Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга
Review of the basic ideas of the Kohlberg's cognitive theory of moral development
Коваленко А.И
Студент 4 курса, философского факультета, Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова,
Россия, г.Москва e-mail: kovalenko anyuta@mail.ru
Kovalenko A.I.
4rd year student, faculty of philosophy, Lomonosov Mosco State University, Russia, Moscow e-mail: kovalenko anyuta@mail.ru
Аннотация.
Данная статья предполагает обзор с элементами анализа основный идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга. Рассматривается влияние концепции Жана Пиаже на теорию Кольберга, выявляются отличительные черты последней. Описываются базовые характеристики понятия стадия (этап) в контексте данной теории. Рассматриваются уровни нравственного развития человека: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Раскрываются особенности прохождения индивидом шести стадий нравственного развития: стадии гетерономной морали; стадии инструментализма и обмена; стадии «взаимных межличностных ожиданий»; стадии социального контракта; стадии «универсальных этических принципов». Предлагается обобщение основных постулатов теории когнитивного развития Кольберга,
Annotation.
This article assumes a review with elements of analysis the main ideas of the Lawrence Kohlberg' cognitive theory of moral development. Examines the impact of Jean Piaget's concepts to Kohlberg's theory, identifies the distinctive features of the latter one. The basic characteristics of the concept stage are described in the context of this theory. Describes the basic characteristics of the concept stage in the context of this theory. Considers the levels of moral development of man: preconventional, conventional, postconventional. The peculiarities of the passage of the individual's six stages of moral development: the punishment and obedience orientation, the instrumental-relativist orientation, the interpersonal concordance or "good boy - nice girl" orientation, the legalistic orientation, the universal ethical principle orientation.. Proposes a generalization of the basic postulates of the Kohlberg's theory of cognitive development.
Ключевые слова: мораль, моральные законы, Кольберг, моральное развитие, стадии, преконвенциональный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень.
Key words: morality, moral laws, of Kolberg, moral development, stage, preconventional level, conventional level, postconventional level.
В современных гуманитарных науках существуют различные подходы к изучению морального развития личности: психоаналитический (З.Фрейд), эмпатийный (К.Гиллиган), просоциальный (Н.Айзенберг) и др. В данной статье будет рассмотрена когнитивная теория морального становления человека, которая предполагает сопоставление уровня развития когнитивных способностей индивида и уровня развития его морального мышления. Мы будем понимать «когнитивное развитие» как «повышение «ранга» когнитивных структур психики ребенка, переход от более простых к более сложным когнитивным структурам. ... В ходе этого процесса структуры с более высоким «рангом» постепенно приобретают и более высокий статус в познавательной деятельности». Понятие «морального развития» в рамках когнитивной теории определяется как процесс принятия и усвоения индивидом социальных норм, сопровождающееся качественным изменением моральных суждений.
В качестве объекта рассмотрения была выбрана теория Лоренса Кольберга, американского психолога. Данная теория, имеющая в своем основании эмпирические разработки, позволяет говорить нам о формировании морального сознания не только на спекулятивном бездоказательном уровне, но и с использованием широкого спектра доказательной базы, что позволяет исследованиям в области философии, психологии, педагогики и др. приобрести более строгую
научность.
Исследования Кольберга в области нравственного развития базировались на основных положениях когнитивной теории Пиаже. Кольберг использовал центральную идею Пиаже, связанную с возрастной детерминацией моральных суждений. Особенностью концепции Кольберга является конструирование модели стадиального развития, применимое для индивидов, находящихся в разных культурных контекстах. Для того чтобы исследовать особенности формирования моральных суждений в разных возрастных группах, использовался метод опроса, а в качестве исходных данных применялся определенный набор из девяти гипотетических дилемм. Одной из таких дилемм являлась дилемма Хайнца. Исходной посылкой выступал следующий сюжет. Женщина умирала от особой формы рака. Существовало единственное средство, способное ее спасти. Данное средство, изобретенное фармацевтом, имело слишком высокую цену. Муж женщины, Хайнц, был не в состоянии купить лекарство и, получив от фармацевта отказ в просьбе снизить цену, решился на ограбление аптеки. Прослушав дилемму, испытуемые должны были ответить на ряд вопросов. Например, должен ли был Хайнц воровать лекарство для жены/нелюбимой жены/чужого человека; важно ли для человека приложить все усилия, чтобы спасти чужую жизнь. Предусматривалось, что испытуемые должны ответить либо положительно, либо отрицательно, обосновав при этом свою позицию. Анализ ответов позволил Кольбергу выявить основные причины, которыми руководствуются индивиды разных возрастов и социального положения при высказывании морального суждения, что позволило более детально сформулировать каждую стадию морального развития и описать ее особенности. Таким образом, «Л. Кольберг экспериментально определил три разных паттерна в моральном суждении подростка как стадии, или фазы, и, добавив их к фазам детства, уже сформулированным Ж. Пиаже, создал самостоятельную универсальную шестиэтапную модель морального развития».
