ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Алмазова С. Л.
Екатеринбург, Россия ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛА
УДК 159.922.1:159.923 ББК88.37
Аннотация: В статье говорится о полоролевых стереотипах, их структуре и влиянии на становление личности в целом. Рассматриваются традиционные и современные подходы к формированию эталонов мужественности и женственности. Особое внимание уделяется стереотипу фемининности. Делается вывод о значимости положительных ориентиров в становлении умственно отсталых старшеклассниц как представительниц пола. Предлагаются авторские структуры: стереотипа женственности и
«идеала» умственно отсталой девушки.
Ключевые слова: стереотип, эталон, идеал, мужественность, женственность, половое самосознание.
Сведения об авторе: Алмазова Светлана Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет. Контактная информация: 620034, Тел.: 2357628
Проблема становления личности является актуальной как для общей, так и для специальной психологии и педагогики. На данный процесс оказывают влияние различные факторы биологического и социального происхождения. Это ка-
Almazova S.L. Ekaterinburg, Russia INFLUENCE OF STEREOTYPES COURAGEOUS AND FEMINITY ON FORMATION OF PERSONALITY AS A REPRESENTATIVE OF THE FLOOR
Код ВАК 19.00.10
Annotation: The article states about sex-role stereotypes, their structure and impact on the formation of personality in general. We consider the traditional and modern approaches to the formation of standards of masculinity and femininity. Particular attention is paid to the stereotype of femininity. The conclusion about the importance of positive guidance in the development of mentally retarded high school as representatives of sex. Authors proposed structure: the stereotype of femininity and the «ideal» mentally retarded girl.
Key words: stereotype, standard, ideal, masculinity, femininity, sexual identity.
About the author: Almazova Svetlana Leonidovna, Ph.D. Psycho-logical Sciences, assistant professor of ad hoc psychology
Place of work: Ural State Pedagogical university.
'. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26.
сается и становления личности как представителя определённого пола в его своеобразии и специфических особенностях. В связи с этим необходимо изучение влияния разных факторов и выделение их положительных сторон, которые нужно
учитывать в работе с детьми и подростками. В психологической литературе имеются данные о биологических и социальных факторах, их преобладании или различных соотношениях, но они являются разрозненными, размытыми и не всегда способствуют эффективной работе по оптимизации становления человека как представителя пола. В связи с этим нужно проанализировать и систематизировать имеющиеся данные, а также предложить авторский подход к решению проблемы становления личности как представителя пола.
В рамках изучения вопросов становления человека как представителя пола важным является рассмотрение влияющих на этот процесс факторов. При этом понятие «пол» рассматривается с биосоциальных позиций, признающих, с одной стороны, роль биологического фактора - половой принадлежности человека, а с другой (даже в большей степени) - роль социальных факторов в формировании осознания человеком себя как представителя пола и, как следствие, ин-териоризации этого осознания во все личностные и социальные проявления (безусловно, учитывая индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности человека, базирующиеся и на биологической основе). «Пол», согласно определениям И. С. Кона и
В. Е. Кагана - это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку). Разделение людей на мужчин и
женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие морфологических признаков, полового самосознания и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Абсолютная норма подразумевает однозначную направленность всех компонентов перечисленного ряда (Г. С. Васильченко). Выражение «человек как представитель пола» также может трактоваться с биологических или социальных позиций. С биологической точки зрения пол «представляет» человека: телесные (морфологические, соматические, фенотипические) и репродуктивные особенности, так или иначе оказывающие влияние на аспекты осознания себя. С социальной позиции человек «представляет» свой пол (на основе переживания, осмысления, осознания) в поведении, общении и др., ориентируясь на требования половой роли. В. В. Столин говорит о том, что биологические факторы не имеют решающего значения для формирования половой роли человека. Большего внимания заслуживают социальные влияния, на которые возможно оказать психологические воздействия, тем самым, оптимизируя процесс становления человека как представителя пола, способствуя его лучшей социальной адаптации. В определениях понятий полового самосознания, «Я-концеп-ции» и других часто подчёркивается влияние на их становление эталонов, стереотипов, идеалов мужественности / женственности. Например, В. В. Столин говорит о половом самосознании как мнении индивида о самом себе как представи-
теле определённого пола в сравнении с половым эталоном. В. С. Мухина рассматривает половую идентификацию как единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определённому полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. И. С. Кон, говоря о психологии половых различий, отмечает, что половая идентичность основывается на соматических, поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия стереотипам маскулинности / фемининности.
