ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИЦ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ПОЛА В ХОДЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Мазалова С. Л. Екатеринбург
С. Р. Пантилеев (2000), Е. Т. Соколова (1989), И. И. Чеснокова (1978) и др. выделяют в структуре целостного самосознания человека три основные составляющие и соответствующие им функции: самопознание (когнитивная); эмоционально-ценностное отношение (аффективная), регулирование (контроль и регуляция личностных и социальных проявлений человека). Анализируя понятия «сознание», «самосознание», «Я-концепция», вопросы структурирования этих понятий, определяя место и роль в них «осознания себя как представителя пола», влияние осознания на становление человека как представителя пола (на личностные и социальные проявления и на его адаптацию к жизни в обществе), многие исследователи (И. С. Кон, В. С. Мухина, В. В. Столин и др.) опираются на представление о половом самосознании как части целостного самосознания, «Я-концепции» (и входящих в неё образов «Я») и поэтому имеющим ту же структуру: познание себя как представителя пола, оценивание себя как представителя пола и регулирование личностных и социальных проявлений человека как представителя пола.
Осознание себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами является необходимым условием для совершенствования их личностных и социальных проявлений и играет положительную роль в социальной адаптации. Однако эта проблема недостаточно исследована. В связи с этим затруднён подбор наиболее адекватных психологических
средств воздействий в целях оптимизации процесса становления умственно отсталых старшеклассниц как представительниц пола.
Для исследования психологических особенностей осознания себя как представителя пола необходимо проведение многостороннего изучения как самих аспектов полового самосознания на сознательном и подсознательном уровнях, так и их отражения в личностных (характер, поведение) и социальных (общение, социально значимые умения, социальный статус) проявлениях, так как данные аспекты в значительной степени влияют на указанные проявления. Поэтому необходимо подобрать методы, отвечающие этому требованию. Нужно отметить, что специальных методов и конкретных методик, направленных на исследование психологических особенностей осознания себя как представительницы женского пола вообще и, особенно, в отношении умственно отсталых девушек, недостаточно. Л. М. Шипицына (2002) говорит, что существуют значительные трудности в подборе психодиагностического инструментария в рамках актуализированной проблемы, так как отсутствуют формализованные методики и недостаточно специально созданных или адаптированных для умственно отсталых детей и подростков. О. Г. Нугаева (2003, 2004), рассматривая методы исследования половой идентичности у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью, также отмечает отсутствие формализованных методик, спе-
циально предназначенных для её изучения у данной категории лиц. Это вызывает определённые трудности в подборе методов и методик, вызывает необходимость их адаптации для умственно отсталых учащихся.
К немногим в рамках актуализированной проблемы относятся, например, исследования Л. М. Шипицыной (2002), придающей большое значение диагностике особенностей именно умственно отсталых девушек, говорящей о трудностях их социальной адаптации. Для изучения полоролевой идентификации у девушек с разной степенью умственной отсталости она применяет методику «Возраст. Пол. Роль», позволяющую выявить принятие себя в соответствии с собственной половой принадлежностью и эмоциональное отношение к своему и противоположному полу. Также этот исследователь, отмечая наиболее существенные нарушения половой идентификации и полоролевого поведения у 14-16-летних девушек с умеренной умственной отсталостью по сравнению с девушками и юношами с легкой и умеренной умственной отсталостью, проводит более углублённое исследование их сексуального поведения в возрасте от 12 до 26 лет.
Для изучения разных вопросов в рамках проблемы исследования особенностей человека как представителя определённого пола применяются следующие методы и методики: наблюдение, беседа, проективные, контент-анализ, свободные самоописания, самооценоч-ные шкалы, вербальные самооценочные методики и др. (У. Джемс, 2000; О. Г. Нугаева, 2004). Важно рассмотрение методов и методик с точки зрения их преимущественных возможностей для анализа аспектов осознания себя как представителя пола через исследование самих аспектов или личностных и социальных проявлений, в которых отражены их особенности. Для диагностики аспектов осознания, безусловно, могут использоваться все виды наблюдений: непосредственное - за особенностями внешнего облика, личностными (характером, поведением), социальными (общением, социальной активностью, необходимыми в социуме умениями и т.д.), а также взглядами, позициями, интересами; опосредованное - при обращении исследователя к мнениям и впечатлениям других наблюдателей: учителей, воспитателей, родителей, сверстников и т.д. Другие наблюдатели выступают в качестве экспертов, поэтому опосредованное наблюдение ещё называют «методом экспертных оценок». Данные сведения от экспертов можно получить с помощью беседы, анкеты, интервью, опросника. Наблюдения в данном случае касаются особенностей
поведенческих реакций, наличия вредных привычек, речевых умений (тактичность, адекватность высказываний) и др. Н. К. Ледовских изучала с помощью наблюдения особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в разных видах деятельности; О. Г. Нугаева, (2004), Д. Н. Исаев, В. Е. Каган (1979), В. Е. Каган (1991) - особенности и отклонения полоролевого поведения с помощью наблюдения за выбором игр, видов деятельности, одежды и т.д.; Е. В. Сорокина для исследования полоролевого поведения использовала опросник для воспитателей (2002) и т.д.
