Научная статья на тему 'Интеллект и особенности полового самосознания в старшем подростковом возрасте'

Интеллект и особенности полового самосознания в старшем подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АКСЕЛЕРАЦИЯ / GENDER IDENTITY / INTELLIGENCE / GENDER SELF-CONSCIOUSNESS / ACCELERATION / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карапетян Владимир Севанович, Акопян Маник Ишхановна

В статье подытожены результаты экспериментального исследование особенностей полового самосознания у старших подростков, обусловленных уровнем развития их интеллекта. Взаимоотношение интеллекта и самосознания рассматривается как фактор, который способствует ускорению темпов психического развития в этом возрасте, формированию зрелой телесной/половой идентичности и особенности полового самосознания как структурно-содержательного компонента Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENCE AND PECULIARITIES OF SELF-CONSCIOUSNESS OF GENDER ROLES IN THE OLDER ADOLESCENCE

The data of the experimental study of peculiarities of self-consciousness of gender roles in the older adolescence depending on their intelligence development level are summed up in the article. The interrelation of intellect and self-consciousness is studied as а factor, which promotes the acceleration of the rates of mental development of older adolescence and formation of mature psychosexual identity and peculiarities of self-consciousness of gender roles as structure-instructive component of Self-concept.

Текст научной работы на тему «Интеллект и особенности полового самосознания в старшем подростковом возрасте»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна

Акопян Маник Ишхановна

канд. психол. наук,

доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна,

Республика Армения, г. Ереван E-mail: [email protected]

INTELLIGENCE AND PECULIARITIES OF SELF-CONSCIOUSNESS OF GENDER ROLES IN THE OLDER ADOLESCENCE

Karapetyan Vladimir

Doctor of Psychology sciences, professor, head of the Department ofAge and Educational Psychology of Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan,

Armenia, Yerevan

Hakobyan Manik

Candidate of Psychology sciences, associate professor of the Department ofAge and Educational Psychology of Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan,

Armenia, Yerevan

Карапетян Владимир Севанович

д-р психол. наук, профессор,

Республика Армения, г. Ереван E-mail: vskarapetyan@mail. ru

Карапетян В.С, Акопян М.И. Интеллект и особенности полового самосознания в старшем подростковом возрасте // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 7(7) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1439

АННОТАЦИЯ

В статье подытожены результаты экспериментального исследование особенностей полового самосознания у старших подростков, обусловленных уровнем развития их интеллекта. Взаимоотношение интеллекта и самосознания рассматривается как фактор, который способствует ускорению темпов психического развития в этом возрасте, формированию зрелой телесной/половой идентичности и особенности полового самосознания как структурно-содержательного компонента Я-концепции.

ABSTRACT

The data of the experimental study of peculiarities of self-consciousness of gender roles in the older adolescence depending on their intelligence development level are summed up in the article. The interrelation of intellect and selfconsciousness is studied as а factor, which promotes the acceleration of the rates of mental development of older adolescence and formation of mature psychosexual identity and peculiarities of self-consciousness of gender roles as structure-instructive component of Self-concept.

Ключевые слова: подросток, половое самосознание, интеллект, половая идентичность, акселерация.

Keywords: adolescent, gender self-consciousness, intelligence, gender identity, acceleration.

Половое созревание предъявляет свои особые требования

психосексуальному развитию личности подростка, основная из которых — формирование зрелой телесной/половой идентичности, что в полной мере обуславливает особенности полового самосознания как структурно-

содержательного компонента Я-концепции [4; 5; 6; 7; 10; 12; 13; 14].

Подростку предстоит решить непростую задачу — познать, принять и полюбить свое быстрорастущее, видоизменяющееся тело, свой пол, свою сексуальность, научиться пользоваться ею, строить отношения и обрести

способность наслаждаться любовью с противоположным полом. Он должен суметь распрощаться со своим детским телом, с инфантильной привязанностью к родителям, пережить горе их утраты. Умение любить и творить, быть продуктивным в деятельности — два обязательных критерия зрелой сексуальности. Любовь к себе, принятие себя — единственный путь любви к другому [12; 13; 14].