Таким образом, на становление личности как представителя пола влияют биологические и социальные факторы, при этом одними из важных и значимых являются стереотипы, эталоны мужественности и женственности.
Обратимся к понятиям «психологический пол», «половая роль», «стереотип», «идеал» и т.д. Близким к понятиям «канон», «эталон» является понятие «идеал», который конкретно в представлении человека воплощает то, что обладает ценностью. Идеал - представление о желаемом образце, он связан с целями человека, это ориентир, «проекция настоящего на будущее» (В. В. Си-зикова). По О. В. Романовой, идеал личности - регулятор поведения. И.
С. Кон, говоря о психологии половых различий, пишет о половых ролях и системе стереотипов маскулинности / фемининности как предписаниях о том, какими должны быть мужчины и женщины, относя сюда: разделение труда, обязанно-
стей и т. д. Другие авторы дают определение стереотипу как знанию о людях, накопленному как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщающиеся и закрепляющиеся в сознании в виде устойчивых представлений. И. К. Каширская определяет понятие «половая / гендерная роль» как нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определённому полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Также встречаются понятия «нормативность», «норма», «половой эталон», которые играют роль ориентиров, ключевых моментов самоопределения человека (И. К. Каширская,
В. В. Столин, Ю. А. Тюменева, Б. И. Хасан). Половая роль (гендерная роль) - модель социального поведения, комплекс ожиданий, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского пола; некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (В. Е. Каган, И. С. Кон и др.). Особая область исследований, тесно связанная с проблемами формирования психологического пола и становления половой идентичности -исследования полоролевых стереотипов. Факторами, влияющими на формирование стереотипа, являются и биологические, и социальные. Разными исследователями подчеркивается преимущество одного из данных факторов или их взаимосвязь. В. С. Агеев объясняет природу полоролевых стереотипов не только как социального явления, а с
точки зрения биосоциального происхождения: как следствия полового диморфизма, соответствующих половых отличий, а также социальных и культурно-исторических факторов. В. Н. Куницына, Н. В. Каза-ринова, В. М. Погольша отмечают, что на полоролевые стереотипы влияют как психофизиологические особенности, так и гендерные стереотипы. Социальными источниками стереотипов, ролей, идеалов являются эпоха, культура, традиции, идеология, экономика, субкультура и т.д. Конкретные образцы могут содержаться в пословицах, сказках, графических и живописных изображениях, искусстве в целом, средствах массовой информации (кино, реклама, журналы и др.), культуре массового потребления, некоторых игрушках и т.д. И. В. Грошев подробно анализирует гендерные образы современной рекламной продукции, В. С. Мухина говорит о телевизионных «мыльных операх», боевиках, триллерах, по-новому рассматривающих мужчин и женщин. По данным многих учёных, идеалы: как мужские, так и женские создаются мужчинами.
