Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЙ ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ АГРЕССИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алединова Ф.Д.

Рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF DESADAPTED ADOLESCENTS AND THE CONDITIONS OF ITS CORRECTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Of aggressive behavior of in the educational environment and of corrective work them are. Situations and factors provoke aggressive of adolescents are analyzed. The for the correction of behavior includes stages: the first involves the formation of a for cooperation in activities and communication; The stage includes the of a system of skills to interact partners in joint ; The third stage is on the formation of the reflective of the adolescent in the of evaluating oneself as a in joint activity and. Based on the analysis of, the characteristics of behavior of adolescents are.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

3. Решение по делу 33-1669/2018 Ярославского областного суда по частной жалобе Черниковой С.В. на определение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 января 2018 года // https://rospravosudie.com

УДК 159.9

Алединова Ф. Д. студент 5 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Жихарева Л. В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО

КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Аннотация. Рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: дезадаптированный подросток, агрессивное поведение, формы агрессии, коррекционная работа, программа коррекции.

Aledinova F.D. student 5 year, Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Zhikhareva L. V. candidate of psychological sciences lecturer of the Department of Psychology CIPU THE PECULIARITIES OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF DESADAPTED ADOLESCENTS AND THE CONDITIONS OF ITS CORRECTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Annotation. Forms of aggressive behavior of adolescents in the educational environment and features of corrective work with them are considered. Situations and factors that provoke aggressive behavior of adolescents are analyzed. The

program for the correction of aggressive behavior includes three stages: the first stage involves the formation of a motivation for cooperation in joint activities and communication; The second stage includes the formation of a system of skills to actively interact with partners in joint activities; The third stage is based on the formation of the reflective abilities of the adolescent in the course of evaluating oneself as a partner in joint activity and communication. Based on the analysis of psychodiagnosis, the characteristics of aggressive behavior of adolescents are determined.

Key words: maladjusted teenager, aggressive behavior, forms of aggression, correctional work, correction program.

Нестабильность Иэкономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни приводят сегодня к увеличению количества дезадаптированных подростков.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте - это проблема социальная и психологическая, поскольку, с одной стороны, агрессия может привести к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны, в каждом конкретном случае требуются адекватные меры воспитательного и коррекционного воздействия с учетом причин возникновения агрессии.

Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Э . Фромм определяет агрессию более широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушествленному предмету [1]. Агрессивное поведение -действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку [1]. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к подросткам.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что агрессивное поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу. Большинство авторов в своих работах исследуют влияние одного из факторов на формирование агрессивного поведения, например личностных особенностей (Берковитц Л., 2002; Горьковая И. А., 1992; До-зорцева Е. Г., 2000; Можгинский Ю. Б., 1999; Печникова Л. С., 2005, Рем А. А., 1996; Семенюк Л. М., 1996, и др.), семейного окружения (Бандура А., 2000; Паренс Г., 1997; Платонова Н. М., 2004; Ошевский Д. С., 2004, и др.), школьной ситуации (Гребенкин Е. В., 2006; Андриенко В. К., Гербе-ев Ю. В., Невский И. А., 1990, и др.), что делает актуальным проведение комплексных исследований, охватывающих различные факторы и форм проявления

агрессии у подростков. Также остро стоит задача проверки эффективности существующих организационных моделей коррекции агрессивного поведения [2].

Дезадаптированные подростки не имеют социального осознания значимости и стабильности в обществе, адекватных социальных связей, навыков конструктивного поведения и общения, характеризуются низкой самооценкой, Инизким интеллектуальным уровнем, высокой степенью агрессии и тревожности [3].

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение дезадаптированных подростков, можно выделите желание привлечь к себе внимание; ущемление достоинств другого человека, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.

Факторами, вызывающими нарушение поведения, являются:

1) необходимость самореализации и самоутверждения (для некоторых подростков, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета);

2) необходимость защитить себя;

3) необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности;

4) достижение какой-либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем;

5) общее социальное неблагополучие;

6) некоторые особенности нервной системы;

7) особенности темперамента;

8) особенности психологического состояния;

9) особенности соматического состояния.

Вкачестве основной психодиагностической методики определения форм агрессивных реакций была принята методика (тест-опросник) Басса-Дарки, которая является одной из наиболее часто используемых, позволяет определите типичные формы агрессивного поведения, их качественные и количественные характеристики. В выборке участвовали обучающиеся «Республиканского социального реабилитационного центра для несовершеннолетних» г. Симферополя, дневного отделения (Таблица 1).

Таблица 1

Форма агрессии Девочки, % Мальчики,%

Физическая агрессия 69 89

Косвенная агрессия 15 57

Раздражение 77 89

Негативизм 78 81

Обида 79 77

Подозрительность 86 77

Вербальная агрессия 80 98

Чувство вины 79 75

На основе анализа психодиагностики можно выделить особенности агрессивного поведения:

- высокие показатели индексов враждебности и агрессии отражают преимущественно протест против старших. Подростки воспитываются в неполных, неблагополучных семьях, некоторые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению сагрессивностью;

- основное отличие агрессивного поведения девочек от поведения мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия;

- высокий показатель чувства вины имеет место и у девочек, и у мальчиков. Неудачи, плохие поступки переживаются подростками и приводят к заниженной самооценке и, соответственно, необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях;

- среди мальчиков с высокими показателями агрессии (враждебности) агрессия к старшим также встречается достаточно часто, однако у них чаще, чем у девочек, имеет место агрессия к сверстникам и младшим;

- большое количество обучающихся с высоким показателем чувства вины также можно связать с неблагоприятными внутрисемейными отношениями, поскольку причиной болезненного переживания своих плохих качеств и неудач могут стать грубость, оскорбления в семье, комплекс неуспевающего, сформировавшийся еще в школе .

Вусловиях социального реабилитационного центра коррекционная работа с агрессивными подростками особенно актуальна в связи со спецификой контингента, который характеризуется большим количеством обучающихся из неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся из коррекционных школ, школ-интернатов [4].

Программа коррекции включает три этапа.

1-й этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество всовместной деятельности и общении.

На данном этапе вхождения агрессивных подростков в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Именно заинтересованность вовлекает обучающегося в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного подростка в признании его прав и возможностей. На этом этапе работы педагог вызывает у подростков интерес к совместной деятельности и, опираясь на

мотив, формирует у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания.

2-й этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности. На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при этом является отработка способов справедливого распределения общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной работы. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.

3-й этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На данном этапе важную роль в корректировке агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении вних всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, занятиям музыкой, спортом [5].

Можно определить некоторые аспекты коррекционной работы с дезадаптированными подростками в профессиональном училище:

- одним из эффективных средств повышения самоуважения обучающихся являются индивидуальные беседы, в процессе которых обсуждаются индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности обучающегося, в большинстве случаев этим не избалованного, служит целям социальной реабилитации;

- индивидуальная работа педагога-психолога с подростками является одной из основных форм коррекции агрессивного поведения, поскольку позволяет выявит причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств;

- выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться

субъектами образовательного процесса, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования;

- групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами;

- особое место должна занимать работа с родителями обучающихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и агрессивного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

Использованные источники:

1. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 160 с.

2. Жигинас Н. В. Теоретические и научно-практические подходы к решению проблем дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 5 (95). С. 119-122.

3. Буртова Н. В. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin) 2009. Вып. 11 (89). C. 96-102.

4. Скрипко З. А. Морально-нравственный компонент как составляющая социальной компетентности учащихся НПО // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 137-140.

5. Семеко А. А. Работа с детьми группы риска // Социальная педагогика в России. 2008. Вып. 6. С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.