Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО: СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ'

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО: СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдакова Софья Павловна

В статье рассматриваются нравственно-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, изучается феномен подростка-преступника как результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важнейшую роль играет сама личность, биологические и социальные факторы. Анализируются причины маргинализации подростков в около криминальной среде. Приведены результаты анкетирования несовершеннолетних осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Статистика показывает, что, изучая причины преступности, необходимо учитывать, что наибольшее влияние оказывают негативные интересы, потребности и ценности. Отмечается, что у подростков с противоправным поведением отсутствует мотивация и имеется безразличное отношение к будущей жизни, так же уделяется внимание психологическому портрету несовершеннолетнего правонарушителя, упоминается проблема употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических или/и психотропных веществ. Необходимо отметить, что непосредственная причина противоправного поведения подростков состоит не только в психологических отклонениях несовершеннолетнего, но и в проблемах его социальной адаптации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдакова Софья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF A JUVENILE CONVICT: SOCIAL ANALYSIS AND PROSPECTS FOR RESOCIALIZATION

The article examines the moral and psychological characteristics of juvenile convicts held in educational colonies, studies the phenomenon of a juvenile delinquent as a result of the complex interaction of many circumstances, among which the personality itself, biological and social factors play the most important role. The reasons for the marginalization of adolescents are analyzed in a near criminal environment. The results of a questionnaire survey of convicted minors held in places of deprivation of liberty are presented. Statistics show that when studying the causes of crime, it is necessary to take into account that negative interests, needs and values have the greatest impact. It is noted that adolescents with illegal behavior lack motivation and have an indifferent attitude towards their future life, attention is also paid to the psychological portrait of a juvenile delinquent, the problem of alcohol, narcotic and / or psychotropic substances consumption by minors is mentioned. It should be noted that the direct reason for the unlawful behavior of adolescents lies not only in the psychological deviations of the minor, but also in the problems of his social adaptation in society.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО: СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ»

Нравственно- психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного: социальный анализ и перспективы ресоциализации

Юдакова Софья Павловна,

аспирант, кафедра уголовного права и криминологии факультета подготовки следователей федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации» E-mail: sophiapav@mail.ru

В статье рассматриваются нравственно-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, изучается феномен подростка-преступника как результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важнейшую роль играет сама личность, биологические и социальные факторы. Анализируются причины маргинализации подростков в около криминальной среде. Приведены результаты анкетирования несовершеннолетних осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Статистика показывает, что, изучая причины преступности, необходимо учитывать, что наибольшее влияние оказывают негативные интересы, потребности и ценности. Отмечается, что у подростков с противоправным поведением отсутствует мотивация и имеется безразличное отношение к будущей жизни, так же уделяется внимание психологическому портрету несовершеннолетнего правонарушителя, упоминается проблема употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических или/и психотропных веществ. Необходимо отметить, что непосредственная причина противоправного поведения подростков состоит не только в психологических отклонениях несовершеннолетнего, но и в проблемах его социальной адаптации в обществе.

Ключевые слова: несовершеннолетние, несовершеннолетние осужденные, девиантное поведение, воспитательная колония.

сч см

Проблема рассмотрения особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, содержащегося в воспитательной колонии остается актуальной сегодня, так как предполагает постоянное изучение и анализ нравственно-психологических, социально-демографических и правовых характеристик личности осужденных- самых динамичных показателей, с одной стороны, и довольно абстрактных, с другой.

Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский, является основателем одной из самых успешных систем педагогической воспитания. Центральная фигура данной системы- ребенок и его личностные качества. В одной из своих книг Сухомлинский отмечал: «Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания» [1, с. 21]. Изучая феномен подростка-преступника, и рассматривая такое явление как преступление, криминологи пришли к выводу, что это результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важнейшую роль играет сама личность, биологические и социальные факторы [2]. У каждого исследователя складывается свое мнение относительно данного аспекта.

Так, основоположник школы психоанализа, австрийский психотерапевт З. Фрейд акцентирует внимание исследователей на зависимость поведения человека от его природы: «Ни воля, ни разум не в состоянии побороть биологические инстинкты» [3, с. 196].

