Научная статья на тему 'Особенности формирования психологической структуры агрессивности у детей и подростков'

Особенности формирования психологической структуры агрессивности у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
606
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКИ / РОЛЬ СЕМЬИ / АВТОАГРЕССИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / THE INDIVIDUAL / FORMATION OF PERSONALITY / TEENAGERS / FAMILY ROLE / AUTOAGGRESSION / FACTOR ANALY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крючкова А. Б.

Анализируются факторы, влияющие на формирование структуры агрессивного поведения у подростков 14-15 лет. Приводятся данные авторского исследования, целью которого было выяснение преобладающих форм агрессивного поведения, свойственных данной возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of psychological structure of children's and teen's aggression

The research paper analyzes the factors influencing the aggressive behaviour formation system at teenagers of 14-15 years, as well as cites data finding-out prevailing forms of aggressive behaviour peculiar to the given age category.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования психологической структуры агрессивности у детей и подростков»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А.Б. Крючкова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Анализируются факторы, влияющие на формирование структуры агрессивного поведения у подростков 14—15 лет. Приводятся данные авторского исследования, целью которого было выяснение преобладающих форм агрессивного поведения, свойственных данной возрастной категории.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, личность, становление личности, подростки, роль семьи, автоагрессия, факторный анализ.

Под агрессией мы понимаем поведение, нацеленное на причинение вреда другому человеку или животному, самому себе или неодушевленному предмету. Агрессивность рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [16].

Многие современные авторы, поддерживающие теорию главенствующей роли социума в формировании поведения и отношения человека с окружающим миром, указывают на рост агрессивности как на примету сегодняшнего времени [15]. Исследования детской агрессивности показывают, что дети в своем поведении чаще отдают предпочтение агрессивным формам, чем поиску компромиссов в разрешении конфликтов. Значит, агрессивное поведение (будь то действия или слова) усваивается легче, чем конструктивное, поскольку находит большее подкрепление в жизненных ситуациях. Подкрепление может быть не прямым, а опосредованным (пример поведения взрослых, СМИ, кино, компьютерные игры и др.). У современного человека в процессе социализации формируется готовность к агрессии, а навыки конструктивного подхода к разрешению сложных ситуаций, поиску компромиссов закладываются в гораздо меньшем объеме. Дети быстро усваивают формы агрессивного поведения, так как оно позволяет быстрее достичь цели. Главным источником примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Дети, которые видели, как их родители применяли физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими [22; 4. С. 107]. В среде взрослых агрессия тоже вознаграждается, с ее помощью легко достигаются материальные блага и социальный статус.

Г. Паренс [12] выделяет несколько типов отношений между родителями и детьми, способствующих снижению агрессивных тенденций. Например, независимость ребенка в разумных пределах поможет избежать чрезмерного ограничения его активности, что, в свою очередь, даст положительные результаты и снизит уровень конфликтности между родителями и детьми. Чувство неудовольствия и неудовлетворенности у ребенка можно предотвратить путем поощрения его любознательности, познавательных интересов. Если родители научат ребенка сдерживать свои эмоции, приемлемыми средствами выражать свое недовольство,

то это, во-первых, поможет избежать проявлений гнева, а во-вторых, избавит его от чувства вины, если ребенок не сдержался.

Ряд западных и отечественных исследователей, занимающихся проблемой возникновения агрессивного поведения, изучали влияние полных и неполных семей на становление агрессивности у детей. Так, Геттинг [23] обнаружил, что среди малолетних убийц большинство — выходцы из неполных семей. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что неполная семья — это залог повышенной агрессивности. Это лишь фактор риска, а не обязательное условие для развития у ребенка агрессивности. Причину следует искать не в том, что ребенок живет и общается только с одним родителем, а в характере отношений между ребенком и матерью (либо отцом), между родителями и детьми в полной семье, между другими членами семьи. Агрессивность возникает тогда, когда в доме «царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью в жизни ребенка» [24]. «Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» [25].

Степень проявления агрессивности в значительной мере зависит и от установок социальной среды, в которой длительное время пребывает человек. В особенности такая эмоциональная конформность свойственна подростковому возрасту: ребенок, чтобы не отстать, не быть изгоем, старается как бы «подладить» свое поведение под требования ближайшего окружения (компании сверстников). В обществе подростков конфликтное поведение считается нормативным, а стремление избежать конфликта вызывает негативную реакцию группы [18]. Значит, для того, чтобы чувствовать себя полноправным и адекватным членом коллектива (класса, команды, компании), ребенок усваивает формы поведения, диктуемые лидерами.

В своем исследовании (методика А.И. Крупнова) [8] мы изучили проявление различных видов агрессии у подростков 14—15 лет обоих полов. Выборка составила 95 человек. В результате компьютерной обработки данных и факторного анализа было выделено три фактора (табл.).

