_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
социальный субъект, который принадлежит к определенному общественному и профессиональному сообществу, задающим идеальную модель деятельности. Благодаря профессиональным ценностям-нормам человек на этапе овладения деятельностью ориентируется в конкретных профессиональных ситуациях (адаптивно-репродуктивная ориентация) и выполняет действия на нормативно-ролевом уровне. Приобретая индивидуальный практически-духовный опыт, человек действует не только в соответствии с общепринятыми ценностями-нормами профессиональной деятельности (тенденция адаптации), но и создаёт на их основе собственную систему профессиональных ценностей (тенденция развития) и руководствуется ею, прежде всего, в собственных процессах целеполагания. Именно поэтому осуществление одинаковой по содержанию деятельности варьирует у разных людей и результат деятельности несет на себе отпечаток личности деятеля, то есть человек является не только носителем профессиональных ценностей, но и их субъектом. В отличие от профессиональных ценностей-норм, которые задаются извне, личностные ценности являются внутренней ориентацией, внутренним потенциалом деятельности, преддеятельностью. Каждому умению-действию должны предшествовать умения-определения смысла: построение смысла деятельности, переосмысление, замена прежних смыслов, конструирование действий и т. п.
Личностные ценности, как и социальные ценности, существуют в форме идеалов, моделей должного. Но именно личностные ценности в отличие от социальных, которые могут не оказывать никаких влияний на деятельность субъекта, задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности. Поэтому важно, чтобы общезначимая ценность приняла форму личностной ценности, стала значимой в индивидуальном контексте. В первую очередь это касается профессий социономичного типа (деятельность человека в профессиональной сфере "Человек-Человек"). По сути это духовная деятельность: в первую очередь большинство представителей этой профессиональной сферы объединяет наличие жизненной потребности в объективации своей человеческой сущности. М. С. Каган называет это объективированной субъективностью, В. А. Петровский - отражённой субъектностью, Г. А. Балл - ценностно-мотивационной доминантой личности, С. Мусатов - стремлением к коммуникации. Это распредмечивание своего внутреннего бытия (мыслей, чувств, убеждений и т. п.) в продуктах собственного труда должно быть только целесообразным, со знаком позитивного качества. Исходя из этого, тем большую значимость в деятельности приобретает её аксиологический компонент.
Список использованной литературы:
1. Брушлинский, А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность / А. В. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 129-142.
2. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
4. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.- Воронеж: ИПП; МОДЭК, 1995. - 416 с.
© Мартынюк О. Б., 2016
УДК 342.41 ББК 67.400.6
Панфилова Е.А.
студентка 2 курса магистратуры юридического факультета Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Аннотация
В статье рассматриваются особенности становления и развития прокурорского надзора за
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
предварительным следствием в зарубежных странах современного мира, проводится их сравнительный анализ.
Ключевые слова
Реформирование прокурорской системы, прокурорский надзор, предварительное следствие.
PROCURATORIAL SUPERVISION OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION: COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL PRACTICES OF FOREIGN COUNTRIES
The article discusses the features of the formation and development of prosecutorial supervision over the preliminary investigation in the foreign countries of the modern world, conducted a comparative analysis.
Keywords
Reforming the prosecutorial system, public prosecutor's supervision, the preliminary investigation.
Необходимость проведения сравнительно-правового анализа практики прокурорского надзора за предварительным следствием в зарубежных странах обусловлена тем, что сам по себе прокурорский надзор, равнозначно, как и предварительное следствие, являются сферами комплексного правового регулирования, осуществляемого посредствам различных отраслевых юридических норм. Подавляющее большинство российских исследователей исходит из того, что отрасли права, а вместе с ними и институты права, следует выделять на основе двух критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования, которые называются также основаниями деления норм права на институты и отрасли [7, С.14] .Предлагаемое обстоятельство, в свою очередь предполагает необходимость сравнивать различные объекты правового регулирования посредствам применения универсальных приемов исследования. Кроме всего прочего, необходимо вести речь о сравнении однородных массивов правового регулирования в различных странах [8, С.55-56]. Одновременно, и спецификация прокурорского надзора, и предварительное следствие, направлены на обстоятельства, которые сами по себе являются разновидностями социальных ценностей, либо обуславливают их [9, С.171]. Поэтому, в процессе исследования, очевидно, необходимо применять специальные аксиологические методы [10, С.346]. Помимо всего прочего, практика прокурорского надзора, и предварительное следствие представляя собой правовые категории, должны рассматриваться именно, как ценности, обусловленные ценностью позитивного права [11, С. 95]. Прокурорский надзор и предварительное следствие, в любом случае, затрагивают как сферу естественных, так и приобретаемых прав, и свобод человека и гражданина, влияя на правовой статус личности [15, С. 27]. В конечном счете, практика прокурорского надзора, и предварительное следствие предназначены для развития качества жизни людей [12, С. 71] и направленны на удовлетворение их нужд, интересов и потребностей [13, С. 263]. В качестве самостоятельного направления исследования может быть также рассмотрена (в данной работе данный аспект специально не выделяется) практика прокурорского надзора за предварительным следствием в зарубежных странах, через призму потенциально опасных объектов коррупционного посягательства [14, С. 27].
