Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валеряновна

В данной статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков. Этой проблемой в свое время занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. На основе анализа научной литературы мы пришли к мнению о том, что в настоящее время проблема агрессивного поведения стоит достаточно остро и все больше привлекает внимание различных специалистов, в том числе педагогов, психологов, социальных педагогов. Актуальность проблемы обусловлена тем, что агрессивное поведение характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности среди подростков. Для коррекции агрессивного поведения предлагается разработанная авторами программа, состоящая из цели, задач, форм и направлений коррекционно-развивающих занятий. Исследование данного вопроса проводилось на базе сельской школы Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 20 обучающихся 9-10 классов. В ходе исследования выявлены подростки с агрессивным поведением. Результат исследования подтверждает, что раннее выявление и планомерная работа педагога-психолога школы будет способствовать своевременной коррекции агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валеряновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE LEVEL OF AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS IN RURAL SOCIETY

The article examines a problem of aggressive behavior of adolescents. This problem have been examined by many Russian and foreign researchers. Based on analysis of scientific literature, we concluded that the problem of aggressive behavior is quite acute, and attracts attention of various professionals, including teachers, psychologists, and social educators. The problem is acute because aggressive behavior among adolescents is very massive and highly intensive. To correct aggressive behavior, we are offering our own program that consist of goal, objectives, forms, and directions of correctional and developmental classes. The study of the problem is based on rural school of Republic of Sakha (Yakutia). 20 students of 9-10th grades were participated in it. Adolescents with aggressive behavior were identified during the research. Result of research shows that early identification and systematic work of school psychologist will contribute to the timely correction of aggressive behavior in adolescents.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Евдокарова Туяра Валеряновна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков. Этой проблемой в свое время занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. На основе анализа научной литературы мы пришли к мнению о том, что в настоящее время проблема агрессивного поведения стоит достаточно остро и все больше привлекает внимание различных специалистов, в том числе педагогов, психологов, социальных педагогов. Актуальность проблемы обусловлена тем, что агрессивное поведение характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности среди подростков. Для коррекции агрессивного поведения предлагается разработанная авторами программа, состоящая из цели, задач, форм и направлений коррекционно-развивающих занятий. Исследование данного вопроса проводилось на базе сельской школы Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 20 обучающихся 9-10 классов. В ходе исследования выявлены подростки с агрессивным поведением. Результат исследования подтверждает, что раннее выявление и планомерная работа педагога-психолога школы будет способствовать своевременной коррекции агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: подростки, агрессивность, особенности, социальная система, коррекционная работа.

Annotation. The article examines a problem of aggressive behavior of adolescents. This problem have been examined by many Russian and foreign researchers. Based on analysis of scientific literature, we concluded that the problem of aggressive behavior is quite acute, and attracts attention of various professionals, including teachers, psychologists, and social educators. The problem is acute because aggressive behavior among adolescents is very massive and highly intensive. To correct aggressive behavior, we are offering our own program that consist of goal, objectives, forms, and directions of correctional and developmental classes. The study of the problem is based on rural school of Republic of Sakha (Yakutia). 20 students of 9-10th grades were participated in it. Adolescents with aggressive behavior were identified during the research. Result of research shows that early identification and systematic work of school psychologist will contribute to the timely correction of aggressive behavior in adolescents.

Keywords: adolescents, aggressiveness, features, social system, correctional work.

Введение. В системе современного образования проблема воспитания и обучения подростков занимает особое место. Подростковый возраст является достаточно сложным и противоречивым периодом в жизни человека, нуждающийся в постоянном психологическом сопровождении, также в личностно-ориентированном подходе со стороны педагогов и внимания родителей.

Основой для включения подростка в социальную систему выступает эмоционально-волевая сфера личности подростка. Недостаточное её развитие может привести к нарушению процесса их социализации, иногда проявления агрессивного поведения. Агрессией в поведении подростки выражают недовольство на происходящее, своё тревожное и напряженное состояние.

Цель исследования - изучение агрессивности подростков в сельском социуме и разработка эффективных методов ее психолого-педагогической коррекции.