Дифференциальная диагностика может помочь осуществить сравнение личностных и социальных проявлений, обусловленных осознанием себя как представителя пола, у трёх категорий девушек: умственно отсталых, нормально развивающихся и с задержкой психического развития (ЗПР) с целью выявления некоторых специфических особенностей у старшеклассниц СКОУ VII вида. Предполагается, что в процессе дифференциальной диагностики у умственно отсталых старшеклассниц по сравнению со сверстницами других категорий будут выявлены особенности личностных и социальных проявлений, обусловленные спецификой осознания ими себя как представительниц пола.
Для исследования осознания себя как представителя пола через изучение личностных и социальных проявлений был выбран метод наблюдения (непосредственного и опосредованного - «метод экспертных оценок»). В роли экспертов выступили: педагоги СКОУ, студенты Института специального образования Уральского государственного педагогического университета (ИСО УрГПУ) - в целом 110 экспертов; педагоги общеобразовательных учреждений (школ) - 10 экспертов. Всего: 120 экспертов.
Для экспертов были составлены анкеты-опросники. Для удобства обработки данных вопросы были сгруппированы по семи блокам. Остановимся на анализе личностных и социальных проявлений старшеклассниц трёх категорий, сравним их друг с другом и с предполагаемым «идеалом».
1-й блок. - Глобальная оценка девушек как представительниц пола, соответствие «идеалу» женственности и сравнение с нормально развивающимися старшеклассницами (они - опора для сравнения), особенности, специфика, выделение основных недостатков. По мнению экспертов, на фоне других старшеклассниц хорошо просматриваются особенности умственно отсталых девушек, которые в
большей мере имеют недостатки в умении ухаживать за собой (неаккуратность, неопрятность, неумение красиво выглядеть, следить за причёской, одеждой), черты маскулинности во внешнем облике у части из них. В сфере поведения, общения, манер, кроме общих нарушений в общении друг с другом и с лицами противоположного пола, отмечается наличие вредных привычек, маскулинные черты и нарушения «специфически» женского поведения: отсутствие обаятельности, кокетливость в неадекватной манере и т.д. (не отмеченные у других категорий старшеклассниц), неуважение к себе как к девушке.
Эксперты, оценивающие старшеклассниц СКОУ VIII вида, в 26 % ответов указывают на зависимость особенностей их женственности от самой умственной отсталости (специфика речевого развития; личностные особенности; особенности самосознания); 74 % ответов свидетельствуют о том, что данные особенности могут быть как у нормально развивающихся старшеклассниц, так и у умственно отсталых в равной мере, и это зависит от множества условий и причин. Тем не менее, большинство экспертов отмечают, что недостатки встречаются чаще у умственно отсталых старшеклассниц, которые имеют гораздо больше предрасполагающих к их появлению факторов, чем у нормально развивающихся сверстниц. К таким факторам относятся условия и особенности воспитания, качество ближайшего и дальнего окружения и многое другое.
2-й блок. - Оценка внешнего облика в целом и его отдельных показателей (по их наличию / отсутствию, а также степени выраженности). Просматривается такая тенденция -экспертами выше оценивается общая привлекательность старшеклассниц всех трёх категорий, их эмоциональность, доброта, отзывчивость, ниже - конкретные показатели социально значимых умений, в основном - современной женственности. В анализе аспекта «общение» экспертные оценки можно прокомментировать следующим образом. С родителями и сверстниками лучше всего умеют общаться нормально развивающиеся старшеклассницы, с учителями
- умственно отсталые. В целом, умственно отсталые старшеклассницы лучше умеют общаться с учителями, чем с родителями. Старшеклассницы с ЗПР лучше умеют общаться с учителями и родителями, чем со сверстниками. Нормально развивающиеся старшеклассницы лучше всего умеют общаться со сверстниками, хуже всего - с учителями.
