Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде'

Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
987
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЙ ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ АГРЕССИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ / MALADJUSTED TEENAGER / AGGRESSIVE BEHAVIOR / FORMS OF AGGRESSION / CORRECTIONAL WORK / PROGRAM CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавель Марина Александровна

Рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавель Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR OF THE DEADAPTED TEENAGERS AND CONDITION OF ITS CORRECTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article considers forms of aggressive behavior of teenagers in the educational environment and feature of correctional work with them. Analizes the situations and factors provoking aggressive behavior of teenagers. The program of correction of aggressive behavior includes 3 stages: the 1st stage assumes formation of motivational installation on cooperation in joint activity and communication; the 2nd stage includes formation of system of abilities actively to interact with partners in joint activity; the 3rd stage is based on formation of reflexive abilities of the teenager during the assessment of a partner in joint activity and communication. Defines the features of aggressive behavior of teenagers on the basis of the analysis of psychodiagnostics.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде»

УДК 37.013.42

М. А. Журавель

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности кор-рекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: дезадаптированный подросток, агрессивное поведение, формы агрессии, коррекцион-ная работа, программа коррекции.

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни приводят сегодня к увеличению количества дезадаптированных подростков.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте - это проблема социальная и психологическая, поскольку, с одной стороны, агрессия может привести к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны, в каждом конкретном случае требуются адекватные меры воспитательного и коррекционного воздействия с учетом причин возникновения агрессии.

Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Э. Фромм определяет агрессию более широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушествленному предмету [1].

Агрессивное поведение - действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку [1]. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к подросткам.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что агрессивное поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу. Большинство авторов в своих работах исследуют влияние одного из факторов на формирование агрессивного поведения, например личностных особенностей (Берковитц Л., 2002; Горьковая И. А., 1992; До-зорцева Е. Г., 2000; Можгинский Ю. Б., 1999; Печ-

никова Л. С., 2005, Реан А. А., 1996; Семенюк Л. М., 1996, и др.), семейного окружения (Бандура А., 2000; Паренс Г., 1997; Платонова Н. М., 2004; Ошевский Д. С., 2004, и др.), школьной ситуации (Гребенкин Е. В., 2006; Андриенко В. К., Гербе-ев Ю. В., Невский И. А., 1990, и др.), что делает актуальным проведение комплексных исследований, охватывающих различные факторы и формы проявления агрессии у подростков. Также остро стоит задача проверки эффективности существующих организационных моделей коррекции агрессивного поведения [2].

Дезадаптированные подростки не имеют социального осознания значимости и стабильности в обществе, адекватных социальных связей, навыков конструктивного поведения и общения, характеризуются низкой самооценкой, низким интеллектуальным уровнем, высокой степенью агрессии и тревожности [3].

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение дезадаптированных подростков, можно выделить желание привлечь к себе внимание; ущемление достоинств другого человека, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.

Факторами, вызывающими нарушение поведения, являются: 1) необходимость самореализации и самоутверждения (для некоторых подростков, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета); 2) необходимость защитить себя; 3) необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности; 4) достижение какой-либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем; 5) общее социальное неблагополучие; 6) некоторые особенности нервной

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 3 (156)

системы; 7) особенности темперамента; 8) особенности психологического состояния; 9) особенности соматического состояния.

В качестве основной психодиагностической методики определения форм агрессивных реакций была принята методика (тест-опросник) Басса-Дарки, которая является одной из наиболее часто используемых, позволяет определить типичные формы агрессивного поведения, их качественные и количественные характеристики. В выборке участвовали обучающиеся ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 33» г. Томска, дневного отделения (таблица).

Формы агрессии обучающихся в профессиональ-

ном училище

Форма агрессии Девочки, % Мальчики, %

Физическая агрессия 69 89

Косвенная агрессия 15 57

Раздражение 77 89

Негативизм 78 81

Обида 79 77

Подозрительность 86 77

Вербальная агрессия 80 98

Чувство вины 79 75

На основе анализа психодиагностики можно выделить особенности агрессивного поведения:

- высокие показатели индексов враждебности и агрессии отражают преимущественно протест против старших. Подростки воспитываются в неполных, неблагополучных семьях, некоторые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью;

- основное отличие агрессивного поведения девочек от поведения мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия;

- высокий показатель чувства вины имеет место и у девочек, и у мальчиков. Неудачи, плохие поступки переживаются подростками и приводят к заниженной самооценке и, соответственно, необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях;

- среди мальчиков с высокими показателями агрессии (враждебности) агрессия к старшим также встречается достаточно часто, однако у них чаще, чем у девочек, имеет место агрессия к сверстникам и младшим;

- большое количество обучающихся с высоким показателем чувства вины также можно связать с неблагоприятными внутрисемейными отношениями, поскольку причиной болезненного пережива-

ния своих плохих качеств и неудач могут стать грубость, оскорбления в семье, комплекс неуспевающего, сформировавшийся еще в школе;

В условиях профессионального училища кор-рекционная работа с агрессивными подростками особенно актуальна в связи со спецификой контингента, который характеризуется большим количеством обучающихся из неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся из коррекционных школ, школ-интернатов [4].

