Научная статья на тему '«а я буду жадиной!», или о морали и нравственности современных детей и подростков'

«а я буду жадиной!», или о морали и нравственности современных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ / МЕТОДИКА Л. КОЛБЕРГА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТАДИИ / ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ / L. KOHLBERG'S TECHNIQUE / LEVELS OF MORAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT / COGNITIVE STAGES / STANDARD VALUES / MORAL OPINIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янковская Наталия Анатольевна

Основы нравственного развития личности. Методика оценки уровня развития морального сознания. Модифицированные варианты. Работа с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Опыт центра «Юго-Восток» г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««а я буду жадиной!», или о морали и нравственности современных детей и подростков»

«А Я БУДУ ЖАДИНОЙ!»,

или О морали и нравственности современных детей и подростков

Наталия Анатольевна Янковская,

директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Восток» г. Москвы, доцент, кандидат педагогических наук

Система нравственных ценностей и норм — важнейшая составная часть культуры любого общества. В конкретном обществе, национальной общности, группе поведение каждого человека в отдельности определяется тем, как он понимает и принимает принципы добра, справедливости, свободы, зла, коллективизма, индивидуализма, смысла жизни.

• уровни развития морального сознания • методика Л. Колберга

• познавательные стадии • общепринятые ценности • моральные суждения

На индивидуальном уровне поведение человека определяется его нравственными ориентирами, формирующимися у каждого в процессе развития, по мере осознания своих потребностей и соотнесения их с окружающими предметами и явлениями. Основы нравственного развития личности закладываются в детстве. От особенностей развития морального сознания современных детей и подростков во многом зависит система нравственных ценностей нашего общества в будущем.

Чаще всего термин «нравственность» употребляется как синоним морали1. В более узком значении

1 Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль,

2000. Т. 3.

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида2.

Методика Колберга

В России «Методика оценки уровня развития морального сознания» Лоуренса Колберга остаётся одной из самых востребованных для исследования морального сознания личности. В нашем центре она используется в работе с детьми и подростками

2 Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3.

от 10 до 18 лет. Методика состоит из дилеммы, текст которой зачитывают вслух респондентам, затем они отвечают на вопросы. Напомним читателям эту дилемму и основные вопросы по ней.

Дилемма А. Колберга

В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы её спасти. Это особая форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он платил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, Хайнц, пошёл ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег, и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь 2000 долларов.

Он сказал фармацевту, что жена умирает, и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нём заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

Вопросы испытуемым:

1. Должен ли был Хайнс воровать лекарство? Да/нет. Почему?

2. Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосходящую реальную стоимость? Да/нет. Почему?

3. Что хуже — позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Хуже — ... Почему?

Для детей от четырёх до девяти лет применяется модифицированная методика, в основу которой положен рассказ Валентины Александровны Осеевой (дилемма 2).

Дилемма 2

Витя потерял конфеты. Когда другие дети ели конфеты, он грустно стоял в стороне. Это увидел Миша, он подошёл к Вите

и спросил: «Ты почему ничего не ешь?». «Я потерял конфеты», — вздохнул Витя. «Эх, ты! Надо было их в шкафчик положить, когда мы пошли гулять, а не в карман», — сказал Миша и отошёл, держа в руке несколько конфет. Тут увидел Витю Коля и тоже подошёл к нему: «Ты почему не ешь конфеты?». «Я потерял их», — грустно сказал Витя. Тогда Коля протянул Вите свою конфету и сказал: «На, ешь!». Мальчики вместе пошли гулять.

Вопросы:

1. Плохо или хорошо поступил Миша?

2. Почему Миша поступил плохо (хорошо)?

3. Плохо или хорошо поступил Коля?

4. Почему Коля поступил хорошо (плохо)?

5. Что бы ты сделал, если бы увидел, что Витя потерял конфеты?

6. Почему?

Теория морального развития личности предложена американским психологом Лоуренсом Колбергом3. Он выделял шесть стадий нравственного развития личности, сменяющих одна другую в строгой последовательности, аналогично познавательным стадиям, выделенным в теории когнитивного развития у Жана Пиаже4.

Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков человека и его способности к сопереживанию (эмпа-тии). Согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже, дети последова-

3 Анцыферова Л.И. Связь морального сознания

с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3; Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Колберг Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3.

