Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
агрессивное поведение подростков / психологические особенности / aggressive behavior of teenagers / psychological characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомаева Х.С.

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS

The increase in aggressive behavior, especially among teenagers, is alarming for the entire society. In the structure of adolescent crime, the number of violent crimes committed with special cruelty is increasing.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Магомаева Х. С. студент 5 курс

Филиал ДГУ в городе Кизляр Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент Россия, г. Кизляр

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.

Ключевые слова: агрессивное поведение подростков, психологические особенности.

Magomaeva H.S.

student 5 course

The DSU branch in the city of Kizlyar Supervisor: Sharbuzova H. А., Ph. D.

associate professor Russia, Kizlyar

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF

TEENAGERS

Annotation: The increase in aggressive behavior, especially among teenagers, is alarming for the entire society. In the structure of adolescent crime, the number of violent crimes committed with special cruelty is increasing.

Key words: aggressive behavior of teenagers, psychological characteristics.

Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась.

Исследование агрессивного поведения подростков, предотвращение его наиболее жестких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направление развития взаимоотношений следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества^.

3.1. Специфика агрессии в подростковом возрасте

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности.

Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции^ .

Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установленочто у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной^.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным

источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования^ показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности^.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое -то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение 6 -ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

3.2.Причины проявления агрессивного поведения у подростков.

Выделяют четыре основные причины агрессивного поведения: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.

Агрессию порождают социальная среда - это, прежде всего слова и поступки со стороны окружающих, а также внешние факторы - особенности среды или ситуации обитания (жара, шум, теснота, загрязненный воздух, воздействие средств массовой информации). Поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности приводит к не контролируемому росту агрессивности.

В подростковом возрасте роль индивидуальных причин агрессии чрезвычайно велика потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, так как отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому детский и отчасти подростковый период -это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения. По мере формирования и развития самой личности, ее самосознания агрессивность становится все более контролируемым параметром.

Агрессивное поведение подростков становится источником страданий не только родителей, но и самих подростков, которые часто становятся его жертвами со стороны сверстников. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждает детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка, третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации. Обилие «боевиков» провоцирует агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной

направленностью. Таким образом, подростковый возраст является самым благоприятным для проявления агрессии, а сложная социльно-экономическая обстановка в нашей стране подстегивает проявление данного поведения^.

Использованные источники:

1. Зеленский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении харьков. 2006

2. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18..

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996

4. Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов - 1999 №3

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000

7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - 4 -е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - 4 -е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

9. Кривцов С.В. Подросток на перекрёстке эпох. - М. , 1999

10. Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. -М.: Наука, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.