Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФИТНЕС / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малыгина И.А.

Анализ научных публикаций показал, что агрессивное поведение подростков является актуальной проблемой. Агрессивное поведение может приводить к искажениям в личностном становлении подростков, отрицательно влияет на учебную деятельность и на межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Целью исследования было изучить агрессивные проявления у детей подросткового возраста и влияние половых различий на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фитнесом. Методы исследования - анализ научной литературы, методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП, методы математической статистики. Эмпирическое исследование по изучению влияния половых различий на агрессивное поведение подростков, занимающихся фитнесом, проводилось на базе спортивно-оздоровительного комплекса ООО «Легенда» г. Сергиев Посад в декабре 2020 г. Выборку составили 300 человек, из них 149 мальчиков и 151 девочка, занимающиеся фитнесом не менее 1 года. Возраст участников 13 лет-36,7%, 14 лет - 36,7% и 15 лет 26,7%. В результате анализа ответов было выявлено, что половые различия влияют на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фитнесом. Индекс агрессивности личности мальчиков составил 82 балла, что соответствует высокой степени выраженности. Индекс враждебности составил 65,5 балла, что соответствует средней степени выраженности. Индекс агрессивности личности девочек составил 60,3 балла, что соответствует средней степени выраженности. Индекс враждебности составил 52,5 балла, что соответствует средней степени выраженности. Полученные результаты позволят нам разработать коррекционную программу с применением средств фитнеса для развития личности подростков с учетом половых различий и степени агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малыгина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GENDER DIFFERENCES ON AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS ENGAGED IN FITNESS

The analysis of scientific publications has shown that aggressive behavior of adolescents is an urgent problem. Aggressive behavior can lead to distortions in the personal development of adolescents and affects educational activities and interpersonal relationships with adults and peers negatively. The aim of the study was to study the aggressive manifestations in adolescent children and the influence of gender differences on the demonstration of aggressiveness in adolescents engaged in fitness. Research methods - analysis of scientific literature, sociological survey by questionnaire method and methods of mathematical statistics. An empirical research on the influence of gender differences on the aggressive behavior of adolescents engaged in fitness was conducted on the basis of the sports and recreation complex of LLC "Legend" in Sergiev Posad in December 2020. The sample for research consisted of 300 people, including 149 boys and 151 girls who have been engaged in fitness for at least 1 year. The age of the participants was 13 years-36.7%, 14 years-36.7% and 15 years-26.7%. The questionnaire of the level of aggressiveness according to the Bass-Darky method and the determination of the tendency to deviant behavior according to the SOP method were used. As a result of the analysis of the responses, it was revealed that gender differences affect the demonstration of aggressiveness in adolescents engaged in fitness. The index of aggressiveness of the boy's personality was 82 points, which corresponds to a high degree of severity. The hostility index was 65.5 points, which corresponds to the average degree of severity. The index of aggressiveness of the girl's personality was 60.3 points, which corresponds to the average degree of severity. The hostility index was 52.5 points, which corresponds to the average degree of severity. The results obtained will allow us to develop a correctional program with the use of fitness tools for the development of the personality of adolescents, taking into account gender differences and the level of aggressiveness.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ»

УДК 316.6+796.035

ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ

И.А. Малыгина, аспирант кафедры адаптологии и спортивной подготовки. Институт естествознания и спортивных технологий МГПУ, г. Москва. Контактная информация для переписки: 117303, Россия, г. Москва, ул. Чечулина, д. 3, e-mail: ira_malygina@inbox.ru.

Аннотация. Анализ научных публикаций показал, что агрессивное поведение подростков является актуальной проблемой. Агрессивное поведение может приводить к искажениям в личностном становлении подростков, отрицательно влияет на учебную деятельность и на межличностные отношения со взрослыми и сверстниками.

Целью исследования было изучить агрессивные проявления у детей подросткового возраста и влияние половых различий на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фит-несом. Методы исследования - анализ научной литературы, методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП, методы математической статистики.

Эмпирическое исследование по изучению влияния половых различий на агрессивное поведение подростков, занимающихся фитнесом, проводилось на базе спортивно-оздоровительного комплекса ООО «Легенда» г. Сергиев Посад в декабре 2020 г. Выборку составили 300 человек, из них 149 мальчиков и 151 девочка, занимающиеся фит-несом не менее 1 года. Возраст участников 13 лет -36,7%, 14 лет - 36, 7% и 15 лет 26,7%.