4 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1998.

тельно проходят познавательные стадии, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них в этот период познания. Стадии сменяют друг друга в строгой последовательности:

• сенсомоторная (от рождения до двух лет), на этой стадии формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;

• операциональная (с двух до семи лет), дети учатся различать символы и их значения, к концу этапа возникает понимание разницы между символами и предметами;

• стадия конкретных операций (с семи до 11 лет), дети учатся мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками;

• стадия формальных операций (с 12 до 15лет), возможность совершать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею о том, что эволюция морального сознания ребёнка идёт вслед за его умственным развитием, Л. Кол-берг в своей теории охватывает весь жизненный путь развития личности человека. В отличие от Ж. Пиаже, Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определённым возрастом.

Исследуя различия в моральных суждениях, Л. Колберг выделил три основных уровня их развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. На пре-конвенциональном уровне ребёнок руководствуется своими эгоистическими побуждениями. Для уровня конвенциональной морали характерна ориентация на заданные извне нормы и требования. Уровень постконвенциональной морали характеризуется ориентацией на устойчивую внутреннюю систему принципов.

Л. Колберг основывает свою теорию развития личности на процессе нравственного совершенствования, состоящей из шести стадий. На ранних стадиях дети стремятся избежать наказания (первая стадия) или получить вознаграждение (вторая стадия).

На средних стадиях люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нём. На третьей стадии люди отчётливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. На этой стадии у них начинают формироваться собственные представления о хорошем и плохом. В основном люди стремятся приспосабливаться к окружающим их членам общества, чтобы заслужить социальное одобрение. Л. Колберг считает, что большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии нравственного развития, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. На четвёртой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нём. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание. Например, человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что «это правильно».

Как считает Колберг, на пятой и шестой стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. На пятой стадии они осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым способом. Так формируются суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, налоговое управление обманывать нельзя, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека, в некоторых случаях может быть оправданна. На шестой стадии у людей формируется собственное этическое

чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии.

На этой стадии человек может представить моральные нормы так, как например это сделал Иисус Христос в десяти заповедях5.

Сделаем попытку сопоставить в рамках двух теорий характеристики когнитивных структур с характеристиками уровней морального развития ребёнка, учитывая его возрастные особенности.

В рамках теории Ж. Пиаже на первой сенсо-моторной стадии (от рождения до двух лет) у ребёнка формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй операциональной стадии (от двух до семи лет) когнитивного развития формируется понимание разницы между предметами и символами, которые их обозначают. Характеристики этих стадий служат предпосылками для основания морального выбора по теории Л. Колберга, когда ребёнок руководствуется личной выгодой, достигает её, избегая наказания или получая поощрение.

На третьей стадии конкретных операций по теории Ж.Пиаже (от семи до 12 лет) у ребёнка формируются умения мысленно совершать действия, которые раньше он выполнял только руками. Характеристика когнитивной структуры сопоставима с характеристикой первой стадии конвенционального уровня морального раз вития, когда формируются собственные понятия «хорошо — плохо», осознание потребнос тей общества, его норм и требований.

С 12 до 15 лет стадия когнитивного развития не всегда достигается детьми. На этой стадии развиваются способности к выполнению формальных операций, то есть решению абстракт ных математических и логических задач, ос-

5 Взято с http://www.hramlug.ru/spiriteducation.htm

мыслению нравственных проблем и размышлению о будущем. Это сопоставимо с характеристикой второй стадии конвенционального уровня морального развития, когда человек осознаёт интересы общества и правила поведения в нём. Не все люди способны достичь этого уровня морального развития.

На пятой стадии постконвенционального уровня происходит осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями, возникает способность к обобщению и предвидению в рамках общества в целом. На шестой стадии у человека развивается собственное этическое чувство, то есть ориентация на устойчивую внутреннюю систему принципов, независимо от общепринятых ценностей.