В своем исследовании «О социобиологи-ческих механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи» Н.А. Монахов анализирует взаимосвязь поведения подростка с психологией «взрывного» переходного возраста, выделяет существенные различия между причинами мужской и женской преступности [4, с. 21]. В раннем подростковом возрасте у детей отмечается драчливость, упрямство, непослушание, что можно расценивать как способы самоутверждения и проявления индивидуальности. Такой позиции придерживается А.П. Краковский в своем исследовании «Трудный возраст» [5]. Исследования проблем переходного возраста Ф. Штибица, отражая общую тенденцию объяснения ранней криминализации молодёжи, объясняют уход в преступность особенностью выбора подростком группы. В период достижения самостоятельности подросток постепенно отрывается

от своей первичной группы - семьи, и начинает поиск новой группы, которая бы соответствовала новой «взрослой» системе ценностей, отделённой от родительской среды, довлевшей над ним в допубертатный период. Здоровый нормальный подросток выбирает одну из многих молодежных групп первичной социализации (спортивные клубы, общественные объединения, религиозные союзы и т.п.), где может проявить свою самостоятельность. Однако будущий делинквент не интересуется такими группами, т.к. у него нет ни воли для долгой работы на результат, ни поддержки более успешных друзей. Поэтому он, либо марги-нализируется в около криминальной среде, либо сразу попадает в группу подростков, открыто демонстрирующих девиантное поведение. В ней он получает некоторые впечатления, которые оказывают на него самое пагубное влияние[6].

По мнению многих ученых-педагогов (М. Гилди, М. Кантор, Р. Холден и др.) «неприспособленным» ребенок становится вследствие личностных особенностей: умственных, физических, психических, интеллектуальных, физических и иных, мешающих ему построить нормальные отношения со сверстниками, поэтому, для удовлетворения эмоциональных потребностей он вступает в делинквент-ную группу. Другие ученые считают, что проблему нужно искать в нормальных группах (школа, семья, спортивные секции и др.), которые не создали необходимых условий: В.П. Емельянов акцентирует говорит о «зависимости характера преступления от состояния психики несовершеннолетнего» [7, с. 21]; А.П. Тузов, рассматривая мотивы преступного поведения подростков, обращает внимание на влияние как биологических, так и социальных факторов. «Решающее значение имеют воспитание человека, развитие у него способностей к творческому восприятию всех достижений материальной и духовной культуры, сцементированной в социальной программе» [8, с. 15].

Ученые А.М. Алемаскин, Т.В. Драгунова, Л.В. Зюбин, И.А. Невский, А.Б. Сахаров выделяют три характерные черты, свойственные несовершеннолетним правонарушителям: неравномерное развитие психики (развитие в одной области и отставание в других сферах), отставание от школьной программы, неадекватные отношения с окружающим миром [9].

Кроме того, Емельянов В.П. в своих исследованиях уделяет особое внимание психическому состоянию несовершеннолетних правонарушителей. Так, в ходе проводимого психиатрического изучения, проводимого в течение нескольких десятилетий, было установлено, что значительная часть таких подростков (более 50%) являются вменяемыми, но имеют определенные отклонения в психи-ке[7]. Такие несовершеннолетние нуждаются скорее в особых педагогических мерах, нежели в медицинской помощи в условиях стационара.

Психологией установлено, что двигателями человеческих действий во все времена являются потребности, стремления, ценности и интересы.

По состоянию на 1 ноября 2021 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних содержалось 881 человек [10]. Автором было проведено анкетирование 264 человек, что составляет почти 30% от общего числа несовершеннолетних, отбывающих наказание.

В ходе проведенного в воспитательных колониях анкетирования, было выявлено, что большинство осужденных имеют интересы в области спорта (201 человек - 76%), просмотра кинофильмов (86 человек - 32,5%), прослушивания музыки (61 человек - 23%). Меньше интереса уделяется художественной самодеятельности (47 человек -17,8%), играм в компьютер (43 человека - 16,28%), живописи (18 человек - 6,8%), коллекционированию (15 человек - 5,7%). Так некоторые несовершеннолетние имеют интересы в разных областях, а также указали свои интересы, такие как чтение книг, игра в шахматы, приготовление пищи, танцы, паркур, отдых на природе, охота и рыбалка, программирование и автомобили, однако, часть опрошенных не имеют интересов совсем (1%). Это показывает, что понимание интересов только лишь в социально-позитивном направлении в корне не верно, так как, изучая причины преступности, необходимо понимать, что наибольшее влияние оказывают негативные интересы, потребности и ценности.

Кроме того, отмечается, что у подростков с противоправным поведением отсутствует мотивация и имеется безразличное отношение к будущей жизни. Умение мечтать, строить планы на будущее отличает подростка, находящегося в процессе исправления от подростка правонарушителя, с закоренелыми привычками и отсутствием интереса к законопослушной жизни. У подростков с деви-антным поведением наблюдается отсутствие страха быть отчисленным из учебного заведения, так как они считают, что без труда смогут устроиться в другое образовательное учреждение. Система взглядов, предпочтений подростков правонарушителей нацелена на сферу досуга и приятного для них времяпрепровождения.

