Научная статья на тему 'Особеннности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде'

Особеннности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавель М. А.

В статье рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особеннности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде»

4. Многоосевая классификация психических расстройства в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. - М.; СПб., 2003.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

7. Прихожан А.М. Психология сиротства. Дети без семьи. - М.: Питер, 2007. - 416 с.

8. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2004.

ОСОБЕНННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

© Журавель М.А.*

Северский технологический институт НИЯУ «МИФИ», г. Северск

В статье рассматриваются формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков.

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни приводят сегодня к увеличению количества дезадаптированных подростков.

Данная категория подростков не имеет социального осознания значимости и стабильности в обществе, адекватных социальных связей, навыков конструктивного поведения и общения, характеризуется низкой самооценкой, низким интеллектуальным уровнем, высокой степенью агрессии и тревожности.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте - это проблема социальная и психологическая, поскольку, с одной стороны, агрессия может привести к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны - в каждом конкретном случае требуются адекватные меры воспитательного и коррекционного воздействия с учетом причин возникновения агрессии.

Агрессивное поведение - действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку.

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социальных наук.

Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к подросткам [1].

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение дезадаптированных подростков можно выделить:

- желание привлечь к себе внимание;

- ущемление достоинств другого человека, чтобы подчеркнуть свое превосходство;

- стремление защититься и отомстить;

- стремление быть главным;

- стремление получить желанный предмет.

Факторами, вызывающими нарушение поведения являются: 1) Необходимость самореализации и самоутверждения (для некоторых подростков, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета); 2) Необходимость защитить себя; 3) Необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности; 4) Достижение, какой либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем; 5) Общее социальное неблагополучие; 6) Некоторые особенности нервной системы; 7) Особенности темперамента; 8) Особенности психологического состояния; 9) Особенности соматического состояния.

В качестве основной психодиагностической методики определения форм агрессивных реакций была принята методика (тест-опросник) Басса-Дарки, которая является одной из наиболее часто используемых, позволяет определить типичные формы агрессивного поведения, их качественные и количественные характеристики. В выборке участвовали обучающиеся подростки ОГОУ НПО ПУ 33 г. Томска, дневного отделения.

Таблица 1

Формы агрессии обучающихся в профессиональном училище

№ п/п Форма агрессии Девочки Мальчики

1 Физическая агрессия 69 % 89 %

2 Косвенная агрессия 15 % 57 %

3 Раздражение 77 % 89 %

4 Негативизм 78 % 81 %,

5 Обида 79 % 77 %

6 Подозрительность 86 % 77 %

7 Вербальная агрессия 80 % 98 %

8 Чувство вины 79 % 75 %

На основе анализа психодиагностики можно выделить особенности агрессивного поведения:

- Высокие показатели индексов враждебности и агрессии отражают преимущественно протест против старших. Подростки воспитыва-

ются в неполных, неблагополучных семьях, некоторые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- Поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью;

- Основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия;

- Высокий показатель чувства вины имеет место и у девочек и у мальчиков. Неудачи, плохие поступки переживаются подростками и приводят к заниженной самооценке и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях;

- Среди мальчиков с высокими показателями агрессии / враждебности агрессия к старшим также встречается достаточно часто, однако у них чаще, чем у девочек, имеет место агрессия к сверстникам и младшим;

- Большое количество учащихся с высоким показателем чувства вины также можно связать с неблагоприятными внутрисемейными отношениями, поскольку причиной болезненного переживания своих плохих качеств и неудач могут стать грубость, оскорбления в семье, комплекс «неуспевающего», сформировавшийся еще в школе;

В условиях профессионального училища коррекционная работа с агрессивными подростками особенно актуальна в связи со спецификой контингента, который характеризуется большим количеством обучающихся из неблагополучных семей, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся из коррекционных школ, школ-интернатов.

Программы коррекции включает три этапа.

1 этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении.

На данном этапе «вхождения» агрессивных подростков в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Именно заинтересованность вовлекает обучающегося в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного подростка в признании его прав и возможностей. На этом этапе работы педагог вызывает у подростков интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формирует у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания.

2 этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности. На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при

этом является отработка способов «справедливого» распределения общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной работы. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.

3 этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На данном этапе важную роль в корректировке агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка, за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом.

Можно определить некоторые аспекты коррекционной работы с дезадаптированными подростками в профессиональном училище:

- Одним из эффективных средств повышения самоуважения обучающихся являются индивидуальные беседы, в процессе которых обсуждаются индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности обучающегося, в большинстве случаев этим не избалованного, служит целям социальной реабилитации;

- Индивидуальная работа педагога-психолога с подростками является одной из основных форм коррекции агрессивного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств;

- Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться субъектами образовательного процесса чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования;

- Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности

посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами;

- Особое место должна занимать работа с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и агрессивного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

Список литературы:

1. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов-н/Д: Изд-во 2Феникс». - 2007. - 160 с.

2. Дети и подростки в социально опасном положении: помощь и поддержка / авт.-сост. Л.М. Волкова, Г.Н. Купреева, Л.А. Банько. - Мн.: Кра-сико-Принт, 2011. - 96 с.

3. Семеко А. Работа с детьми группы риска // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 6. - С. 41-45.

4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлева: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.

О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ1

© Иванова С.Н.*

Коломенский институт переподготовки и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов, г. Коломна

В статье рассматриваются основные проблемы с которыми сталкивается учитель при обучении детей с особенностями и нарушениями в развитии в общеобразовательной школе, предлагаются пути их решения.

Все дети в независимости от того являются ли они детьми с особенностями и нарушениями в развитии или нет, имеют право на образование. Однако на практике некоторые дети с особыми потребностями не могут обучаться в обычном образовательном классе из-за различных причин, самая главная из которых связана с неготовностью учителей, педагогов всех уровней работать в классах с разными детьми.

1 При поддержке гранта РГНФ .№10-06-01135а.

* Ассистент кафедры Управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.