Стоит отметить, что в некоторых странах, таких как Франция, Италия, следствие организационно полностью отделено от прокуратуры. Вместе с тем прокуратура обладает обширными полномочиями по контролю (надзору) за следствием и даже прямому руководству им.
Так, во Франции следователь это - полноправный представитель судебной власти следственный судья. Соответственно, взаимоотношение прокурора со следственными судьями определяется общими принципами взаимоотношения прокуроров с судебной властью: к судебной власти можно лишь обращаться с просьбами (ходатайствами). Согласно статье 82 УПК Франции «на любой стадии следствия прокурор Республики вправе предписывать следственному судье производство всех действий, которые ему представляются полезными или для установления истины»[4, c. 38]. Прокурор вправе присутствовать при следственных действиях (ст. 92 УПК Франции). Кроме того, согласно ст. 119 раздела V УПК Франции прокурор Республики вправе присутствовать при допросах обвиняемого и гражданского истца, а также на очных ставках обвиняемого. Однако присутствие на допросе не дает само по себе прокурору право его проводить. Прокурор Республики может получить разрешение задавать допрашиваемому вопросы, однако,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
следственный судья может и отказать ему в этом. В таком случае в обязанность следственному судье вменяется лишь занести указанные вопросы в протокол следственного действия (ст. 119 УПК Франции)[5, с. 155].
В разных странах у понятия общее руководство следствием свое, специфическое содержание, т. е. различные формы и методы осуществления руководства. Можно сделать вывод о том, что полномочия прокурора за предварительным следствием во Франции существенно отличается от полномочий прокурора за предварительным следствием в России, прокурор обладает широким перечнем полномочий: прокуратура осуществляет руководство деятельностью судебной полиции; возбуждает уголовное преследование; имеет право активно вмешиваться в ход предварительного следствия посредством участия в проведении ряда следственных действий, а также путем внесения на любой стадии следствия обязательных для рассмотрения требований.
Германская модель прокурорского надзора за предварительным следствием отличается следующими особенностями: 1) отсутствием предварительного следствия; 2) концентрацией всего расследования на уровне полицейского дознания с возможным выделением упрощенных форм дознания по отдельным категориям дел; 3) сохранением за прокурором полного руководства полицейским дознанием и надзора за полицией, в силу чего возникает даже термин «прокурорское дознание»; 4) разветвленной системой судебного контроля, возложенного на судей, которые в процессуальном смысле превращаются в «следственных судей»; 5) построением уголовного процесса вокруг принципа объективной истины, в силу которого прокурор и действующая под его руководством полиция обязаны расследовать дело всесторонне, полно и объективно.
Следует отметить, что предварительное расследование осуществляется прокурором, полицией и следственным судьей. Прокурор руководит расследованием и может проводить его сам в полном объеме. Именно на нем лежит обязанность исследовать все обстоятельства дела. На практике личное участие прокуроров имеет место лишь при расследовании тяжких преступлений. Для решения вопроса о необходимости выдвижения обвинения перед судом прокурор допрашивает свидетелей, экспертов, обвиняемого, дает предписания о производстве обыска, выемки и других следственных действий, устанавливает существенные для дела обстоятельства.
В странах англо-американской системы права не существует прямого аналога органам прокуратуры. Наиболее схожи по функциям должностные лица, обвинительных служб данных государств. В силу сложившейся практики они фактически выполняют функции, которые характерны органам прокуратуры. Отдельные прокурорские функции также выполняют генеральные атторнеи, генеральные солиситоры и подчиненные сотрудники их аппарата[6, с.53-57].