3-й блок. - Оценка речи как способа коммуникации, важного для человека, в том
числе и как представителя пола (здесь больше в смысле интонаций, норм лексики). Эксперты более высоко оценивают интонирование высказываний у нормально развивающихся старшеклассниц; у старшеклассниц с ЗПР и умственно отсталых оценка интонирования высказываний одинакова. Адекватность выражения эмоций с помощью интонаций выше всего также у нормально развивающихся старшеклассниц, ниже всего оценивается у старшеклассниц с ЗПР. В большей мере благополучная картина употребления старшеклассницами нецензурной лексики в своей речи отмечается экспертами в отношении старшеклассниц с ЗПР. Нормально развивающиеся старшеклассницы могут употреблять подобную лексику редко, в основном когда защищаются или когда это принято в среде их общения. Менее благополучна картина в отношении умственно отсталых девушек: более 60 % ответов экспертов свидетельствуют об использовании этой категорией старшеклассниц нецензурной лексики в своей речи в различных ситуациях общения. Таким образом, анализ речи и её компонентов, влияющих на коммуникацию, на целостный образ девушки как представительницы пола и, следовательно, на её социальную адаптацию, показывает наличие определённых отрицательных особенностей у умственно отсталых старшеклассниц.
4-й блок - Изучение интересов, потребностей, желаний, вредных привычек. Эксперты единодушно отметили, что все старшеклассницы проявляют высочайший интерес к молодёжной культуре. По мнению экспертов, умственно отсталые старшеклассницы хотят очень многое, но в основном «на словах», не прикладывая к этому собственных усилий. Единичные мнения экспертов: «активно стремится это осуществить, попробовать». Спектр вредных привычек и пагубных пристрастий наиболее широк у умственно отсталых старшеклассниц. У них имеются инфантильные вредные привычки (что обусловлено особенностями категории и условиями воспитания), а также пагубные пристрастия в виде табакокурения и алкоголизации (44 % экспертов говорят об этом). Причём, по мнению экспертов, многие девушки считают, что «это делает любой нормальный человек». Данные вредные привычки и пристрастия не украшают девушку ни с точки зрения её внешнего облика, ни с точки зрения поведения и манер. О старшеклассницах с ЗПР: треть экспертов отмечают пагубное пристрастие к табакокурению (но только у некоторых девушек). Основную массу (67 %) составляют инфантильные (возмож-
но - невротические) вредные привычки, но спектр их уже, чем у умственно отсталых сверстниц. Основная вредная привычка - грызение ногтей, на втором месте - покусывание и поса-сывание пряди волос. В отношении нормально развивающихся старшеклассниц в 50 % ответов экспертов содержатся сведения об единичных проявлениях табакокурения у старшеклассниц данной категории.
5-й блок - Оценка некоторых аспектов самосознания, в том числе полового (тяга к «идеалу», желание самосовершенствоваться). Эксперты отмечают общую для всех девушек тенденцию - интерес к модным журналам, который в процентном отношении более всего выражен у умственно отсталых старшеклассниц. Остальные интересы умственно отсталых старшеклассниц распределяются примерно поровну. У старшеклассниц с ЗПР эксперты отмечают малодифференцированный интерес «ко всему». У нормально развивающихся старшеклассниц интересы распределяются поровну, несколько ниже остальных интерес к стандартам фигуры. С качественной точки зрения анализ результатов таков. Умственно отсталые старшеклассницы стараются соответствовать «идеалу», подражая окружающим. Интересы многих из них поверхностны, их привлекают яркие фотографии в журналах. Критический анализ проявляется не всегда, интерес в основном «на словах»; он не осознаваемый, а подсознательный - на уровне подражания. Нормально развивающиеся старшеклассницы стараются соответствовать существующим требованиям, при этом сохраняя и подчёркивая свою индивидуальность. Механическое подражание у них присутствует в незначительной степени (редко), у них выше критичность восприятия окружающего. Желание самосовершенствоваться выражено, по мнению экспертов, у всех старшеклассниц. Процент нежелающих совершенствовать себя незначительный. Некоторые эксперты говорят об отсутствии данного желания у старшеклассниц, поясняя это так. В отношении умственно отсталых девушек: неадекватность самооценки («не видят в этом необходимости, их и так всё устраивает»); отсутствие целеустремлённости, поверхностность; не знают, как это делать; нет достойных примеров для подражания. Умственно отсталые старшеклассницы, желающие самосовершенствоваться, проявляют свои желания в разговорах, вопросах, просьбах (например, сделать им красивую причёску). Многие хотят стать лучше «во всём», некоторые - измениться только внешне. По мнению экспертов, это обусловлено неадекватностью самооценки
и неадекватным восприятием себя как представителя пола. В отношении старшеклассниц с ЗПР эксперты отмечают, что девушки, в первую очередь, хотят совершенствовать свой внешний облик. Проявляется это в подражании взрослым женщинам, в отслеживании модных тенденций. Нормально развивающиеся старшеклассницы измениться к лучшему хотят «во всём». Выражается это в следовании основным требованиям (интериоризация требований), в подражании подругам (схожий механизм со сверстницами с более низким уровнем интеллектуального развития), в посещении кружков, секций (осознанном), в чтении и обсуждении содержания журналов и т.д.
