УДК 1 ББК 88
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ КАЛАШНИКОВ,
кандидат юридических наук ст. преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются проблемы взаимосвязи социальной среды и преступного поведения несовершеннолетних; рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие (как в теории уголовного права, так и в правоприменительной деятельности) преступного поведения несовершеннолетних с учетом различных социально-психологических факторов.
Ключевые слова: социальная среда, преступное поведение несовершеннолетних, индивидуальная профилактика, предупреждение.
Annotation. This article describes the problem of the relationship of social protection and criminal behavior of minors, possible solutions to this problem. By reasoning defined set of actions and measures aimed at ensuring and promoting (as in the theory of criminal law and enforcement activities) criminal behavior of minors according to different socio-psychological factors.
Keywords: social media, juvenile criminal behavior, individual prevention, prevention.
В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность подростка оказывает социальная среда, в которой он живет. На характер преступного поведения влияет общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Подростковому возрасту в целом свойственен поиск приключений, острых ощущений, неординарных переживаний, необычных ситуаций, в которых подростки могли бы показать свою удаль, ловкость, храбрость, физическую силу. Благополучные находят всё это, прежде всего, в спорте, а «воспитанники» неблагополучной среды — в преступлениях. Поэтому несовершеннолетние охотно участвуют, например, в совершении краж или разбойных нападений. Если же они вырастают в атмосфере презрения и ненависти к представителям других религий или наций, то могут совершать и террористические преступления за плату и даже без неё, но с удовольствием потом смотрят на «дело рук своих» — пожары, взрывы, обрушения, убитых и раненых.
Подростки очень хотят подражать взрослым, особенно тем, кто ими уважаем. Очень их соблазняет свобода, приходящая с возрастом, но многие не хотели
бы ждать вожделенного момента полного и действительного взросления, а хотели бы обрести свободу уже сейчас, немедленно, когда они охвачены необыкновенными и очень интересными, по их мнению, планами. Поэтому они начинают употреблять спиртные напитки и курить, вступать в сексуальные отношения, убегать из дома и т.д., чтобы, быть похожими на взрослых. Совершение преступлений тоже служит этой цели, а те, кто побывал в местах лишения свободы, пользуются в подростковой среде очень большим авторитетом. Подражая им, другие юноши и девушки тоже совершают уголовно наказуемые деяния, в лучшем случае — только помогают им, создавая вокруг них атмосферу престижа и высокой планки в жизни.1
Негативные явления и процессы идеологического, экономического, культурно-воспитательного, социально-психологического, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения — на детях и подростках.2 В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому воз-
растает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Среди подростков-правонарушителей наблюдаются различные нарушения психофизического развития, сформировавшиеся в период внутриутробного развитии, родов, младенчестве и раннем детстве; ярко выраженные невропатические черты и реакции; алкоголизм и наркомания; явления физического инфантилизма; задержки в интеллектуальном развитии, создающие трудности в труде и учёбе, общении со сверстниками.
Большую часть своего детства подростки проводит в роли ученика. От того, какой опыт получат они в школе — опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости — во многом зависит его успешность в социуме.3
В настоящее время кризис российского образования можно рассматривать как фактор, способствующий росту преступности. Деятельность педагогов состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния, чтобы компенсировать недостатки семейного воспитания и противостоять негативным воздействиям неформальной среды общения. Здесь можно выделить следующие проблемы школы: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка условий обучения, невнимание к профессиональной ориентации подростков.
В подростковом возрасте, когда у ребенка еще не выработались внутренние критерии оценки, первостепенное значение имеет внешняя оценка, основанная на мнении окружающих. Как правило, 92 % педагогически запущенных трудных детей находятся в классном коллективе в изоляции: одноклассники не проявляют желания сидеть с ними за одной партой, помогать в учебе, дружить; на классных собраниях их постоянно ругают, сверстники дразнят, дают обидные прозвища.
Это стало возможным потому, что школа исключила предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, индивидуально-предупредительную работу с состоящими на учете в полиции (осужденные условно и т. п.) воспринимают как стороннюю функцию. Если рассматривать систему образования в целом, то основной причиной стала коммерческая система образования, что ограничивает доступность к профессиональным знаниям многих молодых людей.