Социальные требования неоднозначны, изменяются в зависимости от эпохи, культуры, идеологии общества, происходящих в нём кризисов и переломных моментов. Поэтому стереотипы можно разделить на традиционные (вневременные, непреходящие) и современные (актуальные для данного времени -эпохи, культуры). Возможны различные сочетания данных составляющих, которые и определяют специфику и характерные черты
стереотипов, идеалов. Стереотипы с точки зрения пола: полоролевые стереотипы / половые роли являются одними из самых устойчивых в обществе. Принимая во внимание мысль о влиянии на формирование стереотипов эпохи, культуры и других показателей времени, мы предлагаем рассматривать традиционные (вневременные) и современные (актуальные в данный период времени) параметры эталонов. Вопросы традиционности и современности в стереотипах затрагиваются во многих исследованиях. Н.Т. Белякова использует понятия «формальный» и «реальный» идеалы, первый из них характеризуется изменениями в зависимости от идеологии правящих партий, а второй - устойчивостью и постоянством. В нашем понимании это соотносится с современными и традиционными составляющими стереотипа, идеала. Традиционные стереотипы построены строго дихотомически, показывают альтернативность мужского и женского начал (Ш. Берн, И. С. Кон). По теории В. А. Геодакяна, женщины и мужчины в процессах самопроиз-водства биологической системы обеспечивают наследственность и изменчивость; женщины отвечают за наследственность (неизменность, «золотые кладовые»), а мужчины -за изменчивость; таким образом, женщин характеризует филогенетическая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужчин - онтогенетическая ригидность и филогенетическая пластичность. Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева в своём исследовании говорят о базовых атрибутах сущности мужского и женского на-
чал. Для женщин это цикличность и репродуктивность, которые формируют такие качества личности, как: конформность, эмпатичность, терпимость, консерватизм, чистоплотность, аккуратность. Для мужчин -это экспансия и конструирование, которые формируют активность, агрессивность, динамичность, соревновательность. Эти данные согласуются с теорией В. А Геодакя-на, что подтверждает их объективность, вневременную актуальность. Основными тенденциями современности является ломка традиционных стереотипов, стирание граней между мужчинами и женщинами, маскулинизация женщин и феминизация мужчин. В большей степени это проявляется в стирании различий в труде, андрогинности, социальной активности женщин. Многие учёные отмечают кризис идеалов, отсутствие ориентиров, неизвестность, изменение традиционных стереотипов мужественности и женственности, сложное взаимодействие традиционных и новых половых стереотипов. К. Хорни разбирается проблема ухода от женственности. Данный исследователь считает, что вся цивилизация - маскулинная.
В. Л. Ситников отмечает, что в конкретный исторический период доминирует определённый идеал мужественности / женственности, и он оказывает существенное влияние на формирование поведения и образа «Я» субъекта.
Л. Н. Ивлева выделяет такие критерии «идеала»: внешность,
личность, роли, функции, отношение к противоположному полу; И. С. Кон - внешность, социальные
и психические качества, в том числе поведение, черты характера;
Н. Т. Белякова - внешность, манеры поведения, грациозность движений (последнее - в отношении женщин); Т. И. Юферева - внешний облик, черты характера, отношение к противоположному полу, деловые качества, интеллектуальные особенности, интересы, супружеско-родительские и любовно-сексуальные качества; Ю. В. Гаврилов, А. В. Меренков - внешний облик, личностные качества, социальный статус.
На основе рассмотренных составляющих и структурных элементов стереотипов, идеалов, эталонов, систематизируем данные в виде структуры полоролевого стереотипа с учётом традиционных и современных взглядов.
Структура полоролевого
стереотипа представляется тремя критериями:
I. Внешний облик
II. Личностные проявления
III. Социальные проявления
Каждый из данных критериев
имеет традиционную и
современную составляющие.
Данная структура может быть использована при анализе стереотипов мужественности и женственности, их конкретных показателей, а также выборе параметров-ориентиров в воспитании детей и подростков.
Стереотипы могут оказывать отрицательное и положительное влияние на личность. Наиболее жёсткими и иерархически выстроенными являются традиционные стереотипы мужественности / женст-
венности. Т. В. Бендас, И. С. Клё-цина, ссылаясь на исследования Е. Маккоби и К. Джеклин, отмечают, что один из самых «прозрачных» стереотипов полоролевого поведения связан с зависимостью женщин. Наиболее подвержены влияниям, в том числе идеологическим, женские стереотипы.
О. В. Митина, В. Ф. Петренко говорят о том, что исследование женских стереотипов можно отнести к проективному методу, позволяющему описать и понять глубинную природу установок и стереотипов культуры, так как именно в данных ролях проявляется глубинный менталитет этноса. О большей размытости женских стереотипов говорит Т. И. Юферева, а Ю. В. Гаврилов, А. В. Меренков отмечают, что требования к девушкам выше. В обществе, где женщины обладают равными правами с мужчинами, им приходится приобретать или имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от фемининно-сти. Р. Г. Яновский, А. И. Пермино-ва, Т. А. Мельникова в один ряд по значимости ставят женский и социальный вопросы, раскрывая их сущность через неравноправие полов, деформацию женского самосознания, которое «развращено» агрессивной «фаллократической» культурой, механизм которой заключается в навязывании женскому сознанию образцов, штампов маскулинного поведения. Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева отмечают, что путь к «норме» девочки и мальчики проходят по-разному, и основные трудности девочек попадают на подростковый и ранний юношеский воз-
растные периоды, что связано с психологической неготовностью девушек к их особенностям. Традиционно социальным приоритетом для женщины являлась семья, что сейчас не является однозначным (И.
