Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЖЕСТОКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЖЕСТОКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / КОРРЕЦИЯ / ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / CRUEL BEHAVIOR / ADOLESCENTS / FAMILY EDUCATION / VIOLENT BEHAVIOR / CORRECTION / ADOLESCENT GIRLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Читак Л.Б.

В статье рассматривается проблема жестокого поведения у девочек-подростков. Определены личностные особенности подростков склонных к формированию насильственных форм поведения. Предложена программа психолого-педагогической коррекции жестокого поведения у девочек-подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Читак Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CORRECTION OF CRUEL BEHAVIOR IN TEENAGER GIRLS

The article deals with the problem of cruel behavior in adolescent girls. Identified personal characteristics of adolescents prone to the formation of violent forms of behavior. A program of psychological and pedagogical correction of cruel behavior in adolescent girls is proposed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЖЕСТОКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9 316.6

Читак Л.Б. студент

специальность «Психология» научыйруководитель: Капидинова С.Б., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЖЕСТОКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье рассматривается проблема жестокого поведения у девочек-подростков. Определены личностные особенности подростков склонных к формированию насильственных форм поведения. Предложена программа психолого-педагогической коррекции жестокого поведения у девочек-подростков

Ключевые слова: жестокое поведение, подростки, семейное воспитание, насильственные формы поведения, корреция, девочки-подростки.

Chitak L.B., a student of the specialty "Psychology"

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol Scientific adviser: Kapidinova S.B., k.psihol.n. lecturer of the Department of Psychology

GBOUVO RK CIPU The Republic of Crimea, Simferopol PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CORRECTION OF CRUEL BEHAVIOR IN TEENAGER GIRLS Annotation. The article deals with the problem of cruel behavior in adolescent girls. Identified personal characteristics of adolescents prone to the formation of violent forms of behavior. A program of psychological and pedagogical correction of cruel behavior in adolescent girls is proposed.

Keywords: cruel behavior, adolescents, family education, violent behavior, correction, adolescent girls.

Постановка проблемы. Социологические исследования свидетельствуют о росте жестокого поведения в подростковой среде. Тревогу вызывает тот факт, что различные формы насилия, как непосредственного (драки, физическое насилие), так и косвенного (оскорбления, насмешки, в том числе и нецензурные), воспринимаются современными подростками, как вполне допустимы.

Целью статьи является разработка программы профилактики и коррекции девиантного поведения, а также групповой психологической

коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, при осуществлении психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к жестокому поведению.

Анализ последних публикаций по теме исследования. Профилактике насилия в отношении подростков посвящен ряд исследований. Психологические аспекты насилия в отношении подростков разрабатывались в исследованиях А. Асмолова, Б. Малышки, Т. Драгунова, Н.Зиновьевой, Н. Максимовой, Н. Михайловой, Л. Семенюк, Н. Тарабрин, Д.Фельдштейна. Проблеме насилия были также посвящены работы зарубежных психологов А. Бандурыа, Р. Бэрона, А. Брауна, Д. Ричардсона, З. Фрейда, В.Холичер.

Психологические механизмы жестокого обращения и насилия подростков изучено недостаточно. Несмотря на значительные усилия, направленные на создание профилактических и коррекционных программ, до окончательного решения проблемы насилия в подростковой среде еще далеко. Существующий уникальный опыт кризисных центров, приютов и телефонов доверия для пострадавших от насилия детей и подростков, безусловно, важен. Вместе с тем, не менее важным является преодоление жестокого поведения подростков в обычной школьном среде, когда насилие еще не достигает уголовных или криминальными форм.

Основное изложение материала. В 1993 г. группа психологов из Гарвардского университета на основании проведенного исследования сделала выводы: формам насильственного поведения дети учатся, следовательно, их можно научить и альтернативным просоциальным формам поведения. Среди практических средств главным и наиболее эффективным указанные выше исследователи считают введение в школьное образование специальных программ, направленных на усвоение детьми навыков мирного поведения, умение справляться с эмоциями, вести переговоры, решать конфликты и тому подобное.

