Научная статья на тему 'Анализ психологических исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников'

Анализ психологических исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / JUVENILE DELINQUENTS / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIALIZATION / PEDAGOGICAL NEGLECT / PSYCHOLOGICAL NEGLECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Литвишков Владимир Михайлович, Никитина Ирина Николаевна

Исследование преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, не может быть проведено без изучения особенностей личности подростка, а именно: поведения, сознания, особенностей воспитания, развития и социализации. Асоциальное поведение несовершеннолетних должно изучаться в социальном, психологическом, педагогическом и иных аспектах. В статье подвергнуты анализу психологические исследования, касающиеся вопросов формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, проведенные российскими учеными, такими как Т. И. Короткова, Г. М. Миньковский, Д. И. Фельдштейн, М. А. Алемаскин, Л. Г. Сагатовская, Г. Г. Бочкарева, Э. И. Дранищева, Г. Т. Овсепян, С. Д. Арзуманян. Авторы рассматривают возрастные, индивидуальные особенности психики несовершеннолетних, выявляют причинно-следственную связь данных особенностей с мотивами противоправного поведения.Проводится сравнительный анализ потребностей правопослушных детей и детей-правонарушителей, в ходе которого выявляются деформированные потребности последних.Изучаются коммуникативные особенности несовершеннолетних правонарушителей, направленность их личности.Выявляются схожие характеристики малолетних нарушителей закона (например, воспитание в семье, отношения в школе) и различные (например, поведение после совершения правонарушения). Обобщая анализ различных исследований, авторы приходят к выводу, что положение в обществе несовершеннолетних правонарушителей изолированное, а условия жизни в семье являются определяющим фактором, способствующим совершению противоправных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS EDUCATIONALLY AND SOCIALLY NEGLECTED MINORS

Research of crimes and offenses committed by minors cannot be carried out without studying the characteristics of the personality of a teenager, namely: behavior, consciousness, features of education, development and socialization. The antisocial behaviour of minors should be studied in social, psychological, pedagogical and other aspects. The article analyzed the psychological research relating to questions of identity formation of juvenile de-linquents, conducted by Russian scientists, such as T. I. Korotkova, G. M. Minkovsky, D. I. Feldstein, M. A. Ali-mushkin, L. G. Sagatovsky, G. G. Bochkarev, E. I. Kanisawa, G. Hovsepyan, S. D. Arzumanyan. The authors of this article considers age, individual peculiarities of the psyche of the minor and based on them identifies the causal relationship of these features with the motives of wrongful conduct.A comparative analysis of the needs of law-abiding children and children-offenders is carried out, during which the deformed needs of the latter are identified.Examines the communicative characteristics of juvenile offenders, the focus of their personality.Similar characteristics of juvenile offenders (for example, upbringing in the family, school relations) and different (for example, behavior after the offense) are revealed. Summarizing the analysis of various studies, the author comes to the conclusion that the situation in the society of juvenile offenders is isolated. And the living conditions in the family are the determining factor contributing to the Commission of illegal acts.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников»

УДК 159.9

Вилкова Алевтина Владимировна

доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: nii@fsin.su

Литвишков Владимир Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: nii@fsin.su

Никитина Ирина Николаевна

старший научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: nii@fsin.su

Alevtina V. Vilkova

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Deputy head,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narva str., 15a, p. 1, Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

Vladimir M. Litvischkov

Doctor of Pedagogics, Professor, Senior Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narva str., 15a, p. 1, Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

Irina N. Nikitina

Senior Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narva str., 15a, p. 1, Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Аннотация. Исследование преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, не может быть проведено без изучения особенностей личности подростка, а именно: поведения, сознания, особенностей воспитания, развития и социализации. Асоциальное поведение несовершеннолетних должно изучаться в социальном, психологическом, педагогическом и иных аспектах.

