Научная статья на тему 'УРОВНЕВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ'

УРОВНЕВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ / ПОВЕДЕНИЕ / ЭМПАТИЯ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Липская Татьяна Алексеевна

Значимость изучения характеристик социального интеллекта у будущих педагогов-психологов определяется необходимостью адаптации к современным меняющимся условиям взаимодействия между людьми и требованиями профессиональной деятельности психолога. Цель статьи: изучение уровневых и содержательных характеристик развития социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения. Задачи исследования: проанализировать особенности определения понятия «социальный интеллект» в различных подходах; изучить уровневые и содержательные особенности социального интеллекта обучающихся по профилю «Психология образования»; проанализировать результаты исследования; разработать содержание развивающей работы для студентов. Представлен анализ и обобщение содержания понятия «социальный интеллект» у различных исследователей. Исследование опирается на методологический подход Дж. Гилфорда, где социальный интеллект рассматривается как способность распознавать невербальные сигналы и прогнозировать реакции и поступки другого человека. Основной вывод диагностической работы заключается в том, что у выпускников, по сравнению с первокурсниками, чаще встречаются более высокие показатели сформированности как структурных компонентов, так и общего уровня социального интеллекта По результатам исследования составлена программа семинара-практикума «Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога» для студентов-психологов, в рамках которого раскрывается проблема значимости социального интеллекта для будущей профессиональной деятельности, а также даются некоторые методы повышения социального интеллекта, что может способствовать его развитию у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Липская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

The importance of studying the characteristics of social intelligence in future teachers-psychologists is determined by the need to adapt to the modern changing conditions of interaction between people and the requirements of the professional activity of a psychologist. The purpose of the article: to study the level and content characteristics of social intelligence development in psychology students at different stages of training. Research objectives: to analyze the features of the definition of «social intelligence» in various approaches; to study the level and content features of social intelligence of students in the profile «Psychology of education»; to analyze the results of the study; to develop the content of educational work for students. The article presents an analysis and generalization of the content of the concept of «social intelligence» in various researchers. The study is based on the methodological approach of J. Guilford, where social intelligence is considered as the ability to recognize nonverbal signals and predict the reactions and actions of another person. The main conclusion of the diagnostic work is that graduates, in comparison with first-year students, often have higher indicators of formation of both structural components and the General level of social intelligence. according to the results of the study, the program of the workshop «Social intelligence as a professionally important quality of a teacher-psychologist» for psychology students is compiled., what can contribute to its development in students.

Текст научной работы на тему «УРОВНЕВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УЖ 1 SO О 07? I -—v rTli<a L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД-IV IJy.y.VIZ. |(сс) фСа> Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0095 lfcae^:^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

УРОВНЕВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6567-2500 AUTHORID: 591455 ORCID: 0000-0002-3321-6479

САМСОНЕНКО Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии

SPIN: 7808-2730 AUTHORID: 690333 ORCID: 0000-0002-6071-8116

ЛИПСКАЯ Татьяна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 19, e-mail: tatyanalipskaya@yandex.ru) Аннотация. Значимость изучения характеристик социального интеллекта у будущих педагогов-психологов определяется необходимостью адаптации к современным меняющимся условиям взаимодействия между людьми и требованиями профессиональной деятельности психолога. Цель статьи: изучение уровневых и содержательных характеристик развития социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения. Задачи исследования: проанализировать особенности определения понятия «социальный интеллект» в различных подходах; изучить уровневые и содержательные особенности социального интеллекта обучающихся по профилю «Психология образования»; проанализировать результаты исследования; разработать содержание развивающей работы для студентов. Представлен анализ и обобщение содержания понятия «социальный интеллект» у различных исследователей. Исследование опирается на методологический подход Дж. Гилфорда, где социальный интеллект рассматривается как способность распознавать невербальные сигналы и прогнозировать реакции и поступки другого человека. Основной вывод диагностической работы заключается в том, что у выпускников, по сравнению с первокурсниками, чаще встречаются более высокие показатели сформированности как структурных компонентов, так и общего уровня социального интеллекта По результатам исследования составлена программа семинара-практикума «Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога» для студентов-психологов, в рамках которого раскрывается проблема значимости социального интеллекта для будущей профессиональной деятельности, а также даются некоторые методы повышения социального интеллекта, что может способствовать его развитию у студентов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, социальный интеллект, педагог-психолог, студенческий возраст, межличностное взаимодействие, невербальные сигналы, поведение, эмпатия, стиль общения, прогнозирование.

