Научная статья на тему 'Системы органов прокуратуры России и Великобритании'

Системы органов прокуратуры России и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6195
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОРОЛЕВСКАЯ СЛУЖБА ОБВИНЕНИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АТТОРНЕЙ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОЛИСИТОР / БАРРИСТЕР / ЛОРД-АДВОКАТ / ПРОКУРОР-ФИСКАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Анна Анатольевна

В современной юридической литературе, исходя из места, которое занимает прокуратура в системе государственных органов, выделяют государства, где прокуратуры или его прямого аналога не существует. Среди таких государств можно выделить Великобританию. Сложная система органов, исполняющих схожие с Российской прокуратурой функции, в указанных государствах неоднократно была объектом исследовательского внимания. В данной статье рассмотрены отличительные черты двух правовых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы органов прокуратуры России и Великобритании»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

выборов) не сопровождается внесением изменений в другие (законы о СМИ, Гражданский и Уголовный кодексы);

- неопределенность - появление норм, допускающих неоднозначное толкование;

- замена прямых норм отсылочными, причем отсылка идет не на закон, обсуждаемый и принимаемый более или менее открыто и коллегиально, а на подзаконный акт исполнительной власти, который, скорее всего будет закрыт для обсуждения;

- недостатки технологического процесса выпуска уже принятых нормативных актов (как правило, распоряжений и приказов главы исполнительной власти региона): не идентичность принятого и опубликованного текстов, наличие 2-х и более нормативных актов под одним номером, пробелы в нумерации;

- наличие злого умысла у разработчиков и/или некомпетентность принимающих закон (детализация пунктов таможенной декларации позволяет, например, электронные платы декларировать как пластмассовые предметы с элементами металла, что резко снижает таможенную пошлину) [7, с.68].

Эти обстоятельства напрямую приводят к коррупции. Отсутствие норм, разрешающих и регулирующих общественное участие, приводит к бесконтрольности, что в свою очередь ведет к коррупции среди чиновников. Возможность возникновения коррупции вообще, и в бюджетном процессе, в особенности, напрямую связана с непрозрачностью процесса. Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов. Список использованной литературы:

1. Балугян, А. С. К вопросу о научных подходах к определению понятия "коррупция" [Текст] / А. С. Балугян // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2013. - № 4. - С. 59-61.

2. Безверхов, А. О некоторых вопросах квалификации коррупционных преступлений [Текст] / Артур Безверхов // Уголовное право. - 2013. - № 5. - С. 28-33

3. Бельский, К. С. Об уточнении понятия "коррупция" [Текст] / Константин Степанович Бельский // Государство и право. - 2012. - № 12. - С. 22-28.

4. Гончаренко, Г. С. Коррупция как социально негативное системное явление [Текст] / Г. С. Гончаренко // Российский следователь. - 2012. - № 5. - С. 33-36

5. Дмитриев, Ю. А. Коррупция как инструмент государственного регулирования в политической системе российского общества [Текст] / Ю. А. Дмитриев // Современное право. - 2012. - № 1. - С. 12-16

6. Карманов, М. В. Статистика и коррупция в современной России [Текст] / М. В. Карманов // Вопросы статистики. - 2013. - № 2. - С. 83-86.

7. Козельская, Н. Л. Влияние коррупции на экономику: понятие и сущность коррупции [Текст] / Н. Л. Козельская // Право и экономика. - 2011. - № 4. - С. 68-70.

8. Корзун, И. Г. Коррупция и как ей противодействовать [Текст] / И. Г. Корзун // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - №2. - С. 14-25.

© Кугаевская Е.А., 2016

УДК 4414

Новикова Анна Анатольевна

Магистрант НЮИ(ф)ТГУ, г.Новосибирск

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация

В современной юридической литературе, исходя из места, которое занимает прокуратура в системе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

государственных органов, выделяют государства, где прокуратуры или его прямого аналога не существует. Среди таких государств можно выделить Великобританию. Сложная система органов, исполняющих схожие с Российской прокуратурой функции, в указанных государствах неоднократно была объектом исследовательского внимания. В данной статье рассмотрены отличительные черты двух правовых систем.

Ключевые слова

Королевская служба обвинения, генеральный атторней, генеральный солиситор, барристер, лорд-адвокат, прокурор-фискал.

В современной юридической литературе, исходя из места, которое занимает прокуратура в системе государственных органов, выделяют государства, где прокуратуры или его прямого аналога не существует. Среди таких государств можно выделить Великобританию.

Сложная система органов, исполняющих схожие с Российской прокуратурой функции, в указанных государствах неоднократно была объектом исследовательского внимания.