Реальное индивидуальное развитие ребёнка может не совпадать с возрастными границами, указанными в теории Ж.Пиаже, но оно последовательно проходит выделенные стадии формирования когнитивных структур и развития моральных уровней. Как указывал Л. Кол-берг в своей теории, развитие морали не может опережать временную последовательность развития когнитивных структур. Например, осознание потребностей общества, его норм и требований невозможно без способности к оперированию абстрактными понятиями. Из этого следует, что нельзя воспитать высоконравственную личность без высокоразвитого интеллекта. В то же время наличие такого интеллекта не гарантирует высокую нравственность личности и является, по сути, только основанием для развития морали человека.

I

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Л. Кол-берга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Так, Ф. Пауэр указывает, что шкала Л. Колберга измеряет моральные

Что показало сравнение?

установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными суждениями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нравственный выбор делается не в вакууме, как правило, делать его приходится в кризисных ситуациях. Как бы высоки ни были наши моральные принципы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали6.

Некоторые исследователи полагают, что трудно в точности следовать инструкциям по проведению и интерпретации результатов к тестам Л. Колберга. Много нападок испытала теория Л. Колберга за положенный в её основу принцип этического абсолютизма. Она не учитывала существенные культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах. Л. Колберг признавал, что необходимо принимать во внимание социальные и моральные нормы той группы, к которой ты принадлежишь. Он пришёл к заключению, что шестая стадия морального развития может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим

в разных культурах.

* * *

В Центре психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Восток» с 2002 года по настоящее время проводится диагностика уровня развития морального сознания детей и подростков Юго-Восточного округа столицы, обратившихся в центр, а также учащихся образовательных учреждений. За это время продиагностировано 2295 человек.

Основные причины обращения детей в центр — проблемы поведения, школьная неуспеваемость, логопедические проблемы, необходимость определить уровень готовности к школе, частые болезни ребёнка и др.

6 Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Колберг Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Психологический

журнал. 1992. Т. 13. № 3.

К нам обращаются семьи, имеющие детей с асоциальным поведением: воровством, нарушением общественного порядка, прогулами школы, уходами из дома. Не всегда результаты диагностики уровня развития морального сознания совпадают с реальным поведением ребёнка.

Методика Л. Колберга применяется для детей и подростков от 10 до 18 лет (дилемма Л. Колберга), для детей от пяти до девяти лет применяется модификация методики Л. Колберга, на основе рассказа В.А. Осеевой (дилемма 2). Эти методики включены в комплексное обследование детей и подростков, обратившихся в центр, в рамках программы «Семейное консультирование» и для выявления детей группы риска. В этой программе используется батарея методик, направленных на исследование особенностей ребёнка, в том числе интеллектуальных и личностных.

Для исследования уровня и структуры развития интеллекта применяются: тест структуры интеллекта Д. Векслера (детский и взрослый варианты), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Для изучения личностных особенностей применяются многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, а также проективные методики — «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».

Использование методики Л. Колберга и модифицированной методики позволяет охватывать возрастной диапазон от пяти до 18 лет. Результаты демонстрируют динамику развития моральных суждений в период становления и развития личности ребёнка, позволяют оценивать уровень морального развития.

Выборка детей младшего возраста, обследованных с использованием модифицированной методики, составила 840 человек. Более половины обследованных — мальчики (57,2%), 42,6% — девочки. Выборка детей старшего возраста, обследованных с использованием методики Л. Колберга, составила 1455 человек.

Более половины обследованных — мальчики (59,1%), 40,9% — девочки.

В выборке детей младшего возраста, прошедших диагностику уровня развития морального сознания по модифицированной методике, 37% обратились в центр самостоятельно, по инициативе родителей, 34% детей было направлено школами, 14% —специалистами дошкольных образовательных учреждений, 10% детей пришли в центр по направлению поликлиник, 5% — по рекомендации органов управления образования.

В группе школьников 10 — 18 лет 38% обратились в центр самостоятельно, по инициативе родителей. 29% направлены школами, 16% проходили социально-психологическое обследование по направлению из колледжа, 8% пришли в центр по направлению поликлиник, 4% — воспитанники школ-интернатов, 4% детей направлены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2% — органами управления образования. Незначительный процент обследованных составили дети, пришедшие по направлению из других социально-психологических центров, районных управ, муниципальных органов опеки и попечительства, органов внутренних дел.