В результате анализа ответов было выявлено, что половые различия влияют на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фит-несом. Индекс агрессивности личности мальчиков составил 82 балла, что соответствует высокой степени выраженности. Индекс враждебности составил 65,5 балла, что соответствует средней степени выраженности. Индекс агрессивности личности девочек составил 60,3 балла, что соответствует средней степени выраженности. Индекс враждебности составил 52,5 балла, что соответствует средней степени выраженности.

Полученные результаты позволят нам разрабо-

тать коррекционную программу с применением средств фитнеса для развития личности подростков с учетом половых различий и степени агрессивности.

Ключевые слова: подростки, агрессивность, половые различия, фитнес, личностное развитие подростков.

Для цитирования: Малыгина И.А. Влияние половых различий на агрессивное поведение подростков, занимающихся фитнесом // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 1. - С. 33-38.

For citation: Malygina I. Influence of gender differences on aggressive behavior of adolescents engaged in fitness. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 1, pp. 33-38 (in Russian).

Актуальность. Агрессивное поведение подростков является частой проблемой. Подростковый возраст - это сенситивный период для проявления агрессии, и в данном возрасте она наиболее ярко проявляется. Агрессивное поведение может приводить к искажениям в личностном становлении подростков, отрицательно влияет на учебную деятельность и на межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Агрессия в определенной мере необходима каждому и обоснована биологическими корнями, она позволяет себя защитить и выжить, такой компонент агрессии считается конструктивным [1, c. 319; 3, с. 22]. Подростковый возраст является переходным, социальный статус подростка практически не отличается от детского. В этом возрасте появляется чувство взрослости и новый уровень притязаний. У подростков происходит смена ведущей деятельности, в научной литературе вопрос о ведущей деятельности подростков является дискуссионным. Развитие личности в подростковом возрасте происходит на фоне конфликта между желанием удовлетворить высокие запросы и ограниченны-

ми средствами, все это приводит к накоплению эмоционального напряжения, негативизму и агрессии [3, с. 22]. В психологической литературе проблема возникновения агрессии, ее природы и факторов проявления является также дискуссионной. Л. Берковец полагал, что агрессия является врожденным побуждением, потребностью, которую активизируют внешние обстоятельства, проявление агрессии зависит от социальных условий. К. Лоренц считал, что агрессия нужна для борьбы за выживание. В настоящее время для объяснения проявлений агрессии используется теория социального научения, согласно которой социальные и психологические факторы влияют на проявление. Р.С. Немов определял агрессию как враждебное поведение для причинения неприятностей окружающим. Согласно взглядам А.А. Реан и И.А. Фурмановой, агрессию можно классифицировать по направленности, по цели, по методу выражения, по степени выраженности, по наличию инициативы. Агрессивное поведение включает в себя конструктивный и деструктивный компоненты. Агрессивное поведение часто выступает результатом неумения конструктивно решать возникающие проблемы [4, с. 31; 6, с. 79; 8, с. 50-78]. Тип проявляемой агрессивности может быть разным, соответственно, коррекционная работа будет отличаться. Н.И. Корыт-ченкова выделила несколько уровней агрессивного поведения:

1. Уровень генерализованной агрессии, против всех.

2. Уровень избирательной локальной агрессии, которая направлена на тех, кто слабее.

3. Уровень защитной агрессии.

4. Уровень творческой агрессии.

Агрессивное поведение проявляется при отсутствии социальных навыков. Причины могут быть обоснованы индивидуальными особенностями подростка или социальными факторами. Чаще всего агрессивное поведение встречается у подростков, которые не умеют конструктивно решать проблемы. Важную роль в регуляции агрессивного поведения подростков играет ближайшее окружение, в частности семья [2, с. 17; 7, с. 65]. Также вклад может внести комплексная профилактическая работа с подростком, выполняемая педагогом, психологом и тренером. Если своевременно диагностировать взаимосвязь акцентуаций характера, гендерных особенностей и агрессивного поведения у подростков, есть шанс оптимально подобрать комплексную корректирующую программу и не допустить отрицательного влияния агрессивного поведения на развитие личности подростков. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнений. В данном исследовании рассмотрено влияние половых различий на агрессивное поведение подростков, занимающихся фитнесом [1, с. 318; 3, с. 21; 5, с. 50].