В статье подвергнуты анализу психологические исследования, касающиеся вопросов формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, проведенные российскими учеными, такими как Т. И. Короткова, Г. М. Миньковский, Д. И. Фельдштейн, М. А. Алемаскин, Л. Г. Сагатовская, Г. Г. Бочкарева, Э. И. Дранищева, Г. Т. Овсепян, С. Д. Арзуманян.

Авторы рассматривают возрастные, индивидуальные особенности психики несовершеннолетних, выявляют причинно-следственную связь данных особенностей с мотивами противоправного поведе-ния.Проводится сравнительный анализ потребностей правопослушных детей и детей-правонарушителей, в ходе которого выявляются деформированные потребности последних.Изучаются коммуникативные особенности несовершеннолетних правонарушителей, направленность их личности.Выявляются схожие характеристики малолетних нарушителей закона (например, воспитание в семье, отношения в школе) и различные (например, поведение после совершения правонарушения).

Обобщая анализ различных исследований, авторы приходят к выводу, что положение в обществе несовершеннолетних правонарушителей - изолированное, а условия жизни в семье являются определяющим фактором, способствующим совершению противоправных действий.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, девиантное поведение, социализация, педагогическая запущенность, психологическая запущенность.

THE SITUATION OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS EDUCATIONALLY

AND SOCIALLY NEGLECTED MINORS

Summary. Research of crimes and offenses committed by minors cannot be carried out without studying the characteristics of the personality of a teenager, namely: behavior, consciousness, features of education, development and socialization. The antisocial behaviour of minors should be studied in social, psychological, pedagogical and other aspects.

The article analyzed the psychological research relating to questions of identity formation of juvenile delinquents, conducted by Russian scientists, such as T. I. Korotkova, G. M. Minkovsky, D. I. Feldstein, M. A. Ali-mushkin, L. G. Sagatovsky, G. G. Bochkarev, E. I. Kanisawa, G. Hovsepyan, S. D. Arzumanyan.

The authors of this article considers age, individual peculiarities of the psyche of the minor and based on them identifies the causal relationship of these features with the motives of wrongful conduct.A comparative analy-

© 2019 Вилкова А. В., Литвишков В. М., Никитина И. Н.

sis of the needs of law-abiding children and children-offenders is carried out, during which the deformed needs of the latter are identified.Examines the communicative characteristics ofjuvenile offenders, the focus of their person-ality.Similar characteristics of juvenile offenders (for example, upbringing in the family, school relations) and different (for example, behavior after the offense) are revealed.

Summarizing the analysis of various studies, the author comes to the conclusion that the situation in the society ofjuvenile offenders is isolated. And the living conditions in the family are the determining factor contributing to the Commission of illegal acts.

Keywords: juvenile delinquents, deviant behavior, socialization, pedagogical neglect, psychological neglect.

В данной статье нами представлен анализ не только современных психологических исследований, но и юридических, в которых разносторонне использовались данные психологии и педагогики. Они в основном относятся к вопросам формирования личности несовершеннолетних правонарушителей. В этом отношении большой интерес представляет комплексное исследование Т. И. Коротковой [1, 2]. Опираясь на достижения психологии и педагогики, она поставила своей целью решать ряд принципиально важных вопросов. Первая задача - теоретическое обоснование вопроса о границах и объеме изучения личности несовершеннолетних с антиобщественным поведением. Автором значительное внимание уделяется среде: она понимается как комплекс компонентов (социальный строй, определенные явления, события, люди, быт и пр.), обладающих определенными положительными или отрицательными воздействиями. Поэтому Т. И. Короткова считает, что решение данной задачи, ее цель, должны заключаться в изучении той конкретной среды, в которой живет и воспитывается подросток.

В качестве другой задачи изучения несовершеннолетних с антиобщественным поведением Т. И. Короткова выделяет избрание наиболее эффективных методов воспитательного воздействия, которые предполагают, с одной стороны, надлежащую организацию социальных условий, а с другой - выработку наиболее целесообразных способов развития общественно значимых свойств личности несовершеннолетнего.