Обучение культурным ценностям не может нам сказать, каким образом человек взаимодействует с социальным окружением и как человек совершает моральный выбор. Решение данной проблемы требует анализа моральных суждений, которые являются универсальными в последовательном развитии разных культур.
Концепция этапов когнитивного развития строится на основании анализа структуры рассуждения индивида и подразумевает следующие характеристики:
1) «Стадии - структурное целое или организационная форма мысли». Их особенность трансформируется в зависимости от уровня моральных рассуждений.
2) Стадии образуют инвариантную последовательность. Индивид не пропускает никакую стадию развития и не может вернуться на предыдущую стадию. Данная особенность является характерной для всех культур.
3) Стадии - иерархическое объединение, высшая и низшая стадии являются связанными между собой.
Кольберг, подобно Пиаже, исследовал интеллектуальное развитие личности: от низшей стадии к высшей. Кольберг
выделял три стадии развития интеллекта (the intuitive, the concrete operation, the formal operation). Характерные особенности стадий интеллектуального развития по Кольбергу и интеллектуального развития по Пиаже во многом похожи. Уточним, что в возрасте семи лет наступает стадия конкретных логических операций (умение делать логические выводы, классификацию, составлять количественные отношения о конкретных вещах), в подростковом возрасте человек переходит на стадию формальных операций (умение формулировать гипотезы и делать дедуктивные выводы из них). Как утверждает Кольберг, многие подростки и взрослые только частично достигают уровня формальных операций.
Мы можем обнаружить параллельное развитие стадий морального и логического мышления. Стадия конкретных логических операций ограничена уровнем преконвенционального морального развития. Стадия низших формальных операций соответствует конвенциональному моральному сознанию. Было бы ошибочно утверждать, что высокий уровень развития логических суждений обеспечит высокое моральное развитие. Многие индивиды, находясь на высшей логической стадии, имеют моральные суждения, соответствующие низшей моральной стадии. Следует уточнить, что ситуация, в которой стадия морального развития была бы выше, чем стадия логического развития, исследователем не наблюдалась.
В связи с этим, мы можем выстроить такую последовательность прохождения стадий:
1) Индивид достигает логической стадии, на которой частичные формальные операции позволяют увидеть
«систематичность» в мире.
2) Достигается уровень социального восприятия или role-talking, где индивид воспринимает других людей, относительно места каждого из них в системе.
3) Достигается четвертая стадия развития моральных суждений, на которой порядок в обществе служит основным критерием оценки «справедливого» или «правильного».
4) Финальная стадия является действительным моральным поведением. Действие высокоморальным способом требует высокую стадию моральных суждений. Никто не может следовать моральным установкам, если он не понимает или не верит в них. Однако индивид может рассуждать в терминах моральных принципов, но при этом не соответствовать им в своих поведенческих реакциях.
Иными словами, после завершения стадии логического развития, по утверждению Кольберга, наступает стадия социального восприятия. Данная стадия описывает уровень, на котором человек воспринимает, интерпретирует мысли и чувства людей, осознает их роль и место в обществе. Логические и социальные стадии являются более общими, чем моральные, т.к. связаны не только с понятием справедливого/несправедливого, но и с выбором хорошего/плохого. Как существует вертикальное движение в моральных стадиях, также существует горизонтальное движение от логического, к социальному восприятию, а затем к формированию моральных утверждений.
Кольберг выделяет шесть моральных стадий, которые включены в три основных уровня. Условием определения стадии развития индивида является оценка его одиночных моральных суждений, а не предполагаемое соответствие человека «должному» моральному или когнитивному уровню. Уровни обладают характерными чертами, иллюстрирующими взаимоотношение человека и общественных правил/ожиданий. Перечислим некоторые из них:
• Правила существуют как нечто внешнее индивиду;
• Человек идентифицирует себя с правилами и ожиданиями общества;
• Человек различает (отделяет) себя от правил и ожиданий, определяет свои личные ценности и принципы.