LEVEL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT

IN FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

© The Author(s) 2021

SAMSONENKO Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» LIPSKAYA Tatyana Alekseevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 19, e-mail: tatyanalipskaya@yandex.ru) Abstract. The importance of studying the characteristics of social intelligence in future teachers-psychologists is determined by the need to adapt to the modern changing conditions of interaction between people and the requirements of the professional activity of a psychologist. The purpose of the article: to study the level and content characteristics of social intelligence development in psychology students at different stages of training. Research objectives: to analyze the features of the definition of «social intelligence» in various approaches; to study the level and content features of social intelligence of students in the profile «Psychology of education»; to analyze the results of the study; to develop the content of educational work for students. The article presents an analysis and generalization of the content of the concept of «social intelligence» in various researchers. The study is based on the methodological approach of J. Guilford, where social intelligence is considered as the ability to recognize nonverbal signals and predict the reactions and actions of another person. The main conclusion of the diagnostic work is that graduates, in comparison with first-year students, often have higher indicators of formation of both structural components and the General level of social intelligence. according to the results of the study, the program of the workshop «Social intelligence as a professionally important quality of a teacher-psychologist» for psychology students is compiled., what can contribute to its development in students.

Keywords: professional training, social intelligence, educational psychologist, student age, interpersonal interaction, nonverbal signals, behavior, empathy, communication style, forecasting.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная социальная реальность предъявляет особые требования к способности человека реагировать на изменяющиеся условия, устанавливать контакты в различных областях деятельности - в личных отношениях, профессиональном взаимодействии, деловом общении. Определяющим фактором успешности включения личности в систему функционирования современных коммуникативных процессов выступает социальный ин-

теллект. Именно социальный интеллект обеспечивает личности возможности понимания и прогнозирования поведения партнеров, выступает условием адаптации и эффективности в деятельности. Социальный интеллект становится профессионально важным качеством для любой сферы профессиональной деятельности, приобретая особую специфику и ценность для работы психолога. Психолог решает задачи в непосредственном общении с другими людьми, где ведущим условием достижения результата является учет личностных особенностей как клиента, так и самого специалиста. Данная способность

обусловлена уровнем сформированности социального интеллекта.

Развитие социального интеллекта продолжается в течение всего периода становления личности, но студенческий возраст выступает наиболее насыщенным и благоприятным этапом. Это связано с тем, что в период получения профессионального образования личность активно включается в разнообразные системы взаимодействия, сосредотачивает все свои усилия и энергию на достижении определенного, нового социального статуса. Студентам необходимо овладеть способностью распознавать, классифицировать и прогнозировать эмоциональные проявления, стиль общения и поведения в учебных и профессиональных ситуациях, что определяет успешность освоения образовательной программы и овладение профессией. Следовательно, студенческий период является этапом развития социального интеллекта от узнавания к осмыслению и анализу (Н.В. Казаринова, В.Н. Куницина, В.М. Погольша [1], Д.И. Фельдштейн [2]).

Для студентов-психологов развитие социального интеллекта приобретает особое значение в силу специфики осваиваемой профессии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ исследований, посвященных изучению особенностей феномена «социальный интеллект», позволяет выделить противоречие между требованиями к подготовке специалистов психологов и недостаточным объемом эмпирических данных о характеристиках развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов.