Т.М. Бабаев трактовал понятие «агрессия» как один из видов «поведенческих стратегий интенсивного дозволения неудовлетворяющей субъекта ситуации, формирующаяся на основе искательской инициативности. Агрессия является инстинктом и свойственна человеку с момента его рождения» [1].

В. Гаменюк в научной статье обращает внимание на то, что «дети подросткового возраста более склонны к проявлению агрессивного поведения, это связано с тем, что у них происходит гормональное изменение, которое непосредственно влияет на их эмоции. Многие гормоны могут провоцировать или ослаблять агрессивное поведение, но никак не вызывать его. Иначе говоря, гормоны не могут стать причиной агрессии, а лишь влияют на степень ее проявления» [12].

Описывая подробно модели, категории, формы агрессивного поведения подростков, Г. Паренс в книге «Агрессия наших детей» пишет, что «агрессивность в негативной форме (настойчивости, упрямства, враждебности и ненависти) влияет на наше эмоциональное развитие и благополучие, психическое здоровье, на формирование личности» [10]. По его мнению, «родители также влияют на развитие агрессивности детей в ее недеструктивной форме, так и в деструктивной форме. Либо они помогают развитию здоровой агрессивности, что необходимо для самоутверждения ребенка или смягчения враждебной деструктивности поведения, угрожающей его благополучию» [10].

А. Бандура выделил «три важных компонента агрессивного поведения: 1) способ усвоения подобных действий; 2) факторы, провоцирующие их проявление; 3) условия, при которых они закрепляются. Чем большую роль играют ситуационные факторы, тем большее значение приобретает процесс научения агрессивному поведению, который у человека носит в основном социальный характер» [2].

В работах зарубежных и отечественных исследователей описываются различные формы и виды агрессивного поведения подростков. Так, например, в научной статье Д. С. Орлова характеризует «агрессию разных видов: экспрессивная агрессия связана с проявлением чувств и эмоций в то время, как недоброжелательная - с целенаправленностью и осмысленным замыслом в причинении ущерба. Инструментальная агрессия имеет цель, когда субъект нейтрален, а агрессия - способ достижения этой цели» [8].

Изложение основного материала статьи. На развитие агрессивного поведения подростков влияют различные причины и факторы. Проанализировав научные труды ученых, в эмпирическом опыте в качестве причин агрессивного поведения выделяются:

1. Подростковый кризис (период «переломного» момента, пик познания самого себя, стремление к самоутверждению);

2. Нарушения семейного воспитания (частые конфликты в семье или с родителями, развод родителей, потеря близких, гиперопека);

3. Проблемы в школе (трудности в обучении, конфликтные ситуации, проявления тревожности);

4. Психотравмирующие обстоятельства (психическая травма, СМИ, телевидение, социальные сети, буллинг).

Из-за воздействия множества факторов и, перенасыщаясь ими, подростки испытывают формы нервно-психической напряженности, что спровоцирует агрессивное поведение. К таким факторам можно отнести биологические, социальные, психологические. К биологическим факторам можно отнести физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте (гормональный всплеск, изменения в организме, половое созревание). К социальным факторам

относятся не только межличностные конфликты в группах, но и семейные конфликты, непонимания, враждебность и т.д. К психологическим факторам, провоцирующим агрессивное поведение по мнению Н.А. Дубинко относится «недостаточное развитие интеллекта агрессора, его заниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы» [7].

Относительно старших подростков В.С. Журавлев, выделяет иные «факторы:

- эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивного поведения;

- органическое поражение головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты;

- отношение социума и взрослых (школы, родителей)» [8].

Как считают исследователи агрессивное поведение достаточно обычное явление в подростковом возрасте. У многих из них начинают проявляться изменения в поведении и трудности социализации. Это может быть связано еще с психолого-педагогическими особенностями возраста. В работах Н.М. Платоновой выделены такие особенности подросткового возраста, как «привлечение внимания (демонстративное поведение), самоутверждение, завоевание авторитета в группе сверстников, получение материальных благ» [12]. Также данный возраст характеризуется следующими психолого-педагогическими особенностями:

1. Максимализм.