Цель исследования: изучить агрессивные проявления у детей подросткового возраста и влияние половых различий на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фитнесом.

Методика исследования: анализ научной литературы, методика диагностики агрессивности Басса-Дар-ки и склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП, методы математической статистики.

Эмпирическое исследование по изучению влияния половых различий на агрессивное поведение подростков, занимающихся фитнесом, проводилось на базе спортивно-оздоровительного комплекса ООО «Легенда» г. Сергиев Посад. Выборку составили 300 человек, из них 149 мальчиков и 151 девочка, занимающиеся фитнесом не менее 1 года. Возраст участников 13 лет -36,7%, 14 лет - 36,7% и 15 лет 26,7%.

Результаты исследования и их обсуждение.

Среднегрупповые результаты анкетирования по методике Басса-Дарки показали, что степень выраженности физической агрессии сильная у 30% опрошенных, умеренная - у 63% и слабая - у 7% опрошенных. Степень выраженности косвенной агрессии: сильная у 33% опрошенных, умеренная у 64%, слабая у 3%. Степень выраженности раздражения умеренная у 93% опрошенных и слабая у 7%. Умеренная степень выраженности негативизма выявлена у 43% опрошенных и сильная - у 57%. Сильная степень выраженности обиды выявлена у 80% опрошенных, умеренная - у 17% и слабая - у 3%. Степень выраженности подозрительности - умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности вербальной агрессии выявлена умеренная у 90 % опрошенных и сильная у 10%. Степень выраженности угрызений совести и чувства вины умеренная у 93% опрошенных и слабая у 7%.

Анкетирование по методике Басса-Дарки у группы мальчиков показало следующие результаты: степень выраженности физической агрессии - сильная у 60% опрошенных, умеренная у 27% и слабая у 13% опрошенных. Степень выраженности косвенной агрессии - сильная у 67% опрошенных и умеренная у 33%. Степень выраженности раздражения - сильная у 87% опрошенных и слабая у 13%. Степень выраженности негативизма - умеренная у 80% опрошенных и сильная у 20%. Степень выраженности обиды - сильная у 73% опрошенных, умеренная у 20% и слабая у 7%. Степень выраженности подозрительности - умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности вербальной агрессии выявлена умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности угрызений совести и чувства вины - умеренная у 93% опрошенных и слабая у 7%. Индекс агрессивности личности составил 82 балла, что соответствует высокой степени выраженности. Индекс враждебности составил 65,5 балла, что соответствует средней степени выраженности (рисунок 1).

Анкетирование по методике Басса-Дарки у группы девочек показало следующие результаты: степень выраженности физической агрессии умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности косвенной агрессии умеренная у 93% опрошенных и слабая у 7%. Степень выраженности раздражения умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности негативизма сильная у 93% опрошенных и умеренная у 7%.

Рисунок 1.

Индекс агрессивности и враждебности по методике Басса-Дарки у группы мальчиков (п=149) и группы девочек (п=151)

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

0 20 40 60 80 100

Индекс враждебности Индекс агрессивности

■ Девочки 52,5 60,3

■ Мальчики 65,5 82

«

Таблица 1

Статистическая достоверность отличий индексов агрессивности и враждебности у мальчиков и девочек

подросткового возраста

Показатели Мальчики (П=149) Девочки (П=151)

t Р

Индекс агрессивности личности 82,0± 5,0 60,3±2,0 3,1 <0,01

Индекс враждебности 65,5±3,0 52,5±2,0 2,6 <0,01

* Критическое значение ^критерия Стьюдента (при (=298) составило 2,59

Степень выраженности обиды сильная у 87% опрошенных, умеренная у 13%. Степень выраженности подозрительности умеренная у 100% опрошенных. Степень выраженности вербальной агрессии умеренная у 80% опрошенных и сильная у 20%. Степень выраженности угрызений совести и чувства вины умеренная у 93% опрошенных и слабая у 7%. Индекс агрессивности личности составил 60,3 балла, что соответствует средней степени выраженности. Индекс враждебности составил 52,5 балла, что соответствует средней степени выраженности (рисунок 1).