Т. И. Короткова особое внимание уделяет исследованию возрастных и индивидуальных особенностей психики несовершеннолетних и в этом аспекте рассматривает две группы детей: от 7 до 11-12 лет и от 12 до 15-16 лет. Она сделала попытку на основе учета психологии детского и подросткового возрастов проследить связь между спецификой антиобщественного поведения детей и подростков и психологическими механизмами этого поведения и предложила следующую группировку мотивов асоциального поведения: а) обусловленное возрастом стремление к повышенной физической активности (драчливость, порча имущества и пр.); б) ситуативные чувства отрицательного характера (гнев, озлобление и прочие проявляются с ситуацией и затем вместе и исчезают); в) устойчивые чувства отрицательного характера, которые возникают в результате длительного воздействия неблагоприятных жизненных условий и обстоятельств.

Опираясь на положения марксистской философии о понятии причин и условий, Т. И. Короткова дает характеристику причинно-следственной цепи асоциального поведения несовершеннолетних и выделяет две группы причин: а) непосредственные, то есть причины, действующие в рамках конкретной ситуации, и б) причины, обеспечивающие действия непосредственных причин. Исследуя этиологию антиобщественного поведения, Т. И. Короткова отмечает, что возможно последовательно перейти от понятия причин в узком смысле в рамках конкретной ситуации (непосредственная причина) к понятию причины в широком смысле - при исследовании обстоятельств, находящихся за пределами конкретной ситуации, но рассматриваемых в связи с ней.

Особое теоретическое и прикладное значение имеет разработанная Г. М. Миньковским типология несовершеннолетних правонарушителей. Он считает, что в основе этой типологии должно лежать ступенчатое развитие направленности, ориентация личности (включая систему установок) как адекватное выражение социально-демографической, нравственно-психологической и правовой ее характеристик. Г. М. Миньковский в научном анализе характера асоциального поведения выделяет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным (противоречит общей направленности личности); б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки личности,

включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительной устойчивой системы антиобщественных оценок и отношений.

Предложенная Г. М. Миньковским типология несовершеннолетних правонарушителей в значительной степени поможет выявлять особенности динамики образования отрицательных свойств и качеств, установок личности.

В исследованиях Д. И. Фельдштейна значительное место отведено формированию у несовершеннолетних правонарушителей нравственных качеств путем целенаправленного их включения в систему общественно полезной трудовой деятельности. Автором было установлено, что при нормальном здоровье подросткам характерны чрезвычайная подвижность (53 %) и в то же время необычайная для данного возраста склонность к слезам (16 %'); инертность (20 %), большая невнимательность (71 %), агрессивность, вспыльчивость, раздражительность (59 %), лживость (97 %). У подростков-правонарушителей наблюдались четко выраженные эгоистические, общественно отрицательные, в том числе и аномальные потребности. Так, 10 % из них употребляли наркотики, большинство курило (73 %), употребляли спиртные напитки (59 %).

Исследование, проведенное Д. И. Фельдштейном, показало, что у несовершеннолетних правонарушителей деформированы познавательные, эстетические и духовные потребности, а также утрачен интерес к учебе. Большинство подростков (168 случаев) оставалось на второй год, 43 подростка - на третий год, а некоторые (6) даже на пятый год. Основными причинами явились недисциплинированность, пропуски занятий, бродяжничество и хулиганство. Автор исследования находит, что одной из основных причин детской преступности являются неполные семьи, а особенно - отсутствие ее нравственной атмосферы - тех взаимоотношений, которые складываются между взрослыми и детьми [3].

Другой решающей причиной асоциального поведения детей и подростков Д. И. Фельдштейн считает низкий уровень культурного развития родителей, их занятость, болезнь, а также их неумение правильно применять приемы и методы воспитательного воздействия. Это подтверждает тот факт, что 85 % подростков были отправлены в специальную школу с согласия или даже по просьбе родителей.

