УДК 343.5
DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-1-12
О. В. Ильина
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются причины совершения несовершеннолетними правонарушений. Главной особенностью правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является личность правонарушителя, которая характеризуется отсутствием полной дееспособности, вследствие чего несовершеннолетний не может в полной мере понимать причиненный своими деянии вред, а также нести ответственность за совершенные деяния в полной мере через применение санкций. Несовершеннолетний, совершивший правонарушение, - это лицо, которое обладает склонностями к антиобщественному поведению, что обусловлено особенностями подросткового возраста, который отличается физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью. Сделан вывод, что противоправная деятельность начинается с неуспеваемости в учебе и отстранения от жизни образовательного учреждения, отстранения от семьи, в результате происходит знакомство с группой лиц, имеющих противоправные взгляды, и совершение преступления. Мотивами правонарушений являются материальная заинтересованность, мотивы межличностного общения, к которым относятся обиды, месть, ревность, желание завоевать авторитет у товарищей, подражание.
Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушения, противоправная деятельность, причины совершения правонарушений.
O. V. Il'ina
Penza State University, Penza, the Russian Federation REASONS FOR JUVENILE DELINQUENCY
Abstract. The article deals with the reasons for committing offenses by minors. The main feature of juvenile crime is the identity of the offender, which is characterized by the absence of full legal capacity, in consequence of which, minors may not fully understand his act caused harm and to take responsibility for their actions in full through the application of sanctions. A minor who has committed an offense is a person who has a tendency to anti-social behaviour, which is due to the characteristics of adolescence, which is characterized by physical development of the body, energy, activity, and increased excitability. It is concluded that illegal activities begin with academic failure and removal from the life of an educational institution, removal from the family, as a result, there is an acquaintance with a group of people with illegal views and the Commission of a crime. The motives of offenses are material interest, motives of interpersonal communication, which include resentment, revenge, jealousy, the desire to gain authority from friends, imitation.
Key words: minors, offenses, illegal activity, reasons for committing offenses.
Уголовный кодекс Российской Федерации1 содержит раздел 5 «Уголовная ответственность несовершеннолетних», в котором десять статей посвящены отдельным аспектам привлечения лиц с 14 лет и до 18-летнего возраста к уголовной ответственности и наказанию. Причины совершения несовершеннолетними правонарушений находятся в образе жизни несовершеннолетних, уровне их развития
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 30.01.2020).
и образования, системе воспитания, а также в проведении политических, экономических, социальных мероприятий в государстве.
Противоправное поведение несовершеннолетних зависит от изменения социальных институтов, которые оказывают помощь несовершеннолетним, ослабления контроля над поведением несовершеннолетних, получения профессионального образования на платных условиях, что ведет к росту числа не обучающихся подростков, ухудшения условий жизни и разрушения нравственных ценностей, снижения внимания за деятельностью несовершеннолетних со стороны родителей и иных законных представителей. В уголовном процессе обстоятельства, подлежащие доказыванию, в том числе по преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, регулируются ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ2.
В результате разводов и внебрачной рождаемости растет число неполных семей, которые не имеют возможности для содержания и воспитания детей, что ведет к распространению среди несовершеннолетних пьянства и алкоголизма, наркомании, совершению деяний, содержащих признаки правонарушений или преступлений лицами, не достигшими возраста административной или уголовной ответственности [1, с. 364].
Выделяют следующие причины совершения несовершеннолетними противоправных действий:
1. Отрицательное влияние на несовершеннолетнего в семье.
Главное место в определении направленности поведения несовершеннолетнего находится в семье, которая является институтом социализации, где закладываются основы правовых норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные идеалы [2, с.302]. Психологический климат в семье и педагогическая культура законных представителей - определяющие факторы в воспитании ребенка. Доверие, доброжелательность, уважение среди членов семьи являются условиями для формирования полноценного члена общества. Отсутствие контроля за поведением детей, аморальный образ жизни родителей, неполная семья, педагогическая несостоятельность родителей затрудняют развитие способности ребенка к самоутверждению в жизненных ситуациях, подрывают уверенность в себе, что создает условия для совершения несовершеннолетними правонарушений [3, с. 653].