Учреждения и чиновники в сравниваемых странах, выполняющие подобные функции, представляют собой особую систему органов - Ведомство генерального атторнея, Королевская служба обвинения, Департамент (Офис, Дирекция, Управление) публичных преследований, Государственная служба. В отличие от российской прокуратуры организация указанной системы органов характеризуется несколькими способами.

Во-первых, велика роль чиновников (генеральный атторней, генеральный солиситор или лорд-адвокат) в сфере осуществления уголовного преследования. Главные чиновники назначаются короной (президентом), но по представлению (по совету) премьер-министра, или премьер-министром непосредственно; являются главными юридическими советниками правительства (короны) независимы в выполнении своих функций. При этом эти же чиновники фактически возглавляют адвокатский корпус. Например, в Великобритании генеральный атторней считается главой корпорации барристеров, а генеральный солиситор - солиситоров. Барристеры и солиситоры - две категории адвокатов. Солиситоры занимаются подготовкой дел к слушанию и выступают, как правило, только в окружных судах, а барристеры дают консультации по вопросам права и выступают в суде в качестве представителей сторон или защитников обвиняемого. В свою очередь, барристеры делятся на младших и старших советников. В ирландских высших судах по гражданским делам, конечно, каждая из сторон представлена не менее чем тремя барристерами (одним младшим и двумя старшими советниками). Получение статуса Солиситора или баристера, особенно старшего советника, связанно с выполнением достаточно строгих требований (университетское образование, дополнительные экзамены, стажировка и т.д.).

Во-вторых, отсутствует единая централизованная система органов, выполняющих схожие с российской прокуратурой функции, не исключается системность как в структурной их организации, так и в функциональной их деятельности. При этом структура данных органов не соответствует структуре судебных органов.

Так в Великобритании (Англия и Уэльс) в Ведомство генерального атторнея входит Дирекция публичных преследований во главе с директором, назначаемым генеральным атторнея, а с 1987 г. (Закон об отправлении правосудия) в состав Ведомства генерального атторнея входит управление по борьбе с тяжелыми шах-райствамы (Serious Fraud office). Председатель этого управления, также именуемый директором назначается генеральным атторнея и свои функции осуществляет под его контролем.

С момента принятия Закона об уголовном преследовании преступлений (1985 г.) в Англии введена Королевская служба обвинителей (Crown Prosecution Seirace). Согласно этому Закону, службу возглавляет директор публичных преследований.

В организационном плане Королевская служба обвинителей разделена на службу в 14 географических районах, причем каждая возглавляется Главным королевским обвинителем и состоит из местных отделений общим числом 96. Эти отделения представляют собой ключевые оперативные единицы, возглавляемые королевскими обвинителями отделений. Государственные обвинители назначаются Директором публичных преследований.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

В Шотландии, в отличие от Англии и Уэльса, система органов публичного уголовного преследования более разветвленная. Аналогом генерального атторнея и генерального Солиситора в Англии является лорд-адвокат и генеральный солиситор Шотландии, власть и функции которых гораздо шире, чем у их английских коллег. Лорд-адвокат возглавляет службу государственного обвинения. Все обвинительные акты, независимо от того, кто в конкретном деле выступает как обвинитель, предъявляются от его имени. Он назначает фискалов (государственные обвинители в районных судах), контролирует их. Лорд-адвокат постоянный орган, ведающий всеми делами, связанными с преследованием и поддержкой обвинения по уголовным делам. Этот орган называется управлением уголовного преследования (Crown office). Оно возглавляется постоянным чиновником, именуемым представителем короны (Crown Agent). Он считается Солиситором департамента лорда-адвоката, поэтому иногда выступает и по гражданским делам особой публичной значимости, где стороной является лорд-адвокат.

В Ирландии служба обвинения имеет строение подобную "английской модели". Так же на нормативном уровне (правда на конституционном) предусмотрена должность Генерального атторнея, который является советником правительства по "вопросам закона и правовых оценок". Сама служба разделена на две части - отдел по принятию решений, т.е. Офис Директора публичных преследований (создан Законом об уголовном преследовании за преступления 1974 г.), и исполнительный отдел - Государственная солиситорская служба. Председателем Офиса Директора публичных преследований является директор, и весь штатный персонал ответственный перед ним как по труду, так и по дисциплинарным вопросам. Государственная солиситорская служба подчиняется установкам Директора публичных преследований по уголовным делам.

Государственная солиситорска служба является частью административной структуры ведомства Генерального атторнея, что также ведет все правительственные некриминальные юридические дела.