Нами была рассчитана статистическая достоверность отличий индексов агрессивности и враждебности у мальчиков и девочек подросткового возраста, использовался критерий Стьюдента с 99,0% уровнем значимости (р<0,01). Проверка с помощью функции ТТЕСТ (МБ-Ехсе!). У мальчиков индекс агрессивности личности и враждебности достоверно выше, чем у девочек (таблица 1).

Среднегрупповые результаты анкетирования по методике СОП: по шкале установок на социально-желательные ответы выраженность в пределах нормы выявлена у 86% опрошенных, 7% опрошенных имели высокую выраженность и 7% низкую. По шкале склонности к преодолению норм и правил 60% опрошенных имели нормальную выраженность и 40% выраженность ниже нормы. У большинства опрошенных выявлено желание противопоставлять свои и общественные ценности и нонконформизм. По шкале склонности к аддиктивному поведению 100% опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале склонности к самопо-

вреждающему и саморазрушающему поведению 80% опрошенных имели низкую степень выраженности и 20% нормальную степень выраженности. По шкале склонность к агрессии и насилию 43% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 57% степень выраженности ниже нормы. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 97% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 3% степень выраженности ниже нормы. По шкале склонности к деликвентному поведению 100% опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале принятия женской социальной роли 93% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 7% опрошенных степень выраженности ниже нормы.

Результаты анкетирования по методике СОП у мальчиков по шкале установок на социально-желательные ответы выраженность в пределах нормы выявлена у 87% опрошенных и 13% опрошенных имели высокую выраженность. Такие ответы свидетельствуют о высокой настороженности к ситуации опроса, а также о сомнительной достоверности ответов по другим шкалам у некоторых опрошенных. По шкале склонности к преодолению норм и правил 53% опрошенных имели нормальную выраженность и 47% выраженность ниже нормы. У большинства опрошенных выявлено желание противопоставлять свои и общественные ценности и нонконформизм. По шкале склонности к аддиктивному поведению 100% опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 80% опрошенных имели низкую степень выраженности и

20% нормальную степень выраженности. По шкале склонность к агрессии и насилию 47% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 53% степень выраженности ниже нормы. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 93% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 7 % степень выраженности ниже нормы. По шкале склонности к деликвентному поведению 100 % опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале принятия женской социальной роли 93% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 7% опрошенных степень выраженности ниже нормы.

Результаты анкетирования по методике СОП у девочек по шкале установок на социально-желательные ответы выраженность в пределах нормы выявлена у 87% опрошенных и 13% опрошенных имели низкую выраженность. Данный результат свидетельствует о высокой достоверности результатов по другим шкалам. По шкале склонности к преодолению норм и правил 67% опрошенных имели нормальную выраженность и 33% выраженность ниже нормы. По шкале склонности к ад-диктивному поведению 100 % опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 80% опрошенных имели низкую степень выраженности и 20% нормальную степень выраженности.

По шкале склонность к агрессии и насилию 40% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 60% степень выраженности ниже нормы. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 100% опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале склонности к деликвентному поведению 100% опрошенных имели нормальную степень выраженности. По шкале принятия женской социальной роли 93% опрошенных имели нормальную степень выраженности и 7% опрошенных степень выраженности ниже нормы.

Среднегрупповые результаты анкетирования по методике Басса-Дарки следующие: степень выраженности физической агрессии умеренная у большинства опрошенных. Степень выраженности косвенной агрессии выявлена умеренная у большинства опрошенных. Степень выраженности раздражения выявлена умеренная у большинства опрошенных. Выявлена сильная степень выраженности негативизма у большинства опрошенных. У большинства опрошенных выявлена сильная степень выраженности обиды, а также умеренная степень выраженности подозрительности и умеренная степень выраженности вербальной агрессии. Степень выраженности угрызений совести и чувства вины выявлена умеренная у большинства опрошенных.