В связи с реактивацией нарциссических проблем, эдипова конфликта и активного подавления, отрицания (в дальнейшем уже сублимации) инфантильных инцестуозных привязанностей, Супер Эго подростка, его этические и эстетические представления на очень короткое время как бы отмежевываются от родительских наставлений, родительского авторитета. Происходит процесс отрицания авторитета родителей

и взрослых [12]. Принять авторитет и точку зрения родителей, взрослого в этом возрасте означает оставаться привязанным к инфантильным любовным объектам, что может создать серьезные препятствия на пути формирования зрелой сексуальности, затруднять процесс налаживания взаимоотношений и установления интимно-любовной связи с неродным человеком.

Это также свидетельствует об отсутствии сублимации, т. е., по сути, об отсутствии в жизни человека творческих процессов и продуктивной деятельности.

Задача подростка — найти себя, идентифицировать себя как зрелого представителя м/ж пола. Кто он? Вот вопрос, в поисках ответа на который подросток мечется, идеализируя образы популярных людей, литературных персонажей, киногероев, звезд эстрады и спорта, чтобы впоследствии, перед страхом потерять себя в тотальной идентификации, так же резко сбросить их с пьедестала. В любовных отношениях прежде всего его интересует то, насколько привлекательно он выглядит в глазах противоположного пола, насколько правилен и удовлетворителен образ, построенный им.

В этой непростой ситуации на помощь подростку приходит новый уровень развития самосознания, что обусловлено развертыванием функции образования понятий (по Л.С. Выготскому), развитием теоретического понятийного

мышления, рефлексии и логики [2]. Функция образования понятий, с его аналитически-синтетическими качествами, возможностью абстракции и обобщения позволяют подростку расчленить идеализируемый образ идентификации, обозначить в нем отдельные импонируемые ему качества, с дальнейшей интроекцией этих качеств как составных частей собственной самости, собственного Я. Это позволяет подростку сохранить свою идентичность и Я, развивать свою самость, присущую ему одному индивидуальность, избежать полного уподобления другому, его имитации — явления, которое так часто наблюдается у умственно отсталых и психически тяжелобольных подростков.

Основные идеи теории развития интеллекта Ж. Пиаже также подтверждают ход наших мыслей. Согласно ей, развитие способности к рефлексии и логике у подростка, переход интеллекта от эгоцентричности к децентрации значительно повышают способности подростка к самопознанию и саморегулированию [8; 9]. В результате этого развивается и обогащается содержание и структура Я-концепции подростка, что способствует творческому развитию, совершенствованию его Я и мира, в котором он живет.

Цель нашей работы — исследование особенностей полового самосознания у старших подростков, обусловленных уровнем развития их интеллекта, служит экспериментальным подтверждением вышеизложенных идей. Мы предположили, что у интеллектуально более развитых старших подростков половое самосознание (как процесс и как структурно-содержательный компонент Я-концепции) характеризуется чертами, в большей степени свойственными юношескому возрасту. То есть имеет место явление ускорения темпов психического развития.

Исследование проводилось в общеобразовательной школе № 180 г. Еревана, а также в детско-юношеском центре «Манана». В эксперименте участвовали 93 подростка (45 муж. пола, 48 жен. пола) в возрасте 14 лет.

С целью выявления особенностей содержания полового самосознания в качестве основных методик были использованы «Опросник для исследования

самосознания и Я-концепции» [1], школьный тест умственного развития ШТУР [3], а также метод экспертных оценок [3]. В качестве экспертов выступили взрослые и сверстники, близко знакомые с испытуемыми. Они по пятибалльной шкале оценивали относительную адекватность содержания полового самосознания по отношению к объективной действительности. Опросник содержал четыре вопроса. Первый открытый вопрос: просьба описать, охарактеризовать себя как представителя мужского/женского пола; второй — закрытый вопрос с вариантами того, насколько испытуемые довольны собою как представители мужского/ женского пола, третий вопрос — хотели бы они поменять что-нибудь в себе как представителя мужского/женского пола, и четвертый вопрос о том, каков их идеал мужчины/женщины и насколько они сами соответствуют ему, по их мнению. С целью получения дополнительной информации был применен также метод наблюдения. Вторичная обработка данных проводилась с использованием метода корреляционного анализа, процентного соотношения с применением компьютерной программы SPSS.

