Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВСТУПИВШИХ В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВСТУПИВШИХ В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние правонарушители / девиантное поведение / агрессивное поведение / психологические особенности / причины / juvenile delinquents / deviant behavior / aggressive behavior / psychological characteristics / causes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Карина Андреевна, Есеева Ольга Владимировна

В данной статье описываются психологические особенности несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. В последние годы эта проблема стала привлекать большое внимание многих специалистов. Также в статье рассмотрены цели, которые чаще всего преследуют подростки-правонарушители. А также описываются типы несовершеннолетних правонарушителей с агрессивным поведением и выявлены причины и особенности их поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MINORS WHO HAVE COME INTO CONFLICT WITH THE LAW

This article examines the psychological characteristics of minors who have come into conflict with the law. In recent years, this problem has begun to attract a lot of attention from many specialists. The article discusses the goals that are most often pursued by juvenile offenders. The article also examines the types of juvenile offenders with aggressive behavior and identifies the causes and features of their behavior.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВСТУПИВШИХ В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ»

УДК 159.9+316.624

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВСТУПИВШИХ В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ

Дмитриева Карина Андреевна

студентка,

ФГАОУ ВО «Северный Арктический федеральный университет

имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия E-mail: karidmitr@yandex.ru

Научный руководитель: Есеева Ольга Владимировна

доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности, ФГАОУ ВО «Северный Арктический федеральный университет

имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия E-mail: karidmitr@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MINORS WHO HAVE COME

INTO CONFLICT WITH THE LAW

Dmitrieva Karina Andreevna

student,

Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov,

Arkhangelsk, Russia E-mail: karidmitr@yandex.ru

Scientific supervisor: Eseeva Olga Vladimirovna

Associate Professor of the Department of Social Work and Social Security,

Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov,

Arkhangelsk, Russia E-mail: karidmitr@yandex.ru

Аннотация. В данной статье описываются психологические особенности несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. В последние годы эта проблема стала привлекать большое внимание многих специалистов. Также в статье рассмотрены цели, которые чаще всего преследуют подростки -правонарушители. А также описываются типы несовершеннолетних правонарушителей с агрессивным поведением и выявлены причины и особенности их поведения.

Abstract. This article examines the psychological characteristics of minors who have come into conflict with the law. In recent years, this problem has begun to attract a lot of attention from many specialists. The article discusses the goals that are most often pursued by juvenile offenders. The article also examines the types of juvenile offenders with aggressive behavior and identifies the causes and features of their behavior.

Ключевые слова, несовершеннолетние правонарушители, девиантное поведение, агрессивное поведение, психологические особенности, причины.

Keywords: juvenile delinquents, deviant behavior, aggressive behavior, psychological characteristics, causes.

Несовершеннолетних лиц, вступивших в конфликт с законом, часто называют девиантными. Девиантное поведение подразумевает такое поведение, которое отклоняется от принятых в обществе норм и правил.

С прогулов в школе, а также с приверженности к асоциальным группам начинает формироваться девиантное поведение. Далее несовершеннолетний, совершает различные мелкие хулиганства, такие как отнимание денег у

малышей в школе, домашние кражи денег, драки, издевательства над младшими [1, с. 92].

Известно, что подростковый возраст входит в особую группу риска. Это связано с трудностями переходного возраста, психологическим состоянием ребёнка, неопределенностью социального положения. Детские формы контроля такого поведения являются недейственными, взрослые формы контроля ещё не сложились (дисциплина, самоконтроль).

Повышенная тревожность, неустойчивость ценностной системы, импульсивность, агрессивность, вспыльчивость, конфликтность - это те признаки, которые характерны таким подросткам. Как правило, эти признаки осложняют процесс воспитания и общения с окружающими людьми.

Подростки с девиантной формой поведения чаще всего отличаются от социально успешных сверстников. У них наблюдается повышенная агрессивность, вспыльчивость. Такие подростки стараются избегать ситуаций, в которых они могут быть эмоционально зависимыми, они стараются не доверять окружающим. Чаще всего такие несовершеннолетние нарушают закон. Большинство из них не чувствуют своей вины за совершенные поступки и, как следствие, попадают под особый контроль специалистов различных служб [1, с. 94].

Несовершеннолетние, вступившие в конфликт с законом, отличаются повышенной агрессивностью.

Специалистами различаются две группы агрессивного поведения:

- социализированная форма. Такая форма характеризуется враждебностью, которая влечёт за собой цель причинить боль и ущерб другому человеку.