С. Кон и др.). Традиционные и современные взгляды смешиваются, что в особенности касается идеалов женственности, эти же стереотипы наиболее подвержены изменениям (В. Е. Каган, Т. И. Юферева). Сложности, возникающие на пути становления девушек, обусловлены ещё и тем, что данные традиционные и современные характеристики часто являются достаточно противоречивыми, а иногда даже противоположными друг другу. Т. Ши-шова считает, что девочек трудно воспитывать из-за перечисленных проблем, которые делают «идеал» неизвестным, труднодостижимым, так как требует воспитания и традиционных, и современных качеств одновременно. Касаясь вопросов ролевой перегрузки современной женщины, О. Н. Безрукова отмечает определённое отрицательное влияние этого на репродуктивную мотивацию некоторых женщин. О проблеме совмещения традиционно женских и профессиональных ролей, их иерархиях и часто - противопоставлении в сравнении с приравниванием данных ролей у мужчин говорится в исследовании Ю. Е. Алёшиной, А. С. Волович. Таким образом, многие исследователи считают, что представительницы женского пола подвержены риску социальной, в том числе семейной дезадаптации в большей степени, чем юноши. Особенно отрица-
тельно сказывается на девушках одновременно сильное влияние как традиционных, так и современных взглядов, в то время как на мальчиков в основном влияют традиционные, что снижает риск их социальной дезадаптации.
Рассмотрим подробнее вопрос о показателях стереотипа феминин-ности, учитывая трудности на пути становления личности современных представительниц женского пола. В структуре стереотипа в целом одним из критериев является внешний облик, изучением которого занимаются многие учёные. Подробное описание внешнего облика и его составляющих даёт А. А. Бодалёв, включая в него следующие составляющие: физический облик, функциональные признаки, «оформле-
ние». Традиционно считается, что его роль для жизни в обществе гораздо выше для женщин, чем для мужчин (Е. Ф. Агильдиева, Д. Майерс и др.). Это сказывается на возникновении психологических трудностей у девушек, что может привести к проблемам в социальной адаптации. Поэтому стереотипы физического облика в определённой степени закрепощают представительниц женского пола. На наш взгляд, заслуживает внимания в качестве опоры, ориентира вопрос об «оформлении» внешнего облика, то есть умении ухаживать за собой: быть аккуратной, опрятной, чистой, одетой со вкусом, во всём знать меру (не выглядеть вульгарно, вызывающе, вычурно) и т.д. Проанализируем другие критерии стереотипа женственности: личностный (поведенческий) и социальный. Каноны
традиционной, истинной женственности представлены в исследованиях многих учёных. Суммируя все их исследования, можно определить признаки, черты, свойства истинной женственности с точки зрения традиционности подхода к её определению.
Основными характеристиками истинной, традиционной женственности (назовём всё это обобщающим словом - показатели) являются следующие: привлекательность, аккуратность, опрятность, мягкость, доброта, уступчивость, нежность, скромность, терпеливость, покорность, послушность, вежливость, доверчивость, социальная пассивность; умения: гладить, стирать, готовить, ухаживать за собой, воспитывать детей; в плане социального статуса - быть «хранительницей домашнего очага» и т.д.
Показателями современной женственности будем считать следующие: твёрдость, решитель-
ность, стойкость, целеустремлённость, самостоятельность, независимость, равенство в отношениях с противоположным полом, социальная активность, умение отстаивать собственное мнение, образованность, «внедрение» во все сферы деятельности.
При анализе данных показателей видны их противоречивость, иногда - противоположность. Например, доминантность и независимость, характеризующие современную женственность, полностью поглощают собой такие показатели истинной (традиционной) женственности, как: уступчивость, покорность, зависимость от кого-либо,
мягкость. На наш взгляд, сочетать те и другие качества достаточно трудно. Анализируя изменения социальных показателей, видно, что при вновь появившихся качествах женщине нелегко оставаться «хранительницей домашнего очага», здесь можно говорить о возникновении ролевого конфликта. Современная жизнь предъявляет много требований как к внешнему облику женщины, так и к её внутреннему миру. Слабость как традиционная женская черта уходит из современной жизни; ласка и нежность также не всегда входят в характеристики современных женщин. Наибольшие изменения произошли в аспектах личностного и социального критериев, где половые различия часто не видны, стёрты. Таким образом, анализ показывает значительное количество изменений в стереотипе женственности, некоторые из которых полностью противоположны традиционным.