В соответствии с типом вхождения подростков-правонарушителей в систему общественно полезной деятельности и типом их асоциального поведения, Д. И. Фельдштейн выделяет пять групп. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно отрицательных, аморальных и аномальных потребностей, деформация отношений и оценок. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, измененными устремлениями и взглядами. Третью и четвертую группы характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Им свойственны безволие, внушаемость, неверие в силы, заискивание перед волевыми товарищами. В последнюю пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они характеризуются многими позитивными свойствами и качествами.

Экспериментальное изучение психологических потребностей подростков-правонарушителей показало, что их практическое включение в систему отношений явилось не только решающим средством корректирования, но и формирования нормальных, устойчивых нравственных качеств личности.

Исследования М. А. Алемаскина охватывают некоторые из основных вопросов общей психологической проблемы педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей [4].

Им всесторонне изучены такие аспекты названной проблемы, как коммуникативные особенности «трудных» детей, направленность личности несовершеннолетних правонарушителей и другие психологические особенности педагогически и социально запущенных подростков. Перед исследованием М. А. Алемаскина «Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей» [4] стояли следующие задачи: во-первых, вскрыть те жизненные обстоятельства, которые чаще всего имеют место быть у детей-правонарушителей; во-вторых, выделить, чем характеризуются подростки-правонарушители, то есть каковы внутренние психологические особенности их личности; в-третьих, на основе этих данных понять, при каком сочетании внешних и внутренних факторов подросток становится правонарушителем. Автор к внешним факторам относит условия семейной жизни, особенности протекания их учебной деятельности, неудовлетворенность положением в коллективе, связи с улицей и пр.; а к внутренним, субъективным факторам -такие психологические особенности, как отрицательное отношение к семье, узость интересов, наличие отрицательных привычек поведения, моральная неустойчивость и пр.

М. А. Алемаскиным было изучено 150 несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 11 до 15 лет.

Результаты исследования позволили выявить, что доминирующим видом правонарушений подростков является кража - 96 %. Подвергая анализу характер и содержание каждого случая кражи, М. А. Алемаскин пришел к выводу, что дети воруют предметы не для перепродажи или других корыстных целей, а в основном просто для собственного потребления. Характеризуя поведение несовершеннолетних в школе, автор исследования констатирует, что ряды малолетних преступников пополняются из неуспевающих и недисциплинированных школьников. Общая характеристика такого рода подростков показывает, что 49 из 50 отличаются грубостью, 4 - драчливостью, остальные же с точки зрения педагогов ведут себя плохо.

Интересным и ценным является изучение положения трудновоспитуемых подростков в школьных коллективах при помощи социометрического метода. Результаты эксперимента показали, что трудновоспитуемые подростки занимают изолированное положение в системе личных взаимоотношений в классе: в среднем 92,2 % «трудных» подростков попали в группу изолированных школьников.

Основными и определяющими факторами, способствующими правонарушениям несовершеннолетних, М. А. Алемаскин считает условия жизни подростка в семье, отрицательное отношение к учебе и коллективу, недостаточную работу по организации досуга таких детей. Обобщая свое исследование, автор подтверждает истинность положения, согласно которому в условиях нашей действительности экономические факторы не оказывают прямого влияния на рост и развитие правонарушений несовершеннолетних.

Вопросам генезиса формирования личности несовершеннолетних правонарушителей посвящены и исследования Л. Г. Сагатовской [5].

Автор исследования попыталась выяснить роль социально -психологических условий формирования личности малолетних преступников и наметить пути и методы их исправления, а также пути исправления «трудных» подростков с разной степенью и глубиной их социальной запущенности.

