Научная статья на тему 'Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации'

Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
949
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябухина Дарья Александровна

В статье рассматривается процесс протекание школьной адаптации и сложности, с которыми сталкиваются младшие школьники и их родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Центральной Азии: между инквизиционной и состязательной моделью / под ред. Ф.-К. Шредера, М. Кудратова. Frankfurt am Main. Peter Lang. 2012. С. 72.

20.Pilnacek C. Ein Jahr StPO-Reform-Erwartungen, Realitat und Zukunft. OJZ. 2009. № 62. 550ff(554).

21.URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki Конституция Итальянской Республики (Дата обращения: 11.10.2016 года).

22.Европейские судебные системы. Брюссель. Выпуск 2008.

© Панфилова Е.А., 2016

УДК 330

Рябухина Дарья Александровна

магистрант г. Красноярск, РФ Е-тай: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ

ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается процесс протекание школьной адаптации и сложности, с которыми сталкиваются младшие школьники и их родители.

Ключевые слова

Позиция школьника, школьная адаптация, уровни адаптации, дезадаптация.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением значимого личностного новообразования -внутренней позиции школьника, представляющей тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.

В последние годы явление дезадаптации у детей и подростков стало предметом многочисленных медицинских, психофизиологических и психологических исследований. Исследования в массовых школах обнаружили признаки дезадаптации без выраженных невротических нарушений в 22,5% учащихся школы. Известно, что особенно уязвимыми в отношении развития состояния дезадаптации школьников являются критические периоды изменения условий воспитания и обучения.

От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить качества его личности, если ребенок не научиться дружить и общаться он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

старшем звене гораздо тяжелее.

Изучению процесса школьной адаптации посвящено множество исследований (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан, А. Маслоу).

С целью исследования определения уровня адаптации у детей младшего школьного возраста было проведено исследование на базе МБОУ СШ № 82 среди учеников 1 «А» и 1 «Б» класса. В эксперименте приняли участие 44 человека, в возрасте 7-8 лет.

Диагностический комплекс включал в себя следующие методики: «Что мне нравится в школе», «Рисунок человека», методика «Наблюдение по схеме, предложенной Г.А. Цукерман и А.Л. Венгером», методика «Мишень активности», проективная методика «Диагностика школьной тревожности». Все методики подобраны таким образом, чтобы понять, в какой сфере ребенок является неуспешным.

Проанализировав полученные результаты, мы составили целостный портрет младших школьников с разными уровнями школьной адаптации.

Детей с высоким уровнем протекания школьной адаптации 39%. Они с удовольствием ходят в школу, остаются на факультативы и секции. Их отличительной особенностью является коммуникабельность, открытость, умение быстро наладить контакты. Занимают благоприятную позицию в классном коллективе. Ученики проявляют высокую степень самостоятельности, навыки самоконтроля и саморегуляции. Такие дети осуществляют успешную школьную деятельность, проявляют инициативу, внимательно слушают указания, объяснения учителя. Они отстаивают свое мнения, не боятся критики со стороны взрослого или других детей.

Детей со средним уровнем протекания процесса адаптации 36%. Ученики положительно относятся к школе, посещение школы не вызывает проявления негативных эмоций. Для таких детей необходимо подробно и наглядно объяснять материал для понимания. Они нуждаются в незначительной помощи взрослого. Сосредоточены в работе тогда, когда это вызывает у них интерес. Такие дети общительны, занимают привлекательные статусные позиции в классе.

Дезадаптация наблюдается у 25% младших школьников. Такие дети порой замкнуты, некоммуникабельные, медлительны. Школьную программу не усваивают, требуют постоянный контроль взрослого. Часто отвлекаются на посторонние шумы в классе, смотрят в окно, играют карандашами. Они не умеют взаимодействовать с другими детьми, обзываются, дерутся, ябедничают. Занимают непривлекательные статусные позиции в классе.

Итак, дети с высоким уровнем проявления протекания процесса адаптации с желанием посещают школу. Они успешны в межличностных отношениях и в учебной деятельности.

Дети со средним уровнем протекания процесса адаптации положительно относятся к школе. Они имеют достаточное количество друзей. В учебной деятельности им необходимо повторение инструкций и контроль, который осуществляет учитель.

Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на коррекцию школьной адаптации младших школьников. Мы предполагаем, что программа, разработанная на основе групповых консультаций, будет эффективным средством в преодолении школьной дезадаптации. Список использованной литературы:

1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс до и после. 2007 N 12. С. 59-62.

2. Варнаева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребенку- Ярославль: Александр Рутман. 1996. С. 178.

3. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. 2003 N 8. С. 9-13.

4. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. 1996 С. 421.

5. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. // Особенности психического развития детей 67 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика. 1988. С. 136.

© Рябухина Д. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.