Научная статья на тему 'Психологические особенности обучения будущих педагогов и педагогов-психологов'

Психологические особенности обучения будущих педагогов и педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / ценность / обучение / педагог / метод обучения / студент / профессиональные компетенции / образование / личность / psychology / value / training / teacher / teaching method / student / professional competencies / education / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Евгения Владимировна Чернега

Рассматриваются теоретические и практические вопросы применения некоторых психологических приемов обучения будущих педагогов и педагогов-психологов. Автором статьи сделан вывод о том, что обучение практикой, практическими действиями способствует более продуктивному усвоению материала, созданию положительной эмоциональной атмосферы, что, в целом, ведет к повышению уровня обученности студентов и развитию их профессиональных компетенций. Обсуждение темы, в процессе которой формируется способность к аргументации, видение проблемы с разных точек зрения, умение доказать свою позицию, также является действенным механизмом развития личности студента. В статье исследуется проблема интерактивных методов обучения, актуальных в настоящее время. Это методы и средства обучения, используемые преподавателем для активизации учебной деятельности студентов и имеющие обратную связь: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Евгения Владимировна Чернега

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of training future teachers and psychological educators

The article considers theoretical and practical issues of application of some psychological techniques of training future teachers and teacher-psychologists. The author of the article concluded that training in practice, practical actions contributes to a more productive absorption of material, the creation of a positive emotional atmosphere, which, in general, leads to an increase in the level of training of students and the development of their professional competencies. The discussion of the topic, in the process of which the ability to argue is formed, the vision of the problem from different points of view, the ability to prove its position, is also an effective mechanism for the development of the student’s personality. The article explores the problem of interactive teaching methods that are currently relevant. These are the teaching methods and tools used by the teacher to intensify the educational activities of students and have feedback: problematic lectures, seminars-discussions, analysis of specific pedagogical situations, business games, methods of mathematical modeling.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности обучения будущих педагогов и педагогов-психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-382-384 NIION: 2003-0059-6/21-134 MOSURED: 77/27-003-2021-06-333

Психологические особенности обучения будущих педагогов

и педагогов-психологов

Федор Георгиевич Мышко1, Евгения Владимировна Чернега2

1,2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 fg_myshko@guu.ru

2 Chernega1@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются теоретические и практические вопросы применения некоторых психологических приемов обучения будущих педагогов и педагогов-психологов. Автором статьи сделан вывод о том, что обучение практикой, практическими действиями способствует более продуктивному усвоению материала, созданию положительной эмоциональной атмосферы, что, в целом, ведет к повышению уровня обученности студентов и развитию их профессиональных компетенций. Обсуждение темы, в процессе которой формируется способность к аргументации, видение проблемы с разных точек зрения, умение доказать свою позицию, также является действенным механизмом развития личности студента. В статье исследуется проблема интерактивных методов обучения, актуальных в настоящее время. Это методы и средства обучения, используемые преподавателем для активизации учебной деятельности студентов и имеющие обратную связь: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования.

Ключевые слова: психология, ценность, обучение, педагог, метод обучения, студент, профессиональные компетенции, образование, личность

Для цитирования: Мышко Ф. Г., Чернега Е. В. Психологические особенности обучения будущих педагогов и педагогов-психологов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 382-384. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-382-384.

Original article

Psychological features of training future teachers and psychological educators

Fyodor G. Myshko1, Evgeniya V. Chernega2

1,2 State University of Management, Moscow, Russia

1 fg_myshko@guu.ru

2 Chernega1@gmail.com

Abstract. The article considers theoretical and practical issues of application of some psychological techniques of training future teachers and teacher-psychologists. The author of the article concluded that training in practice, practical actions contributes to a more productive absorption of material, the creation of a positive emotional atmosphere, which, in general, leads to an increase in the level of training of students and the development of their professional competencies. The discussion of the topic, in the process of which the ability to argue is formed, the vision of the problem from different points of view, the ability to prove its position, is also an effective mechanism for the development of the student's personality. The article explores the problem of interactive teaching methods that are currently relevant. These are the teaching methods and tools used by the teacher to intensify the educational activities of students and have feedback: problematic lectures, seminars-discussions, analysis of specific pedagogical situations, business games, methods of mathematical modeling.

© Мышко Ф. Г., Чернега Е. В., 2021

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Keywords: psychology, value, training, teacher, teaching method, student, professional competencies, education, personality

For citation: Myshko F. G., Chernega E. V. Psychological features of training future teachers and psychological educators. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):382-384. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-382-384.

Профессиональная деятельность человека представляет собой обширное поле для проведения различных теоретических и практических психологических исследований [5]. В настоящее время психологи все чаще обращаются к анализу профессиональной деятельности с точки зрения аксиологического подхода. Данный подход предполагает изучение профессиональной деятельности в рамках ее ценностно-смыслового содержания. При таком понимании данный вид деятельности субъекта не сводится лишь к реализации профессиональных знаний и умений, но соотносится с развитием ценностно-смысловой сферы личности [3].

Обучение практикой, практическими действиями способствует более продуктивному усвоению материала, созданию положительной эмоциональной атмосферы, что, в целом, ведет к повышению уровня обу-ченности студентов и развитию их профессиональных компетенций. Обсуждение темы, в процессе которой формируется способность к аргументации, видение проблемы с разных точек зрения, умение доказать свою позицию, также является действенным механизмом развития личности студента.