В работах ряда исследователей накоплен определенный теоретический и практический материал, посвященный различным аспектам социального интеллекта:

- рассматриваются сущность, структура и функции социального интеллекта (Г. Айзенк [3], М.И. Бобнева [4], Дж. Гилфорд [5], E.L. Thomdike [6], R. Sternberg [7],

A.И. Савенков [8], Н.А. Кудрявцева [9], C. Kosmitzki, O.P. John [10], F.S. Chapin [11]).

- представлены проблемы оснований функционирования социального интеллекта, его роли и места в глобальном информационном пространстве (Б.Г. Ушаков [12], А.В. Морозов, В.А. Порядина [13], Т.В. Попова [14], Д.А. Ростовых [15], О.В. Юрьева [16]);

- изучаются особенности социального интеллекта различных возрастных, социальных и профессиональных групп (М.А. Вышквыркина [17], К.А. Казаченко [18], Ю.В. Маренина, Д.А. Тарасов, Т.Б. Сергеева [19],

B.П. Мусина [20]);

- анализируют взаимосвязь социального интеллекта в различными характеристиками личности (Е.И. Комкова,

C.С. Астрейко [21], С.С. Минава, Е.А. Горбачева [22], Е.А. Талдыкина [23]).

Нами проводился анализ и обобщение содержания понятия «социальный интеллект» у различных исследователей [24], который представлен в таблице (таблица 1).

Таким образом, изучаемое понятие «социальный интеллект» в психологических исследованиях определяется по-разному, но единство позиций заключается в том, что все авторы связывают данный феномен с процессом построения контактов, со способностью распознавать и прогнозировать поведение другого.

Среди представленных подходов к пониманию социального интеллекта одним из наиболее разработанных является позиция Дж. Гилфорда, который связывает социальный интеллект с адаптацией личности, способностью распознавать невербальные сигналы и прогнозировать реакции и поступки другого человека. Также преимуществом подхода Дж. Гилфорда выступает наличие разработанного диагностического инструментария для изучения данного феномена [5, 26].

Таблица 1 - Содержание понятия «социальный интеллект» в исследованиях различных авторов

Автор Определение социального социального Специфичное в понимании социального

Э. Торнлайк [б] Способностьк пониманию других, и адекватному поведению в ходе Е:-аГС'!0ДеЙСТ£ИЯ СИ всегда связан с взаимодействием и рассматривается как Включает собственное адекватно е поведение личности

Г.Оллпорт [25] быстрые, почти автоматические суждения о людях., прогнозировать наиболее "веро.гг ные р е акции чел о век Акцентируется категория «быстрота суждений, прогнозов»

Дж. Гилфорд [5] Система интеллектуальных фактора общего интеллекта, связанных с познанием поведенческой информации Рассматривает комплекс отдельных поведения

МЛ. Бобнева, H.A. Кудрявцева И, 9] " Способно стьк рациональным мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия поведенческой информации, отношении между людьми Включается в понятие рациональность

А.И. Савенков И строить социальные взаимодействия, определяет готовность!! способность творческиработатьвкоманде, быть лидгромн ведомым, обеспечивает то. что можно назвать социальной Объединяет понятие с социальной

В связи с этим в данном исследовании мы опираемся на определение социального интеллекта именно данного автора.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Выделенное противоречие между требованиями к подготовке специалистов психологов и недостаточным объемом эмпирических данных о характеристиках развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов позволяет сформулировать цель статьи: представить результаты исследования уровневых и содержательных характеристик развития социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения.

Постановка задания. В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:

- проанализировать особенности определения понятия «социальный интеллект» в различных подходах;

- изучить уровневые и содержательные особенности социального интеллекта обучающихся по профилю «Психология образования»;

- проанализировать результаты исследования;

- разработать содержание развивающей работы для студентов.

Используемые методы, методики и технологии. Эмпирическое исследование особенностей социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения проводилось в логике констатирующего эксперимента и включало ряд этапов.

1 этап - организационный. Цель этапа: определение состава выборки, обоснование методов и методик исследования.

2 этап - диагностический. Цель этапа: получение и анализ эмпирических данных об особенностях социального интеллекта в выборке студентов-психологов.