6-й блок - Взаимоотношения с лицами противоположного пола. Процентные соотношения адекватности/неадекватности отношений старшеклассниц с противоположным полом выглядят так: об умственно отсталых старшеклассницах - 58/42; о старшеклассницах с ЗПР -60/40; о нормально развивающихся ученицах-90/10. Из представленных данных просматривается тенденция зависимости успешности отношений с лицами противоположного пола от уровня интеллектуального развития. По мнению экспертов, неадекватность отношений проявляется либо в их «инфантильности», либо в излишней, преждевременной «взрослости», особенно данные проявления характерны для умственно отсталых старшеклассниц.
7-й блок - Оценка важности, актуальности этой проблемы, работы по совершенствованию аспектов женственности как необходимой для личностного развития, семейной и социальной адаптации. Практически все эксперты желают, чтобы девушки были более женственными и признают актуальность данной проблемы. Эксперты говорят о высокой значимости женственности для социальной адаптации старшеклассниц, аргументируя это следующим образом: это важно для «создания первого впечатления о себе», «трудоустройства», «создания оптимальных отношений с лицами противоположного пола», «создания семьи и осуществления социальных ролей жены и матери». Ими предлагаются различные варианты форм работы по совершенствованию женственности. Предложения экспертов всех трёх категорий старшеклассниц во многом схожи. Многие из них говорят о значимости введения в учебно-воспитательный процесс специальных уроков, учебных курсов: этики, эстетики, этикета, нравственного и полового воспитания. Все эксперты подчёркивают роль работы с семьёй своих учениц и воспитанниц. Многие эксперты предлагают проведение бе-
сед, классных часов, практикумов. Из традиционного арсенала средств подчёркивается значимость следующих учебных предметов: литературы (чтения), музыки, изобразительной деятельности, развития речи, социальнобытовой ориентировки. Кроме того, рассматривается потенциал почти всех существующих предметов. В этой связи особая роль отводится личности самого учителя, его умению стать «примером» для девушек.
Качественный анализ мнений экспертов, а также непосредственного наблюдения показал как наличие некоторых общих тенденций в личностных и социальных проявлениях старшеклассниц трёх категорий: тяга к «идеалу», моде, молодёжной субкультуре; так и различия большинства показателей с выявлением наиболее яркой их специфики у умственно отсталых девушек: некоторой неадекватности в общении с лицами противоположного пола, неуважении себя как девушки, неопрятности, неаккуратности, склонности к вредным привычкам и пагубным пристрастиям. Данные проявления во многом зависят от психологических особенностей осознания ими себя как представительниц пола и затрудняют социальную адаптацию данной категории старшеклассниц. Необходимо выявление потенциальных возможностей умственно отсталых девушек в осознании себя как представительниц пола с целью создания оптимальных условий для их личностного становления.
Литература
1. Джемс, У. Личность [Текст] / У. Джемс // Психология самосознания: хрестоматия. -Самара, 2000.- С. 7- 45.
2. Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. - Л., 1979. - 183 с.
3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М., 1984.
- 335 с.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.- М., 1997. - 432 с.
5.Нугаева, О. Г. Особенности половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: монография / О. Г. Нугаева. - Екатеринбург, 2004. - 265 с.
6. Пантилеев, С. Р. Самоотношение [Текст] / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 208 - 243.
7. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М., 1983. - 284 с.
8. Чеснокова, И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе [Текст] / И. И. Чес-нокова // Принцип развития в психологии. -М., 1978. - С. 316-337.
9. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе: социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Ши-пицына. - СПб., 2002. - 496 с.
© С. Л. Мазалова, 2008