Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1071
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАТРУДНЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ / КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротких М.С.

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых проблем и психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников мы попытались обобщить имеющиеся данные о влиянии ситуации, в которой оказываются лица данной категории, на составляющие личности. Охарактеризованы изменения когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Уделяется внимание особенностям самооценки и личностных характеристик.This article considers some of the problems and the psychological characteristics of people with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources, we tried to summarize the available data on the impact of the situation in which persons are in this category for the individual components. We characterize the changes in cognitive, emotional and behavioral areas. Attention is paid to the peculiarities of self-esteem and personal characteristics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

деятельность в средних образовательных учреждениях // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы: материалы VI-й международной научно-методической конференции, г. Волгоград, 30 апреля - 15 мая 2016г. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2016. - С. 210-215.

12. Басс Е.В., Петрова А.А. Интеракционный ансамбль и интеракционное пространство в коммуникации // Вестник ВолГУ. - Серия 2. Языкознание. -№ 3 (19). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 143-149

Коротких М. С. студент 4 курса факультет «Педагогики и психологии» Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского

федерального университета Россия, г. Лесосибирск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых проблем и психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников мы попытались обобщить имеющиеся данные о влиянии ситуации, в которой оказываются лица данной категории, на составляющие личности. Охарактеризованы изменения когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Уделяется внимание особенностям самооценки и личностных характеристик.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, затрудненные условия развития, первичное и вторичное нарушение, комплекс неполноценности, личностные характеристики.

This article considers some of the problems and the psychological characteristics of people with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources, we tried to summarize the available data on the impact of the situation in which persons are in this category for the individual components. We characterize the changes in cognitive, emotional and behavioral areas. Attention is paid to the peculiarities of self-esteem and personal characteristics.

Keywords: persons with disabilities, hindered conditions of development, primary and secondary infringement, inferiority complex, personal characteristics.

Значительную категорию общества представляют люди, имеющие те или иные нарушения в развитии. Поэтому на сегодняшний день возникает необходимость осуществления системных исследований в данной области, поиска эффективных средств успешной социализации, развития и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специфической жизненной среды.

У Т.В. Егоровой мы можем встретить такое определение понятия «лица

с ограниченными возможностями здоровья» - это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе [1].

Наличие ограничений возможностей здоровья (ОВЗ) влечет за собой целый ряд трудностей жизнедеятельности, которые могут относиться как к сфере взаимодействия с людьми и освоения культурных форм поведения, так и к проблемам экономического и юридического плана.

Таким образом, ограниченные возможности здоровья выступают в качестве затрудненных условий развития. Что определяется Д.А. Леонтьевым как неоптимальное состояние биологических и (или) социальных предпосылок личностного развития, требующее существенно повышенных усилий для решения задач развития и предъявляющее в силу этого повышенные требования к личности [2].

В исследованиях Л.С. Выготского обращается внимание на непосредственное и вторичное действие дефекта. При этом первичные нарушения вытекают из биологического характера болезни, а вторичные возникают опосредованно — в процессе аномального социального развития. Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, вторичный же дефект является основным объектом психологического изучения аномального развития и поддается коррекции.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация. Дефект, в той или иной мере препятствующий общению, тормозит приобретение знаний и умений. Вторичные нарушения могут формироваться на всех структурных уровнях психического мира человека: на уровне бессознательного — привычки, влечения, потребности; на уровне подсознания — автоматические формы поведения, навыки, умения, комплексы; на уровне сознания — произвольные формы поведения. Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности. Чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие [3].

Сам термин "комплекс неполноценности" был введен немецким психиатром А. Адлером. Любой комплекс в человеке, так или иначе, связан с каким-либо изъяном. Возникновение его связывают с нарушением "образа тела" (в случае видимого физического дефекта) или с низкой самооценкой, сомнениями в собственном совершенстве (во многих других случаях).

Неоднозначное отношение общества к проблемам людей с ОВЗ отражается и на их отношении к себе. Характеризуя самооценку инвалидов, психологи обращают внимание на ее противоречивость. Это проявляется и в резких различиях оценки себя по отдельным качествам, в несовпадении осознаваемых и подсознательных компонентов самооценки и в большей выраженности у инвалидов тенденции давать себе крайние (очень высокие и очень низкие) оценки, в то время как у здоровых людей преобладает

тенденция к средним показателям самооценки.

Следует отметить также некоторые особенности психологического состояния личности людей с ограниченными возможностями здоровья.

В эмоциональной сфере это может быть проявление эмоциональной сенситивности и лабильности с элементами тревоги и депрессированности. Переживание скуки, внутреннего конфликта между стремлением к самостоятельности и социальной зависимостью, переживание одиночества, ностальгия по друзьям, ограничение чувственного круга восприятия окружающего мира и, как результат, нарастание подозрительности и паранойяльной настроенности.

Особенности когнитивной сферы могут быть связаны с ригидностью суждений, монологизацией мышления, склонностью к сверхценным образованиям, смещение хронотипа переживаний в прошлое и тревожно -ожидательная направленность их в будущее, переживание "культурного конфликта" между ранее усвоенными ценностями и образом жизни.

Поведенческая сфера характеризуется возрастанием готовности к конфликтам, переживанием собственной беспомощности, качественное изменением межличностных контактов, возможным появлением суицидальных тенденций, осторожностью в установлении новых социальных связей [4].

Исследование Л.Г. Забориной, посвящённое изучению личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у взрослых людей с ОВЗ, позволило установить, что для них свойственны преобладание сниженного фона настроения, опечаленность, удручённость собственным положением. Это может приводить к учащению вспышек раздражительности. Выраженными являются такие характеристики, как тревожная мнительность, склонность к драматизации событий, чувствительность, инфантильность [5].

Необходимо обратить внимание на тот факт, что психологическое благополучие людей с ОВЗ в большей степени зависит от наличия социальной поддержки и удовлетворенности ею. Но при этом такая поддержка не всегда адекватно осознана и не любая ее форма может оказаться подходящей [2].

Итак, на сегодняшний день волнующими для исследователей становятся вопросы анализа психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании рассмотренных работ, мы можем говорить о том, что ситуация, в которой оказываются лица данной категории, отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих личности. А учет этих особенностей может способствовать успешной социализации, развитию и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Использованные источники:

1. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.

2. Леонтьев Д. А. Факторы и психологические механизмы развития личности

в затрудненных условиях // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011 г. — М.: 2011. — С. 69-70.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. - М.: ВЛАДОС, 2003. -368 с.

4. Соловьева Н.А. Психология инвалидности. - Ярославль, 2004. - 47 с.

5. Заборина Л.Г. Исследование личностных характеристик и особенностей эмоцианального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2012. - № 5. - С. 298-305.

Кудрявцев Г. М. учитель математики ГБОУ школа №355 Россия, г. Санкт- Петербург РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ

ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются проблемы с которыми сталкиваются педагоги при обучении математике в школе и некоторые рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: обучение математике, процесс изучения математики, трудности обучения математике.

Kudryavcev G.M. teacher of mathematics, GBOU school №355, Russia, Saint - Petersburg TEACHERS WORK WITH CHILDREN WHO EXPERIENCE DIFFICULTIES IN LEARNING MATHEMATICS.

The article discusses the problems faced by teachers in teaching mathematics at school and some recommendations for overcoming them.

Key words: teaching mathematics, the process of learning mathematics, learning mathematics.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Одной из проблем является наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, испытывающих затруднения в обучении предметов, в том числе и моего предмета - математики. Для учебного предмета «Математика» по проблеме обучающегося, слабоуспевающего по предмету,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.