Наиболее слабым звеном является недостаточное правовое обучение и воспитание подрастающего поколения — правовой нигилизм. Правовые дисциплины
в школах преподаются, как правило, в краткой форме в рамках обществознания. Так, результаты анкетирования (проведенные Цветковой Е.В.) показали, что среди осужденных несовершеннолетних, отбывающих срок лишения свободы в воспитательной колонии за совершение преступления корыстной направленности, 64 % задумывались о возможном наказании, но надеялись его избежать, 17 % не задумывались об этом. Ощущение безнаказанности увеличивает криминальную активность подростков, влияет на степень опасности совершаемых преступлений, ее качественную и количественную характеристики4. По результатам анкетирования, проведенного Е. С. Жигаревым, на вопрос о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение определенных видов преступлений, правильно ответили 30,5 % несовершеннолетних мужского пола и 22,7 % — женского.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях подростков приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов. Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Рост проявлений агрессивного поведения подростков вызывает тревогу всего общества. Возрастные особенности подростков обусловливают развитие адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях и повышают вероятность проявления различных девиаций поведения. К числу наиболее распространенных негативных социальных явлений общества относятся пьянство и алкоголизм. В настоящее время в России существует целый ряд социальных явлений, порождающих употребление алкоголя, превращающих пьянство для некоторых граждан в образ жизни. Причем следует заметить, что алкоголизм «молодеет» и уверенно распространяется среди женского населения страны. В свою очередь, причины пьянства и алкоголизма, как и сама преступность, обусловлены совокупностью многочисленных объективных и субъективных факторов5.
Имея тесную связь с преступностью, пьянство является и питательной средой для нее. Опасность алкоголизации заключается в снижении уровня культуры общества и отдельных граждан, вплоть до их социальной и психологической деградации, негативном влиянии на нравственную атмосферу, трудовую дисциплину, профессиональные качества работников, их здоровье и работоспособность. Кроме того, алкоголизация сопутствует наркомании, проституции, а зачастую порождает как эти социальные явления, так и преступность.
В настоящее время важное значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолет-
них и молодежи. Сотрудники подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с органами прокуратуры, суда, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят целенаправленную работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих пьянству в молодежной среде, выявлению подростков, склонных к употреблению спиртных напитков, проведению с ними индивидуальной профилактической работы с одновременной постановкой таких лиц на соответствующий учет. В свою очередь, активная работа должна осуществляться и с родителями и лицами, их заменяющими, злостно уклоняющимися от воспитания детей. В случаях же установления фактов вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков виновные подлежат уголовной ответственности6.
В последнее время среди негативных социальных явлений в обществе все более значимое место занимает наркотизм, т.е. злоупотребление частью населения наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и другими токсичными веществами. В стране наблюдается заметный рост незаконного потребления наркотиков. На сегодняшний день в России постоянно либо эпизодически употребляют наркотики около 4 млн. человек, причем больше половины из них несовершеннолетние.7
Употребление наркотических средств представляет для ныне живущих и грядущих поколений не менее страшную опасность, чем эпидемии чумы, опустошавшие в предыдущие века целые страны. Все больше людей, а в особенности детей и подростков, являются узниками этой «заразы». Распространение в последние годы «тяжелых» наркотиков, синтетической группы, приводит к быстрому развитию наркотической зависимости, и приводит к сокращению жизненного процесса. Продолжительность жизни у синтетических наркоманов составляет от 2.5 лет до 3.5, а героиновой группе до 7 лет. Spice («спайс») — один из брендов синтетических курительных смесей, поставляемых в продажу в виде травы с нанесенным химическим веществом. Трава, можно даже сказать, — чай, но обработанный химией. Разные «безобидные» растения, смешанные вместе, дают отнюдь не положительный результат. А рекламируют его как расслабляющую курительную смесь, которая «бодрит тело и дух».
В первую очередь от употребления подобных курительных смесей страдает человеческая психика, воздействие на нее оказывается, так же как и при применении сильнодействующих наркотических веществ. При частом употреблении «спайса» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха. Очень часто любители покурить спайса попадают в психиатрическую больницу. Страдает так же и весь организм в целом: легкие, печень, фильтрующая нечистую кровь, мозг, и, так или иначе, ряд других органов. Очень пагубно воздействует курение спайса на мозг. Капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к
«основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать мозг кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, просто погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам — возникает ощущение легкости и беззаботности. Но, вотличие от растительных препаратов, действие курительных миксов на человеческий организм в 5-10 раз сильнее. Практически сразу после их принятия наступают мощнейшие галлюцинации, которые могут привести к трагическим последствиям, например, возникнет желание броситься под колеса автомобиля или выпрыгнуть из окна 10-этажного дома. Уже установлено несколько десятков случаев со смертельным исходом.