На основе данного анализа традиционных и современных показателей женственности нами предлагается структура стереотипа фе-мининности.
Данная структура основывается на структуре полоролевого стереотипа в целом, особое внимание уделяется личностным и социальным проявлениям представительниц женского пола.
I. Личностные проявления:
1) характер (традиционные составляющие: мягкость, уступчи-
вость, доброта, отзывчивость, спокойствие; современные составляющие: твёрдость, решительность, сила, стойкость);
2) поведение (традиционные составляющие: нежность, застенчивость, скромность, терпеливость, воспитанность, послушность и др.; современные составляющие: целеустремлённость, непокорность, самостоятельность, независимость).
II. Социальные проявления:
1) общение (традиционные составляющие: вежливость, склон-
ность к эмпатии, умения слушать собеседника, выражать свои чувства открыто, доверчивость, с противоположным полом - подчинение, второстепенная роль; современные составляющие: эрудированность, иногда - доминантность, подавление своих чувств и эмоций, с противоположным полом - равноправие);
2) социально значимые умения
(традиционные составляющие: гладить, стирать, шить, готовить, ухаживать за собой, утешить другого человека; современные составляющие: предприимчивость, умения
вербальной и невербальной самопре-зентации);
3) социальный статус (традиционные составляющие: «храни-
тельница домашнего очага», заботливая и любящая мать, нежная и верная жена, низкая социальная активность; современные составляющие: образованность, материальная независимость, «внедрение» во все сферы деятельности, высокая социальная активность).
Данный стереотип является преобладающим в современном обществе и оказывает влияние на сознание и поведение представительниц женского пола. Несмотря на всё отрицательное в существовании стереотипов идеалов, эталонов (давле-
ние, жёсткость, противоречивость), необходимо также рассматривать их и с точки зрения того положительного, чем они обладают: их регулирующей функции, роли ориентиров, образцов, на которые человеку стоит опираться, не теряя своей неповторимой индивидуальности, сохраняя типологические и психологические особенности, имея собственные идеалы и цели. Стереотипы оказывают огромное воздействие (не умаляя значения биологических факторов) на половое самосознание человека. Представления о себе формируются под влиянием определённых норм, идеалов и оказывают воздействие на отношения ребёнка с другими людьми (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,
С. Я. Рубинштейн). О. В. Романова, рассматривая влияние идеала на самопонимание, пишет, что идеал является смыслообразующим устремлением личности, показателем социальной и нравственной зрелости человека. С. А. Макаренко говорит о том, что, чтобы стать полноценной женщиной, девушка должна осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую половую роль, и о том, что педагоги и психологи помогают учиться приобретать качества женственности и мужественности, необходимые для адекватной адаптации к жизни в обществе. С. А. Макаренко при этом указывает, что полоролевая социализация, как и полоролевое воспитание органически связаны с формированием целостной личности. Л. Н. Тимощенко отмечает, что при воспитании у девушек чувства меры в ходе половой социализации, оно
будет оказывать влияние на формирование таких качеств личности, как: опрятность, аккуратность, что подтверждает влияние половой социализации на формирование личности в целом.
Таким образом, сформирован-ность аспектов осознания себя как представителя пола, на которые влияют существующие стереотипы (традиционные и современные),
оказывает большое воздействие на становление и развитие человека в целом, и, следовательно, на социальную и семейную адаптацию.
Исследование психологических особенностей осознания себя как представителя пола и влияний на данное осознание различных факторов является значимым в отношении представительниц женского пола, что связано как с уникальностью женской психологии в целом, так и с трудностями на пути становления девушек как представительниц пола и их социальной адаптации, обусловленных отсутствием, размытостью, противоречивостью, труднодостижимостью ориентиров для их оптимальной социальной адаптации.