3 этап - сравнительный анализ. Цель этапа: выделение особенностей социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения на основании сравнительного анализа. Сравнительный анализ проводился с использованием расчетов математико-статисти-ческого метода (непараметрический критерий различий и-Манна-Уитни) для определения значимости различий в показателях социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения.

4 этап - разработка рекомендаций. Цель этапа: разработка рекомендаций по развитию социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения. Разработанные рекомендации включают описание программы семинара-практикума «Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога» для студентов-психологов.

Выборка исследования включала 60 студентов-психологов в возрасте 18-22 лет, обучающихся в Оренбургском государственном педагогическом университете по направлению Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования». Все

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

участники представляли две равночисленные группы: 30 студентов первого курса и 30 студентов выпускного курса.

В качестве основного метода исследования выступил метод тестирования. В нашем исследовании в рамках данного метода использовался тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда [26]. Цель использования методики: изучение уровневых и содержательных характеристик социального интеллекта у будущих педагогов-психологов.

Стимульный материал теста представлен четырьмя субтестами, из которых три составлены на невербальном стимульном материале и один - на вербальном. Субтесты диагностируют несколько способностей в структуре социального интеллекта: прогнозирование поведения, понимание невербальной экспрессии, понимание вербальных реакций, распознавание особенностей межличностных отношений.

Первый субтест «Истории с завершением» направлен на диагностику способности к прогнозированию поведения и действий другого в определенных ситуациях.

Второй субтест «Группы экспрессии» измеряет способность к пониманию невербальных сигналов и реакций.

Третий субтест «Вербальная экспрессия» изучает понимание вербальных сигналов в зависимости от смысла ситуации.

Четвертый субтест «Истории с дополнением» диагностирует способность распознавать особенности отношений, понимать логику развития событий в межличностном взаимодействии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Представим результаты изучения уровневых характеристик социального интеллекта у студентов-психологов разных курсов (таблица 2).

Таблица 2 - Уровневые показатели социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения

Субтест 1: Субтест 2: Субтест 3: Субтест 4: Общий

Курс Уровень Истории с завершением Группы Вербальная Истории с дополнением социального

Низкий 0% 6,7% 0% 0% 0%

Ср едне с.та бый 16,6% 30% 6,7% 20% 30%

1 курс Средний 66,7% 36,7% 46,7% 80% 46,7%

Среднесильный 10% 26,6% 46,7% 0% 133%

Высокий 6,7% 0% 0% 0% 10%

Низкий 0% 0% 0% 0% 0%

Среднеслабый 6,7% 0% 0% 16,7% 6,7%

Средний 40% 43,4% 66,7% 36,7% 40%

Ср едне сильный 46,7% 26.6% 26.6% 36,7% 233%

Высокий 6,7% 30% 6,7% 10% 30%

Анализ уровневых характеристик показывает, что по всем структурным составляющим социального интеллекта у будущих педагогов-психологов от первого к четвертому курсу выявлена динамика: выпускники чаще демонстрируют высокие значения по сравнению с первокурсниками. Особенно очевидными являются различия по субтесту 2 и субтесту 4, где на 1 курсе совсем отсутствуют высокие показатели, а на 4 курсе такие показатели отмечаются у значительного количества участников исследования (30% и 10% соответственно).

Количество выпускников, демонстрирующих высокие показатели по общему уровню развития социального интеллекта, также выше, чем на первом курсе (30% и 10% соответственно). На первом курсе большинство студентов оказались на среднем (46,7%) и среднеслабом уровне (30%). Тогда как среди выпускников большинство на среднем (40%) и высоком (30%) уровнях, при значительном количестве среднесильных показателей (23,3%).