Таблица

Показатель Фактор

1 2 3

Эмоциональная реактивность 0,041 0,805 0,243

Автоагрессия 0,123 0,123 0,934

Физическая агрессия 0,347 0,674 -0,152

Вербальная агрессия 0,096 0,813 0,171

Социомоторная агрессия 0,958 0,123 0,157

Эгомоторная агрессия 0,556 0,605 -0,104

Когнитивная агрессия 0,958 0,123 0,157

Результативная агрессия 0,545 0,457 -0,179

Expl. Var 2,586627 2,383945 1,076026

Prp. Totl 0,323328 0,27993 0,134503

В первый фактор со значительными весами вошли социомоторная, эгомоторная, когнитивная и результативная агрессия. Таким образом, можно сделать вывод, что подростки этого возраста высоко мотивированы в агрессивном поведении. У них ярко выражена как социальная, так и эгомотивации. В первом случае это выражается в желании изменить и перестроить окружающий мир в соответствии со своими представлениями. Подростки отвергают существующие устои и противопоставляют свое поведение нормам и правилам, установленным в социуме. Во втором случае они демонстрируют желание силой доказать свой статус в среде сверстников. И это стремление проявляется гораздо сильнее, чем поиск разумных компромиссов и мирных способов самоутверждения. Подросткам этого возраста свойственно часто и много думать о различных моделях проявления агрессии. Они «прокручивают» в голове героические способы доказательства собственной силы путем демонстрации физического превосходства над окружающими. Часть этих мечтаний бывает реализована в реальных жизненных ситуациях, когда возникает необходимость отстаивания чьей-либо правоты, интересов и взглядов.

Второй фактор включает в себя эмоциональную реактивность, физическую, вербальную и эгомоторную агрессию. Подростки 14—15 лет легко «взрываются», им свойственна демонстрация аффективного поведения. Они часто испытывают вспышки гнева, сопровождающиеся или внутренним «кипением», или внешним проявлением злости. Не задумываясь о необходимости сдержать эмоции, подростки дерутся, кричат и ругаются, полагая, что это лучшие и самые эффективные способы разрешения возникших конфликтов. Однако, как показало исследование, степень проявления физической и вербальной агрессии зависит от пола подростка.

В третий фактор вошло лишь одно свойство — высокий показатель автоагрессии. Это значит, что подростки, несдержанные в своем поведении, очень сильно переживают из-за этого. Они испытывают угрызения совести из-за вспышек гнева и грубости. Часто подростки, переживая собственную несостоятельность, склонны ругать себя, в исключительных случаях даже наносить себе травмы или прибегать к суициду.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что родителям и педагогам необходимо знать об особенностях поведения и психологии этого возраста. Еще Л.С. Выготский [5], исследуя возрастную периодизацию, указывал на начало подросткового периода как на кризисный этап в развитии и описывал агрессивность как одну из обязательных характеристик этого возраста. Период взросления сложен, дети только учатся утверждаться в обществе. Используя разные способы поведения, подростки методом проб и ошибок выбирают наиболее подходящий для себя, и важнейшая роль взрослого человека — направлять и корректировать поведение подростка, а не поощрять агрессивность и не прибегать к прямым запретам. В этом возрасте агрессивность еще не является сформировавшейся чертой личности, поэтому именно эти годы наиболее эффективны для коррекции отклонений в поведении.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.

[2] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб., 2001.

[3] Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. — Ленинград, 1992.

[4] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

[5] Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. — Изд-во АПН РСФСР, 1956.

[6] Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. — М., 1991.

[7] Крэйг А. Андерсон, Бушмэн Дж. Жестокие видеоигры вызывают агрессию // Новости психологии, 23.07.2002, Интернет-сайт www.psychology.ru

[8] Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий. — Свердловск, 1983.

[9] Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. Изд. 4. — М., 1981.

[ 10] Лоренц К. Агрессия — так называемое «зло». — М., 2001.

[11] Мейли Р. Черты личности. Психология личности // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пу-зырея. С. 145

[12] Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

[13] Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения-97. — СПб., 1997. — С. 13—16.

[14] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — № 5. — С. 3—18.

[15] Реан А.А. Подростковая агрессия // Интернет-сайт www.socin.ru

[16] Рубанова Е.Ю. Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология // http://iatp.khb.ru/project/psi/agress.html

[17] Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности, хрестоматия. — Минск; Москва, 2001.

[18] Самсонова Н.Г. Специфика подростковой агрессии. — Изд-во Красноярского государственного университета, 2000.

[19] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.

[20] Устинова Н.Е. Особенности агрессивности старшеклассников. — МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

[21] Фромм Э. Гуманистический психоанализ. — СПб., 2002.

[22] Emery R.E. Interparent conflict and the children of discord and divorce // Psychologycal Bulletin. — 1982. — P. 92, 310—330.

[23] Goetting A. Pattrerns of homicide among children. 1989 // Criminal Justice and Behavior. 16, 63—80.

[24] McCarthy P. Youths who murder. 1974.

[25] Perri D.G., Bussey K. Social development. 1984.

FEATURES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF CHILDREN’S AND TEEN’S AGGRESSION

A.B. Kruchkova

Chair of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The research paper analyzes the factors influencing the aggressive behaviour formation system at teenagers of 14—15 years, as well as cites data finding-out prevailing forms of aggressive behaviour peculiar to the given age category.

Key words: aggression, aggressiveness, the individual, formation of personality, teenagers, family role, autoaggression, factor analy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.