Например, в США в ходе полицейского расследования полиция полностью отделена от прокурора и действует автономно. Иначе говоря, прокурор не осуществляет надзор за полицией, выступая лишь «фильтром» между полицией и судом. Именно поэтому данную модель иногда условно называют системой «слабой прокуратуры» Прокурор здесь лишь орган обвинения перед судом, к которому дело поступает из полиции и который решает вопрос о его передаче в суд, что, конечно, резко усиливает полицейские ведомства, за которыми нет «внешнего» прокурорского надзора [19, с. 72].
Аналогичная модель взаимоотношений прокуратуры и органов полиции сложилась и функционирует в Японии [16, с. 50-52].
В Австрии ходе реформы 2004 года было принято решение отказаться от прежнего следственного судьи и передать его функции по руководству предварительным следствием прокурору. В настоящее время прокурор дает указания уголовной полиции, принимает решения о проведении медиации и прекращении уголовного преследования. Ранее все эти функции исполнялись следственным судьей.
В австрийской научной литературе высказываются следующие соображения о преимуществах нового порядка: 1) представляется разумным, что орган, принимающий позже решение об обвинении, с самого начала может определить, какие именно обстоятельства необходимо установить в процессе предварительного расследования: появляется гарантия того, что исследуются как раз те обстоятельства дела, которые затем будут решающими либо для предъявления обвинения, либо для прекращения судебного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
производства; 2) становится возможным при наличии сложных преступных деяний, например в области экономической преступности, создание «прокурорских команд» с участием прокуроров-специалистов. Следственный судья был, напротив, всегда предоставлен сам себе; 3) существенно облегчается международное сотрудничество, поскольку за прошедшие годы в большинстве европейских стран процедура предварительного расследования уже поставлена под контроль прокурора. Таким образом, сотрудничество может осуществляться на одинаковом уровне (а именно на уровне прокуроров) [20].
В Италии обязанность прокуратуры осуществлять уголовное преследование установлена конституционно (ст. 112 Конституции[21]). В Италии прокуроры осуществляют достаточно жесткий надзор за органами предварительного следствия, его задача обеспечение процессуального руководства следствием. Следственный судья ведет предварительное следствие и о любом следственном действии он обязан проинформировать прокурора, которой предоставлено право участия во всех допросах, экспертизах и т. д., если она сочтет это нужным в интересах расследования. В Италии прокуроры вправе санкционировать прослушивание телефонных переговоров. Также Италии прокурор может распорядиться о задержании подозреваемого на срок до 48 часов.
Необходимо отметить, что в большинстве стран Европы прокуроры осуществляют уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения. По данным Совета Европы в 44 государствах и государственных образованиях прокуратуры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться к судье с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 стран имеют право на обжалование решений в вышестоящий суд (за исключением Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии) [22].
Анализируя полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Италии, то стоит отметить, что в настоящее время эта функция (процессуального руководства) прокурора получила весьма широкое распространение.
Равнозначный вывод можно делать и в отношении других стран. Так, например, в Северокорейском процессе юридического преследования органы и должностные лица функционируют как мощное оружие для «дикта туры пролетария». С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля [17, с. 25]. Практическую аналогию можно провести и по отношению к другим государствам Северо-Восточной Азии. Все государства Северо-Восточной Азии в структурах своих государственных аппаратов предполагают органы прокуратуры, которые имеют различия, обусловленные объективными и субъективными факторами. К объективным факторам можно отнести опыт восприятия и осуществления конституционных традиций, исторически связанный с менталитетом политических и юридических элит, экономикой государственного управления и иными обстоятельствами. Субъективным фактором является наличие политических интересов отдельных социальных групп, влияющих в процессе развития и функционирования национальной политической системы на построение и реформацию национальной системы права [18, с. 49].
На основании изложенного, можно прийти к выводу о необходимости внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ расширить полномочия прокурора по осуществлению функции уголовного преследования в досудебных стадиях, а именно вернуть прокурору право возбуждения уголовных дел в отношении специальных субъектов.
Реализация прокурором полномочий по уголовному преследованию, а именно по возбуждению уголовного дела, даче согласия следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании и применении мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права на наш взгляд, будет способствовать более полной защите прав и законных интересов человека и гражданина, соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства., обеспечению неотвратимости наказания за совершенное преступление, либо отказу от уголовного преследования невиновных.