По возрастному составу выборка распределяется неравномерно, что объясняется наличием нескольких направлений в работе центра, но наиболее «массовыми» являются:

1) обращение в центр родителей с детьми дошкольного возраста по поводу готовности детей к школе (получения заключения для конфликтной комиссии), этим объясняется большое количество шестилетних детей;

2) большое количество обследованных подростков в возрасте 15 лет связано с работой по профориентации, которая проводится в 9-х

и 10-х классах образовательных учреждений.

В дальнейшем, при проведении анализа не рассматривались данные по группам четырёхлетних и 18-летних, так как численность этих возрастных групп меньше 20 человек. Данные по группе 17-летних были включены, поскольку численность этой группы превысила 50 человек.

Анализ распределения стадий и уровней разви тия морального сознания среди детей младшей

возрастной группы свидетельствует, что в период от 5 до 10 лет постепенно снижается количество детей, ответы которых соответствуют преконвенциональному уровню развития моральных суждений (от 90% у пятилетних до 30% у девятилетних), и растёт количество ответов, соответствующих конвенциональному уровню развития (от 5% у пятилетних до 70% у девятилетних).

Анализ ответов обследованных детей показал, что в возрасте 8—10 лет количество детей, ответы которых соответствуют третьей стадии конвенционального уровня развития моральных суждений, составляет около 60%. Среди детей и подростков от 11 до 16 лет процент таких ответов снижается до 42—46%.

Количество детей, ответы которых соответствуют четвёртой стадии конвенционального уровня развития моральных суждений, повышается к 11 годам до 30% и далее постепенно увеличивается до 45% к возрасту 16—17 лет. Ответы, соответствующие пятой стадии постконвенционального уровня развития морального сознания, появляются у одиннадцатилетних подростков (0,5%), и далее увеличиваются до 3—4% у тринадцатилетних и 7% у пятнадцатилетних.

В старших группах доля ответов, соответствующих постконвенциональному уровню, не увеличивается, а имеет тенденцию к уменьшению. Количество ответов, соответствующих пятой стадии: 4% в группе шестнадцатилетних, и 2% в группе семнадцатилетних.

Наблюдается тенденция уменьшения с возрастом числа детей, находящихся на преконвенциональном уровне развития моральных суждений, и увеличение числа детей, находящихся на третьей и четвёртой стадии конвенционального уровня.

Данные, полученные в нашем центре, в целом подтверждают выявленную Л. Колбергом взаимосвязь между

уровнем морального сознания индивида и его возрастом. Число детей, находящихся на преконвенциональном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциональный уровень). В юности начинается постепенный переход к постконвенциональному уровню развития морального сознания.

В то же время подтвердились и критические замечания оппонентов теории Л. Колберга, в частности, несоответствие данных анамнеза о поведении обследуемых детей и подростков той или иной стадии морального развития.

Мы также столкнулись с трудностями при оценивании ответов детей и отнесения их к той или иной стадии развития моральных суждений. При интерпретации ответов требуется не столько оценивать конкретные решения дилеммы, сколько качественно анализировать обоснование, аргументацию этих решений и понять, что стало основой морального выбора ребёнка.

В этой методике технология оценки результатов субъективная, а значит, не всегда до-

стоверная и надёжная. Качество оценки результатов диагностики в большой мере зависит от квалификации специалиста, от его опыта работы с методикой и его мировоззренческих установок и представлений. В связи с этим для повышения надёжности и достоверности результатов диагностики в центре каждый год создаётся экспертная группа, в состав которой входят три педагога-психолога. Все включённые в это исследование данные подвергаются экспертизе. Определённая во время комплексного обследования педагогом-психологом стадия развития моральных суждений ребёнка подтверждается или опровергается группой экспертов. Весь последующий анализ данных строится на оценках уровня развития морального сознания ребёнка экспертной группой.

В настоящие время проводится статистический анализ полученных результатов, что позволит в дальнейшем стандартизировать процедуру анализа ответов детей и подростков на вопросы «Методики оценки уровня развития морального сознания» Л. Колберга и свести к минимуму элементы субъективности при оценивании результатов диагностики. НО

Д

ЕГСКОЕ

Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственный, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.

Одна из самык сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как вышвить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.

Главный редактор Ерегина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальны« подписчиков 71981 для организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.