Среднегрупповые результаты анкетирования по методике СОП таковы: по шкале установок на социально-желательные ответы выраженность в пределах нормы выявлена у большинства опрошенных. По шкале склонности к преодолению норм и правил нормальная выраженность у большинства опрошенных. У боль-

шинства опрошенных выявлено желание противопоставлять свои и общественные ценности и нонконформизм. По шкале склонности к аддиктивному поведению нормальная степень выраженности у большинства опрошенных. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению низкая степень выраженности у большинства опрошенных. По шкале склонность к агрессии и насилию степень выраженности ниже нормы у большинства опрошенных. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций нормальная степень выраженности у большинства опрошенных. По шкале склонности к деликвентному поведению нормальная степень выраженности у большинства опрошенных. По шкале принятия женской социальной роли нормальная степень выраженности у большинства опрошенных.

Данные нашего исследования согласуются с данными других авторов об особенностях проявления различий показателей агрессивности у подростков разного пола.

Заключение. У мальчиков выявлена высокая степень агрессивности и средняя степень враждебности. Мальчикам в большинстве случаев свойственна сильная степень выраженности физической агрессии, сильная степень выраженности косвенной агрессии, сильная степень выраженности раздражения, умеренная степень выраженности негативизма, сильная степень выраженности обиды, умеренная степень выраженности подозрительности, умеренная степень выраженности вербальной агрессии, умеренная степень выраженности угрызений совести и чувства вины. У мальчиков в большинстве случаев выявлена нормальная степень выраженности социально-желательных ответов, нормальная степень выраженности склонности к преодолению норм и правил, нормальная степень выраженности склонности к аддиктивному поведению, низкая степень выраженности склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, низкая степень выраженности склонности к агрессии и насилию, нормальная степень выраженности волевого контроля эмоциональных реакций, нормальная степень выраженности склонности к деликвентному поведению и нормальная степень выраженности по шкале принятия женской социальной роли.

У девочек выявлена средняя степень агрессивности и средняя степень враждебности. Девочкам в большинстве случаев свойственна умеренная степень выраженности физической агрессии, умеренная степень выраженности косвенной агрессии, умеренная степень выраженности раздражения, сильная степень выраженности негативизма, сильная степень выраженности обиды, умеренная степень выраженности подозрительности, умеренная степень выраженности вербальной агрессии, умеренная степень выраженности угрызений совести и чувства вины. У девочек в большинстве случаев выявлена нормальная степень выраженности социально-желательных ответов, нормальная степень выраженности склонности к преодолению норм и пра-

вил, нормальная степень выраженности склонности к аддиктивному поведению, низкая степень выраженности склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, низкая степень выраженности склонности к агрессии и насилию, нормальная степень выраженности волевого контроля эмоциональных реакций, нормальная степень выраженности склонности к деликвентному поведению и нормальная степень выраженности по шкале принятия женской социальной роли.

Таким образом, половые различия влияют на проявление агрессивности у подростков, занимающихся фитнесом. Полученные результаты позволят нам разработать комплексную коррекционную программу с применением средств фитнеса для развития личности подростков с учетом половой принадлежности и степени агрессивности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амбалова С.А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 317-319.

2. Долгова В.И. Агрессивное поведение подростков / В.И. Долгова, А.А. Нуртдинова., Н.А. Белозерцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 16-20.

3. Кочетова Е.Ю. Опыт реализации программы сопровождения подростков, склонных к проявлению насилия / Е.Ю. Кочетова, К.С. Шалагинова // Академия педагогических идей Новация. - 2017. - № 7. - С . 20-2.

4. Куфтяк Е.В. Возрастные и тендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 30-32.

5. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. - Ростов н/Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2018. - 160 с.

6. Мухлыгина Л.В., Заболотских О.П. Социально-психологические причины агрессивного поведения подростков / Л.В. Мухлыгина, О.П. Заболотских // Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2016. - № 6. - C. 78-84.

7. Ощепков А.А. Экспериментальное исследование социально-психологической коррекции личностных особенностей подростков с агрессивным поведением / А.А. Ощепков, Л.В. Стручкова // Симбирский научный вестник. - 2015. - № 3 (21). - С. 63-70.

8. V.S. Belyaev, A.E. Stradze, I.A. Malygina, Y.L. Tusher. Evaluating the functional state and physical fitness of men and women in the second period of adulthood at the initial stage of recreational and training activities // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). - October 2019. - Volume - 9. Issue - 1. 5077-5080 p.

INFLUENCE OF GENDER DIFFERENCES ON AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS ENGAGED IN FITNESS

I. Malygina, Post-graduate Student of the Department of Adaptology and Sports Training,

Institute of Natural Science and Sports Technologies of Moscow State Pedagogical University, Moscow.