Данные исследования были обработаны и проанализированы в два этапа.

На первом этапе был проведен корреляционный анализ, с целью выявить связь между основными проявлениями полового самосознания и уровнем интеллекта у старших подростков. Данные анализа представлены в табл. 1.

На втором этапе, согласно уровню интеллектуального развития, группа исследуемых была разделена на две подгруппы. Был проведен сравнительный анализ, целью которого было выявление основные различия и сходства содержания полового самосознания старших подростков с разными уровнями развития интеллекта. Данные анализа представлены в табл. 2 и табл. 3.

Таблица 1.

Данные корреляционного анализа в виде индексов.

N Основные проявления самосознания Уровень развития интеллекта

1 Степень адекватности восприятия себя как представителя м/ж пола 0,527**

2 Степень эмоционально положительного отношения к себе как к представителю м/ж пола -0,511**

3 Степень выраженности желания изменить себя как представителя м/ж пола 0,317**

4 Степень совпадения представлений о реальном и идеальном образах себя как представителя мужского/женского пола -0,355*

5 Степень подробности самоописания 0,491**

** Корреляция значима на 0,01 уровне. * Корреляция значима на 0,05 уровне.

В табл. 1 представлены данные корреляционного анализа. Как показывают результаты анализа, по мере повышения уровня интеллекта, старшие подростки более адекватно и дифференцированно воспринимают себя как представителя мужского/женского пола, вместе с тем повышается степень несоответствия представлений о реальном и идеальном образах себя как представителей мужского/женского пола, что и обусловливает растущее недовольство собой и желание изменения и усовершенствования.

Вышеизложенные наблюдения нашли свое подтверждение также на втором этапе обработки данных, при сравнительном анализе содержания полового самосознания старших подростков в двух группах, сформированных по уровню развития их интеллекта. На этом этапе были проведены сравнительный количественный и качественный анализ данных самоописания. В группу А вошли подростки, чей общий индекс интеллекта по итогам теста ШТУР колебался в пределах от 160—80 баллов, в группу Б — подростки с индексом интеллекта от 80 и ниже.

В основу количественного анализа данных легло суммарное число суждений и высказываний — «Подробность самоописания». Далее была рассчитана корреляция между степенью подробности самоописания и уровнем развития интеллекта старших подростков. Данные анализа табл. 1 ясно свидетельствуют

о том, что по мере повышения уровня интеллекта у подростков увеличивается число суждений и высказываний о себе как о представителе м/ж пола. Об этом свидетельствуют также и данные качественного анализа (табл. 2, 3, 4), в основу которого легли возрастные нормативы психического развития в подростковом и юношеских возрастах [4; 5; 6; 7; 10; 12; 13; 14].

Согласно данным, приведенным в табл. 2, по мере повышения интеллекта, самоописания старших подростков становятся все более сбалансированными с точки зрения выраженности в них положительных и отрицательных признаков. Подростки становятся умереннее в плане оценивания собственных моральных, также эстетических качеств и свойств. Их суждения не только более реалистичны и дифференцированы, но и более содержательны. Отвечают на вопросы по существу. В высказываниях почти отсутствуют несущественные подробности, описания общих признаков, присущих всем людям.

Таблица 2.

