Научная статья на тему 'Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей'

Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / JUVENILE DELINQUENTS / DEVIANT BEHAVIOR / PERSONALITY / FOREIGN THEORIES / DETERMINANTS OF DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шайкова Марина Витальевна

В статье рассмотрены концептуальные теории формирования девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Проанализированы теоретические концепции зарубежных теорий H. F. Cline, L. R. Gensheimer, D.-S. Elliot, M. L. Voss, M. S. Besker, подходы к изучению девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей с точки зрения психодинамических, психофизиологических и функционально-психологическихконцепций, теории социального поведения, а также постоянство поведенческого компонента несовершеннолетних правонарушителей. Сравнивается социально-личностный подход к девиантному поведению зарубежных и отечественных психологов и юристов. Раскрывается понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя и детерминанты, которые влияют на формирование девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Определены социальные, психологические факторы, особенности характера, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних правонарушителей. Особое внимание автор уделяет взаимодействию факторов, связанных со сферами семейного воспитания и учебной деятельности, с особенностями отстающих в развитии подростков, с действиями средств массовой информации и др. Автор подразделяет факторы на социальные и личностные. Их взаимодействие способствует формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шайкова Марина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONCEPTUAL APPROACH TO THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG JUVENILE OFFENDERS

The article deals with the conceptual theories of the formation of deviant behavior among juvenile offenders. Theoretical concepts of foreign theories of H. F. Cline, L. R. Gensheimer, D. S. Elliot, M. L. Voss, M. S. Besker, approaches to the study of deviant behavior of juvenile offenders from the point of view of psychodynamic, psychophysiological and functional-psychological concepts, the theory of social behavior, as well as the constancy of the behavioral component of juvenile offenders are analyzed. The social and personal approach to deviant behavior of foreign and domestic psychologists and lawyers are compared in the article. The author reveals the personality concept of a juvenile offender and the determinants that influence the formation of deviant behavior of juvenile offenders. Social, psychological factors and character traits that determine the deviant behavior of juvenile offenders are identified. The author pays special attention to the interaction of factors related to the spheres of family education and educational activities, with the features of retarded adolescents, with the actions of the mass media, etc. The author divides factors into social and personal. Their interaction contributes to the formation of deviant behavior of juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей»

УДК 159.922.8:316.624

DOI 10.33463/2072-8336.2020.2(51).082-087

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

М. В. Шайкова

Для цитирования

Шайкова, М. В. Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей / М. В. Шайкова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 2(51). - С. 82-87. - 001 : 10.33463/2072-8336.2020.2(51).082-087.

©ф®@

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные теории формирования девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Проанализированы теоретические концепции зарубежных теорий H. F. Cline, L R. Gensheimer, D.-S. Elliot, M. L Voss, M. S. Besker, подходы к изучению девиант-ного поведения несовершеннолетних правонарушителей с точки зрения психодинамических, психофизиологических и функционально-психологических концепций, теории социального поведения, а также постоянство поведенческого компонента несовершеннолетних правонарушителей. Сравнивается социально-личностный подход к девиантному поведению зарубежных и отечественных психологов и юристов. Раскрывается понятие личности несо-

© Шайкова М. В., 2020

вершеннолетнего правонарушителя и детерминанты, которые влияют на формирование девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Определены социальные, психологические факторы, особенности характера, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних правонарушителей. Особое внимание автор уделяет взаимодействию факторов, связанных со сферами семейного воспитания и учебной деятельности, с особенностями отстающих в развитии подростков, с действиями средств массовой информации и др. Автор подразделяет факторы на социальные и личностные. Их взаимодействие способствует формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, девиантное

поведение, личность, зарубежные теории, детерминанты девиантного поведения.

Введение. Личность несовершеннолетнего правонарушителя аккумулирует в себе определенные негативные социальные явления. Прямое десоциализирующее влияние на подростка оказывает ближайшее окружение, которое, демонстрируя образцы асоциального поведения, антиобщественные убеждения и ориентации, выступает в качестве института де-социализации. Девиантное поведение несовершеннолетнего, как правило, есть результат взаимодействия предшествующих неблагоприятных условий жизни и воспитания, особенностей личности подростка и конкретной социально-психологической ситуации, в которой он в данный момент находится.

Девиантность обусловливается также неудовлетворительным воспитанием (распад семьи, упущения родителей) или качественными характеристиками испытуемых - девиантных личностей, наследственной предрасположенностью, наличием определенных качеств.