Contact information for correspondence: 3, Chechulina str., Moscow, Russia, 117303,

e-mail: ira_malygina@inbox.ru.

Annotation. The analysis of scientific publications has shown that aggressive behavior of adolescents is an urgent problem. Aggressive behavior can lead to distortions in the personal development of adolescents and affects educational activities and interpersonal relationships with adults and peers negatively.

The aim of the study was to study the aggressive manifestations in adolescent children and the influence of gender differences on the demonstration of aggressiveness in adolescents engaged in fitness.

Research methods - analysis of scientific literature, sociological survey by questionnaire method and methods of mathematical statistics.

An empirical research on the influence of gender differences on the aggressive behavior of adolescents engaged in fitness was conducted on the basis of the sports and recreation complex of LLC "Legend" in Sergiev Posad in December 2020. The sample for research consisted of 300 people, including 149 boys and 151 girls who have been engaged in fitness for at least 1 year. The age of the

participants was 13 years-36.7%, 14 years-36.7% and 15 years-26.7%. The questionnaire of the level of aggressiveness according to the Bass-Darky method and the determination of the tendency to deviant behavior according to the SOP method were used.

As a result of the analysis of the responses, it was revealed that gender differences affect the demonstration of aggressiveness in adolescents engaged in fitness. The index of aggressiveness of the boy's personality was 82 points, which corresponds to a high degree of severity. The hostility index was 65.5 points, which corresponds to the average degree of severity. The index of aggressiveness of the girl's personality was 60.3 points, which corresponds to the average degree of severity. The hostility index was 52.5 points, which corresponds to the average degree of severity.

The results obtained will allow us to develop a correctional program with the use of fitness tools for the development of the personality of adolescents, taking into account gender differences and the level of aggressiveness.

Keywords: adolescents, aggressiveness, gender differences, fitness, personal development of adolescents.

References:

1. Ambalova S.A. Psychological causes of deviant behavior of adolescents: prevention and correction. Azimut nauchnyh issledovanij:pedagogika ipsihologija [Azimuth of Scientific Research: pedagogy and psychology], 2019, no 3 (28), pp. 317-319 (in Russian)

2. Dolgova V.l., Nurtdinova A.A., Belozerceva N.A. Aggressive behavior of adolescents. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2015, no. 31, pp. 16-20. (in Russian)

3. Kochetova E.Ju., Shalaginova K.S. Experience in implementing a program to support adolescents who are prone to violence. Akademija pedagogicheskih idej No-vacija [Academy of pedagogical ideas and Innovation], 2017, no.7, pp. 20-32 (in Russian)

4. Kuftjak E.V. Age and Gender Features of Viability in Youth. Vestnik Kostromskogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik Kostromskogo Universiteta. Series: Pedagogy. Psychology. Sociogenet-ic], 2017, no. 4, pp. 30-32 (in Russian).

5. Lysak I. V. Filosofsko-antropologicheskij analiz destruk-tivnoj dejatel'nosti sovremennogo cheloveka [Philosophical and anthropological analysis of the destructive activity of modern man]. Rostov n/Don-Taganrog: Publishing House of the Higher School of Economics, Publishing House of TRTU, 2018, 160 p. (in Russian).

6. Muhlygina L.V., Zabolotskih O.P. Socio-psychological causes of aggressive behavior of adolescents. Defek-tologiya segodnya: dostizheniya, tekhnologii, voprosy special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii [Defectology Today: Achievements, Technologies, Issues of Special and Inclusive Education: a Collection of Articles Based on the Materials of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. 2016, no 6, pp. 78-84 (in Russian).

7. Oshhepkov A.A., Struchkova L.V. Experimental research of socio-psychological correction of personal characteristics of adolescents with aggressive behavior. Simbirskij nauchnyj vestnik [Simbirsk Scientific Bulletin], 2015, no 3 (21), pp. 63-70 (in Russian).

8. V.S. Belyaev, A.E. Stradze, I.A. Malygina, Y.L. Tusher. Evaluating the functional state and physical fitness of men and women in the second period of adulthood at the initial stage of recreational and training activities. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT), 2019. vol. 9, pp. 5077-5080.

Поступила / Received 01.03.2021 Принята в печать / Accepted 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.