Программа коррекции включает три этапа.

1-й этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении.

На данном этапе вхождения агрессивных подростков в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Именно заинтересованность вовлекает обучающегося в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного подростка в признании его прав и возможностей. На этом этапе работы педагог вызывает у подростков интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формирует у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания.

2-й этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности. На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при этом является отработка способов справедливого распределения общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной работы. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.

3-й этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На данном этапе важную роль в корректировке агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении

в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, занятиям музыкой, спортом [5].

Можно определить некоторые аспекты коррек-ционной работы с дезадаптированными подростками в профессиональном училище:

- одним из эффективных средств повышения самоуважения обучающихся являются индивидуальные беседы, в процессе которых обсуждаются индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности обучающегося, в большинстве случаев этим не избалованного, служит целям социальной реабилитации;

- индивидуальная работа педагога-психолога с подростками является одной из основных форм

воляет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств;

- выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться субъектами образовательного процесса, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования;

- групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами;

- особое место должна занимать работа с родителями обучающихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и агрессивного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

коррекции агрессивного поведения, поскольку поз-

Список литературы

1. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 160 с.

2. Жигинас Н. В. Теоретические и научно-практические подходы к решению проблем дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 5 (95). С. 119-122.

3. Буртова Н. В. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin) 2009. Вып. 11 (89). C. 96-102.

4. Скрипко З. А. Морально-нравственный компонент как составляющая социальной компетентности учащихся НПО // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 137-140.

5. Семеко А. А. Работа с детьми группы риска // Социальная педагогика в России. 2008. Вып. 6. С. 41-45.

Журавель М. А., старший преподаватель.

Северский технологический институт научно-исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт».

Пр. Коммунистический, 65, Северск, Россия, 636036. E-mail: ma16a@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 16.10.2012.

M. A. Zhuravel

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR OF THE DEADAPTED TEENAGERS AND CONDITION OF ITS CORRECTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article considers forms of aggressive behavior of teenagers in the educational environment and feature of correctional work with them. Analizes the situations and factors provoking aggressive behavior of teenagers. The program of correction of aggressive behavior includes 3 stages: the 1st stage assumes formation of motivational installation on cooperation in joint activity and communication; the 2nd stage includes formation of system of abilities actively to interact with partners in joint activity; the 3rd stage is based on formation of reflexive abilities of the teenager during the assessment of a partner in joint activity and communication. Defines the features of aggressive behavior of teenagers on the basis of the analysis of psychodiagnostics.

Key words: maladjusted teenager, aggressive behavior, forms of aggression, correctional work, program correction.

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)

References

1. Smirnova T. P. Psihologicheskaya korrektsiya agressivnogo povedeniya detey [Psychological correction of aggressive behavior of children]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2007. 160 p. (in Russian).

2. Zhiginas N. V. Teoreticheskie i nauchno-prakticheskie podhody k resheniyu problem dezadaptatsii [Theoretical and scientific and practical approaches to the solution of problems of disadaptation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 5 (95), pp. 119-122 (in Russian).

3. Burtova N. V. Metody korrektsii egotsentrizma v podrostkovom vozraste i reshenie problemy sotsial'noy dezadaptatsii [Methods of correction of an egocentrism at teenage age and a solution of the problem of social disadaptation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 11 (89), pp. 96-102 (in Russian).

4. Skripko Z. A. Moral'no-nravstvennyy komponent kak sostavlyayushchaya sotsial'noy kompetentnosti uchashchihsya NPO [Moral component as component of social competence of pupils of IVE]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 137-140 (in Russian).

5. Semeko A. A. Rabota s det'mi gruppy riska [Work with children of group of risk]. Sotsial'naya pedagogika v Rossii- Social pedagogics in Russia, 2008, vol. 6, pp. 41-45 (in Russian).

Seversk Institute of technology of Research nuclear university "Moscow Engineering and Physical Institute".

Pr. Kommunistichesky, 65, Seversk, Russia, 636036.

E-mail: ma16a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.