкеты-опросники, наблюдение: непосредственное и опосредованное («метод экспертных оценок»), проективный (методика «Автопортрет»). Выбор методов и методик подчинён как общей цели исследования, так и целям каждого этапа (уровня) диагностики. При этом учитывались возможности основной категории учащихся, что и обусловило выбор сочетания вербальных и невербальных методов и методик. В исследовании использовались и методы математической статистики.

На уровне скрининг-диагностики выявлено, что представления испытуемых о вопросах пола зависят от интеллектуального развития, в связи с чем умственно отсталые старшеклассники отстают по степени сформиро-ванности, осознанности, адекватности представлений о вопросах пола от своих нормально развивающихся сверстников. Анализ специфики представлений о вопросах пола в зависимости от половой принадлежности показал, что в категории нормально развивающихся старшеклассников преимущество у представительниц женского пола, а в категории умственно отсталых учащихся - тенденция обратная (особенно в нравственно-половых и вопросах половой просвещенности). Наибольшая специфика представлений о вопросах пола у умственно отсталых старшеклассниц подтверждена методами и методиками математической статистики.

На уровне дифференциальной диагностики с помощью метода экспертных оценок установлено наличие особенностей в личностных и социальных проявлениях себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами по сравнению со сверстницами,

нормально развивающимися и с ЗПР. Изучение осознания себя как представителя пола старшеклассницами трёх категорий, проводимое с помощью анкет-опросников, показало специфические особенности у умственно отсталых старшеклассниц. Изучение осознания себя как представителя пола с помощью проективного метода также подтвердило наличие большей специфики у умственно отсталых старшеклассниц. Все полученные данные достоверны с точки зрения математической статистики.

Таким образом, на основе многопланового, многоаспектного изучения психологических особенностей осознания себя как представителя пола старшеклассницами трёх категорий наиболее яркие специфические особенности как самих аспектов осознания, так и личностных и социальных проявлений, обусловленных особенностями осознания, выявлены у умственно отсталых старшеклассниц.

Психологические особенности осознания себя как представителя пола, характерные для старшеклассниц всех категорий, таковы:

- сензитивным периодом для развития и становления осознания себя как представителя пола является старший подростковый и ранний юношеский возраст;

- наблюдаются общие интересы, желания, потребности: музыкальные, телевизионные предпочтения, тяга к моде, молодёжной субкультуре в целом, желание быть привлекательной, уметь общаться с представителями противоположного пола, социальные потребности в самореализации, желание в будущем иметь семью, детей;

- не всегда адекватным является оценивание себя как представительниц женского пола;

- наблюдается идеализированность некоторых представлений о вопросах пола, «идеале» женственности, например, в отношении использования нецензурной лексики, вредных привычек и пагубных пристрастий;

- желание самосовершенствоваться часто является номинальным, реально не осуществляемым, в том числе из-за нежелания прикладывать волевые усилия;

- характерны некоторые затруднения в самоопределении, прогнозировании своего будущего.

Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами по выделенным в исследовании аспектам следующие:

- причисление себя к полу («Я» - представитель пола) при отсутствии или низкой степени осознанности себя представителем пола в личностных, социальных проявлениях;

часть девушек причисляет и осознаёт себя представителями пола лишь по внешнему облику; характеристики собственных личностных и социальных проявлений у них в основном недостаточно дифференцированы по половому признаку. В изображении «Автопортрета» проекция на свой пол идёт по меньшему количеству признаков, чем у старшеклассниц других категорий; иногда проецируются признаки противоположного пола или признаки пола не проецируются вообще. В целом характерно формальное, не в полной мере осознанное причисление себя к полу;

- в представлениях об «идеале» женст-

венности («Я» - идеальное) проявляются яркие особенности по всем критериям: личностным и социальным. «Идеал» умственно отсталых

старшеклассниц чаще не соответствует объективной реальности, представления о нём размыты. Выявлена общая тенденция - выделение в «идеале» в большей мере общечеловеческих, чем истинно женских качеств. Описания «идеала» бедны, обыденны, малосодержательны, не развёрнуты, носят слишком обобщённый характер. Конкретные примеры «идеала» часто отражают инфантильность девушек (например, ориентация на сказочные образы). Имеется наличие идеализированных представлений, усвоенных неосознанно как штампы, и по этой причине они не могут быть ориентирами в поведении старшеклассниц (особенно в отношении вредных привычек, пагубных пристрастий, употребления нецензурной лексики);