В обозначенной сфере типичными вариантами являются: «шатание» (прогулки) по улицам, подъездам, торговым центрам, что происходит чаще всего в компании сверстников и сопровождается употреблением алкогольных напитков, психотропных или наркотических веществ. В исследованиях криминологов можно встретить следующее утверждение: «большинства лиц этой категории побуждения, интересы и желания сводятся к потребительству, стремлению к обладанию вещами, вызывающими зависть у других, желание постоянных развлечений, расширение возможностей не отказывать себе в возникающих жела- р ниях» [11, с. 208].Согласно проведенным в совре- ИД менной и постсоветской России исследованиям, Е распространенным мотивом совершения престу- К пления среди подростков являются корыстные ё побуждения. Например, В.А. Лелеков указывает, у что из числа подростков, осужденных за соверше- А

ние корыстных преступлений в 1976 г. было 40%, в 1990-50%, 1997-67, 7%, в 2004-84,5%[9, с. 68], в начале 2010 года корыстные посягательства составляют более 75%[12], в 2019 - это число вновь увеличилось и составляет 83% от числа всех преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте до 18 лет.

Ранее нами упоминалась проблема употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических или/и психотропных веществ. Наркотизация и алкоголизация стали серьезными проблемами в современной России. Потребление данных веществ оказывает деморализующее воздействие на подростков, формирует личность как потенциально способную совершить преступление. Кроме того, находящегося в состоянии различного опьянения подростка, легче уговорить совершить противоправное деяние, втянуть в преступную жизнь в рамках одной компании, выйти из которой в дальнейшем самому практически невозможно.

При анкетировании нами задавался вопрос о возрасте начала употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. По данным исследования 158 опрошенных несовершеннолетних осужденных употребляли алкогольные напитки, что составляет 59,8% от общего числа опрошенных, средний возраст употребления алкогольных напитков составляет 13,6 лет (самый младший возраст - 6 лет, самый старший - 17 лет); 63 несовершеннолетних (23,86%) указали в анкете, что употребляли наркотические средства и психотропные вещества (самый младший возраст - 6 лет, самый старший - 17 лет) средний возраст составляет 13,8 лет.

По мнению А.И. Долговой, глубокие деформации нравственных и правовых ориентаций несовершеннолетних проявляются в выборе как перспективных и текущих целей, так и средств достижения цели [13, с. 79-80]. Ценности для несовершеннолетнего правонарушителя сменяют ориентиры в сторону сиюминутного удовольствия, развлечения друзей и самоутверждения за счет других. Совершая противоправные действия, подростки стремятся оправдать свое поведение, зачастую не признавая совершенное ими деяние как преступление.

Такие подростки четко понимают большинство совершенных ими действий и одобряют как свои, так и совершенные другими несовершеннолетними. Д.Н. Узнадзе в ходе проведенного им исследования доказал, что существуют определенные закономерности формирования и проявления у подростков определенных фиксированных уста-новок[14]. Сущность этих установок заключается в следующем: до определенного периода или обстоятельств они могут «дремать», и провоцируются какими-либо ситуациями (например, установка 5= на употребление подростком спиртных напитков, ^ совершение хулиганских действий, участие в не-§ формальных группировках). сч В дальнейшем такие установки приводят в це-Ц лом к изменению мотивации и нравственных уста-

новок члена общества, начинавшего совершать различные правонарушения (от административных до уголовных). Такая асоциальная установка в дальнейшем влияет на восприятие «Я» и придает соответствующую направленность качествам личности: темпераменту, воле, эмоциям.

Наряду с ценностным восприятием у подростка также формируется самооценка - отношение к самому себе. Так Д.З. Зиядова в этом случае отмечает, что «правонарушители-юноши имеют о себе более благоприятное представление, чем право-нарушительницы, которые видят в себе больше отрицательных качеств. Девочки самокритичнее, они находятся в конфликте с собою, более тревожны и напряжены, острее ощущают душевный дискомфорт» [15].

Что касается психологического портрета несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо отметить, что несовершеннолетние характеризуются слабо развитой волей, повышенной восприимчивостью, агрессивностью, импульсивностью, внушаемостью, они легче поддаются тлетворному влиянию со стороны преступных элементов разных возрастов (как несовершеннолетних, так и взрослых). Некоторые ученые относят темперамент к возможному фактору формирования преступного поведения. По мнению автора, одностороннее соотношение недопустимо и необходимо помимо темперамента (врождённого свойства личности) учитывать и иные обстоятельства, относящиеся как к личности (как субъекту деятельности), так и обществу в целом (социальному давлению, в том числе и через систему воспитания и образования). Отнюдь не случайным является то, что общее определяющее характер трудных подростков - искажение в социальной направленности личности, несформированность мотивации и целей, выражается, например, в том, что человек живет «одним днем», не интересуется ничем, бесхарактерен или же излишне эгоистичен, -это не ребенок не может налаживать контакты и выбирать между абстрактным «хорошим» или «плохим», это «маленький человек» не способен «опереться» на общество, чтобы ему помогли противостоять дурному влиянию извне.