Содержательный анализ характеристик социального интеллекта по результатам субтестов у студентов разных курсов позволяет сказать следующее:

- субтест 1 «Истории с завершением». Среднеслабый уровень проявили 16,6% первокурсников и 6,7% вы-

пускников. На данном уровне человек не осознает связь между поведением и его последствиями, часто попадает в конфликтные отношения, совершает ошибочные действия в отношениях. Средний уровень показали 66,7% первокурсников и 40% выпускников. Данный уровень характеризуется достаточным умением понимать возможное развитие событий и поведенческие реакции окружающих. Среднесильные показатели отличают человека, способного предвидеть развитие событий, умеющего осмысливать поступки в контексте ситуации. Такие показатели были выявлены у 46,7% первокурсников и 10% выпускников. Высокие показатели по данному субтесту свидетельствуют о развитом умении планировать собственное поведение и прогнозировать развитие ситуации с учетом особенностей личности и отношений другого субъекта процесса общения.

- Субтест 2 «Группы экспрессии». Низкий уровень был выявлен только у первокурсников (6,7%). Такой результат говорит о том, что это студенты, плохо понимающие язык эмоций, телодвижений и жестов, часто ошибочно трактуют слова собеседников, так как не распознают невербальные сигналы. Для обучающихся на первом курсе такой уровень можно назвать допустимым, так как в школах не проводится специального обучения пониманию невербальных проявлений и эта способность формируется в онтогенезе под влиянием нерегулируемых факторов. Также только на первом курсе были получены результаты среднеслабого уровня (30%). Обучающиеся с таким уровнем развития понимания невербальной экспрессии чуть лучше распознают сигналы жестов и мимики, но также часто допускают ошибки, склонны больше доверять словам. Средний уровень показали 36,7% студентов 1 курса и 43,4% студентов 4 курса. Средний уровень характеризуется достаточной способностью ориентироваться в невербальных проявлениях, адекватно трактовать эмоции, позы и жесты. Среднесильные показатели выявлены у 26,6% первокурсников и выпускников. Высокий уровень показали только выпускники - 30%. Данные уровни свидетельствуют о высокой чувствительности к невербальным проявлениям, развитом умении правильно трактовать эмоции, а значит, высокой способности понимать других.

- Субтест 3 «Вербальная экспрессия». Среднеслабый уровень, который характеризуется низкой способностью учитывать смысл вербальных сообщений с учетом контекста ситуации, показали только первокурсники (6,7%). На среднем уровне выявлено 46,7% первокурсников и 66,7% выпускников. Средний уровень является показателем достаточного развития способности распознавать поведение с учетом вербальных сигналов, подбирать соответствующую интонацию и выражения для конструктивного диалога. Высокие оценки (среднесильный уровень - 46,6% на 1 курсе, 26,6% на 4 курсе и высокий уровень - 6,7% на 4 курсе) характеризуют высокую способность понимать вербальные выражения в различных ситуациях, широкий ролевой спектр, высокую чувствительность в межличностных отношениях.

- Субтест 4 «Истории с дополнением». По данному субтесту низкий уровень не был получен ни на одном из курсов. Среднеслабый уровень показали 20% первокурсников и 16,7% выпускников. Данный показатель отражает довольно низкую способность к распознаванию структурных особенностей общения и личностных характеристик собеседников, слабую адаптацию к меняющимся условиям взаимодействия. Средний уровень выявили 80% на первом курсе и 36,7% на выпускном. Средние показатели отражают нормальный уровень развития познания отношений и систем поведения. Среднесильный и высокий уровень продемонстрировали только будущие педагоги-психологи 4 курса. Такие показатели говорят о высокой способности анализировать сложные ситуации, чувствовать эмоциональное состояние другого, понимать причины поведения участников взаимодействия, прогнозировать их реакции, ори-

ентироваться в принятых нормах общения.

Математико-статистическая обработка данных подтверждает значимость различий в показателях: общего уровня развития социального интеллекта (и=94,5 при р<0,01); по субтесту 1 (и=217 при р<0,01), по субтесту 2 (и=195 при р<0,01), по субтесту 3 (и=232,5 при р<0,01), по субтесту 4 (и=265,5 при р<0,01).