В условиях нестабильной экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей, уменьшается. Повышение взносов за дополнительные образовательные услуги является обременительно для некоторых семей, в результате подростки испытывают избыток свободного времени, это способствует употреблению спиртных напитков, наркотиков, ведет к асоциальному поведению и как следствие, к совершению противоправных деяний [4, с. 405].
Усиление социального расслоения общества, в основе которого лежит материальный достаток населения страны, отсутствие условий, способствующих к развитию человека, недостаток средств на его реализацию, отрицание существующих позитивных возможностей семьи формирует у лиц, не достигших совершеннолетия, девиантное поведение.
Основными психологическими причинами воспитания несовершеннолетних в семьях группы риска являются отсутствие взаимопонимания, недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, разрыв семейных связей [5, с. 312].
Причинами разрыва семейных связей между детьми и родителями являются сверхзанятость родителей, конфликтная ситуация в семье, пьянство родителей, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной
2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-// Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ (дата обращения: 30.01.2020).
эмоциональной атмосферы, незнание и непонимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе особенностей подросткового возраста [6, с. 242].
Таким образом, отрицательное влияние семьи на несовершеннолетних проявляется в:
- ослаблении положительного влияния семьи;
- обеспечении необходимого уровня умственного и нравственного развития ребенка;
- росте числа неблагополучных семей и разводов;
- снижении экономического благосостояния семьи;
- распространении в семье алкоголизма и наркомании [7, с. 126].
2. Отрицательное влияние неформальных групп подростков антиобщественной направленности.
Под влиянием групп антиобщественной направленности попадают несовершеннолетие, у которых отсутствует понятие дисциплины, имеющие низкую успеваемость в общеобразовательных учреждения, имеющие трудности в общении с одноклассниками и педагогами, в результате возрастает роль друзей и их мнение становится приоритетом в поведении несовершеннолетних и причиной совершения ими противоправных действий [8, с. 74].
3. Недостатки в развитии досуговой системы:
- слабая организация кружков, спортивных секций, отсутствие вовлечения и закрепление в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни;
- отсутствие привития культурных ценностей через посещения театров, музеев, выставок [9, с. 278].
Недоступность посещения культурных, спортивных, интеллектуальных мероприятий приводит к росту сводного времени у несовершеннолетних и способствует совершению правонарушений.
4. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных учебных заведений.
Задача формирования чувства гражданской ответственности и привитие дисциплины определяется у учащихся в процессе обучения [10, с. 252]. Большая часть несовершеннолетних преступников состоит из подростков, не окончивших общеобразовательное учреждение и отстающих от учебной программы, что приводит к ослаблению социальных связей и облегчает контакт с источниками отрицательных влияний [11, с. 309].
К недостаткам учебно-воспитательной работы относятся:
- недостаточное стимулирование учеников к обучению;
- непрофессионализм педагогов, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;
- отсутствие необходимой связи между семьей и учебным учреждением, в целях организации эффективного образовательного процесса.
5. Недостатки организации трудоустройства несовершеннолетних.
Несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, не продолжающих обучение в общеобразовательных учреждения, способствуют к увеличению свободного времени несовершеннолетних и возможности контактов с лицами де-виантного поведения [12, с. 657].
6. Подстрекательство в совершении противоправных деяний со стороны взрослых лиц.
Вовлечение несовершеннолетних в процессы распития алкогольной продукции, употребление наркотических и психотропных веществ, пропаганд антиобщественного поведения приводит к совершению несовершеннолетними правонарушений.
7. Появление среди несовершеннолетних стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями.
Средства массовой информации и сеть интернет несут угрозу появления у несовершеннолетних ложных представлений о смысле жизни и главных ее ценностей, влияние которой подталкивает подростков к совершению противоправных деяний.
Распространение в интернете сцен насилия, жестокости провоцирует несовершеннолетних к совершению правонарушений.
В зависимости от складывающейся ситуации в государстве выделяют общесоциальные причины правонарушений среди лиц, не достигших совершеннолетия:
1. Существование экономических неравенств.
2. Создание политических, межнациональных, межрелигиозных противоречий, что провоцирует образование неформальных объединений несовершеннолетних лиц экстремистского, националистического направления.
Общесоциальные причины правонарушений, совершенные несовершеннолетними, проявляются через:
1. Распространение по средствам массовой информации идеи обогащения, в том числе при применении насилия.