Особую актуальность данная проблема приобретает в специальной психологии в целом, а особенно -психологии лиц с умственной отсталостью, так как их самосознание имеет специфику (неполнота, искажён-ность, поверхностность), восприятие и анализ стереотипов, выделение для себя показателей-ориентиров значительно затруднены. Учитывая положительную роль идеалов как ориентиров, опоры (регуляторов самосознания и, следовательно, личностных
и социальных проявлений человека, что влияет на его социальную адаптацию) необходимо адаптировать, модифицировать данные требования общества в отношении показателей женственности и использовать их положительный потенциал для оптимизации становления умственно отсталых девушек как представительниц пола. Поэтому, опираясь на стереотипы, влияние которых полностью исключить невозможно (особенно в подростковом возрасте), нужно формировать систему ценностей, помогая разбираться в жизненных эталонах (учитывая их «размытость», противоречивость и т.д.), наполняя их нравственным содержанием, ориентируя умственно отсталых девушек в сложной современной действительности и выбирая то, что будет развивать их самосознание в целом и способствовать лучшей социальной адаптации. Умственно отсталые девушки, не полностью осознавая окружающую действительность, себя в ней, часто не контролируют собственные проявления, могут вести себя неадекватно, безнравственно, вызывающе или быть слишком доверчивыми, в связи с чем повышается риск их социальной дезадаптации. Безусловно, на стереотип феминин-ности нужно опираться не полностью, обращая внимание в большей степени на традиционные ценности, учитывая и современные показатели, наполняя всё нравственным содержанием с целью наиболее успешной социальной адаптации этой категории девушек. Таким образом, опираясь на эталон женственности современного общества, остановим-
ся на тех показателях, которые могут являться ориентирами в формировании осознания себя как представителя пола именно у умственно отсталых старшеклассниц, учитывая их особенности, возможности, социальные требования к ним. Опишем примерный «идеал» (условный жизненный эталон) умственно отсталой девушки.
I. Личностные проявления:
1) характер (традиционные составляющие: мягкость, уступчи-
вость, доброта, отзывчивость, спокойствие; современные составляющие: иногда - твёрдость);
2) поведение (традиционные составляющие: нежность, застенчивость, скромность, терпеливость, воспитанность, заботливость и др.; современные составляющие: целеустремлённость, иногда - самостоятельность, независимость).
II. Социальные проявления:
1) общение (традиционные составляющие: вежливость, склон-
ность к эмпатии, умения слушать собеседника, выражать свои чувства открыто; современные составляющие: общительность, в общении с противоположным полом - отсутствие излишней активности или доверчивости);
2) социально значимые умения (традиционные составляющие: гладить, стирать, шить, готовить, ухаживать за собой, утешить другого человека; современные составляющие: умения вербальной и невербальной самопрезентации);
3) социальный статус (традиционные составляющие: «хранительница домашнего очага», заботливая и любящая мать, нежная и верная жена;
современные составляющие: средняя социальная активность, освоение определённой профессии).
Таким образом, из стереотипа женственности современного общества выбраны в основном традиционные показатели, а также самые необходимые из современных. Большое внимание должно уделяться нравственности во всех аспектах и показателях. Для того чтобы умственно отсталая девушка имела большинство из указанных показателей, она должна обладать достаточно высоким уровнем осознания себя как представительницы женского пола, всех его аспектов. Мы считаем, что данный «идеал» послужит основой для работы психологов, педагогов и родителей при выборе ценностных позиций в формировании личности умственно отсталых девочек и девушек. О конкретных исследованиях в отношении умственно отсталых старшеклассниц имеется ряд наших публикаций. В перспективе планируется ещё ряд публикаций по теме данного исследования.
Литература
1. Алёшина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины
[Текст] / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии. -1991. - № 4. - С. 74-81.
2.Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Бендас
- СПб. - 2005. - 431 с.
3.Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалёв. - М., 1982. - 200 с.
4.Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1989 - № 3
- С. 53-62.
5.Кон, И. С. Психология старшеклассников [Текст]: пособие для учителей / И. С. Кон. - М., 1980. -192 с.
6.Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.- М., 1997. - 432 с.
7.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М., 1983. - 284 с.
8.Хасан, Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] / Б. И. Хасан, Ю. А. Тю-менева // Вопросы психологии. -1997. - № 3. - С. 32-39.
© С. Л. Алмазова, 2010