Следовательно, необходимо внимание к развитию социального интеллекта у студентов на протяжении всего периода обучения. На наш взгляд, развитию социального интеллекта у студентов может способствовать систематическое проведение специальных развивающих семинаров-практикумов, включающих как теоретические блоки, так и практические блоки, позволяющие развивать отдельные компоненты социального интеллекта. В качестве примера такой работы нами была составлена программа семинара-практикума «Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога» для студентов-психологов, в рамках которого раскрывается проблема значимости социального интеллекта для будущей профессиональной деятельности, а также даются некоторые методы повышения социального интеллекта, что может способствовать его развитию у студентов. Данный семинар может применяться на начальном этапе обучения в рамках дисциплин по введению в профессию, а также на выпускных курсах для акцентирования внимания студентов на необходимости подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Цель семинара-практикума: развитие социального интеллекта у студентов-психологов.

Задачи:

- вспомнить понятия «социальный интеллект» и его отличие от общего интеллекта;

- определить важность социального интеллекта в профессии педагога-психолога;

- дать представление о методах повышения социального интеллекта.

План семинара-практикума:

1. Игра-упражнение «Ассоциации» к слову «социальный интеллект» (по одной фразе от каждого участника).

2. Работа с теоретическими понятиями.

3. Приемы развития социального интеллекта (анализ видеороликов, решение проблемных ситуаций, упражнения на эмпатийное слушание, на развитие невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые и деловые игры).

4. Заключительная часть (итоги, выводы, обсуждение в группе).

Данная программа может изменяться по содержанию при повторном применении за счет включения новых упражнения на развитие социального интеллекта, знакомства студентов с новыми научными данными по проблеме.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Сопоставление результатов исследования позволяет сказать, что в целом данные согласуются с результатами в других исследовательских работах. Так, подтверждается, что на первом курсе достаточно низкий уровень таких способностей как: адекватное понимание состояний и переживаний другого по невербальным проявлениям; прогнозирование поведения; анализ сложных ситуаций, а у студентов старших курсов высокий уровень умений предвидеть, правильно оценивать состояния и понимать ситуации общения в исследованиях В.П. Мусиной [20], С.С. Минава, Е.А. Горбачевой [22, 27]. Низкие показатели социального интеллекта на первом курсе у студентов-психологов, а также трудности в развитии способностей распознавать эмоциональные проявления были получены в исследованиях Л.В. Лежниной [28], М.С. Луковой [29]. Средние показатели по большинству субтестов у студентов выявили в исследовании А.Е. Клочковой [30].

ВЫВОДЫ

384-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bыводы исследования. Таким образом, изучение уровневых и содержательных характеристик развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов позволяет сделать вывод, что у выпускников, по сравнению с первокурсниками, чаще встречаются более высокие показатели сформированности как структурных компонентов, так и общего уровня социального интеллекта. У студентов-психологов первого курса социальный интеллект характеризуется показателями сред-неслабого и среднего уровня. Однако, важно отметить, что и среди выпускников достаточно значимый процент студентов характеризуется среднеслабым и низким уровнем сформированности социального интеллекта и его компонентов. Такой показатель может оказаться негативным фактором в предстоящей профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспективным направлением работы по данной проблеме может стать разработка развивающих программ для повышения уровня развития социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения, а также изучение эффективности реализации таких программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

¡. Mежличностное общение: учебник для вузов /B.H. Куницына, H.B. Казаринова, B.M. Погольша. СПб.: Речь, 200¡. 386 с.

2. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. M.: MПСИ, 2009. 568 с. //Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=20¡03739.

3. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Bопросы психологии. ¡995. № ¡. С. ¡¡¡-¡3¡.

4. Бобнева M.И. Социальные нормы и регуляция поведения. M.: Просвещение, ¡978. 3¡¡ с.

5. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / B кн.: Психология мышления / под ред. A.M. Mатюшкина. M.: Прогресс, ¡965. С. 433-456.

6. Thorndike, E.L. (¡920), Intelligence and its uses, Harper's Magazine, P. 227-235.

7. Sternberg, R. (¡988),The triarchic mind, N. Y.: Yiking.

8. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 20¡8. Том 7. № 2. С. 7-¡5. DOI: ¡0.¡7759/jmfp.20¡807020¡.