Основная задача данного исследования заключалась в том, чтобы через анализ взаимодействия сложных и противоречивых систем социальных условий с личностью найти те конкретные обстоятельства, которые способствуют формированию антисоциальных свойств личности и те психические ее компоненты, во взаимодействии с которыми эти свойства формируются. В качестве конечной задачи своего исследования Л. Г. Сагатовская выделила классификацию несовершеннолетних правонарушителей с целью определения различной степени социально-педагогической запущенности «трудных» подростков, из числа которых вырастают малолетние преступники. Она исследовала две возрастные группы: подростки от 11 до 15 лет и юноши от 16 до 17 лет. Было взято пять групп подростков и юношей. Первая группа была контрольная, куда вошли подростки с нормальным поведением; во вторую группу - подростки с легкой степенью асоциальности поведения, в третью - подростки с асоциальным поведением, подростки-правонарушители, привлеченные к уголовной ответственности. Остальные группы охватывали таких подростков, из среды которых формируются несовершеннолетние правонарушители. Целью данной классификации было изучение генезиса формирования их личности в зависимости от социально-психологических условий.

В исследовании анализировались следующие основные социальные факторы, способствующие становлению личности правонарушителя: состав семьи, наличие родителей, количество детей в семье, доход на каждого члена семьи, жилищно-бытовые условия семьи, образование, возраст и профессия родителей и других членов семьи и пр.

Результаты исследования показали, что из 81 % подростков IV группы только 66,1 % имеют образование, соответствующее их возрасту; в первой группе 75 % подростков имеют обоих родителей, а в четвертой группе - 53 %; в первой группе 15 % подростков живут только с одной матерью, а в четвертой - 35,2 %. Жилищно-бытовые условия между первой и четвертой группами почти одинаковы, а в отношении культурных ценностей подростки первой группы находятся в явно лучших условиях, чем подростки четвертой группы.

Л. Г. Сагатовская выявила, что за внешне похожими проявлениями в поведении подростков скрываются различные установки, различная степень «трудности». Отсюда она делает вывод о необходимости максимальной дифференциации предупредительных и воспитательных мер в зависимости от изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Исследование мотивационной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей принадлежит Г. Г. Бочкаревой [6]. Ее работы посвящены научно-теоретическому психологическому изучению личности малолетнего преступника. Автор под изучением личности понимает не только изучение темперамента, воли, характера, но и изучение мотивационной сферы личности.

Перед исследованием Г. Г. Бочкаревой «Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей» стояли следующие задачи: а) изучить особенности потребностей и нравственных мотивов у подростков-правонарушителей, находящихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних и сравнить их с требованиями и мотивами их сверстников-школьников, не совершающих правонарушений; б) выяснить различия в мотивационной сфере младших и старших подростков-правонарушителей; в) выяснить различия между правонарушителями с точки зрения содержания их мотивов и соотношения у них нравственных качеств, мотивов и антиобщественных побуждений. Было исследовано 140 правонарушителей двух возрастных групп 13-15 и 16-17 лет, по 70 человек каждой группы.

Изучение материалов Г. Г. Бочкаревой выявило различный характер мотивационной сферы правонарушителей и нормальных школьников. Например, выяснилось, что 2/3 подростков обнаруживают доминирование примитивных и чисто отрицательных общественных потребностей. Мотивы же, которые должны были противодействовать удовлетворению этих потребностей, носили чисто утилитарный характер.

Автор в результате долгого наблюдения за подростками-правонарушителями обнаружила, что существует значительное различие между ними. По отношению к своему правонарушению и по общему эмоциональному сочувствию Г. Г. Бочкарева разделила их на три группы.

Правонарушители первой группы, реализовав свое асоциальное поведение, раскаиваются, стыдятся своего прошлого и неохотно рассказывают о нем. 85 % подростков этой группы чувствовали стыд перед окружающими, 93 % подростков считали себя справедливо наказанными, 40 % подростков хотели бы начать новую жизнь. Это тип «раскаивающихся». Г. Г. Бочкарева второй тип назвала «бесконфликтными». У подростков этого типа отсутствуют положительные нравственные установки, и, совершив правонарушения, они не испытывают угрызения совести. Из 68 подростков этого типа 63 (или 93 %)оправдывают кражу, 53 % считают себя хорошими и средними, только 57 % подростков критически оценивают свою личность. У этих подростков в мотивационной сфере нет конфликта, поэтому автор исследования и называет их бесконфликтными. К третьему типу относятся те несовершеннолетние, которые вели себя вызывающе и полностью оправдывали свое преступное поведение. Автор применяет к ним понятие «циники», поскольку у данных лиц наблюдается отсутствие связи между отрицательными потребностями и моральными побуждениями, кроме того, сильно развитое стремление удовлетворить антиобщественные потребности находило поддержку и циничной морали. Для большинства этих подростков (для 15 из 19) характерно бравирование своим антиобщественным поведением, у половины наблюдается выраженная агрессивность, некоторые любимым занятием называют воровство, хулиганство, драки и т. п.