Сформулировав основные принципы и правила, касающиеся этапов формирования морали, рассмотрим более
подробно уровни морального развития, выделяемые Кольбергом.
Преконвенциональный уровень (Стадии 1 и 2). К данному уровню относятся дети до девяти лет, некоторые подростки и взрослые, являющиеся преступниками. Индивид все еще не пришел к действительному пониманию и поддержке правил, соглашений и ожиданий общества. Некоторые дети на преконвенциональном уровне понимают правила общества, но их принятие, базируется на формулировке и одобрении общих моральных принципов, которые лежат в основе данных установок. Ребенок на данной стадии реагирует на понятия плохого/хорошего, но интерпретирует их в качестве физических или гедонистических последствий, которые выражаются в наказании или же в вознаграждение. Следовательно, в определенных ситуациях вышеупомянутые моральные принципы могут находятся в конфликте с правилами общества. Данный уровень, как уже было упомянуто подразделяется на 2 стадии.
1. Стадия гетерономной морали (or the punishment and obedience orientation), характеризующаяся избеганием наказания и силы власти; эгоцентризмом, при котором рассмотрение интересов остальных невозможно. Физические последствия трактуются не с точки зрения их значения или ценности, а в узких рамках «хорошего» и «плохого». Ребенок по своим собственным правилам оценивает наказание и силу власти. На данной стадии понятие уважения, лежащее в основе морального порядка, не используется индивидом при вынесении моральных суждений.
2. Вторая стадия инструментализма и обмена (или the instrumental-relativist orientation) имеет в своем содержании следование правилу только в тех, ситуациях, когда оно кажется немедленно интересным. «Правило, на данной стадии, это справедливый, равный обмен, соглашение», но в большей степени это касается ситуаций типа «ты поцарапаешь мне спину, и я тебе». При этом следует уточнить, что у индивида присутствует понятие справедливости, но интерпретируется оно с физических или прагматических позиций. Правила и ценности на данном уровне носят конкретно индивидуальный характер. Но несмотря на присутствующий эгоцентризм в поведении человек осознает, что у окружающих также присутствуют свои установки и интересы.
Конвенциональный уровень (Стадии 3 и 4). Конвенциональный уровень развития характерен для подростков и взрослых. На данном этапе, по утверждению Кольберга, мы наблюдаем озабоченность человека социальным одобрением, большое внимание уделяется преданности индивида группе, власти; благосостояние других людей превалирует над благосостоянием отдельного члена общества. Человек идентифицирует себя с определенной группой, что выражается в поддержании ожиданий от окружающих его людей.
3. Третья стадия, называющаяся стадией «взаимных межличностных ожиданий» (или the interpersonal concordance or "good boy - nice girl" orientation), характеризуется желанием соответствовать тому, что ожидают от индивида близкие ему люди, как ожидают, например, от сына/дочери или брата. Главная цель, формирующаяся на данной стадии - это быть хорошим, иметь хорошие мотивы, поддерживать взаимные отношения (выражающиеся в заботе, уважении и благодарности). Утверждается, что уже на данной стадии поступок человека может быть рассмотрен не с точки зрения последствий, а с точки зрения намерения. При этом, важным уточнением будет тот факт, что «быть хорошим» важно не только для общества, но и для самого себя. На данной стадии мы уже можем наблюдать веру индивида в золотое правило морали или заповеди. Человек обладает осознанием того, что существуют чувства и ожидания, главенствующие над интересами самого индивида.
4. Четвертая стадия, которую Кольберг называет стадией «социальной системы и ее сознательного поддержания» (или the "law and order" orientation), имеет отличительную особенность в виде выполнения индивидом определенных правил не потому, что так должно или же это властная установка, а потому, что человек сам согласился исполнить возложенную на него обязанность. Исполнение законов становится предпочтительнее, наступает осознание их важности и приоритета для успешного функционирования в заданной системе. Таким образом, человек, на данной стадии осознает себя в качестве элемента общества и прилагает определенные усилия, чтобы избежать его раскола. Для выполнения своего обязательства, как мы можем обнаружить, индивид руководствуется императивом совести. Уже на этой стадии происходит демаркация социальной точки зрения и межличностной.