Согласно Н. Р СПпе, теоретические основания девиантного поведения можно объединить в следующие группы: личностные (или психологические) теории; групповые, коллективистические (или социальные)теории; социально-интерактивные (или социально-психологические) теории [1]. Другие ученые при анализе работ, связанных с изучением девиантов, все теории разделили на макроуровневые, микро-уровневые, социально-личностные, социальные [2]. Авторы психодинамических концепций открывают обширную

вариацию казуальных механизмов в объяснении девиантного поведения и рассматривают проблемы, связанные с правонарушениями, на личностном уровне. При этом они особое внимание уделяют поведению подростков, которое включает в себя физиологические и психологическиехарактеристики. Согласно этим теориям личности, обладающие определенными физиологическими и психологическими характеристиками, имеют склонность проявлять антисоциальное поведение.

Авторы психофизиологических и функционально-психологическихкон-цепций придают особое значение постоянству поведенческого компонента, при этом, к сожалению, практически не обращают внимания на его изменчивость. Несмотря на это, основываясь на данных концепциях, можно предположить возможность девиантного поведения личности на протяжении всей ее жизни [3].

Макросоциальные концепции рассматривают ближайшее окружение несовершеннолетних, в котором живут подростки и общаются со своими сверстниками и взрослыми, нарушая правовые и социальные нормы. Эти концепции объединяют работы как структурной школы, так и сторонников социального конфликта. Асоциальное поведение таких несовершеннолетних основывается на неприятии учебы в школе, неблагополучной обстановке в семье и влиянии референтных групп, в которых состоят подростки.

Отдельные авторы считают, что асоциальное и делинквентное поведение несовершеннолетних формируется в школе. Плохое поведение, успеваемость, прогулы, невосприятие социальных норм долгое время объяс-

нялись результатами отрицательного воздействия школы на ученика, а не индивидуальными различиями деви-антных и недевиантных учащихся [4].

Таким образом, авторы макросо-циальных концепций обращают внимание на изменчивость, опуская постоянство. Все эти теории характеризуются также наличием зависимости между сферой распространения деви-антного поведения и преобладанием черт соответствующего социального окружения.

Следующие концепции более однородны и охватывают различные варианты девиантного поведения. Так, согласно теории социального поведения именно общество определяет де-виантность. Опираясь на это, можно утверждать, что осознанное асоциальное действие делает девиантов девиантами [5].

Мы считаем, что на формирование делинквентного и девиантного поведения несовершеннолетних особое влияние оказывает референтная неформальная группа. У несовершеннолетних, которые находятся в таких группах, уровень асоциального поведения возрастает, они ориентируются на друзей из группы, игнорируя авторитет родителей, учителей и воспитателей. Референтные группы этих несовершеннолетних формируются на основе совместного бесцельного времяпрепровождения, бродяжничества, употребления спиртных и психотропных веществ. Такие подростки обычно вовлекаются в преступную деятельность взрослыми, стремятся самоутвердиться в глазах сверстников, используя криминальную субкультуру.

А. И. Селецкий и С. А. Тарарухин называют следующие причины деви-антного поведения: неблагоприятные

условия жизни и воспитания, пробелы в знаниях и связанная с этим низкая успеваемость, нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный характер. Эти факторы подразумевают также биологические особенности: отклонения в состоянии здоровья, физические недостатки или психические дефекты [6]. Именно поэтому к детерминантам, способствующим делинквент-ному и девиантному поведению подростков, мы относим внешние и внутренние особенности личности и ближайшего социума, влияющие на формирование личности девианта.

По мнению ряда исследователей, семья играет решающую роль в возникновении правонарушений. Под этим понимается общее нарушение жизнедеятельности семьи: взаимоотношения родителей с детьми, общая направленность семьи, которая может быть легкомысленной, с авантюрной ориентацией, асоциальной и криминальной. Этого же взгляда придерживается Ю. М. Антонян, Т. К. Белоко-пытская, В. А. Гурьева, Н. П. Крейдун, Г. М. Миньковский, В. Я. Титаренко и др.

Заслуживает внимания работа А. А. Реана, который поведение подростка-девианта как личности вообще рассматривает в качестве взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов [8]. У подростков, по его мнению, ситуативный фактор нередко обусловливает их поступки и девиантное поведение в целом. Тем не менее в изучении подростков с отклоняющимся поведением автор отдает предпочтение личностному фактору.

Каждый из подходов важен в исследовании факторов, влияющих на формирование девиантного и делинквент-

ного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Их интеграция позволяет составить более полное и системное понятие о факторах девиантного поведения подростков. Генезис девиантного поведения несовершеннолетних, как и преступного поведения вообще, уходит корнями в социальные и социально-психологические процессы. Исследователи рассмотрели 200 факторов социальной среды, которыми обусловливается преступность несовершеннолетних. Именно с факторами социальной среды, условиями жизни и воспитания детей и подростков связаны углубление мотивации девиантного поведения (меньше «детского» озорства, больше «взрослых» мотивов), рост доли неадекватно жестоких преступлений, количества стойких преступных групп, преступлений в возрасте 14-15 лет.