Процентные соотношения высказываний испытуемых о себе как о представителе м/ж пола, процентные выражения в двух группах

N Высказывания исследуемых в качестве представителей м/ж пола Г руппа А Г руппа Б

1. Высказывания с преобладанием положительных эстетических определений 15 12

2. Высказывания с преобладанием положительных этических, в том числе альтруистических определений 50 35

3. Высказывания о трудности описания себя с дословными цитированиями мнения других людей 11 17

4. Высказывания об экспрессии тела, с точки зрения сексуальности, мужественности и женственности 65 25

5. Высказывания о внешности в контексте половой принадлежности, описание половых признаков 19 —

6. Высказывания о поведенческих проявлениях типичных для м/ж пола 11 3

У подростков с высоким уровнем интеллекта содержание представлений о собственном поле теснее соприкасается с содержанием представлений о собственном теле. Как представители м/ж пола, они больше склонны описывать себя с точки зрения сексуальной экспрессии тела — с точки зрения женственности и мужественности [см. табл. 2]. В связи с этим было отмечено, что по мере

повышения интеллекта исследуемые говорят об этом все более опосредованно, с осознанием интимности их характера, возрастает символичность самоописания. Подростки отмечают у себя те признаки, которые в подростковой субкультуре считаются признаками женственности и мужественности. В качестве таковых у юношей выступают развитая мускулатура, сила, крепкое, накачанное тело, наличие либо больших, либо многочисленных шрамов, обильное оволосение на теле; у девушек — красивые ноги, тонкая талия, длинные ресницы и волосы, нежная кожа. Исследуемые из группы Б говорят об этом более откровенно и непосредственно, при описании внешности рассказывая также о подробностях своего отношения к жизни, например: «...я высокорослый, красивый парень, не я интересуюсь девушками, а они мною», «.умею очаровывать и привлекать, сам тоже увлекающийся».

Согласно данным, приведенным в табл. 3, исследуемые с более высоким общим интеллектом, описывая себя как представителя мужского пола, реже придерживаются стереотипных представлений о половых ролях, принятых в армянском обществе, и чаще стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. У девушек же с повышением интеллекта чаще встречаются высказывания, в которых они изъявляют намерения относительно своего будущего, связывая его с самореализацией, самоактуализацией в трудовой, профессиональной деятельности, что в значительной мере отличается от традиционных представлений о пассивной роли армянской женщины в обществе.

Таблица 3.

Высказывания двух групп испытуемых о себе как о представителях м/ж пола, выраженные в процентах

N Высказывания исследуемых в качестве /как/ представителей м/ж пола Г руппа А Г руппа Б

1. Высказывания с преобладанием принятых в армянском обществе стереотипных представлений о половых ролях 46 50

2. Высказывания девушек о намерении быть активной в плане социальной и профессиональной самореализации в будущем 8 —

3. Высказывания с характерными уличными и воровскими понятиями 4 17

4. Высказывания, где личность описывается в контексте этнических особенностей 8 —

5. Высказывания о своей индивидуальности и неповторимости 8 —

Данные [см. табл. 3] также выявляют тот факт, что по мере повышения интеллекта половое самосознание у подростков все чаще включает в себя элементы этнического самосознания, в то время как у исследуемых мужского пола с более низким интеллектом оно ограничивается сугубо уличными представлениями и понятиями, по содержанию весьма близкими к воровским.

Таблица 4.

Высказывания двух групп испытуемых о себе как о представителях м/ж пола, выраженные в процентах

N Высказывания исследуемых в качестве представителей м/ж пола Г руппа А Г руппа Б

1. Высказывания о своей индивидуальности и неповторимости 8 —

2. Высказывания о самопознании и самосовершенствовании 11 3

3. Высказывания об умеренной, слегка заниженной самооценке 19 —

4. Ум, интеллект как компонент мужской привлекательности 31 8

5. Степень выраженности «чувства взрослости» 23 —

Согласно данным, приведенным в табл. 4, по мере повышения интеллекта подростки как представители м/ж пола все чаще говорят о потребности самопознания, о желании самосовершенствования. Испытуемые из этой группы чаще используют высказывания, которые прямым или косвенным образом указывают на наличие ярко выраженного «чувства взрослости» [10], значительно увеличивается количество понятий, описывающих самооценку. Самооценка у этих подростков более умеренная, местами занижена, что также подтверждается данными корреляционного анализа табл. 1.