- в желании соответствовать «идеалу» («Я» - желаемое) отмечается следующая тенденция: чем ниже уровень интеллектуального развития, тем выше потребность «соответствия» «идеалу», приверженность к нему, ниже самодостаточность. Желание соответствия у большинства девушек высокое, но неосознанное или носит компенсаторный характер -«быть как все». Многие девушки, желая соответствовать «идеалу», не вполне осознают, что и как для этого нужно делать. Часть из них считает, что они и так соответствуют идеалу. Умственно отсталые девушки не могут объяснить своего стремления к соответствию «идеалу» и того, чем он их привлекает. Специфика проявляется ещё и в нежелании быть похожими на своих матерей, то есть мать не является «идеалом» (ориентиром, эталоном, образцом) для большинства из них;

- в самовосприятии / самооценивании («Я»-реальное) особенности проявляются более ярко, чем в других аспектах. Это относится к восприятию и оцениванию себя по всем критериям: внешнему облику, личностным и со-

циальным проявлениям. Аналогично «идеалу» девушки выделяют в себе в основном традиционные черты и характеристики, которые в реальности проявляются далеко не всегда и не у всех, что говорит о формализованности, идеа-лизированности представлений об этих показателях. Механизм здесь двухсторонний: представления о себе зависят от представлений об «идеале» (равнение на ориентир), и, наоборот, представления об «идеале» формируются по сравнению с таковыми о себе. Девушки отмечают у себя и некоторые показатели современного «идеала». В большинстве самооценок проявляется неадекватность в плане их завышения. Многие уверены, что умеют общаться с лицами противоположного пола, хорошо, красиво и правильно говорят, танцуют и ходят; многие считают, что идеально умеют ухаживать за собой и поэтому всегда выглядят привлекательно; некоторые считают, что полностью соответствуют «идеалу» и т.д. В большей степени адекватность проявляется в оценке сферы общения, а менее всего - в оценке умений. У девушек не сформированы рефлексивные способности, а также имеются трудности самопознания в целом: низкая степень объективности, поверхностность, некритичность;

- в желании самосовершенствоваться («Я»-динамическое) также обнаруживаются специфические особенности. Для того чтобы желать совершенствоваться, необходимо осознать у себя наличие несовершенств, недостатков, а затем уже решить, необходимо ли что-то менять в себе и насколько. У умственно отсталых девушек страдают процессы осознания при выделении собственных несовершенств. Они часто, не выделяя у себя определённые недостатки (которые реально у них имеются), желают научиться многому, что является показателем высокой потребности соответствия. Есть несовершенства, которые реально осознаются, но девушки не знают, как их преодолеть, имея при этом такое желание. Преодоление некоторых других несовершенств не является необходимым, желанным, так как либо девушки их у себя не замечают, либо представления об их сформированности являются формальными, идеализированными, поэтому не осознаются как необходимые для себя. Таким образом, желание не столько целенаправленное, сколько номинативное; мотивация и интересы нестойкие, неглубокие;

- в самоопределении («Я»-будущее): в основном наблюдается отсутствие представлений о себе в будущем, либо прослеживается завышенный уровень притязаний, либо компенсаторное прогнозирование. Профессио-

нальное самоопределение отличается особой неадекватностью, нереальностью.

Кроме аспектов полового самосознания, отмечаются общие личностные особенности и факторы, влияющие на становление девушек как представительниц пола: патологические симптомы психики, чувство физической и психологической неловкости, ощущение интеллектуальной и социальной неполноценности.

По характеру девушки в основном добрые, но не всегда отзывчивые, спокойные, уступчивые, мягкие; современные показатели (решительность, стойкость, целеустремлённость, активность и др.) часто отсутствуют.

С точки зрения поведения - большинство девушек ласковые, нежные, одновременно не всегда терпеливые, скромные, обаятельные, чувствительные; чаще - резкие, несамостоятельные, нецелеустремлённые или, наоборот, самоуверенные. Часть девушек ведёт себя «не по-женски», имеет вредные привычки и пагубные пристрастия. У многих старшеклассниц проявляется выраженный интерес к вопросам пола, он часто слишком явный, неприкрытый, повышенный, акцентированный.

