Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ЛИДЕРАМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ЛИДЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИДЕРСТВО / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышева Анна Викторовна

В статье рассматриваются вопросы неформального лидерства несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии. Авторами проработана характеристика несовершеннолетних осужденных, описаны отдельные личностные характеристики, которые позволяют им занимать лидерские позиции. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе 2 воспитательных колоний ФСИН России. Приводится анализ результатов, полученных с помощью трех методик («Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла; методика самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.). Исследование позволило выделить некоторые особенности осужденных неформальных лидеров: высокий уровень лидерских способностей, достаточный уровень эмоциональной осведомленности, хорошее управление своими эмоциями и поведением, высокий коммуникативный контроль, трудности в установлении контактов, жестокость, предприимчивость и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барышева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JUVENILE CONVICTS WHO ARE INFORMAL LEADERS

The article considers the issues of informal leadership of juvenile convicts in an educational colony. The authors worked out the characteristics of juvenile convicts, described certain personal characteristics that allow them to occupy leadership positions. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of 2 educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. An analysis of the results obtained using three methods is provided («Diagnostics of communicative control» by M. Schneider, the technique «Diagnostics of emotional intelligence» by N. Hall; methodology of self-assessment of leadership qualities (Yu.M. Kondratyev). The study made it possible to highlight some features of convicted informal leaders: a high level of leadership ability, a sufficient level of emotional awareness, good management of your emotions and behavior, high communication control, difficulties in establishing contacts, cruelty, entrepreneurship, etc.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ЛИДЕРАМИ»

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что завить не является прямой причиной совершения преступлений осужденными женщинами бывшими работниками судов и правоохранительных органов.

Методика «Корни зависти» позволила выявить причины зависти у данной категории осужденных. Так, для 18,43% опрошенных осужденных женщин на первое место в качестве причины зависти вышла «обида на судьбу». Такие люди не верят в себя, им доставляет дискомфорт то, что другим везет, а им нет. Они не осознают, что в их руках есть все ресурсы, позволяющие им успешно влиять на внешние обстоятельства. У действующих сотрудников этот «корень» зависти занимает последнюю позицию в списке.

На втором месте у осужденных женщин находится «заниженная самооценка» (16,98%). Люди, с такими характеристиками также не верят в себя. Окружающие люди воспринимаются ими как более успешные, хотя это не всегда соответствует действительности. У действующих сотрудников этот «корень» также находится в конце списка (на 6 позиции).

На третьем месте у осужденных женщин располагается «справедливость». Эта категория людей считает, что заслуги должны быть честно заработаны. Если другой человек получил прибыль, успех или другие блага не совсем понятным для этого человека способом, то сразу появляется желание восстановить справедливость. Они предпочитают роль мученика и страдают от чувства неполноценности. У действующих сотрудников этот «корень» также находится на третьей позиции.

На четвертой позиции у осужденных женщин располагается «стремление к равенству». Такой человек уверен, что все люди равны и если кто-то имеет больше, то это вызывает раздражение и возмущение. Истоки таких убеждений, возможно, лежат в коммунистическом наследии нашей страны, и большая часть опрошенных воспитывалась именно в этот период. У действующих сотрудников этот «корень» зависти располагается на втором месте и является более значимым, чем у осужденных.

На пятой позиции у осужденных женщин находится «успех и материальные достижения других». Эта категория людей может смириться с успехом другого человека, но чрезмерный достаток другого человека не приемлем (аморален). И, прежде всего, это не зависть, а морально-этическая установка. У действующих сотрудников этот «корень» находится на первой позиции (17,51%) и является наиболее значимым.

На шестой позиции у осужденных женщин располагается «ревность». У сотрудников «ревность» находится на четвертой позиции. Ревность - это желание обладать чем-то или кем-то безраздельно.

На седьмой позиции у осужденных женщин располагается «неумение находить положительное в неудачах». Люди этой категории боятся поражений, воспринимают жизнь слишком серьезно и завидуют тем, кто воспринимает жизнь как игру, проживает ее легко. У сотрудников этот «корень» занимает пятую позицию.

На последнем месте у осужденных женщин находится «негатив» (16,8%). Люди, имеющие в качестве «корня» зависти «негатив» не испытывают симпатий к другим людям, не доверяют им. Они понимают, что окружающие их тоже недолюбливают и это вызывает дополнительное раздражение. У действующих сотрудников этот «корень» располагается на седьмой позиции.