- несоциализированная форма. Как правило, такая форма не влечёт за собой враждебной цели.

Агрессивные поступки в большинстве своих случаев поддерживаются бессознательностью.

Причинение вреда и страданий человеку и иные подобные цели агрессии

называются психологическими целями.

Наиболее часто встречаются такие психологические цели агрессивного поведения как:

- месть за страдание;

- желание доминировать над другим человеком;

- материальное удовлетворение;

- применение боли;

- решение внутренних конфликтов;

- повешение самооценки, самоутверждение;

- самозащита;

- отстаивание личных интересов и собственной свободы;

- завоевание авторитета;

- привлечение внимания.

Одной из особенностей поведения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, является зависимость от своих сверстников. Агрессивное поведение у таких подростков чаще всего воспринимается сверстниками как наличие силы. В таких асоциальных группах распространены различные ритуалы посвящения новичков. Они дают несовершеннолетним понятие приверженности и безопасности в данной группе, а различные мифы оправдывают их поведение. Лидеры за счёт своих поступков укрепляют своё положение в асоциальной группе [3, с. 196-197].

Уровень вовлеченности в противоправную деятельность зависит от многих обстоятельств, например, от психологического климата в семье подростка, от методов его воспитания, от окружающего социума.

Выделяют 6 типов агрессивных подростков с девиантным поведением:

1. Психотический тип. Девиантное поведение такого подростка обусловлено психологическим расстройством.

2. Антисоциальный тип. Действия такого типа личности объясняются наличием определенных черт, таких как враждебность, импульсивность, недоразвитость высших чувств.

3. Невротический тип. Поступки данного типа являются лишь следствием внутриличностных конфликтов несовершеннолетнего.

4. Органический тип. Нарушение закона происходит вследствие мозговых повреждений.

5. Ситуативный тип. Несовершеннолетние данного типа совершают правонарушения вследствие какой-либо ситуации.

6. Субкультурный тип. Данный тип определяет себя в соответствии с групповыми антисоциальными ценностями.

Таким образом, несовершеннолетние правонарушители имеют различные психологические особенности. Их поведение зависит от различных внутренних и внешних причин, которые во многом зависят от возрастных особенностей подростков и их целей [3, с. 199].

Исследования и статистика показывают, что девиантное поведение в большинстве случаев наблюдается у подростков, которые воспитаются в интернатах и детских домах. Чаще всего несовершеннолетние, которые совершали правонарушения, являлись сиротами или воспитывались в неблагополучных семьях. Родители таких подростков отличались жестоким обращением со своими детьми, употребляли алкоголь и наркотики, пренебрегали своими родительскими обязанностями [2].

По данным исследований, у детей, которые в раннем детстве были лишены родительской любви и ласки, предоставлены сами себе, наблюдаются различные деформации в развитии их личности.

Такие дети регулярно пополняют ряды несовершеннолетних преступников [2].

Также к особой группе несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, можно отнести лиц с риском суицида. Суицид в подростковом возрасте имеют свою специфику и обусловлен возрастными особенностями. Чаще всего такому суициду присущи: демонстративность, героизм или романтическое поведение. Психологическое значение таких суицидов трактуется как прошение о помощи или привлечение внимания.

Причиной таким поступкам служит конфликт в различных сферах. Суицидальное поведение чаще не продумано и не обосновано, а вызвано порывом [1, с. 102].

Таким образом, девиантное поведение у несовершеннолетних складывается и формируется исходя из ряда причин, в том числе, психологических, как внешних, так и внутренних. Главными психологическими особенностями несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, являются повышенная агрессия, жестокость, конфликтность, тревожность и дефектность ценностной системы. Большое влияние имеет внутренняя предрасположенность подростка к девиантному поведению. Немаловажными являются такие факторы, как семейное воспитание, уровень образования, жизненные обстоятельства, культурный уровень жизни, ближайшее окружение.

Одним из факторов является преобладание эмоций над мыслями. Например, девушки более склонны к эмоциональной распущенности, которая выражается в конфликтах, спорах [1, с. 93].

У большинства несовершеннолетних наблюдается замещение духовных ценностей материальными, что в свою очередь, приводит к совершению правонарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. - Т. 8. - 1997. - № 4. -С. 92-102.

2. Ремеева А.Ф., Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2013. -Т. 3. - № 2. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61028 (дата обращения: 19.04.2023).

3. Садчикова Н.А., Чернышова Е.Л. Психологические особенности подростков девиантного поведения / Н.А. Садчикова, Е.Л. Чернышова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 53 (395). - С. 195-200.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.