Общение. Умственно отсталые девушки не всегда вежливы. Сочувствие и сопереживание проявляют не во всех случаях общения с кем-либо. Не умеют слушать собеседника, открыто выражать свои чувства. В общении могут проявлять агрессию: вербальную и физическую; часто бывают нетактичными, употребляют нецензурную лексику. У многих нарушены взаимоотношения с родителями, сверстницами, с противоположным полом. Например, к взаимоотношениям с лицами противоположного пола могут проявлять повышенный интерес, выражая это не всегда адекватно.

Социально значимые умения. Наблюдается несформированность многих показателей: как традиционных, так и современных. В большей степени это касается умений ухода за собой: девушки часто неаккуратны, неопрятны, выглядят нередко как представители противоположного пола. Несовершенны умения вербальной и невербальной самопрезентации: не умеют правильно, грамотно и красиво говорить, адекватно отстаивать своё мнение, красиво ходить, сидеть и т.п.

Социальный статус. Умственно отсталые девушки пока имеют о нём только приблизительное представление. В своих высказываниях многие утверждают, что будут работать, о создании семьи задумываются меньше. Социальная активность: с одной стороны, девушки проявляют активность в посещении большого количества кружков, но делают это только лишь

при своих образовательных учреждениях, что говорит о внешней мотивации; стойкий интерес к какой-либо деятельности у них обнаруживается редко. В основном девушки не желают прилагать усилий к достижению чего-либо.

Потенциальные возможности в осознании себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами заключаются в следующем:

• в соответствии становления осознания общим законам развития;

• высокой степени желания соответствовать «идеалу» и самосовершенствоваться, хотя часто неосознанном и реально не осуществляемом, в том числе и из-за незнания того, что и как для этого нужно сделать, из-за отсутствия социализирующих полоролевых моделей в ближайшем социальном окружении;

• они имеют идеализированные, стереотипные представления, которые требуют переведения их в осознанные и субъективно значимые;

• на уровне подсознания их характеризует причисление себя к женскому полу, самооценивание и отношение к вопросам пола у них достаточно сформированы и адекватны, их тоже нужно переводить на уровень осознания;

• многие психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами зависят от негативных социальных факторов, что свидетельствует о принципиальной возможности их преодоления, совершенствования с помощью создания необходимых условий в социальном окружении и учебновоспитательном процессе СКОУ VIII вида.

Далее необходимо было осуществить анализ динамики осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами по результатам реализации коррекционной психологической программы (феноменологическая диагностика). Созданная психологическая программа базировалась на следующих основаниях: теоретических представлениях об образе традиционной и современной женственности; данных теоретического анализа и экспериментального исследования на уровнях скрининг и дифференциальной диагностики - выявленных особенностей осознания себя как представителя пола и в значительной степени зависящих от них несоответствий личностных и социальных проявлений девушек по сравнению с «идеалом», а также потенциальных возможностей учениц в рамках изучаемого психологического явления; понимании необходимости именно психологиче-

ских воздействий для совершенствования выделенных аспектов осознания и, следовательно, личностных и социальных проявлений умственно отсталых старшеклассниц с включением как классических психологических направлений, форм, методов, приёмов работы, так и креативных, учитывающих положительное влияние средств искусства; использовании потенциала всего учебно-воспитательного процесса СКОУ VIII вида; конкретных разработок в общей и специальной психологии; мнениях и предложениях экспертов.

Основными блоками психологической программы были: классический (традиционный) и креативный (творческий). Планируемое количество занятий - 24. Обычная структура занятия: теоретическая, практическая и заключительная части. Теоретическая часть включала: беседы, дискуссии, мини-лекции, рассказы психолога о поведении, характере, умениях женщины вообще, женщин ближайшего окружения, их оценивании и принятии себя и др.

Практическая часть традиционно включала: тренинги, ролевые игры, проблемные ситуации, письменные и устные упражнения, что позволяло в конечном счёте переводить ранее идеализированные представления и номинальные желания у девушек в реально осуществляемые.

Практическая креативная часть включала в себя в основном использование средств искусства: танцевальные импровизации, вхождение в образы, упражнения на релаксацию, что помогало понять мир других людей, а также - в самопознании, оценивании себя, пробуждении творческой активности. В зависимости от темы, цели и задач занятия соотношение частей во временном аспекте варьировалось.