Психическая нестабильность и дальнейшая возможная преступная жизнь определяется в большей степени климатом в семье. Овладение такими чувствами как любовь, сострадание, забота, нежность, переживания влияет на дальнейшее восприятие себя в обществе. Так по результатам анкетирования: 217 человек (82,2%) воспитывались родителями, 30 человек (11,36%) - бабушками и дедушками, многие респонденты указывали, что одновременно воспитывались родителями и бабушками/дедушками, а также некоторые конкретно уточняли, что воспитывались одним родителем, что составляет треть от всего числа опрошенных несовершеннолетних. Далее, 23 человека (8,7%) указали, что воспитывались работниками детского дома и 12 человек (4,5%) были под опекой.

Возможно, в данном контексте нужно отметить такой вид психопатологии как «моральное помешательство», проявляющаяся в девиантном поведении. Впервые этот термин ввел в научный оборот английский врач Д. Причард в XVIII в. Выражается он не в галлюцинациях, бреде или иных признаках психического заболевания, напротив, представители этой патологии высокоинтеллектуальные люди, лишенные нравственных идеалов и чувств они всегда эмоционально холодны и отстранены от людей. Главным мотиватором их жизни становятся слава, богатство, зависть к успешности других, эпатажность в поведении и демонстративная безнаказанность.

В современном мире, где жестокость и грубость среди подростков воспринимаются как проявление силы и вызывают наряду со страхом еще и уважение, представители такой патологии занимают позицию лидера, объединяя вокруг себя физически и морально более слабых подростков, создавая криминальную группу и толкая на преступление ее участников, что является наиболее опасным отклоняющимся поведением среди подростков. Сложность в исправлении такого подростка заключается в том, что он осознает совершённые им деяния и хочет далее продолжать создавать привлекающий образ безнаказанного и успешного зла для других подростков.

В большинстве случаев подростки совершают преступления вследствие недостаточного понимания совершенных ими действий (непосредственно в момент совершение преступления), отсутствия нравственных ценностей и представлений о должном поведении. Для подростков свойственно романтизировать криминальную среду, по мнению ряда ученых, «преступление для них - это акт смелости, в котором реализуется стремление самоутвердиться, показать себя взрослым, покрасоваться перед сверстниками» [16, с. 372]. В.А. Шумаков указывает на «выраженную деформацию межличностных отношений у несовершеннолетних правонарушителей, приводящей к асоциальной направленности личности» [17].

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что непосредственная причина противоправного поведения подростков состоит не только в психологических отклонениях несовершеннолетнего, но и в проблемах его социальной адаптации в обществе.

Говоря о сопротивлении личности в процессе освоения подростком довольно противоречивых нормах общественных отношений, необходимо помнить и о том, какое давление на формирующегося человека оказывает общество, институты социализации, формальные и неформальные группы присутствия.

В большинстве случаев, несовершеннолетние правонарушители не утрачивают полной связи с обществом, а, учитывая, возрастную изменчивость в психике, особенности восприятия передаваемой им информации, они все еще способны стать достойными членами общества, изменить

ориентиры на девиантность и приобрести мотивацию на дальнейшую благополучную жизнь.

Поэтому, по мнению автора, ресоциализация несовершеннолетних осужденных может быть реализована с помощью создания службы про-бации на государственном уровне, что позволит направить силы государства на максимизацию эффективного участия несовершеннолетних осужденных в социально-экономической, культурно-нравственной, правовой сферах.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Прогресс, 1987. 382 с.

2. Берекашвили Л.Ш. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1976.

3. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Госиздат, 1923.

4. Монахов Н.А. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи // Советское государства и право. 1989. № 8. С. 64-70.

5. Краковский А.П. Трудный возраст: (О психол. особенностях младш. подростков и путях решения «проблемы пятых классов»). М.: Просвещение, 1966.

6. Stieglitz F. Zur psychologie der «Rocker» // Knminalistik.1969.№ 8.Р.412.

7. ЕмельяновВ.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями / под ред. И.С. Ноя. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980.

8. Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. Киев: Вища школа, 1982.

9. Лелеков В.А. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

10. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Федеральная служба исполнения наказаний: сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20U(дата обращения: 10.12.2021).