Анализ данных, приведенных в табл. 5, свидетельствует о том, что чем выше интеллект у подростков, тем больше они склонны говорить о своих взаимоотношениях с противоположным полом опосредованно. Осознание интимности этих взаимоотношений делает их более скрытными. Испытуемые из этой группы предпочитают принимать или отвергать факт любовных/интимных взаимоотношений. В отличие от них, исследуемые с более низким уровнем интеллекта стремятся отрицать наличие таких взаимоотношений, иногда даже их предполагаемую возможность. В качестве примера приведем некоторые высказывания: если в группе А исследуемые

пишут «...как и все мальчики, я интересуюсь девушками...» или «...я не любитель длительных взаимоотношений, и все это знают...», то в группе Б они пишут «...мне еще рано интересоваться этим, я еще должен повзрослеть, стать человеком...» или « ...у меня много друзей парней, но они мне как братья...» и т. д.

Таблица 5.

Высказывания двух групп испытуемых о себе как о представителях м/ж пола, выраженные в процентах

N Высказывания исследуемых в качестве представителей м/ж пола Г руппа А Г руппа Б

1. Опосредованные высказывания о своих взаимоотношениях с противоположным полом с осознанием интимности их характера. Символичность самоописания 19

2. Прямые, откровенные высказывания о взаимоотношениях с противоположным полом без осознания интимности их характера — 15

3. Высказывания о неприятии любовных/интимных взаимоотношений с противоположным полом 15 —

4. Высказывания, отрицающие возможность любовных/интимных взаимоотношений с противоположным полом 15 15

Согласно данным, приведенным в табл. 6, по мере повышения уровня интеллекта подростки, исключительно девушки /у мальчиков это табу/, все реже говорят о внешней и внутренней схожести с противоположным полом, а если и говорят, то в прошедшем времени, например: «...в детстве очень хотела быть мальчиком, но когда выросла, поняла, что быть девушкой лучше...». С повышением уровня интеллекта подростки /парни/ все реже приводят преувеличенные, явно надуманные суждения о себе как о «состоявшемся мужчинах», например: «...Мужчина во всех отношениях, только паспорта пока не имею...» — пишет четырнадцатилетний парень, еще чаще встречается выражение «Я настоящий мужчина».

Таблица 6.

Высказывания двух групп испытуемых о себе как о представителях м/ж пола, выраженные в процентах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N Высказывания исследуемых в качестве представителей м/ж пола Г руппа А Г руппа Б

1. Суждения девушек о внешней и внутренней схожести с противоположным полом в детстве 4 —

2. Суждения девушек о внешней и внутренней схожести с противоположным полом в настоящее время — 10

3. Преувеличенные, явно надуманные суждения о себе как о «состоявшемся мужчине» — 7

4. Высказывания о разного рода трудностях, неуверенности, страхах и тревожности во взаимоотношениях с противоположным полом 23 3

5. Высказывания об отрицательном отношении к противоположному полу, об отрицательном опыте общения с ним 35 3

6. Высказывания о полном взаимопонимании во взаимоотношениях с противоположным полом 11 12

Результаты исследования также выявили тот факт, что подростки с более высоким уровнем интеллекта чаще говорят о своих предпочтениях в отношении партнеров противоположного пола и чаще упоминают об испытываемых ими трудностях при общении с ними. Они чувствуют себя неуверенно, их мучают сомнения и разного рода страхи, что является следствием отрицательного опыта, определяющего, в конечном итоге, чувство неуверенности и негативное отношение к партнерам. Примером этому могут служить следующие высказывания: «я не люблю женщин, я чувствую себя неуютно в их присутствии», «я уважаю женщин, а вот любить их не могу», «пытаюсь не обидеть их, но у меня это плохо получается» или «когда я пытаюсь шутить, все время получается так, что я их оскорбляю» и т. д.

В отличие от них, исследуемые с более низким интеллектом /из группы Б при общении с противоположным полом, судя по их высказываниям, чувствуют себя весьма уверенно, легко и комфортно. В отношениях с противоположным полом они все чаще говорят о полном взаимопонимании, о том, что их понимают, любят и ценят.