Преодолению нарушений поведения у подростков предшествует диагностика причин и формы насильственного поведения. Она проводится на основании критериев, приведенных педагогом (классным руководителем) и социальным педагогом, с привлечением для консультаций школьного психолога. Именно поэтому программа преодоления насильственного поведения должна быть комплексной и предусматривать участие педагога, психолога и родителей.

Система отношений трудных детей, как правило, характеризуется конфликтностью, негативными переживаниями. Надо создать вокруг такого школьника атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогами и одноклассниками.

Мы исходили из необходимости создать клуб, где подростки могли бы заниматься. В школе они собираются вечером дважды в неделю. Цель встреч - разнообразить свободное время. В рамках клуба используются такие

методы работы:

а) встречи и общение с интересными людьми; б) обсуждение тем, актуальных для подростков; в) танцы и пение.

Это постоянная составляющая работы с детьми. К работе клуба привлечено школьного психолога, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога. В клубе используется компьютерная техника, поэтому подростки могут посмотреть и обсудить последние фильмы.

Кроме того, дважды в месяц они встречаются в спортивном зале: играют в баскетбол, футбол и настольный теннис. Подключение спортивных занятий позволяет разрядить в социально приемлемых рамках накопленную энергию.

Второй составляющей работы является родительские семинары и индивидуальные консультации для родителей подростков. Цель таких семинаров - повышение уровня педагогической культуры родителей, обсуждение проблем подросткового возраста в целом, а также проблем поведения их детей в частности. Родители учатся решать педагогические ситуации: как поступить в том, или ином случае, поведение будет оптимальной и т.п. Такие встречи проводятся раз в месяц, продолжительность каждой - 1-1,5 часа. На рассмотрение выносится ряд проблем:

а) возрастные особенности личности подростка; б) нарушения поведения подростков: причины и возможности коррекции в) акцентуация личности подростков; г) психосексуальные проблемы подростка; д) эгоизм подростка и его причины; е) причины агрессивного поведения подростка.

Третья составляющая программы - социотерапевтические группы подростков, работа с которыми включает следующие этапы:

1. Оценку и диагностику формы и причин нарушения поведения.

2. Определение индивидуальной стратегии педагогического воздействия для каждого подростка, отбор специфических упражнений. Мы исходили из того, что само по себе упражнение может быть полезной для подростков с различными формами насильственного поведения, потому что каждый выносит из нее что-то свое. Вместе с тем, вынести это «свое» ребенок может при условии адекватной групповой рефлексии своего поведения, чувств и переживаний. В этом смысле важно указать основные направления работы рефлексии в группах в соответствии с формой насильственного поведения.

Социальному педагогу следует сделать акцент на формировании таких черт, как ответственность и надежность. Основные идеи, которые подросток должен усвоить, - «если не я, то кто», «я сам ответственен за свою судьбу».

Наиболее эффективной стратегией является повышение уверенности подростка в себе (упражнения, направленные на повышение ассертивности), а также снятия психоэмоционального напряжения с помощью использования релаксационных, успокаивающих техник. В групповых ситуациях подросткам предлагается проиграть роли или выполнить определенные

упражнения, после которых он делится своими переживаниями и интерпретациями ситуации. Он получает порой неожиданную обратную связь от членов группы. Это позволяет ему осознать неадекватность своих мыслей и представлений и понять, что его никто не хотел обидеть.

3. Собственно коррекционный этап.

4. Оценку изменений на уровне поведения, личности и когнитивных установок.

Подростки встречаются в течение месяца дважды в неделю. Затем занятия прекращаются в месяц. После этого проходит еще один цикл групповых встреч. Длительность групповых встреч составляет 24-32 часа. Каждое занятие длится 1,5-2 часа и имеет определенный алгоритм:

а) разогрева;

б) кульминация, в рамках которой рассматриваются и решаются актуальные проблемы подростков;

в) снятие напряжения.

На стадии разогрева используются самые разнообразные психотехнические приемы, описанные в литературе [2]. Задача этого этапа состоит в том, чтобы сформировать позитивный настрой группы, чувство доверия и безопасности.

На второй стадии используются дискуссии, психодраматические игры, такие психотехнические приемы, как «горячий стул», психоскульптура и др.