Результаты исследования Г. Г. Бочкаревой имеют большое значение. Созданная ею типология имеет прямое отношение к практике исправления. Эта типология в некоторой степени будет способствовать определению степени нравственной деградации правонарушителя и в дальнейшем созданию унифицированной методики для диагностики нравственного развития подростков-правонарушителей.

Очень интересно и актуально монографическое исследование девочек-правонарушительниц с аморальным поведением Э. И. Дранищевой. Она акцентирует свое внимание на ведущих факторах формирования самосознания девочек-правонарушительниц и указывает, что особенности их самосознания опосредованы опытом антиобщественного поведения. Автор исследования выявила, что некоторые неблагоприятные факторы (раннее начало половой жизни, беспорядочные сексуальные контакты и пр.) приводят к раздвоению их самосознания, то есть в одном случае девочка-правонарушительница старается выступать как взрослая, самостоятельная личность, а в другом - ее самосознание дает почувствовать собственную неполноценность, моральное и интеллектуальное отставание от своих сверстников. Это обстоятельство способствует тому, что возникает конфликтное состояние самосознания, которое порождает в личности противоречия между стремлением занять достойное место в коллективе и осознанием своей фактической роли в нем. Эти противоречия у девочек-правонарушительниц проявляются в различных формах ложного самоутверждения (цинизм, эгоцентризм, бравирование аморальным поведением и пр.) [7].

Э. И. Дранищева указывает, что эти особенности самосознания являются большим препятствием предпринятым мерам педагогического и исправительного воздействия и формированию адекватной самооценки. Для разрушения противоречий в сознании девочек-правонарушительниц в качестве основного пути она предлагает включение их в различные виды трудовой, учебной и общественно полезной деятельности.

Мотивационная сфера личности педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей в некоторой степени исследованы и Г. Т. Овсепян. Она констатирует, что мотивы проступков и правонарушений подростков обусловлены их отношением к этим явлениям, которые в свою очередь обуславливаются психическими, физиологическими, педагогическими и социально-бытовыми неблагоприятными условиями и обстоятельствами [8].

Г. Т. Овсепян выделяет ряд условий, способствующих правонарушениям подростков: психические (неустойчивая, слабая воля и характер, сильная эмоциональная впечатлительность и др.), социально-бытовые (отрицательное влияние микросреды) и педагогические (неправильный подход, недоучет особенностей переходного возраста и пр.).

В деле исправления педагогически запущенных детей Г. Т. Овсепян большое место отводит коллективу и межличностным отношениям, которые при сочетании с интересами коллектива приобретают огромную силу для социального восстановления личности.

Более обобщающим и фундаментальным является исследование Л. М. Зюбина «Психология асоциального поведения несовершеннолетних». Автор считает, что асоциальное поведение несовершеннолетних должно изучаться в нескольких аспектах: социальном, психологическом, педагогическом и др. В работе осуществлена попытка проследить этиологию и социопатогенез личности педагогически и социально запущенных детей и подростков.

Л. М. Зюбин, характеризуя основные причины асоциального поведения детей и акцентируя свое внимание на семейном воспитании, находит, что первой отличительной особенностью семей педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей является неполная семья. Это одно из обстоятельств, способствующее педагогической запущенности. Второй отличительной чертой является невысокий, а то и просто низкий культурный уровень родителей, одним из важнейших показателей которого является их образование [9].

