Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ЖЕСТОКОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ЖЕСТОКОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / T-КРИТЕРИЯ СТЬЮДЕНТА / CRUEL BEHAVIOR / ADOLESCENTS / FAMILY EDUCATION / VIOLENT BEHAVIOR / PEER-REVIEW METHOD / STUDENT''S T-TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Читак Л.Б.

В статье рассматривается «жестокое поведение подростков» в условиях образовательного учреждения. Определены личностные особенности подростков склонных к формированию насильственных форм поведения. А также выявлены особенности семейного воспитания подростков с насильственными формами поведения. На констатирующем этапе эксперимента с целью определения группы девочек-подростков с жестокими формами поведения был применен метод экспертной оценки. Были использованы: статистическая обработка данных включала расчеты средних величин и их стандартных отклонений, определение достоверности исследуемых параметров с помощью t-критерия Стьюдента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS INCLUDED TO CRUEL CONDUCT

The article deals with "cruel behavior of adolescents" in the conditions of an educational institution. Identified personal characteristics of adolescents prone to the formation of violent forms of behavior. And also features of family education of teenagers with violent forms of behavior are revealed. At the ascertaining stage of the experiment, the method of peer review was used to determine the group of adolescent girls with severe forms of behavior. The following were used: statistical data processing included calculations of mean values and their standard deviations, determination of the reliability of the investigated parameters using Student's t-test.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ЖЕСТОКОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК 159.9

Читак Л.Б. студент

специальность «Психология» научный руководитель: Капидинова С.Б., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ЖЕСТОКОМУ ПОВЕДЕНИЮ Аннотация. В статье рассматривается «жестокое поведение подростков» в условиях образовательного учреждения. Определены личностные особенности подростков склонных к формированию насильственных форм поведения. А также выявлены особенности семейного воспитания подростков с насильственными формами поведения. На констатирующем этапе эксперимента с целью определения группы девочек-подростков с жестокими формами поведения был применен метод экспертной оценки. Были использованы: статистическая обработка данных включала расчеты средних величин и их стандартных отклонений, определение достоверности исследуемых параметров с помощью t-критерия Стьюдента.

Ключевые слова: жестокое поведение, подростки, семейное воспитание, насильственные формы поведения, насильственные формы поведения, метод экспертной оценки, t-критерия Стьюдента.

Chitak L.B., a student of the specialty "Psychology"

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol Scientific adviser: Kapidinova S.B., k.psihol.n. lecturer of the Department of Psychology

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF

ADOLESCENTS INCLUDED TO CRUEL CONDUCT Annotation. The article deals with "cruel behavior of adolescents" in the conditions of an educational institution. Identified personal characteristics of adolescents prone to the formation of violent forms of behavior. And also features of family education of teenagers with violent forms of behavior are revealed. At the ascertaining stage of the experiment, the method of peer review was used to determine the group of adolescent girls with severe forms of behavior. The following were used: statistical data processing included calculations of mean values and their standard deviations, determination of the reliability of the investigated parameters using Student's t-test.

Key words: cruel behavior, adolescents, family education, violent behavior, violent behavior, peer-review method, Student's t-test.

Постановка проблемы. Психологические механизмы жестокого обращения и насилия подростков изучено недостаточно. Педагогическая практика свидетельствует о росте негативных проявлений, в том числе агрессии, среди школьников. Проявления жестокого поведения несовершеннолетних приобретают иногда опасные формы. Рост детской преступности, приобщение к алкоголю и наркотикам несут реальную угрозу здоровью и жизни, как самого ребенка, так и людей, которые его окружают.

Целью статьи является определить психологические особенности различных форм жестокого поведения у девочек-подростков.

Анализ последних публикаций по теме исследования. Проблема отклонений в поведении от общепринятых просоциальных норм и образцов (девиаций) существует на всех возрастных этапах развития. Психологами изучаются виды, причины отклонений поведения у детей и подростков, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиаций (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, Н.Ю. Максимова, И.А. Фурманов и многие другие).

Основное изложение материала. В подростковом возрасте большая роль отводится коллективно групповым формам общения и, вместе с тем, растет значение индивидуальных контактов. Усиливается потребность в установлении более широких отношений, которые выходят за пределы семьи. Блокирование данной потребности создает ситуацию одиночества, которая вызывает у многих негативные переживания, чувства отчужденности, порождает фрустрацию [2]. По мнению ученого Э. Фромма подростковый возраст - это время изменений, время формирования нового человека, где происходит установка ценностей, новых идей, становления характера [5].