По данным анализа динамики осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами по результатам реализации коррекционной психологической программы можно констатировать, что у наших испытуемых начали появляться положительные изменения в осознании себя как представителей пола, а также позитивные личностные и социальные качества.

Для примера обозначим лишь некоторые аспекты. Так, в аспекте причисления себя к полу («Я»-представитель пола) динамика стала наблюдаться в выделении количества признаков: их увеличения в отношении представителей своего пола в целом и у себя лично; уменьшения - в отношении мужских и неопределённых. Эта динамика диагностировалась как на вербальном (сознательном) уровне, так и на уровне подсознания (проективный метод).

В аспекте представлений об «идеале» женственности («Я»-идеальное) динамика такова: описания «идеала» стали более содержательными, объёмными, менее размытыми; он стал более реалистичным, учитывающим явления современной действительности; представления стали более осознанными и т.д.

По результатам проведённого исследования оформлены некоторые общие рекомендации в адрес педагогов, психологов и семьи по созданию необходимых условий для становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола.

Итак, выполненное нами теоретикоэкспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Получили подтверждение основные положения, лежащие в основе исходных гипотез. Специально разработанный диагностический комплекс помог выявить как общие для всех категорий старшеклассниц психологические особенности осознания себя как представительниц пола, так и характерные для умственно отсталых девушек с учётом различных их индивидуальных вариаций, в том числе в плане потенциальных возможностей учениц:

- общие психологические особенности осознания себя как представителей пола старшеклассницами всех категорий обусловлены единством законов психического развития нормальных и аномальных детей, спецификой возраста: сензитивность периода; общность многих интересов, желаний, потребностей; не всегда адекватное оценивание себя как представителя пола; идеализированность некоторых представлений о вопросах пола, «идеале» женственности; желание самосовершенствоваться; затруднения в самоопределении, прогнозировании своего будущего;

- специфические особенности умственно отсталых старшеклассниц: неполная осознанность, поверхностность, формальность в причислении себя к полу, иногда - неприятие своей половой роли; представления об «идеале» женственности размыты, малосодержательны, часто идеализированны, инфантильны, иногда искажены, безнравственны; «идеал» не выполняет мотивирующей, регулирующей функций; иногда наблюдается неосознанная, компенсаторная приверженность; желание самосовершенствоваться неосознанное, реально не осуществляемое; прогнозирование своего будущего чаще неадекватно, иногда проявляются компенсаторное фантазирование, излишняя конкретизация. Указанные особенности негативно влияют на характер, поведение, общение, социально значимые умения, социальный статус

данной категории девушек; затрудняют их личностное развитие и процесс социальной адаптации;

- в то же время выявлены следующие потенциальные возможности старшеклассниц СКОУ VIII вида в осознании себя как представительниц пола: развивающееся у них самосознание соответствует общим законам развития; выявлена зависимость в формировании негативных психологических особенностей осознания себя как представителя пола в основном от социальных факторов; наблюдается высокая (хотя неосознанная) потребность соответствовать «идеалу» и самосовершенствоваться; на уровне подсознания достаточно сформированы и адекватны причисление себя к женскому полу, самооценивание и отношение к вопросам пола; фактор пола имеет высокую значимость в общей системе представлений девушек о себе; в результате коррекционной психологической помощи появляется потребность в самооценивании и осознанном самосовершенствовании, что в целом вселяет уверенность в то, что для социального роста умственно отсталых девушек, направления их саморазвития в положительную сторону можно сделать значительно больше, чем это происходит в традиционных условиях СКОУ VIII вида.

2. Подтвердилась теоретическая гипотеза о том, что выявленные в условиях констатирующего эксперимента актуальные и потенциальные возможности умственно отсталых девушек в осознании себя как представителей пола помогут разработать теоретическую модель коррекционной психологической помощи в аспекте личностного роста старшеклассниц СКОУ VIII вида. На основе выявленных в результате диагностической работы общих для всех категорий старшеклассниц психологических особенностей осознания себя как представителя пола, характерных именно для умственно отсталых девушек в целом (с учётом различных индивидуальных вариаций), а также их потенциальных возможностей и анализа конкретных условий развития учениц СКОУ VIII вида была разработана психологическая программа помощи умственно отсталым старшеклассницам в осознании себя как представительниц пола, направленная на реализацию их потенциальных возможностей, учитывающая теоретические представления об образе традиционной и современной женственности, значение именно психологических воздействий, сочетающих классические направления, формы, методы, приёмы работы со средствами искусства. Основными блоками психологической работы являлись: классический и креативный.