По данным исследования Л. М. Зюбина, формально благополучные семьи у педагогически запущенных учащихся оставляют 19 %, а у несовершеннолетних правонарушителей - 35 %; семьи с объективно неблагополучными условиями воспитания соответственно - 67 % и 40 %; аморальные семьи - 14 % и 25 %. Однако автор исследования приходит к заключению, что ни один из факторов семейного воспитания сам по себе не играет решающей роли в социопатогенезе личности детей. Он большое внимание придает содержанию и характеру внутриличностных отношений, но они теснейшим образом связаны с другими факторами и лишь в совокупности с ними приобретают существенное значение.

Д. М Зюбин в качестве одной из главных причин педагогической запущенности указывает плохие взаимоотношения (особенно между учащимися и учителями) и выделяет две модификации аномального школьного статуса личности: а) неправильное поведение приводит к отклонениям в учебной деятельности и б) недостатки в успеваемости и неправомерная или преимущественно репрессивная тактика учителей порождает неправильное поведение учащихся - как форму протеста и социальной сублимации.

Рассматривая особенности педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей, автор отмечает, что их поведение в основном субъективно обусловлено искаженным, неверным пониманием действительности. Такая ломка отношений с действительностью свидетельствует о наличии определенных отрицательных привычек поведения и отсутствии положительных навыков и привычек поведения. По справедливому утверждению автора исследования, влияние системы неблагоприятных обстоятельств способствует возникновению у несовершеннолетних определенного стереотипа отрицательного отношения к действительности.

Для повышения эффективности процесса исправления, по мнению Л. М. Зюбина, огромное значение имеет установление с педагогически и социально запущенными несовершеннолетними близких, доверительных отношений, моделируюших типичные взаимоотношения подросток -взрослый.

Подводя итоги, следует отметить, что исследование проблемы асоциального поведения несовершеннолетних выявило два ее основных аспекта: 1) диагностика асоциального поведения несовершеннолетних и выяснение обусловивших это поведение причин, прогнозирование даль-

нейшего асоциального развития ребенка или подростка в зависимости от содержания степени его асоциальности; 2) ряд вопросов социальной, детской, педагогической, медицинской и юридической психологии, тесно связанных с проблемой возрастной периодизации жизненного цикла человека.

Психологическим вопросам становления личности несовершеннолетних правонарушителей посвящены также исследования С. Д. Арзуманяна. Им проанализирован процесс, во время которого, находясь под неблагоприятным объективным воздействием, личностные стороны деформируются, изменяют свою направленность, принимая асоциальный характер, другими словами, процесс социальной деформации личности несовершеннолетних.

Таким образом, анализ исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников, показал, что за внешне похожими проявлениями в поведении подростков скрываются разные личностные проблемы и особенности среды, в которой они воспитывались, что требует индивидуального подхода к подростку во время его отбывания наказания в виде лишения свободы.

Библиографический список

1. Короткова Т. И. О некоторых исходных положениях изучения личности несовершеннолетних правонарушителей // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1965. С. 69-89.

2. Короткова Т. И. Изучение личности детей и подростков с антиобщественным поведением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966. 21 с.

3. Фельдштейн Д. И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: дис. ... д-ра психол. наук. Душанбе, 1969. 886 с.

4. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968. 16 с.

5. Сагатовская Л. Г. Опыт социально-психологического обследования группы «трудных» подростков // Вопросы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1966. № 4. С. 139-146.

6. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 259-350.

7. Дранищева Э. И. Диссоциация личности несовершеннолетних правонарушителей // Социально-психологические и лингвистические характеристики формы общения и развитие контактов между людьми: тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1970. С. 59-60.

8. Овсепян Г. Т. Воля и мотивы волевой деятельности школьника-подростка и их формирование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тбилиси, 1972. 45 c.

9. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 1982. 191 с.

10. Литвишков В. М. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 3. С. 7-9.

11. Гай Е. В., Вилкова А. В. Общественно-нравственное поведение с позиции характеристики условно осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 4. С. 6-9.