2. Распространение идей национализма, шовинизм среди лиц, не достигших совершеннолетия.
3. Стремление несовершеннолетних к самостоятельности путем совершения правонарушений: курения, употребление наркотиков, распития алкогольной и спиртосодержащей продукции [13, с. 542].
Существуют разные подходы к определению понятия правонарушения. Так, под правонарушением понимают виновное противоправное поведение деликто-способного лица, влекущее юридическую ответственность.
Правонарушения являются распространенным видом противоправных деяний, представляя виновное противоправное общественно-опасное деяние, выраженное в действии или бездействии, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным лицом или лицами, которое влечёт за собой юридическую ответственность [14, с. 26].
Выделяют следующие признаки правонарушения:
1. Правонарушение - это поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
2. Правонарушение противоречит требованиям норм права. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны.
3. Правонарушение - это общественно-опасное деяние, которое наносит ущерб интересам личности, общества, государства.
4. Правонарушение - это противоправное деяние лица, способного нести юридическую ответственность, что связано с пониманием происходящего и достижением лица возраста привлечения к уголовной или административной ответственности.
5. Правонарушение влечет наступление неблагоприятных последствий.
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяют на проступки и преступления.
В соответствии со ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания3.
К признакам преступления относятся:
1. Преступление - это деяние.
2. Общественная опасность.
3. Виновность.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-// Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ (дата обращения: 30.01.2020).
4. Уголовная противоправность.
Деяние - это акт поведения лица, который выражен в активной форме -действии, или пассивной форме - бездействии, причиняющий опасные для общества последствия: физический, моральный и материальный ущерб личности, нарушение нормального функционирования экономических институтов, вред окружающей среде.
Общественная опасность содержит объективные признаки причиненного вреда: размер, характер, а также субъективные признаки: форму и вид вины, мотивы совершения преступного деяния.
Вина - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию и к его реальным или возможным последствиям.
Виновность как признак преступления означает, что к ответственности не может быть привлечено невменяемое или не достигшее возраста уголовной ответственности лицо, так как такие лица признаются неспособными осознавать вредность совершаемых ими действий.
Правонарушение состоит из следующих элементов: объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона правонарушения и субъективная сторона правонарушения, что в совокупности образует состав правонарушения. При отсутствии одного элемента исключается состав правонарушения.
1. Объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым в результате правонарушения нанесен действительный или возможный ущерб;
2. Субъект правонарушения - деликтоспособное лицо, совершившее нарушение нормы права. Деликтоспособность определяется вменяемостью и возрастом лица при совершении правонарушения (дееспособностью). Дееспособность -способность лица своими действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности.
3. Объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка, характеризующих деяние, а именно способы и обстоятельства совершения правонарушения.
4. Субъективная сторона правонарушения определяется степенью виновности правонарушителя, характеризует его психическое отношение к действию или бездействию, а также мотивом и целью совершения правонарушения.
Таким образом, правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций. Личность правонарушителя представляет совокупность негативных индивидуальных качеств лица, обуславливающих его преступное поведение [15, с. 426]. Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, представляют отдельную группу правонарушений, поскольку субъект правонарушения к моменту его совершения не достиг возраста совершеннолетия.
Согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации, совершеннолетие наступает в восемнадцать лет, таким образом, лица, не достигшие совершеннолетия, считаются несовершеннолетними4.
В соответствии со ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет, что подчеркивает опасность совершения преступления по сравнению с тяжестью совершения про-ступка5.
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 30.01.2020).
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 30.01.2020).
В соответствии с гражданским законодательством выделяют две возрастные группы несовершеннолетних:
1. Малолетние - лица, не достигшие возраста четырнадцати лет.
2. Несовершеннолетние - лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать6.
Таким образом, несовершеннолетним является лицо, которое не достигло совершеннолетия, с наступления которого законом определяется его гражданская дееспособность, проявляющаяся в способности реализации в полном объеме предусмотренных Конституцией и другими законами субъективных прав, свобод и юридических обязанностей.
Педагогика, психология, социология, криминология, юриспруденция изучают проблемы, связанные с совершением несовершеннолетними правонарушений, и причины их девиантного поведения, устанавливая приоритетным положение личности правонарушителя в определенный период исторического развития общества.