Отсутствие у несовершеннолетних самостоятельных источников доходов, наличие наркотической зависимости толкает их на совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Употребление наркотиков является одной из главных причин совершения несовершеннолетними краж, грабежей, вымогательств, которые в некоторых случаях сопровождаются умышленными убийствами с отягчающими обстоятельствами8.
Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания важнейшее средство предупреждения преступного поведения.9 Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению.9 Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления. Преступность несовершеннолетних в сравнении со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию.10 Поэтому актуальными остаются меры предупреждения преступности несовершеннолетних, особенно сейчас, когда даже в школах, как и в других учебных заведениях, наблюдается процесс расслоения общества по материальному достатку.
Одним из средств предупреждения преступности несовершеннолетних продолжает оставаться уголовная ответственность. Предпосылкой ее эффективности выступает дифференциация уголовной ответственности на законодательном уровне, которая актуальна в отношении несовершеннолетних ввиду необходимости учета особенностей их личности, обусловленных возрастом. Такая дифференциация должна опираться на научное обоснование возраста уголовной ответ-
ственности исходя из способности осознания уголовно-правовых запретов. В настоящее время в связи с отмечающимся омоложением преступности особенно важно исследовать механизмы формирования правосознания несовершеннолетних, обусловливающие с учетом возрастной специфики и сложившихся социальных условий адекватную оценку общественной опасности и запрещенности уголовно наказуемых деяний. Это позволит целенаправленно воздействовать на таких лиц, четко устанавливать их вину, основание и пределы уголовной ответственности и наказания, обеспечивать их дифференциацию и индивидуализацию в соответствии с задачами и принципами уголовного права.
Важной задачей является анализ вопросов осознания уголовно-правовых запретов несовершеннолетними в зависимости от их возраста на основе учета социально-психологических факторов, обусловленных спецификой возрастного развития, а также их влияния на типовую степень общественной опасности личности и совершенных ими деяний. Это позволит обеспечить обоснованность и единообразие реализации уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Однако в силу формальной определенности уголовного права и индивидуальных социально-психологических особенностей самих несовершеннолетних специфику механизма осознания уголовно-правового запрета, его признаки достаточно сложно отразить в уголовно-правовых нормах. На сегодняшний день законодательно закреплен лишь возраст, основанный на презумпции того, что несовершеннолетние уже могут осознавать общественную опасность тех или иных преступлений (их перечень также определен законодательством) и должны нести уголовную ответственность за совершение преступления. Однако данная возрастная грань является достаточно условной.11
Недостатки уголовного законодательства в этой части могли бы быть сглажены разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. Но разъяснения высших судебных инстанций по данным вопросам вызывают справедливую критику, как противоречащие основным правовым принципам. Высшими судебными инстанциями не делается существенных разъяснений по вопросам, возникающим у судов при применении законодательства об ответственности не-
совершеннолетних, связанным с индивидуализацией наказания, в них содержательные аспекты индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних оставлены без должного внимания. Не указано судам на необходимость учета конкретного возраста несовершеннолетнего правонарушителя при решении вопросов о его наказуемости.
1 Цевелева И.В. К проблеме особенностей личности несовершеннолетних преступников// Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 12. С. 104.
2 См.: Ивасюк О.Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3 (35). С. 241-244.
3 Цветкова Е.В. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних и факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего преступника// Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4. С. 137.
4 Цветкова Е.В. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних и факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего преступника// Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4. С. 138.
5 Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // СоцИс, № 5, 2011. С. 24.
6 Заиграев Г.Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // СоцИс, №8, 2009. С.37.
7 Калашников И. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными преступными группами с участием несовершеннолетних. Диссертация ... к.ю.н. Москва, 2011. С. 67
8 Лукьянова Е.Л., Сабирова Г.А. «Кризис где-то и параллельно»: особенности изучения молодежи в условиях экономического спада // СоцИс, № 5, 2012.С.79.
9 Демидова-Петрова Е.В. Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. Т. 1. № 1 (15). С. 38.
10 См.: Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право 2013. С. 87
11 См.: Иванцов С.В., Калашников И.В. Организованность как криминологическая особенность преступности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2010.№ 4. С. 134-139.
12 Давыденко А. В. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста. Автореферат дисс. ...к.ю.н. Рязань, 2013. С. 4.