2. Эмоциональность.

3. Возникновение проблем в школе по различным причинам.

4. Трудности в общении со сверстниками, родителями и учителями.

5. Поиски собственного «Я», самоидентичности, а также ярко выраженной потребности в самооценке.

6. Количественные и качественные изменения в организме подростка. Происходит половое созревание.

7. Требуют особого внимания к себе.

Специфической особенностью агрессивного поведения подростков является зависимость от группы, в которой как они считают «быть агрессивным означает быть сильным». Инициаторами агрессии выступают подростки, попавшие в трудные ситуации, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие самоутвердиться.

Воспитание детей и подростков в сельской школе имеет свои плюсы и минусы. Плюс заключается в том, что дети и подростки школы находятся в тесном контакте со всеми, то есть у всех «на виду», обучение и воспитание ориентированы на формирование личности обучающихся в соответствии с принципом связи теории с практикой, т.е. включенность детей в практику повседневной жизни, в трудовую деятельность (домашнее хозяйство). К минусам относятся отдаленность от центра, неразвитость или полное отсутствие сети Интернет, ограничения выбора дополнительного образования, малокомплектность классов.

Анализ и обобщение изученного материала позволяют определить агрессивное поведение подростков как отрицательную реакцию на воздействие окружающей действительности.

В целях изучения уровня агрессивности подростков, на базе сельской школы нами проведено исследование, в котором приняли участие 20 подростков, обучающиеся 9-11 классов, возраст составляет 14-17 лет.

На констатирующем этапе исследования использован опросник агрессивности Баса-Дарки, состоящий из 75 вопросов, на которые испытуемый должен дать утверждения «да» либо «нет».

По результатам опросника будут выявлены следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам тестирования выявлено, что проявления физической агрессии наблюдаются у 12% подростков, косвенная агрессия - у 20% подростков, вербальная агрессия - у 16% подростков. К физической агрессии относятся физические действия против других, к косвенной агрессии - распространение слухов. Если смотреть в процентном соотношении, то вербальная агрессия наиболее часто встречающаяся проблема, то есть это запугивания, оскорбления, угрозы других лиц. Исследование выявило, что в последнее время агрессивное поведение в подростковой среде ярко выражено.

Раздражение проявляется у 16% подростков, которая выражается в неблагоприятном отношении к окружающим в виде грубости, вспыльчивости. Негативизм у подростков проявляется в основном пассивном сопротивлении, упрямстве или протесте, что составляет 16%. Скорее всего это связано и с возрастными, и с индивидуально-психологическими особенностями подросткового возраста.

Наименьший показатель у подростков - чувство обиды (8%), чувство вины (4%), что свидетельствует о нарушении социального контакта с окружающими. Подозрительность наблюдается у 8% подростков, которая выражена в негативном отношении, недоверии, настороженности.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что у подростков сельской школы ярко выражены в основном косвенный, вербальный виды агрессии, раздражение и негативизм. Со слов классного руководителя и учителей, в данной группе подростков имеются проблемы в общении со сверстниками и учителями.

На формирующем этапе, в целях коррекции негативных проявлений агрессии, психолого-педагогическая работа была направлена на снижение и управление агрессивного состояния, эмоционального стресса, на сближение и сплочение коллектива и снятие эмоциональных блоков, что положительно сказалось на общей эмоционально - волевой сфере подростков.

В разработанную программу коррекционно-развивающих занятий включены цель, задачи, адресат целевой группы. В данной программе, согласно календарно-тематическому плану, прописываются все проводимые коррекционно-развивающие занятия и формы работы: тренинговые занятия, цикл семинарских занятий, профилактические беседы, консультации с подростками и родителями. Работа проводится совместно со всеми специалистами, сопровождающими подростков.

Работа по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков проводится комплексно и целостно. Разработанная нами программа состоит из трех блоков: работа с подростками; работа с родителями; работа с педагогами.

В каждом блоке выделяются по три этапа: просветительский, основной, заключительный.