12. Вилкова А. В. Влияние подростковой и молодежной субкультур на готовность вершить самосуд // Российский следователь. 2014. № 18. С. 39-41.

References

1. Korotkova T. I. O nekotoryh iskhodnyh polozheniyah izucheniya lichnosti nesovershennoletnih pravonarushitelej [About some basic provisions of studying of the personality of minor offenders]. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih [Prevention of juvenile delinquency]. Moscow, 1965, pp. 69-89 [in Russian].

2. Korotkova T. I. Izuchenie lichnosti detej i podrostkov s antiobshchestvennym povedeniem. Аvtoref. diss. kand. yurid. nauk [Study of the personality of children and adolescents with antisocial behavior. Extended of candidate's of Law thesis]. Moscow, 1966, 21 p. [in Russian].

3. Fel'dshtejn D. I. Psihologicheskie osnovy formirovaniya nravstvennyh kachestv lichnosti v podrostkovom vozraste. Diss. dok. psihol. nauk [Psychological bases of formation of moral qualities of the personality in adolescence. Doctor's of Psychology thesis]. Dushanbe, 1969, 886 p. [in Russian].

becthhk cm

4. Alemaskin M. A. Psihologicheskaya harakteristika nesovershennoletnego pravonarushitelya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Psychological characteristics of a juvenile offender. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Moscow, 1968, 16 p. [in Russian].

5. Sagatovskaya L. G. Opyt social'no-psihologicheskogo obsledovaniya gruppy «trudnyh» podrostkov [Experience of socio-psychological examination of the group of «difficult» teenagers]. Voprosy preduprezhdeniyaprestupnosti [Crimeprevention issues]. Moscow, 1966, no. 4, pp. 139-146 [in Russian].

6. Bochkareva G. G. Psihologicheskaya harakteristika motivacionnoj sfery podrostkov-pravonarushitelej [Psychological characteristics of motivational sphere of juvenile delinquents]. Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov [Study of motivation of children and adolescents]. Moscow, 1972, pp. 259-350 [in Russian].

7. Dranishcheva E. I. Dissociaciya lichnosti nesovershennoletnih pravonarushitelej [Dissociation of the personality of juvenile offenders]. Social'no-psihologicheskie i lingvisticheskie harakteristiki formy obshcheniya i razvitie kontaktov mezhdu lyud'mi: tezisy Vsesoyuznogo simpoziuma [Socio-psychological and linguistic characteristics of the form of communication and development of contacts between people: theses of the all-Union Symposium]. Leningrad, 1970, pp. 59-60 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ovsepyan G. T. Volya i motivy volevoj deyatel'nosti shkol'nika-podrostka i ih formirovanie. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Will and motives of strong-willed activity of a teenage schoolboy and their formation. Extended of Candidates of Psychology thesis]. Tbilisi, 1972, 45 p. [in Russian].

9. Zyubin L. M. Uchebno-vospitatel'naya rabota s trudnymi uchashchimisya [Educational work with difficult students]. Moscow, 1982, 191 p. [in Russian].

10. Litvishkov V. M. Cennostnye orientacii nesovershennoletnih osuzhdennyh i zakonoposlushnyh podrostkov [Value orientations of juvenile convicts and law-abiding adolescents]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Criminal-executive system: Law, Economics, Management], 2019, no. 3, pp. 7-9 [in Russian].

11. Gaj E. V., Vilkova A. V. Obshchestvenno-nravstvennoe povedenie s pozicii harakteristiki uslovno osuzhdennyh [Social and moral behavior from the position of characteristics of probationers]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Criminal-executive system: Law, Economics, Management], 2014, no. 4, pp. 6-9 [in Russian].

12. Vilkova A. V. Vliyanie podrostkovoj i molodezhnoj subkul'tur na gotovnost' vershit' samosud [The impact of adolescence and youth subcultures on the willingness to Lynch]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2014, no. 18, pp. 39-41 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.