В-третьих, статус органов обвинения неоднозначный. При выполнении своих функций они независимы. При этом, например, в Шотландии прокурорская служба (Crown Office and Procurator Fœcal Service) является Департаментом исполнительной власти. В Конституции Ирландии четко закреплено, что генеральный атторней не может быть членом правительства, тогда как в Великобритании - генеральный атторней, генеральный солиситор (Англия, Уэльс), лорд-адвокат (Шотландия) являются членами парламента. Например, по традиции лорд-адвокат должен быть членом палаты общин, а имеющий звание пэра, - членом палаты лордов. При этом с изменением кабинета эти должностные лица также оставляют пост.

Исходя из сложившегося в юридической литературе представления о существовании двух моделей прокуратуры - прокуратуры как органа надзора за законностью и как органа уголовного преследования, можно добавить и органы обвинения, существующие в сравниваемых странах.

Что же касается функциональной модели органов обвинения в Великобритании, Ирландии, следует обозначить следующие ее контуры.

Должностные лица (Генеральный атторней, Директор публичного обвинения, Директор управления по борьбе с тяжкими мошенничествами) в Великобритании (Англии и Уэльсе) имеют право возбуждать уголовные преследования по отдельным делам.

Но кроме права на них уставными нормами положена и обязанность определенного рода уголовного преследования. Например, в случаях расследования государственных преступлений, связанных с посягательствами на монарха или правительство страны, организации незаконной забастовки и т.д. уголовное преследование не должно быть начато без согласия Генерального атторнея. Кроме этого Генеральный атторней вправе издавать распоряжения, обязывающие руководителя того или иного полицейского формирования направлять директору публичных преследований информацию об осуществлении на подведомственной ему территории определенного рода преступлений, Генеральный атторней считает, представляющими особый публичный интерес. К таким, например, относятся преступления, наказуемые смертной казнью, убийство, клевету на должностных лиц, сговор на совершение государственных преступлений и др.. Согласно ст. 3 Закона об уголовном преследовании преступлений (Prosecution of Offences Act) 1985 к полномочиям Директора публичных преследований входит: «возбуждении производства по уголовному делу, в силу важности или сложности требует его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

вмешательства». Директору управления по борьбе с тяжелыми мошенничествами предоставлено право возбуждать преследование в тех случаях, когда он имеет достаточные основания полагать, что речь может идти о серьезном или сложном мошенничестве.

Следует отметить, что право возбуждать уголовные преследования не является монополией органов обвинения, в том числе и главных должностных лиц(1). Полиция и каждый человек могут нарушать уголовное преследование и осуществлять уголовное производство по делам, расследование которых не обязан принимать на себя, например, Директор публичных преследований (2). Но, однако, в возможностях должностных лиц и учреждений, исполняющих подобные функции органов континентальной прокуратуры, сохранять за собой влияние на ход такого уголовного преследования. Так, генеральный атторней может влиять на ход преследования посредством использования прерогативных полномочий о прекращении производства по уголовному делу, издав приказ "nolle proseqrn» (не преследую). Его наставления является обязательнымыми для всех лиц и органов, проводящих досудебное расследование. В свою очередь, директор публичных преследований вправе принимать к своему производству ведение уголовных дел, которые уже возбуждены полицией или другими лицами. Он дает также практические указания по конкретным делам о том, возбуждать либо не возбуждать уголовное преследование и по какому обвинению. Если дело возбуждено, он может дать указание о его прекращении. Также в обязанности Директора публичных преследований входит оказание помощи должностному и частным лицам, которые осуществляют уголовное преследование. Эта помощь может выглядеть рекомендаций по методике и тактике производства следственных и иных процессуальных и не процессуальных действий, выделении специальных фондов оплаты стоимости экспертных исследований и услуг частных детективов. Итак среди возможностей как Генерального атторнея, так и Директора публичных преследований - осуществление процессуального руководства уголовным преследованием.

В Шотландии все фискалы находятся в ведении центральных органов уголовного преследования, они в своей деятельности должны подчиняться общим распоряжениям и циркулярам, издаваемым адвокатом и управлением уголовного преследования по конкретным делам. Объем полномочий прокуроров-фискалов чрезвычайно велик. Каждый фискал на своей территории является настоящим хозяином ситуации относительно всех уголовных дел. Он ответственен за расследование всех преступлений, совершенных в его районе. Частного преследования в Шотландии практически не существует. Все частные лица, корпорации и органы, которые пытаются нарушить уголовное преследование, должны получить разрешение службы публичного обвинения. Исключение составляют фабричные инспекторы и местные органы власти в случаях, когда они привлекают к ответственности родителей за то, что их дети не посещают школу. Во всех других случаях вопрос о возбуждении или не нарушение уголовного дела решает прокурор-фискал. Относительно наиболее тяжких или особо тяжких преступлений он обращается в Управление уголовного преследования для получения соответствующих указаний Королевского совета.