Значимость полученных различий рассчитывалась с использованием критерия Манни-Уитни. Статистически значимыми являются различия по шкалам «обида на судьбу» и «заниженная самооценка».

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующие характеристики зависти у осужденных женщин, бывших работников судов:

- общий уровень завистливости находится у них в норме и не имеет существенных расхождений со значениями по данному показателю у действующих сотрудников;

- преобладающим видом зависти является «зависть-уныние» как у осужденных (23,5%), так и у сотрудников (11,76%), но у осужденных этот показатель чуть выше. Данный вид зависти характеризуется отчаянием, обидой и грустью на сложившиеся обстоятельства и на себя. Человек, испытывающий этот вид зависти, как правило, не уверен в себе, обижен и бессилен в том, чтобы изменить ситуацию;

- преобладающими причинами зависти у осужденных является «обида на судьбу», «заниженная самооценка», «справедливость», «равенство» и др. У действующих сотрудников в качестве причины зависти на первую позицию встал «успех других», далее «равенство», «справедливость», «ревность» и т.д.

Полученные результаты могут стать мишенями работы специалистов исправительных учреждений при разработке психокоррекционных программ на различных этапах отбывания наказания.

Литература:

1. Бескова, Т.В. Методика исследования завистливости личности / Т.В. Бескова // Вопросы психологии. - 2012. - №2. - С. 127-139

2. Бескова, Т.В. Социально-демографическая структура завистливости / Т.В. Бескова // Человек. Сообщество. Управление. - 2011. - №1. - С. 58-70

3. Бескова, Т.В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов / Т.В. Бескова // Психологический журнал. - 2010. - №5. - С. 103-108

4. Гусова, В.А. Зависть как социальный феномен: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Гусова Валерия Александровна. - Москва, 2006. - 22 с.

5. Ильин, Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 208 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат педагогических наук Барышева Анна Викторовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ

НЕФОРМАЛЬНЫМИ ЛИДЕРАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы неформального лидерства несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии. Авторами проработана характеристика несовершеннолетних осужденных, описаны отдельные личностные характеристики, которые позволяют им занимать лидерские позиции. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе 2 воспитательных колоний ФСИН России. Приводится анализ результатов, полученных с помощью трех методик («Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла; методика самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.).

Исследование позволило выделить некоторые особенности осужденных неформальных лидеров: высокий уровень лидерских способностей, достаточный уровень эмоциональной осведомленности, хорошее управление своими эмоциями и поведением, высокий коммуникативный контроль, трудности в установлении контактов, жестокость, предприимчивость и др.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, лидерство, неформальные лидеры, воспитательная колония, психологические особенности осужденных.

Annotation. The article considers the issues of informal leadership of juvenile convicts in an educational colony. The authors worked out the characteristics of juvenile convicts, described certain personal characteristics that allow them to occupy leadership positions. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of 2 educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. An analysis of the results obtained using three methods is provided («Diagnostics of communicative control» by M. Schneider, the technique «Diagnostics of emotional intelligence» by N. Hall; methodology of self-assessment of leadership qualities (Yu.M. Kondratyev). The study made it possible to highlight some features of convicted informal leaders: a high level of leadership ability, a sufficient level of emotional awareness, good management of your emotions and behavior, high communication control, difficulties in establishing contacts, cruelty, entrepreneurship, etc.

Key words: juvenile convicts, ice management, informal leaders, educational colony, psychological features of convicts.

Введение. Сложная межличностная ситуация в исправительном учреждении (далее - ИУ), определяется специфичными законами и традициями, способствует объединению осужденных в малые группы. Эти группы имеют своеобразную иерархию ценностей, норм и правил поведения её членов. Основная цель группы - лоббирование криминальных интересов, «обход» требований, установленных законодательством. Эту функцию на себя берут лидеры, которых, как правило, выбирает сама группа.

Неформальное лидерство - это явление, которое возникает стихийно. Такие лидеры получают власть, за счет личных качеств, знаний, умений, навыков, они не выполняют никаких официальных обязанностей, закрепленных в каких либо нормативных документах.