Просветительский этап включает проведение лекций, круглых столов, родительских собраний, совещаний педагогов. К примеру, с родителями рассматриваются следующие темы «Подросток» (возрастные и психолого-педагогические особенности, влияние семьи на формирование личности подростка); «Агрессивное поведение» (причины и факторы агрессивного поведения подростков, способы взаимодействия с ними); «Конфликты» (стадии развития конфликта, стратегии поведения родителей в конфликтной ситуации, способы их разрешения).

На этом этапе с подростками проводятся индивидуальные консультации, беседы, групповые диспуты, семинарские занятия.

Основной этап состоит из цикла тренинговых занятий и упражнений, направленных на профилактику агрессивного поведения, которые способствуют снижению агрессии, повышению уверенности, преодолению трудностей, умению оценивать любую жизненную ситуацию.

На данном этапе некоторые тренинговые занятия могут проводиться совместно с родителями, где формируются у подростков доверительные и доброжелательные отношения, снятие коммуникативных барьеров, происходит взаимопонимание и взаимопомощь.

На заключительном этапе подростками проводится рефлексия своего поведения, демонстрация умения анализировать, управлять своим эмоциональным состоянием, разрешать конфликтные ситуации.

Помимо программы, на подростка, у которого выявлен высокий уровень агрессивного поведения составляется маршрутная карта по коррекционно-развивающему сопровождению специалистами (классный руководитель, педагоги, социальные педагоги, педагоги-психологи), в которой прописываются результаты диагностики и план системной работы. Сопровождение подростков по времени может длиться от 1 до 6 месяцев. Далее по результатам проведенной диагностики специалисты дают рекомендации и заключения, впоследствии могут подкорректировать свои дальнейшие действия.

На контрольном этапе исследования повторно был проведен опросник агрессивности Баса-Дарки, по результатам которого можно утверждать эффективность предложенной программы.

Выводы. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что подростковый возраст определяется периодом интенсивного формирования социальной ответственности, и задача педагога-психолога, родителей и педагогов правильно выбрать тактику по работе и корректировке агрессивного поведения подростков.

Работа по психолого-педагогической коррекции должна быть направлена на снижение агрессивного состояния, снятие эмоциональных блоков подростков. В программу коррекционно-развивающих занятий включать тренинговые занятия, обучающие семинарские занятия, профилактические беседы, консультации с подростками и родителями.

Литература:

1. Бабаев, Т.М. Основные теоретические подходы к изучению агрессивности и агрессии в отечественной и зарубежной психологии / Т.М. Бабаев, А.М. Калинова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов / Научный редактор В.И. Казаренков. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2015. - С. 631-638.

2. Бандура, А. Теория социального научения. - Санкт-Петербург: ЕВРАЗИЯ, 2006. - 320 с.

3. Долгова, В.И. Из опыта работы факультета психологии ЧГПУ по профилактике аддитивного поведения / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Центр профилактики потребления психоактивных веществ в молодежной среде. - 2002. - № 11. - С. 116-117.

4. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Саламатов А.А. Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 45-59.

5. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.

6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. -Челябинск: АТОКСО, 2010. - 109 с.

7. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте /

H.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 53-57.

8. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки. Педагогика. - 2008. - №3. - С. 109-110.

9. Орлова, Д.С. Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков / Д.С. Орлова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. - № 1. - С. 83-89.

10. Паренс, Генри Агрессия наших детей - Agression in our children / Генри Паренс. - Москва: Форум, 1997. - 160 с.: ил. - (Детская психология). - ISBN 5-86225-620

11. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным 94 поведением: практическое руководство / А.Б. Петрова. - М.: Флинта: М.П.С.И., 2008. - 152 с.

12. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. - Учебное пособие. - СПб.: РЕЧЬ, 2016. - 336 с.

13. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - 2-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003. - 96 с.

14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

15. Gamenyuk, V. Psychological and ecological causes of aggression in adolescents [Electronic resourse] / V. Gamenyuk,

I. Olevckaya // Proceedings of the IX International Scientific Conference of young scientists, graduates, master and PhD 57 students «Actual Environmental Problems». - 2019. - P. 10. - URL: http://rfc.iseu.by/wp-content/uploads/2019/11/the-conference-2019.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.