Выступление в роли обучающего способствует развитию эмпатии и рефлексии студентов, что также является профессионально-важными качествами будущих педагогов и педагогов-психологов. Наглядные пособия, аудио-видео средства занимают среднюю позицию, по мнению субъектов образовательного процесса в вузе, в качестве эффективности развивающего обучения [1]. Говоря о модернизации образования, нельзя не затронуть проблему интерактивных методов обучения, актуальных в настоящее время. Это методы и средства обучения, используемые преподавателем для активизации учебной деятельности студентов и имеющие обратную связь: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования [2].

В связи с развитием компьютерной техники расширяется возможность применения различных методов инновационной деятельности с применением информационных технологий и становится доступным применение интернета в обучении. Повышение качества образования определяется умением использовать

инновационные методы обучения, которые предполагают коренное изменение лекционных занятий, происходит трансформация традиционных лекций как способа передачи знаний в монологической форме.

Профессиональная карьера представляет собой процесс самореализации индивида в профессии, а целью этого процесса может являться профессиональный рост и/или должностное продвижение. Будучи динамичным и изменчивым процессом, профессиональная карьера имеет свою структуру. В нее входят три основных компонента: целевой, процессуальный и результативный, при этом карьерные ориентации отражают целевой компонент профессиональной карьеры. В этом компоненте наиболее ярко воплощается тот личностный смысл, который человек стремится реализовать при выборе и осуществлении своей профессиональной карьеры.

При этом студенты, ориентированные на науку и педагогику, в отличие от представителей общего студенческого контингента, пренебрегают целым рядом форм педагогического взаимодействия, направленных на тактическое освоение учебного материала (детальное и поэтапное). Сюда относятся формы педагогического взаимодействия, достаточно широко востребованные испытуемыми общей выборки. Это выделение позиций спорящих, фиксация знания о своем незнании, анализ ошибок, рефлексия способа и результата мышления и деятельности, требование точного воспроизведения.

Выявленные в результате анализа, особенности восприятия форм педагогического взаимодействия студентами, обладающими высоким исследовательским потенциалом и профессионально ориентированными на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, могут быть истолкованы как проявление самостоятельности и гибкости мышления, наличия собственной мыслительной стратегии. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности применения различных организационных форм обучения для студентов общего контингента и для будущих научно-педагогических кадров.

Ценностные иерархии у студентов-психологов и студентов-менеджеров, в целом, схожи. Так, ведущие позиции в обеих группах занимают ценности «Добро-

№ 6/2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

383

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

та», «Самостоятельность» и «Достижения». Высокую значимость ценности «Доброты» мы связываем с общей направленностью студентов, получающих специализацию в профессиональной системе «Человек-Человек» и трактуем ее как одну из форм просоциальной альтруистической установки, как позитивную ориентацию на поддержание благоприятных взаимоотношений с людьми.

«Самостоятельность» — другая ценность, которая присуща обеим группам, практически, в равной степени. Эту ориентацию на поддержание независимости и автономии, направленность на творческую и исследовательскую активность, мы соотносим с основными характеристиками студенческого возраста. Ориентация на «Достижение» свидетельствует о направленности студентов на достижение своих целей и реализацию планов, что особенно актуально в условиях скорого окончания вуза.

Наибольшие различия между студентами-психологами и студентами-менеджерами можно обозначить среди следующих жизненных ценностей: «Активные социальные контакты» и «Высокое материальное положение». Более высокое место ценности «Активные социальные контакты» в иерархии у менеджеров объясняется, прежде всего, преобладанием у них экстра-вертированой установки, в то время как у психологов преобладает интровертированная установка. Кроме того, в иерархии ценностей у студентов-менеджеров более высокое место, по сравнению со студентами-психологами занимает ценность «Высокое материальное положение», что свидетельствует о тенденции студентов-менеджеров ориентироваться на богатство и материальный достаток [4].

Список источников

1. Асмолов, А. Г Практическая психология и проектирование вариативного образования в России : от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Материалы Первой научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М., 2004. С. 6-10.

2. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. М. : Академия, 2010.

3. Зеер, Э. Ф. Профессиональное образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.

4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. 2-е изд., испр. М. : Смысл, 2003. 487 с.

5. Смолкин, А. М. Методы активного обучения. М. : Высшая школа, 1991.

References

1. Asmolov, A. G. Practical psychology and the design of variable education in Russia : from the paradigm of conflict to the paradigm of tolerance // Materials of the First Scientific and Practical Conference "Psychology of Education: Problems and Prospects". M., 2004. P. 6-10.

2. Zeer, E. F. Personal development technologies of primary vocational education. M. : Academy, 2010.

3. Zeer, E. F. Professional educational space of personality. Yekaterinburg, 2002.

4. Leontiev, D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D. A. Leontiev. 2nd ed. M. : Meaning, 2003. 487 p.

5. Smolkin, A. M. Methods of active training. M. : Higher School, 1991.

Информация об авторах Ф. Г. Мышко - доктор юридических наук, доцент;

E. В. Чернега - младший научный сотрудник научного журнала «Психология и педагогика служебной деятельности».

Information about the authors

F. G. Myshko - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

E. V. Chernega - Junior Researcher of the scientific journal «Psychology and Pedagogics in Official Activity».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.11.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 15.12.2021.

The article was submitted 29.11.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 15.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.