Исследования показывают, что неформальный лидер в группе осужденных имеет чаще всего негативное влияние, как на членов внутри группы, так и за её пределами. Подобный характер влияния в масштабах всего ИУ может вызвать осложнение оперативной обстановки (подрывание законности исправительных мероприятий, продавливание криминальной субкультуры и иных, запрещаемых законодательством Российской Федерации субкультур, стимулировать оппозицию к сотрудникам администрации).

В среде несовершеннолетних осужденных деятельность негативного неформального лидера особо опасна и это связанно, прежде всего, с особенностями подросткового возраста.

Феномен неформального лидерства является междисциплинарным и, на сегодняшний день, по мнению ряда ученых (Е.Г. Андриянченко, Т.В. Бендас, А.И. Мокрецова и В.В. Новикова, Е.С. Соколовой) требует как теоретической, так и практической разработки.

Особого внимания требует изучение следующих аспектов этого феномена: разработка методов диагностики неформального лидерства, мотивы деятельности неформальных лидеров. Для специалистов пенитенциарной системы проблемной сферой остается отсутствие исследований неформального лидерства в условиях исправительных учреждений. Практически отсутствуют разработки, на основе которых может осуществляться психологическое сопровождение данной категории несовершеннолетних.

В условиях исправительных учреждений для несовершеннолетних лидеры выполняют специфическую роль. Особенно их статус важен на стадии формирования группы подростков. По мнению Т.Н. Мальковской лидерские позиции в группе подростков занимают несовершеннолетние, имеющие, как правило, отрицательную направленность. При этом, они могут иметь очень разные ролевые позиции в группе, но наличие определенных личностных качеств позволяет им занять высокое положение в группе [2].

В группах подростков чаще всего лидером является тот, кто обладает реальным авторитетом. Поэтому для специалиста, работающего с подростками важно различать формального и неформального лидеров.

Как правило, лидером официального коллектива несовершеннолетних, подростки становятся по решению взрослых и в связи с этим в своей деятельности они, в первую очередь, ориентируются на их мнение и в меньшей степени учитывают мнение своих сверстников. Подобная ситуация подвергает сомнению их авторитет (приводит к его ослаблению) и, как следствие, увеличивает влияние неформальных лидеров. Неформальное лидерство в свою очередь не является стабильным и обусловлено личным авторитетом такого лидера в конкретной группе, такой лидер учитывает мнение группы сверстников.

Неформальный лидер управляет коллективом опираясь на свои личные качества: обаяние, убедительность, сильные черты характера. Подросток, занимающий лидирующие позиции может быть хорошо осведомлен в вопросах, которые интересуют группу в данный момент, он может обладать определенным профессиональным или жизненным опытом.

Также неформальные лидеры отличаются волевыми характеристиками, сильным характером, они настойчивы, способны вдохновить сверстников, задать хороший уровень мотивации, имеют способности, которые позволяют им управлять психическим состоянием группы.

Лидерство как психологический феномен имеет эмоциональную компоненту. Имеются исследования, которые подтверждают существенную роль эмоционального интеллекта в общении с группой. Эмоциональный интеллект позволяет неформальным лидерам управлять как своими, так и чужими эмоциями, легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими [1].

А.В. Котенева в проведенном ею исследовании указала, что лидер в среде осужденных имеет хорошо развитый эмоциональный интеллект. При этом их эмпатические способности развиты недостаточно. Они испытывают затруднения при распознавании эмоций других людей, эгоистичны, не способны к сопереживанию.

Следует отметить, что одними из ведущих качеств неформального лидера является способность заниматься организаторской деятельностью, а также наличие высоких коммуникативных способностей. Все неформальные лидеры понимают и принимают нормы и правила группы. У них на высоком уровне сформированы навыки общения (легко устанавливают контакты с людьми, опираясь на индивидуальный подход, свободно владеет множеством форм общения).

Результаты имеющихся немногочисленных исследований в воспитательных колониях свидетельствуют о том, что неформальные лидеры в этих группах имеют показатели организационных способностей, соответствующие высокому уровню сформированности. Для них также характерно наличие достаточно высоких показателей интеллекта, кругозора, они деятельны, предприимчивы, отличаются эмоциональной устойчивостью, обладают высокой эмпатийностью, обладают хорошими физическими показателями, имеют богатую криминальную историю [3].