Каждый исторический период жизни общества характеризуется социальными, экономическими, правовыми процессами, что в большей степени влияет на поведение несовершеннолетних вследствие нахождения их в переходном социальном и возрастном состоянии.
Распространение правонарушений, совершенных несовершеннолетними, способствует росту преступности, разрушает нравственные основы общества, обесценивает культурные ценности, что негативно влияет на сферы жизни населения, развитие государства взаимосвязано с физическим здоровьем, нравственным воспитанием и полученным образованием несовершеннолетних.
Несовершеннолетние в силу возрастных аспектов не имеют сформировавшихся жизненных ориентиров, быстро проникают в маргинальную субкультуру с ее социальной апатией, алкоголизмом и наркоманией, жестокостью и насилием, формируя девиантное поведение несовершеннолетних, представляя опасность для развития всего общества в целом.
Несовершеннолетние, совершившие противоправное деяние, восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным [16, с. 248]. Восприимчивость и впечатлительность являются условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности.
Подростковый период развития является сложным, в этот период возникают внутренние противоречия, формируется место среди ровесников.
Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:
1. Небольшое отставание в развитии (на 2-3 года), что может выражаться в проблемах со здоровьем, психическом состоянии.
2. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы.
3. Неуспеваемость в образовательных учреждениях.
Из вышесказанного следует, что несовершеннолетний, совершивший правонарушение, - это лицо, которое обладает склонностями к антиобщественному поведению, что обусловлено особенностями подросткового возраста, который отличается физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью.
Таким образом, правонарушение - противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений. Главной особенностью правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является личность правонарушителя, которая характеризуется
6 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 30.01.2020).
отсутствием полной дееспособностью, вследствие чего несовершеннолетний не может в полной мере понимать причиненный своими деянии вред, а также нести ответственность за совершенные деяния в полной мере через применения санкций [17, с. 726]. Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, имеют негативные последствия, причиной этого является то, что несовершеннолетние, совершая противоправные деяния, отрицают требования нормативно-правовых актов, что ведет к разрушению нравственных основ и постепенной деградации общества.
Таким образом, противоправная деятельность начинается с неуспеваемости в учебе и отстранения от жизни образовательного учреждения, отстранения от семьи, в результате происходит знакомство с группой лиц, имеющих противоправные взгляды, и совершение преступления. Мотивами правонарушений являются материальная заинтересованность, мотивы межличностного общения, к которым относятся обиды, месть, ревность, желание завоевать авторитет у товарищей, подражание.
Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга - уменьшение бесплатных культурно-просветительских учреждений, недостаточная поддержка общественных молодежных и детских объединений, ошибками в деятельности педагогов и общественных организаций в воспитательной деятельности, несвоевременностью реакции государственных структур, на которые возложены обязанности по охране прав, обучению и воспитанию лиц, не достигших совершеннолетия, на потребности несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — Москва : Городец, 2016. — 385 с.
2. Преступность несовершеннолетних : учебное пособие для бакалавриата, специа-литета и магистратуры / Р. С. Данелян [и др.] ; под редакцией А. В. Ростокинского. — Москва : Юрайт, 2019. — 275 с.
3. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии. Особенная часть./
B. В. Лунеев. — Москва : Юрайт. 2019. — 872 с.
4. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика / А. Н. Ходусов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 405 с.
5. Акманова А. А. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов / А. А. Акманова, В. М. Капицын. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 393 с.
6. Бакулина Л. Т. Проблемы теории права и правореализации./ Л. Т. Бакулина. — Москва : Статут, 2017. — 384 с.
7. Беженцев А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних/ А. А. Беженцев. — Москва : Инфра, 2015. — 271 с.
8. Корягина С. А. Несовершеннолетние преступники: Некоторые современные социально-демографические и нравственно-психологические характеристики / С. А. Коряги-на, Д. Г. Синьков // Журнал правовых и экономических исследований. — 2018. — № 3. —
C. 73-78.
9. Дмитриенко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации / А. В. Дмитриенко. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 259 с.
10. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. — Москва : Норма, 2007. — 383 с.
11. Лазарев В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — Москва : Юрайт, 2019. — 521 с.
12. Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций / Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва : Норма, 2012. — 640 с.
13. Марченко М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. — Москва : Проспект, 2018. — 636 с.
14. Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни в конституциях, законе и юридической науке / Г. Б. Романовский // Гражданин и право. — 2016. — № 4.— С. 15-27.
15. Ревин В. П. Уголовное право России. Общая часть / В. П. Ревин. — Москва : Юстицнформ, 2016. — 580 с.
16. Сапогов В. М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками закрытых государственных учреждений / В. М. Сапогов. — Москва : Юрайт, 2019. — 273 с.
17. Нерсесянц В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 848 с.
REFERENCES
1. Mendelevich V. D. Psikhologiia deviantnogo povedeniia [Psychology of Deviant Behaviour]. Moscow, Gorodets Publ., 2016, 385 p.
2. Danelian R. S. and others; Rostokinskii A. V. (ed.) Prestupnost' nesovershennoletnikh: uchebnoe posobie dlia bakalavriata, spetsialiteta i magistratury [Juvenile Delinquency: Manual for Baccalaureate, Specialization and Magisters]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 275 p.
3. Luneev V. V. Kurs mirovoi i rossiiskoi kriminologii. Osobennaia chast' [Course of World and Russian Criminology. Special Part]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 872 p.
4. Khodusov A. N. Pedagogika vospitaniia: teoriia, metodologiia, tekhnologiia, metodika [Pedagogy of Education: Theory, Methodology, Technology, Methodology]. Moscow, INFRA-M Publ., 2018, 405 p.
5. Akmanova A. A., Kapitsyn V. M. Obespechenie prav cheloveka v deiatel'nosti pravookhraniteVnykh organov [Ensuring Human Rights in Law Enforcement]. Moscow, INFRA-M Publ., 2018, 393 p.
6. Bakulina L. T. Problemy teorii prava i pravorealizatsii [Problems of law theory and the law of implementation]. Moscowe, Statut Publ., 2017, 384 p.
7. Bezhentsev A. A. Profilaktika pravonarushenii nesovershennoletnikh [Prevention of Offenses of Minors]. Moscow, Infra Publ., 2015, 271 p.
8. Koriagina S. A., Sin'kov D. G. Juvenile Offenders: Certain Current Socio-Demographic and Moral-Psychological Characteristics. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2018, no. 3, pp. 73-78 (in Russian).
9. Dmitrienko A. V. Pravookhranitel'nye organy Rossiiskoi Federatsii [Law Enforcement Agencies of the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017, 259 p.
10. Ebzeev B. S. Lichnost i gosudarstvo v Rossii: vzaimnaia otvetstvennost i kon-stitutsionnye obiazannosti [Personality and State in Russia: Mutual Responsibility and Constitutional Obligations]. Moscow, Norma Publ., 2007, 383 p.
11. Lazarev V. V., Lipen' S. V. Teoriia gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 521 p.
12. Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriia gosudarstva i prava: kurs lektsii [Theory of State and Law: Course of Lectures]. Moscow, Norma Publ., 2012, 640 p.
13. Marchenko M. N. Teoriia gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2018, 636 p.
14. Romanovskii G. B. The right to privacy in constitutions, law and legal science. Gra-zhdanin iparvo = Citizen and Law, 2016, no. 4, pp. 15-27 (in Russian).
15. Revin V. P. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaia chast' [Criminal Law of Russia. General Part]. Moscow, Iustitsnform Publ., 2016, 580 p.
16. Sapogov V. M. Pravovaia kul'tura i pravosoznanie nesovershennoletnikh. Rabota s vospitannikami zakrytykh gosudarstvennykh uchrezhdenii [Legal Culture and Legal Awareness of Minors. Work with Pupils of Closed State Institutions]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 273 p.
17. Nersesiants V. S. Filosofiia prava [Legal Philosophy]. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2020, 848 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ильина Ольга Васильевна — доцент кафедры правоохранительной деятельности юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: olya.penza2@ yandex.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
R'ina Ol'ga V. — Associate Professor, Department of Law Enforcement Activity, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Ильина О. В. Причины совершения несовершеннолетними правонарушений / О. В. Ильина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2020.— Т. 8, № 1 (29). — С. 96-104. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-20208-1-12.
FOR CITATION
Il'ina O. V. Reasons for Juvenile Delinquency. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 1, pp. 96-104, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/23079525-2020-8-1-12. (In Russian).