Было запланировано 24 занятия, каждое из которых состояло из теоретической (беседы, дискуссии, мини-лекции, рассказы психолога), практической (тренинги, ролевые игры, проблемные ситуации, письменные и устные упражнения; вхождение в образ, танцевальные импровизации, упражнения на релаксацию) и заключительной (анализ занятия, оценивание себя, подведение итогов, пожелания) частей.

3. Апробация разработанной психологической программы подтвердила нашу гипотезу о том, что целенаправленные коррекционные психологические воздействия во многом способствуют реализации выявленного в диагностическом исследовании потенциала умственно отсталых старшеклассниц в осознании себя как представителей пола. Работа оказала позитивное влияние на личность изучаемой категории девушек и процесс их социальной адаптации.

В результате коррекционной помощи некоторые аспекты осознания себя как представителя пола и личностного развития дали наибольшую динамику. Разработанная психологическая программа имеет более сильное воздействие на аспекты осознания себя как представителя пола в целом, среди них в большей степени - на адекватность самовосприя-тия, на появление осознанности желания самосовершенствоваться и его реальном осуществлении в некоторых показателях личностных и социальных проявлений у умственно отсталых старшеклассниц.

Наличие положительной динамики подтверждается с помощью методов математической обработки большинства полученных данных. Так, по результатам формирующего эксперимента наблюдается преобладание положительной динамики в 52 % случаев, небольшая положительная динамика - в 35 % случаев; динамика не выявлена в 13 % случаев, отрицательная динамика не зафиксирована. Используя критерий знаков О, получаем

Оэ = 0; Окр (10;0,05) = 1; Окр (10;0,01) = 0; Оэ < 0Кр (0,05); Оэ = 0Кр (0,01), следовательно, общий сдвиг в положительную сторону статистически достоверен.

4. Полученные результаты дают основание надеяться, что разработанные в исследовании диагностический комплекс и формирующая программа могут принести реальную помощь в работе с ученицами СКОУ VIII вида. Также эти данные могут использоваться для подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей и подрост-

ков в условиях образовательных учреждений и учреждений дополнительной системы образования, реабилитационных, психолого-медико-педагогических и других центров, осуществляющих оказание помощи детям с отклонениями в развитии.

5. По результатам проведённого исследования оформлены некоторые общие рекомендации в адрес педагогов, психологов и семьи по оптимизации процесса становления умственно отсталых девушек как представительниц пола.

6. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в применении разработанных диагностического комплекса и коррекционной программы в психологической работе с другими категориями девушек: как непосредственно в ходе их психолого-педагогического сопровождения в школе, так и в учреждениях системы дополнительного образования. Возможна адаптация программы в отношении подростков

- юношей (в этом случае лучше, если с ними будет работать психолог-мужчина). Необходима также дополнительная работа по нейтрализации влияния неблагоприятных социальных факторов на умственно отсталых старшеклассниц. Имеется предположение, что аналогичная психологическая работа, начатая с умственно отсталыми девочками младшего и среднего школьного возраста, может стать профилактикой несовершенств в осознании ими себя как представительниц пола.

Литература

1. Алёшина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопр. Психологии.-1991.-№4.-с. 74-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белопольская Н. А. Психологическое ис-

следование половозростной идентификации у детей

3. Галимова Н.М. Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни. - Дис. канд. пед. наук. - М., 2000.-176 с.

4. Денисова Е.Н. Формирование представлений межполовых, семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания. -Дис. канд. псих. наук.- М., 1998.- 185 с.

5. Исаев Д.Н., Коган В.Е. Полевое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л., 1979.- 183 с.

6. Коган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности «образ Я» у подростков // Вопр. псих., 1989.- №3.- с.53-62.

7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М., 1984.- 335 с.

8. Кон. И.С. Психология старшеклассников: Пособие для учителей. - М., 1980.- 192 с.

9. Психология самосознания: Хрестоматия.-Самара, 2000.- 672 с.

10. Соколова Е.П. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. - 215 с.

11. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.- 284 с.

12. Тимощенко Л.М. Воспитание старшеклассниц: Кн. Для учителя.- М., 1990.- 91 с.

13. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.- 222 с.

14. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта.- СПб., 2002.- 496 с.

© С. Л. Мазалова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.