Для осужденных, являющихся неформальными лидерами, характерен:

- высокий уровень коммуникативного контроля (это может быть связанно со средой, в которой они находятся);

- высокий уровень контроля за своими эмоциями;

- низкая способность к сопереживанию;

- ориентация на выполнение задач.

Деятельностью неформальных лидеров, как правило, движет мотив самоутверждения. Лидеры легко заметить в группе подростков, они отличаются от других по внешнему виду (одеты в более дорогие вещи, хорошо сложены физически). Лидер может влиять на становление направленности своей группы, способствовать формированию определённых норм и идеалов.

Мотивами лидерства у таких неформальных лидеров стали: интересы индивидуально-корыстного характера, стремление властвовать над другими, стремление к манипулированию окружающими, потребность быть лучше других. Инструментами, в получении власти осужденными стали: использование различных санкций принуждения моральные, физические; самопрезентация в качестве «мозгового центра», «примера для образца».

Неформальные лидеры в воспитательных колониях активно распространяют нормы криминально субкультуры. Они являются своего рода «вершителями судеб», разрешают конфликты, спорные ситуации и т.д. Их авторитет основывается на знании норм субкультуры и оперировании этим знаниями.

Кроме того, следует отметить, что характерной чертой неформального лидера является стремление обеспечить себе как можно более комфортную и легкую жизнь в стенах исправительного учреждения. При этом интересы других учитываются в последнюю очередь.

Таким образом, основными характеристиками присущими несовершеннолетним осужденным, являющимися неформальными лидерами являются:

- способности к организаторской деятельности, наличие высоких коммуникативных способностей;

- высокий коммуникативный контроль;

- обладание такими качествами, как: сила характера, воля, настойчивость, умение вдохновлять, поддерживать высокую мотивацию, направлять и управлять психическим состоянием группы;

- личностное притяжение, проявляющееся в разных формах;

- стремление к руководству (потребность направлять действия других людей);

- высокий уровень компетенции в насущных вопросах (жизненный или профессиональный опыт).

Изложение основного материала статьи. С целью изучения психологических особенностей несовершеннолетних осужденных являющихся неформальными лидерами было проведено исследование на базе ФКУ Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ Мариинская ВК ГУФСИН России по Кемеровской области и МАОУ гимназии № 4 г. Канск.

В исследовании приняли участие 70 осужденных, среди которых выявлены 20 человек, являющихся неформальными лидерами. Респондетами стали 95 юношей обучающихся в МАОУ гимназии № 4 г. Канска, среди которых также было выявлено 20 неформальных лидеров.

Для выявления неформальных лидеров из групп осужденных и обучающиеся в гимназии использовались социометрическая методика и методика диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.). Результаты исследования позволили сформировать 2 группы: 1 группа - осужденные неформальные лидеры - экспериментальная группа; 2 группа - неформальные лидеры из числа обучающихся в гимназии - контрольная группа.

Для изучения особенностей несовершеннолетних осужденных являющихся неформальными лидерами, нами использовался следующий методический инструментарий: методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла; методика самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.).

Результаты, полученные с помощью методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого свидетельствуют о том, что у 45,5% осужденных был выявлен высокий уровень лидерских способностей, тогда как высокий уровень лидерских способностей проявился у 33,3% учеников гимназии. Индивидуумы, имеющие высокий уровень лидерских способностей, проявляют высокую способность адаптироваться в новой обстановке, легко налаживают контакты с окружающими людьми, стабильно расширяют круг знакомых и стремятся к межличностному общению. Высокий уровень лидерских качеств позволяет им свободно выступать и отстаивать свою точку зрения. Могут активно проявлять себя в общественной деятельности.

Больше половины опрашиваемых учеников гимназии 66,6% показали средний уровень лидерских способностей, в отличие от несовершеннолетних осужденных, у которых данные показатели немного ниже (54,5%).

Испытуемые, получившие средний уровень развития лидерских, активны в межличностном взаимодействии, у них преобладает средний уровень самооценки, они не испытывают трудностей в адаптации.

Значимость различий между группами проверялась с помощью и - критерия Манна - Уитни. Результаты расчета свидетельствуют о том, что различия между группами можно считать существенными и статистически значимыми (икр> иэмп).