Сравнительно-правовые истоки международно-правовых стандартов, законодательный опыт отдельных зарубежных стран и то, куда они ведут в институциональном плане, отделяя приемлемое от неприемлемого, помогает выбрать адекватную модель прокурорского надзора за предварительным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
следствием.
Список использованной литературы:
1. URL: http://base.garant.ru/12123836/#ixzz4E0wGGmb4 Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (Дата обращения: 28.10.2016).
2. URL:http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/[2003]/Rec1604.asp РЕКОМЕНДАЦИЯ 1604 (2003) О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона (Дата обращения: 10.10.2016 год).
3. Рекомендации Комитета министров Совета Европы 2000 г. «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия». Сборник документов. М.: Юридическая литература. 2004. С. 746 - 779.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г. (с изм. на 1 января 1966 г.) / под ред. В.И. Каминской. М.: Изд-во «Прогресс». 1967. С 38.
5. Хайруллина Э.А. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу согласно уголовно-процессуальному законодательству Франции. Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С.155.
6. Щерба С.П., Додонов В.Н. Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Законность. 2011. № 6. С. 53 - 57.
7. Муниципальное право России: учебное пособие / Под ред. А.В. Юрковского, - Изд-во Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. — 341 с.
8. Юрковский А. В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 55-59.
9. Юрковский А. В. Основные подходы к определению ценностей в правовой аксиологии // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 171-175.
10.Юрковский А. В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах - 2016. -N 2-3(16). - с. 340-346.
11.Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. - 2016. № 2 (32). - с. 95. - 102.
12.Юрковский А. В., Чигвинцев И. А. Прикладное применение конструкта «развитие» в правовой материи стран Северо-Восточной Азии и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Право и практика. - 2016. - № 2. - с. 64-71.
13.Юрковский А. В., Тугутова Д. А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категории «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств СевероВосточной Азии // Современная научная мысль. - 2016. - № 2. - с. 254 - 264.
14.Довбня А.И., Юрковский А.В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1. (30). С. 27-28.
15.Юрковский А.В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира // Сибирский юридический вестник. - 2015. - № 4. - с. 132 - 139.
16.Юрковский А.В. Органы полиции в системе социального управления Японии // В сборнике: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов Юридического института ИГУ. Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт; Редакционный совет: Н. Э. Шишкина, О. П. Личичан, С. С. Акманов, В. Н. Казарин, В. В. Ровный, С. А. Шоткинов. 2003. С. 50-52.
17.Юрковский А.В. Правоохранительные органы в политической системе Корейской Народно-Демократической Республике // Сибирский юридический Вестник. 2005. № 1. С. 25-30.
18.Юрковский А.В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3-5. С. 49-55.
19. Бахмайер Винтер Л. Основные черты этапа предварительного расследования в уголовном процессе США // Schroeder F.-C., Kudratov M. (Hrsg.) Das strafprozessuale Vorverfahren in Zentralasien zwischen inquisitorischem und adversatorischem Modell / Предварительное расследование в уголовном процессе стран
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
Центральной Азии: между инквизиционной и состязательной моделью / под ред. Ф.-К. Шредера, М. Кудратова. Frankfurt am Main. Peter Lang. 2012. С. 72.
20.Pilnacek C. Ein Jahr StPO-Reform-Erwartungen, Realitat und Zukunft. OJZ. 2009. № 62. 550ff(554).
21.URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki Конституция Итальянской Республики (Дата обращения: 11.10.2016 года).
22.Европейские судебные системы. Брюссель. Выпуск 2008.
© Панфилова Е.А., 2016
УДК 330
Рябухина Дарья Александровна
магистрант г. Красноярск, РФ Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ
ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс протекание школьной адаптации и сложности, с которыми сталкиваются младшие школьники и их родители.
Ключевые слова
Позиция школьника, школьная адаптация, уровни адаптации, дезадаптация.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением значимого личностного новообразования -внутренней позиции школьника, представляющей тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.
В последние годы явление дезадаптации у детей и подростков стало предметом многочисленных медицинских, психофизиологических и психологических исследований. Исследования в массовых школах обнаружили признаки дезадаптации без выраженных невротических нарушений в 22,5% учащихся школы. Известно, что особенно уязвимыми в отношении развития состояния дезадаптации школьников являются критические периоды изменения условий воспитания и обучения.
От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить качества его личности, если ребенок не научиться дружить и общаться он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или