Эмпирическое исследование проводилось в общеобразовательных школах города Симферополя Республики Крым. В исследовании приняли участие подростки-девочки 8-9 классов. Возраст детей составлял 13-15 лет. Это обусловлено тем, что начиная с 13 лет, для подростков является очень специфической реакция группирования со сверстниками, когда референтной группой становятся сверстники и когда подростков уже практически невозможно «вернуть в семью».

С помощью анкетного опроса из 16 утверждений были сформированы группы: экспериментальная группа (15 подростков-девочек, которые для решения проблем использовали насильственные способы) и контрольная группа (15 подростков-девочек).

В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики: опросник «Исследование типа семейного воспитания» (Э. Эйдемиллер) [6], для определения проявлений агрессии - методика Басса-Дарки, методика тревожности Спилбергера - Ханина, для исследования

самооценки и уровня притязаний - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан.

Согласно результатам анкетирования, было выявлено: что подростки -девочки из контрольной группы склонны к таким основным поведенческим проявлениям, относящихся к категории насильственных:

1) не учитывать мнение других, ригидно настаивать на своем мнении;

2) решать проблемные ситуации силой;

3) не упрашивать, а заставлять других делать что-либо;

4) жестко и критично (иронично) оценивать других;

5) поучать и наставлять других;

6) считать себя всегда правым, даже если ошибается;

7) агрессивно реагировать на замечания;

8) подсмеиваться над другими;

9) обижать других;

10) не прислушиваться к мнению других.

Анализ данных о фактах жестоких действий или издевательства в отношении подростков со стороны окружающих показал, что больше всего подростки подвергаются жестоким действиям со стороны главарей и членов детских групп (среди них ребята - 56%, девушки - 53%); старших братьев или сестер (соответственно 42 и 39 процентов) родителей или отчимов (34 и 28 процентов) незнакомых взрослых (38 и 42 процента) учащихся старших классов школы (26 и 17 процентов) учителей (23 и 16 процентов). Меньше страдают подростки от работников милиции (ребята - 11%, девушки - 7%); одноклассников (соответственно 16 и 12 процентов).

В частности, физическому насилию (избиение ребенка, дергание за волосы, щипание, царапинам, толкание, пощечины) подвергаются со стороны родителей, родных - 81%, 12% - со стороны учителей, 73% - со стороны школьного окружения и 62% со стороны « улицы ».

Очевидно, у подростков, склонных к насилию, происходит искажение качеств: мужество трансформируется в агрессивность и холодность, а общительность и открытость - в распущенность и навязчивость.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Полученные данные свидетельствуют о том, что у девочек-подростков с жестоким поведением уровень агрессивности выше, чем у девочек-подростков с нормативным поведением. Таким образом, девочки-подростки с жестоким поведением в меньшей степени контролируют свою агрессивность, и она не имеет избирательный и направленный характер, выплескивается на всех окружающих.

На следующем этапе был исследован уровень самооценки (Рис.1.)

Уровень самооценки девочек-подростков

60 50 40 30 20 10 0

□ ЭГ

□ КГ

адекватный

Рисунок 2. Показатели уровня самооценки

По результатам исследования 36% подростков с нормативным поведением имеют высокую самооценку. Такая самооценка может указывать на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Адекватно высокая самооценка - показатель органичного развития личности. Следует отметить, что ни у кого из испытуемых с нормативным поведением не отмечается низкая самооценка. Для большой части подростков ЭГ свойственны средняя и высокая самооценка - 28 и 44%, а у 28 % наблюдается низкая, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Мы обнаружили, что подростки девочки с жестоким поведением, имеют неадекватный Я-образ, который является фактором, что приводит к формированию насильственного поведения. Такая неадекватность является проявлением работы защитных механизмов личности: подростки с фрустрацией потребности в зависимости требуют принятия и одобрения.

Выводы. «Жестокое поведение» можно объяснить, как действия или бездействие, которые применяются принудительно одной стороной над другой с целью физического, психического, сексуального удовлетворения, что приводит к личностным нарушениям и негативным социальным последствиям. Формирование насильственного поведения является результатом действия многих факторов, а механизмы ее становления лежат на разных уровнях (биологическом, социальном, индивидуально -

психологическом) до сих пор не могут считаться описанными. Агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направлено против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, неповиновении и негативизме, лжи, прогулах и вандализме. Подростки с этим типом нарушений обычно даже не пытаются скрыть свое антисоциальное поведение. Они рано начинают втягиваться в сексуальные отношения, принимать табак, алкоголь и наркотики. Такое поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

Использованные источники:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие.- СПб., 1998.- 379 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Пер. с англ. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

4. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психол. наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 12 - 16.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 384с.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.