Результаты, полученные по методике «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла свидетельствуют о том, что значительная часть несовершеннолетних осужденных 41,6% имеют средние показатели по шкале «эмоциональная осведомленность». Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций. Неформальные лидеры с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем другие осведомлены о своем внутреннем состоянии. Такой лидер будет знать свои сильные и слабые стороны, и как следствие, сможет выстроить траекторию развития свое личности. Неформальные лидеры с высоким уровнем эмоциональной осведомленности, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать её, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь.

Также преобладание среднего уровня выявилось по шкале «Управление своими эмоциями» 41,6%, что свидетельствует о способности осуждённых к произвольному управлению своими эмоциями. Наличие подобных характеристик позволяет неформальным лидерам адекватно выражать свои чувства, быстро и правильно реагировать на возникающие в среде несовершеннолетних ситуации.

По шкале «Самомотивация», более половины 58,3% неформальных лидеров осужденных, получили средние результаты, это говорит о умеренном уровне управления своим поведением. Человек, имеющий подобные характеристики, адекватно реагирует на неудачи.

По шкале «Эмпатия», половина 50% неформальных лидеров осужденных, получили низкие результаты. Подобные результаты указывают на наличие трудностей в коммуникативной сфере (неумение устанавливать контакты, избегание больших компаний, наличие затруднений в установлении взаимопонимания с окружением, с трудом воспринимают критику, эмоционально реагируют на любые критические замечания).

Половина опрошенных несовершеннолетних осужденных (50%) показали низкие результаты по шкале «Распознавания эмоций других людей», что указывает на низкую способность влиять на эмоциональное состояние других людей.

Распознавая эмоции других людей, неформальный лидер может выстраивать эффективные коммуникации, развивать умение общаться, вызывать нужные реакции. Неформальный лидер с развитым навыком распознавания эмоций может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Половина опрошенных несовершеннолетних осужденных (50%) показали средние результаты по шкале «Эмоциональный интеллект», что говорит о способности осужденных к рациональному анализу своих эмоций. Эмоциональный интеллект дает возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и понять их. Неформальный лидер должен проводить рациональный анализ своих эмоций и принимать решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный набор информации, используя которую неформальный лидер может действовать более эффективно и продуктивно.

Большинство учеников гимназии 57,8% получили высокие результаты по шкале «Эмоциональная осведомленность», что указывает на осознание и понимание ими своих эмоций, осведомленность о своем внутреннем состоянии.

По шкале «Управление своими эмоциями» выявилось преобладание низкого уровня у учеников гимназии 84,2%, что свидетельствует о слабом развитии навыков эмоциональной гибкости, по сравнению с несовершеннолетними осужденными.

По шкале «Самомотивация», большая часть обучающихся получила низкие результаты 42,1%. Обучающимся гимназии сложно управлять своим поведением, за счет управления своими эмоциями, в отличие от несовершеннолетних осужденных, у которых показатели по этой шкале несколько выше.

По шкале «Эмпатия», выявилось преобладание среднего уровня 42,1%, что указывает на способность учеников гимназии к осознанному сопереживанию текущего состояния другого человека.

Высокий уровень по шкале «Распознавания эмоций других людей» 42,1% показали обучающиеся гимназии. Проявляется умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, у осужденных этот показатель несколько ниже.

Значимость различий между группами проверялась с помощью и - критерия Манна - Уитни. Результаты расчета свидетельствуют о том, что различия между группами можно считать существенными и статистически значимыми (икр> иэмп) по шкале «Эмоциональная осведомленность», это говорит о более низком уровне осознания и понимания своих эмоций осужденными (хср=12,4), по сравнению со школьниками (хср=14,1), у которых этот показатель выше.

Также выявлены значимые различия по шкале «Управление своими эмоциями», уровень способности осуждённых (хср=10) к произвольному управлению своими эмоциями выше, чем у школьников (хср=3,7).

Статистически значимыми являются значения, полученные по шкале «Эмпатия». Это личностное свойство развито в большей степени у школьников (хср = 11,7), тогда как для осужденных (хср = 7,9) характерен низкий уровень развитости эмпатичных свойств.