Криминологический фон в обществе в настоящее время настолько высок, что и в типологии несовершеннолетних с девиантным поведением, и в описании факторов и условий его возникновения психологи и юристы основываются на эмпирическом материале, в котором девиантное поведение рассматривается с точки зрения междисциплинарного подхода к асоциальному и аддиктивному поведению в семье, школе и референтных группах. Данный подход не способствует глубокому изучению девиантного поведения, в связи с этим в профилактике и предупреждении асоциального поведения несовершеннолетних исключается участие правоохранительных органов.

На нащ взгляд, в подобной ситуации взаимодействуют такие факторы: семейное воспитание, учебная деятельность, отставание подростков

в развитии, действие средств массовой информации и др. Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять семье, так как именно воспитание в семье формирует личность и поведение подростков.

В настоящее время отмечается расслоение нашего общества, что влияет на типологию семей, где проживают несовершеннолетние. Очень часто именно в неблагополучной семье формируется асоциальное поведение (механизм подражания). Образ жизни, и поведение родителей (в том числе противоправное) способствуют асоциальному поведению, во многих семьях употребление алкоголя и наркотиков -норма. Экономическая ситуация в стране породила резкое расслоение общества на богатых и бедных, главным во многих семьях стали материальные ценности, престижный образ жизни и вещи.

В настоящее время в сфере учебной деятельности отмечается тенденция к снижению интереса подростков к учебе, формальное отношение к школьным занятиям, неподготовленность учителей к работе с детьми в новых условиях; разрыв связей между педагогами и родителями (а иногда и антагонизм) влечет за собой взаимное обвинение в неудачах воспитания. В широком смыле на рост девиантно-сти влияет тенденция к дифференциации школы на элитную и массовую, когда вне поля зрения высококвалифицированных педагогов оказываются трудновоспитуемые подростки-девианты. Особенно остра ситуация с детьми и подростками, отставшими в интеллектуальном, эмоциональном и волевом развитии. В силу их личностных качеств и отсутствия должной психолого-педагогической и соци-

альной помощи они совершают около 15-20 % всех правонарушений и преступлений [9].

В сфере деятельности средств массовой информации необходимо отметить следующее: очень большое место в их тематике занимает описание различных социальных отклонений, на экранах - культ силы и жестокости, криминальная субкультура становится нормой поведения для всего общества, различные секты и группы, используя интернет, формируют у подростков девиантное и зависимое поведение.

В процессе изучения девиантного поведения подростков на основе анализа автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа и ознакомления с характеристиками мы выделили приоритетные факторы. Чаще всего встречается комбинация нескольких факторов риска: поведение не подчиняется правовым и социальным нормам, межличностное взаимодействие происходит в криминальных референтных группах, где особую роль играет внутригрупповая субкультура - жестокость, агрессия и т. д.

На наш взгляд, на формирование делинквентного и противоправного поведения несовершеннолетних влияют следующие особенности: индивидуальные особенности (психобиологические предпосылки), педагогические и психологические (ошибки в школьном и семейном воспитании),социально-психологические (противоправное и криминальное взаимодействие подростка в семье и ближайшем окружении), личностные (межличностное взаимодействие с несовершеннолетними с асоциальным и криминальным поведением, отрицание педагогического воздействия школы и семьи) и

социальные факторы экономического развития нашего общества.

Библиографический список

1. Cline H. F. Criminal behavior over the life apan. Constancy change inHuman Development. London, 1980, p. 641-674.

2. Gensheimer L. R. Behavioral approaches withjuvenile offenders: A mete analysis of long term treatment efficacy. Behavioral approachests crime and delinguency, 1987, p. 399-422.

3. Сафина Г. В. Динамика жизненных целей девочек-делинквентов в условиях спецучилища : дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1993. 162 с.

4. Elliot D.-S., Voss M. L. Delinguency and dropout. Lexington, MA, Lexington Press, 1974, p. 664-674.

5. Besker M. S. The outsiders. Glencoe, Il., The Free Press, 1963, p. 181-186.

6. Селецкий А. И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев : Высшая школа, 1981. С. 240.

7. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. 208 с.

8. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-деликвентов // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139-144.

9. Миньковский Г. М. Проблемы совершенствования социального воспитания и социально-правовой охраны семьи и детства в свете конвенции о правах несовершеннолетних // Теория и практика социальной работы. М. ; Тула, 1993. С. 207.

10. Шайкова М. В. Психолого-криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников //

Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2(5). С. 85-88.

11. Шайкова М. В. Психолого-криминологический анализ генезиса девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних (на примере Курской области). Курск, 2015. 247 с.

12. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 65 с.

13. Шайкова М. В. Девиантное поведение личности несовершеннолет-

них женского пола и пути его коррекции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 21 с.

14. Шайгерова Л. А., Долгих А. Г, Ушков Ф. И., Алмазова О. В. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 39-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.