Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / MORALITY / ETHICS / SOCIAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваапова Э.Р.

Автор статьи анализирует феномен нравственности с позиции его психологических особенностей. Рассматривается структура явления нравственности, а также осуществляется семантический разбор таких понятий как мораль, этика, нравственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MORALITY

Аnnotation: The author of the article analyzes the phenomenon of morality from the perspective of its psychological characteristics. The structure of the phenomenon of morality is considered, and semantic analysis of such concepts as morality, ethics, morality is also carried out.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ»

УДК 740

Ваапова Э. Р. студент магистратуры факультета психологии и педагогического образования Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ

Аннотация: автор статьи анализирует феномен нравственности с позиции его психологических особенностей. Рассматривается структура явления нравственности, а также осуществляется семантический разбор таких понятий как мораль, этика, нравственность.

Ключевые слова: мораль, нравственность, этика, социальное представление.

Vaapova E.R.

master student of the faculty of psychology

and teacher education Crimean Engineering and Pedagogical University

named after Fevzi Yakubov

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MORALITY

Аnnotation: The author of the article analyzes the phenomenon of morality from the perspective of its psychological characteristics. The structure of the phenomenon of morality is considered, and semantic analysis of such concepts as morality, ethics, morality is also carried out.

Key words: morality, morality, ethics, social representation.

Социальные представление - это знание, применяемое в практике, это ментальный продукт общества, одновременно и продукт, и процесс социальной реальности, который олицетворяет форму социального мышления.

Проблемой нравственного становления личности задавались многие ученые. В современной науке накопилось множество подходов и теорий на данную проблему [11].

Так, профессор Гарвардского университета Лоуренс Колберг стал автором теории морального развития. В своей работе автор опирался на работы Пиаже, согласно которому формирование морального сознания

претерпевает две стадии развития: до пяти лет у ребёнка нет понятий о морали и нравственности, регулятором его поведения выступает желания и потребности, в возрасте 5-7 лет наступает стадия нравственного реализма, в этом возрасте ребёнок знает, что соблюдение всех правил и норм обязательно, в противном случае можно наблюдать неодобрение взрослых. Критерием нравственности поступка выступает ближайшие и очевидные последствия поступка - вознаграждение и порицание, в результате чего и формируется представления о хороших и плохих поступках.

Колбергом были рассмотрены три уровня и шесть этапов развития морально-нравственного сознания личности.

Первый уровень - доморальный или доконвенциональный (4-10 лет). Поведение ребёнка определяется личным интересом и выгодой. Действия оцениваются исходя из желательных и нежелательных последствий.

На первом этапе ребёнок придерживается правил, так как считает, что таким образом возможно избежать наказания, а не потому что это действие правильное или этот поступок является нравственным. На данном этапе ребёнок не способен осмыслить такие понятия как «стыд», «нравственность», «совесть» [43].

Регулятором поведения на данном этапе выступает перспектива наказания и похвалы.

На втором этапе действия ребёнка направлены на вознаграждение. В своих поступках он преследует цель не просто избежать наказания, но и получить вознаграждение. Ребёнок выбирает те стратегии поведения, которые приводят к желаемому результату. В различных жизненных ситуациях ребёнок применяет различные типы поведения. На данном этапе в поступках нет нравственного аспекта.

Второй уровень - конвенциональной морали. Соответствует возрасту 10-13 годам. Ребёнок начинает понимать нормы и ценности общества. Роль общественного признания значительно возрастает [26].

На третьем этапе индивид самостоятельно оценивает собственное поведение с позиции нравственных норм и моральных правил, применяемых в обществе, в котором он живёт. Ребёнок уже испытывает чувство стыда и стремиться выглядеть правильным для общества.

На четвёртом этапе подросток не просто осознаёт наличие принципов и правил, действующих в социуме, но и понимает их смысл и предназначение. Он способен отстоять собственную позицию ссылаясь на данные принципы и правила. Он самостоятельно контролирует собственное поведение руководствуясь известными ему нормами и правилами морали и нравственности.

Третий уровень - автономной морали. Возраст от 13 лет. У человека появляются критерии нравственности, которых он придерживается. Они возникают исходя из предыдущего опыта и моральных представлений личности.

На пятом этапе индивид понимает, что существуют некие различия в нравственных убеждениях людей. Человек начинает уважать людей вне зависимости от его статуса и возраста.

Шестой этап. Теперь человек пытается сам сформулировать нравственные принципы, по которым будет жить и определяет для себя что такое добро и зло. Эти принципы соблюдаются неукоснительно и не привязаны к определённым жизненным ситуациям. Возможны конфликтные ситуации с социумом, если проявляется несправедливость к кому-либо [14].

Колберг считает, что лишь немногие способны достичь данной стадии морального совершенства. Большая часть людей останавливает своё развитие на четвёртом этапе морального развития [42].

Данная теория была подтверждена результатами психологического исследования автором теории, а также его учеников.

В отечественной психологической науке сформировались два подхода в изучении нравственности. В 60-80 годах прошлого столетия получил распространение элементаристский подход. Суть этого подхода заключалась в изучении отдельных компонентов нравственности, т.е. чтобы изучить целое, нужно изучить то из чего оно состоит. Последователями данного подхода были С.Г. Якобсон, А.В. Темнова, В.А. Ядов, А.И Раев и др. Были выделены следующие компоненты нравственности: когнитивный компонент - включает в себя установки, понятия, знания о нравственности, эмоциональный компонент - включает в себя чувства и эмоции личности, третий компонент нравственного сознания - нравственные ценности; четвертый - нравственные качества и черты присущие человеку; пятый компонент нравственное самосознание; шестой компонент - нравственное поведение свойственное человеку и седьмой компонент- нравственное развитие личности [28].

Одним из главнейших компонентов нравственного сознания является когнитивный компонент. Этот компонент включает в себя понятийное отражение нравственного поведения. Между понятиями и поведением личности есть связь. Изучая данный компонент отечественные научные деятели экспериментально доказали, что человек оказавшийся в ситуации нравственного выбора опирается на предшествующий собственный опыт и на моральные установки принятые в обществе, и поэтому есть различия от мышления в иных жизненных ситуациях [34].

Так же был проведён ряд экспериментов, направленных на изучение связи между интеллектуальным и нравственным развитием. Данным научным вопросом занимались М.И Воловикова и Т.А. Ребеко. Исследователи пришли к выводу, что способ решения нравственных задач не всегда имеет связь с уровнем развития интеллекта. Нравственное развитие личности больше зависит от уровня ригидности и структурированности нравственных норм в сознании индивида [17].

Отечественный психолог Л. И. Божович считала, что нравственное сознание личности является частью её мировоззрения.

Нравственные чувства и эмоции считаются основой нравственного развития индивида. Нравственные чувства, эмоции и переживания являются содержанием эмоционального компонента нравственности личности. Согласно С.Л. Рубенштейну, нравственные чувства проявляются на более высоком уровне, так как эти чувства соответствуют предметному восприятию.

Использованные источники:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.338

2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. — Волгоград: Перемена, 1999. — 274 с.119

3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1980. — 318 с.230

4. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 304 с.111

5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.

6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.