Постконвенциональный уровень (Стадии 5 и 6) достигается большинством взрослых, обычно наступает после двадцати лет. Мы можем наблюдать, что прилагаются явные усилия в определении моральных ценностей и принципов, которые существуют помимо полномочий групп или лиц, помимо идентификации с этой группой.
5. Пятая стадия, именуемая стадией социального контракта (или the legalistic orientation) имеет в своем содержании несколько сущностных характеристик. Человек осознает и держит в памяти вариации ценностей и относительных мнений, которые наиболее востребованы и верны в его социальной группе. Относительные правила обычно исполняются, однако, чаще всего это происходит в интересах беспристрастности, в силу того, что они(правила) являются результатом социального договора. Таким образом, превалирует «легальная» точка зрения, но имеется возможность изменения законов в соответствии с рациональным понятием общественной пользы, т.е. мы сталкиваемся с проявлением утилитаризма. На данной стадии человек может обнаружить в себе чувство обязательства к закону из-за определенного социального контракта. В данной ситуации создание и соблюдение законов необходимо для общего благосостояния и защиты всех людей. Процессы интеграции реализуются с помощью механизмов соглашения. Как утверждает Кольберг, уже на данной стадии возможно проследить возможность одновременного присутствия моральных и легальных точек зрения, осознание их конфликта и трудностей интеграции.
6. Шестая стадия, под названием стадия «универсальных этических принципов» (или the universal ethical principle orientation), означает сознательное следование самостоятельно выбранным этическим принципам. Конкретные социальные законы или соглашения ценны, т.к. они обычно являются частью выбранных принципов. На данной стадии мы можем наблюдать веру человека в значимость универсальных нравственных принципов. Моральная точка зрения является превалирующей и чаще всего именно она служит основой для создания социальных соглашений. Таким образом завершение процесса постижения природы морали является итогом становления индивида как цельного элемента социальной системы. «Any rational individual recognizing the nature of morality or the fact that person are ends in themselves and must be treated as such».
Резюмируя данную статью, определим, что, как считал Кольберг, переход от одной стадии к другой не объясняется врожденными или биологическими особенностями индивида, а осуществляется в результате повышения интеллектуального уровня ребенка. Формирование логических суждений (на логической стадии) обеспечивает представление ребенка об окружающем мире, позволяет сформировать понятие «систематичности», что в будущем позволит перейти на стадию социального восприятия. На стадии социального восприятия индивид руководствуется не только своими интересами, он осознает наличие иных, внешних ему потребностей и желаний со стороны других людей. Соблюдение социальных норм, признание прав и свобод других людей, принятие ограничивающих рамок в своем поведении обеспечивают формирование базисных установок, способствующих появлению стадии действительно морального поведения. Стадия действительно морального поведения характеризуется не только внешним проявлением нравственности, но и внутренней верой в необходимость существования моральных правил. Логическая стадия, стадия социального восприятия и стадия морального поведения являются стадиями горизонтального движения индивида и не подлежат строгой интеллектуальной детерминации. Напротив, процесс формирования стадии действительно морального поведения, можно охарактеризовать как восходящее, обусловленное когнитивным уровнем индивида, движение от низшего (преконвенциональной) к высшему (постконвенциональной) уровню морального развития. Сравнивая первую и шестую стадии развития, мы можем наблюдать, что повышение интеллектуального уровня индивида (появление аналитических способностей и способностей применять метод абстрагирования), обеспечивает переход от понимания моральных норм как внешнего принуждения к действительному осознанию нравственных законов, как важного регулятора поведения человека в социуме. Таким образом, моральное развитие характеризуется трансформацией определенных понятий, уже имеющихся у индивида; изменением когнитивных способностей и достижением лучшего результата в решении определенных моральных конфликтов.
Список используемой литературы:
1.Байковская Н.А. Развитие идей Л.Кольберга о межкультурной универсальности становления // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. №2
2.Романова М.А. Традиционные подходы к когнитивному развитию // Сибирский педагогический журнал. 2008. №4
3.Kohlberg L., Hersh R.H. Moral development: a review of the theory. Theory into practice, vol. 16, No. 2, Moral Development. (Apr.,1977)
4.Kohlberg, Lawrence; T. Lickona "Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach". Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues. Holt, NY: Rinehart and Winston, 1976