Что же касается предварительного расследования уголовных дел в Великобритании (Англия и Уэльс), следует отметить, что в подавляющем большинстве совершенных преступлений его осуществляет полиция. Ее достаточно широкие полномочия закреплены Законом о полиции и доказательства по уголовным делам 1984 Необходимо учитывать, что Департамент публичных преследований не имеет специальных органов на местах, а это существенно ограничивает его возможности, порождает, в свою очередь, относительно невысокий процент участия следственного аппарата департамента в досудебном расследовании уголовных дел в масштабах всей страны. Только в особо опасных преступлениях, затрагивающих интересы государственной безопасности (имеются в виду такие преступления, как мятеж, взятка, коррупция и преступления, совершенные на основании Закона 1911 об охране государственной тайны), расследование проводит Директор публичных преследований по согласованию и под руководством Генерального атторнея.

Директору управления по борьбе с тяжкими мошенничествами предоставлено право вести расследование в случаях, когда речь идет о серьезном или сложном мошенничестве. Расследование проводится или вместе с полицией или с другим лицом, Директор назначает независимого следователя как со своего аппарата, так и со стороны.

Королевская служба обвинителей не имеет полномочий ни заниматься полицейским дознанием, ни

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

давать полиции указания по собрания доказательств. Лишь иногда предварительное расследование проводится следственными аппаратами Королевской службы обвинителей - в тех случаях, когда их участие предусмотрено законом (3).

В Шотландии расследования всегда ведет полиция, не несет самостоятельной ответственности за обвинения. В силу своего полуофициального положения и общей подчиненности лорду-адвокату, полиция обязана следовать указаниям службы публичного обвинения, а именно прокуроров-фискалов. Полицейские чиновники обязаны докладывать им о всех делах, поступивших к ним, и придерживаться тех процессуальных шагов, которые им рекомендованы прокурором-фискалом. В делах, которые должны рассматриваться Высшим судом, он проводит расследование (с помощью полиции) и полностью готовит дело для суда.

В Ирландии обвинители НЕ играют никакой другой роли в расследовании, кроме предоставления полиции консультаций по правовым и практическим вопросам. Расследование преступлений является функцией полиции. Полиция не обязана действовать в соответствии с полученными советами, однако она безостановочно действует в соответствии с ними. Консультация обычно дается только по запросу.

Основная задача службы обвинения в Ирландии - на основании полученных от полиции досье и проведенных с ней консультаций решить, нужно вести судебное преследование (функция Директора службы государственного обвинения), а также представлять дела на предварительных слушаниях и в судах суммарного производство и, кроме того, в случаях подавать барристером краткое письменное изложение дела.

Основная функция государственных ("коронных") обвинителей в Великобритании (Англия и Уэльс) -поддерживать обвинение в судах всех уровней. Все королевские обвинители страны пользуются своими полномочиями в соответствии с принципами, изложенными Кодексом Королевских обвинителей (Code for Crown Prosecutors), принятым в соответствии с Разделом 10 Закона об уголовном преследовании преступлений 1985 Кодекс устанавливает основные принципы, которые должны соблюдать Королевские обвинители, решая вопрос, касающийся поддержания или неподдержания обвинения.

В Шотландии обвинение в Высшем суде поддерживает любой из членов Королевского совета: адвокат-заместитель или (исключительно) лорд-адвокат или генеральный солиситор Шотландии. В судебном заседании им может помогать фискал.

Служба обвинения, как в Великобритании, так и в Ирландии не участвует в исполнении приговоров по уголовным делам. Так же она не принимает участие в определении политики в отношении уголовных преступлений и предупреждении этих преступлений, хотя в Королевскую службу обвинителей могут обратиться за консультацией по проектам законов, касающихся уголовной юстиции.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе РФ. С одной стороны, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор как вид государственной деятельности, не относятся к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая в то же время признаками каждой из них. С другой стороны, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти. Кроме того, компетенция прокуратуры распространяется и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Полномочия прокуратуры распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность правоохранительных и контролирующих органов, что свидетельствует об их универсальном характере. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием принимаемых актов и решений правоохранительными и контролирующими органами.

Прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением конституции и исполнением действующих на её территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, который, в свою очередь, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Таким образом, учреждения и должностные лица, исполняющие функции, подобные органам прокуратуры Российской Федерации в странах англо-саксонской правовой семьи, представляют собой особую систему органов, которая имеет своеобразную организацию:

во-первых, большая роль должностных лиц (генеральный атторней, генеральный солиситор или лорд-адвокат) в сфере оказания уголовного преследования, которые являются и главными юридическими советниками правительства (короны) и фактически возглавляют адвокатский корпус

во-вторых, отсутствует единая централизованная система органов, выполняющих схожие с российской прокуратурой функции, не исключает системность как в структурной их организации, так и в функциональной их деятельности, при этом структура данных органов не соответствует структуре судебных органов;

в-третьих, статус органов обвинения неоднозначный, поскольку, с одной стороны, при выполнении своих функций они независимы, а с другой стороны, - организационно отнесены к исполнительной власти (например, в Шотландии прокурорская служба является Департаментом исполнительной власти) и, при этом, например, в Конституции Ирландии четко закреплено, что Генеральный атторней не может быть членом правительства, тогда как в Великобритании - Генеральный атторней, Генеральный солиситор (Англия, Уэльс), лорд-адвокат (Шотландия) являются членами парламента, и со сменой кабинета (выхода в отставку Премьер-министра) эти должностные лица также оставляют пост

в-четвертых, функциональная модель органов обвинения представлена осуществлением надзора, функцией уголовного преследования (право возбуждать уголовные преследования не является монополией органов обвинения), что включает процессуальное руководство уголовным преследованием, осуществлением надзора за процессуальной деятельностью других государственных органов и функцией поддержки обвинения в суде. Примечания:

1 - Полномочиями по возбуждению уголовного процесса в Англии наделен и ряд других организаций: Таможенное и акцизное управление, некоторые государственные министерства (например, Министерство торговли и промышленности), руководитель органов здравоохранения и безопасности; местные власти; Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми; Королевская община по предотвращению жестокого обращения с животными.

2 - Согласно Закону об уголовном преследовании преступлений 1985 г. в большинстве случаев полиция, а не обвинитель, решает вопрос о возбуждении дела. Основная масса уголовных дел поступает в обвинителей после того, как полиция возбудила преследование и практически провела расследование.

3 - Речь идет о Законе об уголовном преследовании преступлений 1985: по делам, которые поступили из правительственных учреждений, делам особой важности, сложности или исключительного публичного значения т.д.

Список использованной литературы:

1.Апарова Т.В. Суды и судебный процесс в Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия). - М., 1996. - С. 141-142.

2.Бельсон Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. - М.: Научно-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1972.

3.Боботов С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития /Отв. ред. A. M. Яковлев. - М.: Наука, 1989.

4.Грицаенко Л. Г. Прокуратура в странах Европы: Учебное пособие. - М.: БИНОВАТОР, 2006.

5.Додонов В.Н. прокуратуры стран мира. Справочник /Под общ. науч. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2006.

6.Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование /Под ред. С. И. Герасимова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.

7.Полянский Н.Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. - М.: Юрид. лит., 1969.

8.Судебные системы европейских стран. - М.: Международные отношения, 2002.

© Новикова А.А., 2016

УДК 347.1

Е.С. Погребняк

г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена отрицательным и положительным аспектам процедур банкротства физических лиц и исполнительного производства в Российской Федерации.

Ключевые слова

Банкротство физических лиц, несостоятельность, кредитор, должник, исполнительное производство,

конкурсное производство, реструктуризация долга

Изменение общественных отношений требует постоянного мониторинга соответствия потребностей общества и реализации законодательной базы.

Законодателем ведется активная работа по выявлению отраслей требующих усовершенствования. Для этого исследуются существующие проблемы, и предлагаются варианты их решения путем принятия нормативных правовых актов.

1 октября 2015 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом №154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [2]

Данные изменения предусматривают процедуру банкротства для физических лиц, что является нововведением для российской правовой системы.

Принятие новой процедуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Проанализировав данные Объединенного кредитного бюро за 2014 и 2015 года можно прийти к выводу, что сумма задолженностей у населения Российской Федерации растет и на данный момент составляет более 1 триллиона рублей. Основной задачей, которая стояла перед государством — это создать процедуру, которая будет защищать как права должников, так и кредиторов.

Обеспечение баланса прав и обязанностей участников общественных отношений позволит защитить социальные права участников при этом реализовать их имущественные права. Все эти факторы послужили мотиватором изменения правового регулирования в данной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До введения процедуры банкротства физических лиц активно применялось исполнительное производство. На данный момент, эти две процедуры регулируют одинаковые общественные отношения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.