9. Кудрявцева H.A. Единство интеллекта: научный отчет (Грант РФФИ ¡993-¡994). СПб.: СПбГУ, ¡995. 478 с.

¡0. Kosmitzki, C., John, O.P. (¡993), The implicit use of explicit conception of social intelligence // Personality and Individual Differences, Vol. ¡5, № ¡, P. ¡¡-23. DOI:¡0.¡0¡6/0¡9¡-8869(93)90037-4.

¡¡. Chapin, F.S. (¡967) The Social Insight Test, Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 242 p.

¡2. Ушаков Б.Г. Социальный интеллект как матрица социальных технологий //Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 20¡4. Т. 5. № ¡ (¡3). С. ¡52-¡66.

¡3. Mорозов A.B., Порядина B.A. Социальный интеллект и социальная компетентность как механизмы адаптации к окружающей действительности в современном мире // Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития: материалы II международной научно-практической конференции. M.: Евразийский открытый институт, 20¡2. С. 568-572.

¡4. Попова Т£. Формирование социального интеллекта в условиях современного образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 20¡7. № 3 (¡5). С. ¡¡4-¡¡8.

¡5. Ростовых ДA. Социальный интеллект как фактор развития информационного общества // Социальная политика и социология. 2007. № 3. С. 258-262.

¡6. Юрьева ОЯ. К вопросу о взаимосвязи понятий социального интеллекта, социальной компетентности и социального капитала // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 20¡8. Т. ¡. С. 278-283.

¡7. Bышквыркина M.A. Особенности толерантности студентов с разным уровнем социального интеллекта // Психология обучения. 20¡5. № ¡. С. 68-80.

¡8. Казаченко К.A. Онтогенетические и социальные предпосылки формирования социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста //Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XII международной научной конференции. СПб.: Издательство: ЦНКMHИФ «Общественная наука». 20¡7. С. 25-28.

¡9. MаренuнаЮМ., Тарасов Д-A., Сергеева Т.Б. Исследование социального интеллекта и социально-коммуникативной компетентности женщин — специалистов различного профиля //Aктуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы II Bсероссuйской научно-практической конференции. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: Уральский университет. 20¡9. С. 92-95.

20. Mусuна B.П. Социальный интеллект студентов и обучение в высшей школе // Alma mater (Bестник высшей школы). 20¡5. № 6. С.

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: Vl

22-28.

21. Комкова Е.И., Астрейко С.С. Связь социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов-психологов разных форм обучения //Инновационные образовательные технологии. 2015. № 2 (42). С. 71-76.

22. Минава С.С., Горбачева Е.А. Особенности связи социального интеллекта с коммуникативными способностями у студентов-психологов //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т12. С. 23-27.

23. Талдыкина Е.А. Особенности ценностных ориентаций студентов-психологов с различным уровнем социального интеллекта // Научно-технический прогресс и современное общество: сборник научных трудов по материалам Iмеждународной научно-практической конференции молодых ученых. М.: Профессиональная наука, 2017. С. 507-518.

24. Самсоненко Л.С., Николаева А.В. Социальный интеллект у студентов-психологов как условие профессионального выбора // Личность. Профессия. Карьера: сборник научных трудов психолого-педагогического профориентационного форума с международным участием. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 148-152.

25. Allport, G.W. (1961), Pattern and growth in personality, New York: Holt Rinehart and Winston.

26. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда [Электронный ресурс]. URL: https://psylab.info/Тест_«Социальный_интеллект»_ Гилфорда (дата обращения 21.07.2020).

27. Минава С.С. Половозрастные особенности социального интеллекта у студентов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 249-253.

28. Лежнина Л.В. Социальный интеллект современных студентов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 138-139.

29. Лукова М.С. Особенности развития социального интеллекта студентов-психологов //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. С. 387-391.

30. Клочкова А.Е. Характеристика социального интеллекта студентов-психологов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 58-62.

Статья поступила в редакцию 22.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.