11. Криминология: учебник для вузов по направлению и спец. «Юриспруденция» / Г.М. Миньков-ский, Н.Ф. Кузнецова, М.Н. Голоднюк [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Изд-во МГУ, 1994.

12. Криминология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения/ под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2013. р

13. Долгова А.И. Социально-психологические И аспекты преступности несовершеннолетних. е М.: Юрид. лит., 1981. А

14. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе; Н Акад. наук Грузинской СССР, Ин-т психологии У им. Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. >

15. Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы ее предупреждения. М.: Юристъ, 2005.

16. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. М.: Норма, 2001.

17. Шумаков В.М. О роли неблагоприятных факторов в детском и подростковом возрасте в формировании асоциальной направленности личности // Материалы Всесоюзной конференции по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. С. 164-166.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF A JUVENILE CONVICT: SOCIAL ANALYSIS AND PROSPECTS FOR RESOCIALIZATION

Yudakova S.P.

St. Petersburg Academy of the Investigative Committee

The article examines the moral and psychological characteristics of juvenile convicts held in educational colonies, studies the phenomenon of a juvenile delinquent as a result of the complex interaction of many circumstances, among which the personality itself, biological and social factors play the most important role. The reasons for the marginalization of adolescents are analyzed in a near criminal environment. The results of a questionnaire survey of convicted minors held in places of deprivation of liberty are presented. Statistics show that when studying the causes of crime, it is necessary to take into account that negative interests, needs and values have the greatest impact. It is noted that adolescents with illegal behavior lack motivation and have an indifferent attitude towards their future life, attention is also paid to the psychological portrait of a juvenile delinquent, the problem of alcohol, narcotic and / or psychotropic substances consumption by minors is mentioned. It should be noted that the direct reason for the unlawful behavior of adolescents lies not only in the psychological deviations of the minor, but also in the problems of his social adaptation in society.

Keywords: minors, juvenile convicts, deviant behavior, educational colony.

References

1. V.A. Sukhomlinsky The birth of a citizen. Moscow: Progress, 1987.382 p.

2. Berekashvili L. Sh. Criminological characteristics of persons who have committed crimes. M .: Publishing house of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1976.

3. Freud Z. Basic psychological theories in psychoanalysis. Moscow: Gosizdat, 1923.

4. Monakhov N.A. On sociobiological mechanisms of the formation of antisocial behavior of young people // Soviet state and law. 1989. No. 8. P. 64-70.

5. Krakovsky A.P. Difficult age: (On the psychological characteristics of younger adolescents and ways of solving the «problem of fifth grades»). M.: Education, 1966.

6. Stieglitz F. On the psychology of the «rockers» // Criminalistics. 1969. № 8. P. 412.

7. Emelyanov V.P. Juvenile delinquency with mental abnormalities / ed. I.S. Noya I. Saratov: Publishing house Sarat. un-that, 1980.

8. Tuzov A.P. Motivation for unlawful behavior of minors. Kiev: Vishcha school, 1982.

9. Lelekov V.A. Juvenile criminology: a textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence». / V.A. Lelekov, E.V. Kosheleva. 3rd ed., Rev. and add. M.: UNITY-DANA, 2016.

10. Brief description of the penal system of the Russian Federation // Federal Service for the Execution of Sentences: website. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Krat-kaya%20har-ka%20U (date accessed: 10.12.2021).

11. Criminology: a textbook for universities in the direction and special. «Jurisprudence»/ G.M. Minkovsky, N.F. Kuznetsova, M.N. Golodnyuk [and others]; ed. N.F. Kuznetsova, G.M. Mink-ovsky. M.: Publishing house of Moscow State University, 1994.

12. Criminology: a tutorial. Third generation standard / ed. V.N. Bur-lakova, N.M. Kropacheva. SPb .: Peter, 2013.

13. Dolgova A.I. Socio-psychological aspects of juvenile delinquency. M.: Jurid. lit., 1981.

14. Psychological research / D.N. Uznadze; Acad. Sciences of the Georgian USSR, Institute of Psychology. D.N. Uznadze. M.: Science, 1966.

15. Ziyadova D.Z. Crime among students of general education institutions and problems of its prevention. M .: Yurist, 2005.

16. Criminological prevention: theory, experience, problems / A.I. Al-ekseev, S.I. Gerasimov, A. Ya. Sukharev. M.: Norma, 2001.

17. Shumakov V.M. On the role of unfavorable factors in childhood and adolescence in the formation of an asocial personality orientation // Materials of the All-Union conference on the organization of psychiatric and neurological care for children. M., 1980. P. 164-166.

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.