Подытоживая данные исследования, можно заключить, что по мере повышения уровня интеллекта, старшие подростки более адекватно

и дифференцированно воспринимают себя как представителя мужского/женского пола. Вместе с тем повышается степень несоответствия между их собственными представлениями об идеальном и реальном образах «Я», что обуславливает растущее недовольство собой и желание изменения и усовершенствования себя.

Подростки из этой группы более умеренно оценивают как свои моральные, так и эстетические качества и свойства. Их суждения не только более реалистичны и дифференцированны, но и по сути имеют более содержательный и обобщенный характер. Представление о собственном поле у них теснее соприкасается с представлением о собственном теле. Исследуемые говорят об этом все более опосредованно, с осознанием интимности его характера, возрастает символичность самоописания. Соотнося себя к определенным полом, они чаще описывают себя с точки зрения сексуальной экспрессии тела, то есть женственности и мужественности, и больше склонны отмечать у себя те признаки, которые в подростковой субкультуре считаются признаками половой принадлежности.

Данные выявляют тот факт, что по мере повышения интеллекта половое самосознание у подростков все чаще включает в себя элементы этнического самосознания, в то время как у исследуемых мужского пола с более низким интеллектом оно ограничивается сугубо уличными представлениями и понятиями, по содержанию весьма близкими к воровским. Они чаще придерживаются стереотипных представлений о половых ролях, принятых в армянском обществе, в то время как исследуемые с более высоким общим интеллектом, описывая себя как представителя мужского пола, реже и чаще стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. У девушек же с более высоким уровнем интеллекта чаще встречаются высказывания, в которых они изъявляют намерения относительно своего будущего, связывая его с самореализацией, самоактуализацией в трудовой, профессиональной деятельности,

что в значительной мере отличается от традиционных представлений о пассивной роли армянской женщины в обществе.

Анализ данных свидетельствует о том, что чем выше интеллект у подростков, тем больше они склонны говорить о своих взаимоотношениях с противоположным полом опосредованно. Осознание интимности этих взаимоотношений делает их более скрытными. Испытуемые из этой группы предпочитают принимать или отвергать факт любовных/интимных взаимоотношений, все реже отрицать наличие, иногда даже предполагаемую возможность таких взаимоотношений.

По мере повышения уровня интеллекта подростки, исключительно девушки /у мальчиков это табу/, все реже говорят о внешней и внутренней схожести с противоположным полом, а если и говорят, то в прошедшем времени.

Результаты исследования также выявили тот факт, что подростки с более высоким уровнем интеллекта чаще говорят о своих предпочтениях в отношении партнеров противоположного пола и чаще упоминают об испытываемых ими трудностях при общении с ними.

В целом, по мере повышения интеллекта подростки как представители м/ж пола все чаще говорят о потребности самопознания, о желании самосовершенствования. У них ярко выражено «чувство взрослости», самооценка более умеренная, местами занижена.

Таким образом, можно заключить, что у старших подростков с высоким уровнем интеллекта присутствует заметное ускорение темпов психического развития, формирование зрелой телесной/половой идентичности, что в полной мере обуславливает особенности полового самосознания как структурносодержательного компонента Я-концепции.

Список литературы:

1. Акопян М.И. Методика исследования особенностей самосознания и Я концепции личности // Кантех. — 2(23). — Ер., 2005. — С. 177—184.

2. Акопян М.И. Проблема взаимоотношения интеллектуального и эмоционального развития в подростковом возрасте. Рефлексия как процесс интегрирующий принцип развития личности подростка // Кантех. — 1(38). — Ер., 2009. — С. 201—207.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. — М., 2001. — 383 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. — М., 1984. — 368 с.

5. Кле М. Психология подростка. — М., 1991. — 171 с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989. — 254 с.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная Психология. — М., 2004. — 442 с.

8. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М., 1972.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. — 659 с.

10. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003. — 432 с.

11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987. — 181 с.

12. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — 384 с.

13. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности. — Минск, 1990. — 164 с.

14. BLOS, P., The adolescent Passage. N.Y., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.