Выявлены значимые различия по шкале «Распознавание эмоций других». Для осужденных (хср = 7,7) характерен низкий уровень способности влиять на эмоциональное состояние других людей, по сравнению с школьниками (хср = 11), у которых этот показатель выше.

Не выявлены значимые различия по шкале «Самомотивация» для осужденных и обучающихся гимназии характерен средний уровень развития навыка самомотивации, это можно объяснить тем, что данные категории опрашиваемых в равной степени замотивированы к достижению целей, способны направлять свою энергию в нужном направлении.

Не выявлены значимые различия по шкале «Эмоциональный интеллект», что говорит о том, что неформальные, лидеры, как осужденных, так и обучающихся гимназии, имеют среднюю адаптивность и эффективность в общении.

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера свидетельствует о том, для 15,7% опрошенных, из числа обучающихся в гимназии имеют низкий уровень коммуникативного контроля, при этом доля осужденных, имеющих низкий уровень коммуникативного контроля несколько ниже (8,3%). Испытуемые, получившие низкие результаты по методике «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, обладают высокой импульсивностью в общении, открыты новому, раскованы в поведении, не зависимо от ситуации общения. Их поведение не всегда соотносится с поведением других людей.

У 50% опрошенных осужденных, выявлен высокий коммуникативный контроль в отличие от учеников гимназии, у которых показатели по этой шкале несколько ниже (21%). Испытуемые получившие высокие результаты по методике «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, постоянно следят за собой и свои поведением, управляют выражением своих эмоций.

Значительная часть учеников гимназии (63,1%) имеют средний уровень коммуникативного контроля, у осужденных средний уровень показали (41,6%) опрошенных. Испытуемые получившие средние результаты по методике «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, в общении просты, стараются искренне относится к другим людям. Однако они сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

Значимость различий между группами проверялась с помощью и - критерия Манна - Уитни. Различия уровня коммуникативного контроля в сравниваемых группах статистически значимы, следовательно, у неформального лидера осужденных коммуникативный контроль выше, чем у обучающихся гимназии.

Неформальный лидер осужденных постоянно следит за собой, эмоционально осведомлен по сравнению, с неформальными лидерами у учеников гимназии. Это может быть связанно со средой, в которой находятся осужденные. Находясь в местах лишения свободы, осужденные испытываю давление, стресс, а криминальная среда способствует приобретению ими искаженных установок. Следовательно, неформальному лидеру осужденных требуется постоянно следить за собой, управлять выражением своих эмоций.

Результаты методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина позволили установить, что 50% неформальных лидеров осужденных имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, немного большее количество неформальных лидеров 55% учеников гимназии, также получили высокие результаты. По шкале «Организаторские способности» у 66,6% опрошенных неформальных лидеров осужденных, высокие показатели организаторских склонностей, что не много выше, чем у неформальных лидеров учеников гимназии 50%, также получивших высокие результаты. Человек, имеющий такие характеристики, не растеряется в новой обстановке, быстро найдет друзей, проявляет инициативу в общественных делах, будет помогать близким, друзьям, достаточно самостоятелен в решении жизненных ситуаций.

Значимость различий между группами проверялась с помощью и - критерия Манна - Уитни. Результаты расчета свидетельствуют о том, что различия между группами можно считать существенными и статистически значимыми (икр> иэмп).

Как показывает проведенное исследование, несовершеннолетние осужденные лидеры имеют достаточно высокие показатели коммуникативных способностей (хср=0,87) и организаторских умений (хср=0,78): осужденные проявляют достаточную самостоятельность.

Для неформальных лидеров, обучающихся гимназии характерен средний уровень проявления коммуникативных способностей (хср=0,73) и высокий уровень организаторских склонностей (хср=0,81): не испытывают затруднений находясь в незнакомой компании, являются инициаторами развлечений.

Так, коммуникативные умения, неформальных лидеров у осужденных, сформированы значительно лучшее, чем у обучающихся гимназии.

В ходе исследование проводилось изучение качеств, присущих неформальным лидерам-осужденным. Эмпирический материал был получен с помощью методики самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осужденные, являющиеся неформальными лидерами, в качестве положительных качеств лидера выделяют смелость, мужественность, активность, практичность (наличие особых знаний). К негативным качествам, по их мнению, следует отнести враждебность, агрессивность, склонность к хвастовству, злопамятность, подозрительность, упрямство.

При этом респонденты отметили, что осужденных неформальных лидеров характерна грубость, хладнокровность и жестокость. Подобные характеристики могут быть у испытуемых природными, а могут быть сформированы под влиянием специфической среды учреждений, в которых они отбывают наказание.

Выводы. Проведенное исследование позволило изучить некоторые особенности осужденных, являющихся неформальными лидерами. Описанные характеристики свидетельствуют о том, что неформальное лидерство в группах несовершеннолетних осужденных носит преимущественно отрицательную окраску. Выделенные особенности являются «мишенями» для работы персонала воспитательных колоний и, в первую очередь, для сотрудников, организующих психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, и могут послужить основой для составления психокоррекционных программ.

Литература:

1. Логвинов, И.Н.Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии / И.Н. Логвинов. -Курск: КурскГУ, 2015. - 169 с.

2. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; Под ред. Т.А. Гудковой. - Москва: Мир, 1994. - 319 с.

3. Шмаров, И.В. Воздействие на среду осужденных / И.В. Шмаров // Воспитание и правопорядок. - 1981. - № 7. -С. 63-70

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема асоциального поведения подростков. В статье описываются основные виды поведенческих расстройств; рассмотрены предпосылки появления асоциального поведения, ключевые особенности подросткового возраста. В рамках обозначенной проблемы рассматривается комплекс воспитательно-профилактических мероприятий для предупреждения асоциального поведения обучающихся. Основными направлениями по профилактике асоциального поведения являются: работа с семьей, групповые и индивидуальные формы коррекционных занятий, формирование социальных навыков подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подросток, профилактика, социальные нормы, самооценка.

Annotation. This article discusses the problem of antisocial behavior of adolescents. The article describes the main types of behavioral disorders; the prerequisites for the emergence of antisocial behavior, key features of adolescence are considered. Within the framework of the indicated problem, a set of educational and preventive measures is considered to prevent antisocial behavior of students. The main directions for the prevention of antisocial behavior are: work with the family, group and individual forms of correctional classes, the formation of social skills of adolescents.

Key words: antisocial behavior, adolescent, prevention, social norms, self-esteem.

Введение. В последнее время проблема различных форм асоциального поведения среди подростков обостряется и приобретает особое значение, что, по мнению большинства экспертов, представляет большую угрозу безопасности. Детская преступность согласно последним данным статистики сильно выросла и поражает жестокостью. В связи с этим встает вопрос о причинах, которые побуждают подростков к совершению преступлений. Факторы, влияющие на формирование асоциального поведения у старшеклассников, нуждаются в детальном рассмотрении и изучении. Ведь именно старший школьный возраст является критическим периодом развития, когда кроме физиологических изменений организм подростка претерпевает перестройку психологических компонентов личности. Подросток все дальше отдаляется от семьи, пытается доказать свою самостоятельность, его интересы смещаются с учебы на общение. В результате подросток может быть втянут в неблагонадежный коллектив, в котором для демонстрации своего авторитета часто проявляет безответственное, нередко асоциальное поведение. Для предотвращения превращения такого поведения подростков в привычную модель необходимы ранняя диагностика, психологическая оценка и своевременная коррекция асоциального поведения подростков.

Изложения основного материала статьи. Чтобы понимать значение термина «асоциальное поведение», необходимо изучить понятие «социальной нормы», т.е. нормы, поддерживаемой мнением социума и функционирующей как «естественный регулятор» человеческих отношений. Асоциальным поведением мы считаем нарушение принятых в социуме норм и правил. Но, несмотря на то, что употребление алкоголя или курение - достаточно распространенные нормы поведения для взрослых, для детей эти привычки станут асоциальными. Таким образом, люди, ведущие себя асоциально, вступают в конфликт с социальными нормами [1].

Асоциальное поведение по своей сути не является преступлением, но ставит человека вне общества. Именно подростки в силу своей личностной незрелости часто начинают противоречить социальным нормам.

Д.Б. Эльконин считал, что подростковый возраст - достаточно короткий период, однако подросток за это время преодолевает огромный путь к становлению личностью [11].

Подростковый возраст - начальная стадия биологической зрелости организма человека, а также стадия завершения полового созревания. Во время перехода подростка из детского возраста к взрослой жизни, он взрослеет физически, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.