На третьей стадии ставится задача сбросить психоэмоциональное напряжение, расслабиться.

В процессе группового занятия используются следующие стратегии:

1. Когнитивная. Обсуждаются неадаптивные мысли и убеждения подростков, которые препятствуют их социальному адаптации. Это могут быть такие мысли: «Я никому не нужен», «Я одинокий», «Я слаб и беспомощен», «Я отвергнут и никому не нужен», «Я не любимый», «Я плохой», «Мир страшен и опасен »,« Мою свободу ограничивают »,« Другие склонны смеяться надо мной ». В рамках этой стратегии подростки должны осознать неадаптивнисть и ошибочность своих мыслей и попытаться отказаться от них. Для этого используется ряд приемов. Например, техника трех колонок, когда в первой пишут психотравмирующую ситуацию, в третьей - отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Задача подростка - заполнить пустую вторую колонку - колонку неадаптивных мыслей. Так он учится рефлексировать и анализировать свои переживания и свои мысли. Техника самонаблюдения, техника социального сравнения и др.

[4].

2. Вербальная. Проясняются основные виды конфликтов подростка, а затем обсуждаются в группе. Одной из обсуждаемых в группе тем является «Кто такой настоящий мужчина?», «Кто такая настоящая женщина?».

Занятия группы, которые проводятся с детьми, могут быть следующих видов: 1) тематическими, 2) биографическими, 3) ориентированными на взаимодействие «здесь и сейчас».

Программа комплексной педагогической коррекции насильственного поведения подростка включает различные психолого-педагогические и социально-педагогические мероприятия. Это позволяет решать насильственного поведения у подростков на разных уровнях. В программе должны участвовать социальный педагог и школьный психолог как главные действующие лица, при необходимости привлекают классных руководителей, учителей и родителей. Программа комплексной педагогической коррекции насильственного поведения подростка включает в себя.

• Клуб

• Родительские семинары

• Группы подростков

• Консультации родителей подростков

В программе учитываются основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения у детей и подростков, а именно:

а) повышение роли семьи в профилактике социально-отклоненной поведения у подростков;

б) повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предотвращении и преодолении девиантного поведения подростков;

в) управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия подростка в процессе его развития и воспитания;

г) развитие внешкольного системы консультирования и помощи семьям, детям и подросткам в преодолении девиантного поведения;

д) использование позитивных возможностей СМИ и защите детей и подростков от их негативного воздействия;

е) привлечение подростков к участию в общественной деятельности, организациях (спортивных, культурно-развлекательных, туристических, театральных и др.)

ж) активизация самовоспитания, преодоление негативных привычек, помощь в работе над собой [5].

Выводы. «Жестокое поведение» девочек- подростков связано с нарушениями семейного воспитания. Семейное воспитание создает ряд условий для появления и формирования жесткого поведения подростков-девочек, что обуславливает реальную необходимость диагностики и коррекции данного негативного явления. Программа комплексной педагогической коррекции насильственного поведения подростка включает различные психолого-педагогические и социально-педагогические мероприятия. В программе учитываются основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально -негативных форм девиантного поведения у детей и подростков. Разработанная программа может быть использована в работе психологических служб общеобразовательных учреждений.

Использованные источники:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие.- СПб., 1998.- 379 с.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов.- СПб.: Питер, 2000.-С. 48 - 54.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Пер. с англ. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528с.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 384с.

УДК 372.881.111.1

Чуланова А.Р. студент 5 курса историко-филологический факультет Нижегородский национальный государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал Россия, г. Арзамас ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ Аннотация: данная статья посвящена выявлению и исследованию трудностей аудирования, оказывающих влияние на прогресс и мотивацию учащихся. За счет устранения данных трудностей у учащихся в процессе аудирования возрастет мотивация к изучаемому языку, и, следовательно, повысится уровень знаний английского языка.

Ключевые слова: аудирование, трудности аудирования, английский язык, механизмы аудирования, учебный процесс.

Chulanova A.R. student

5 course, historical-philological faculty Nizhny Novgorod National State University. N.I. Lobachevsky

Arzamas Branch Russia, Arzamas

DIFFICULTIES IN LISTENING COMPREHENSION OF FOREIGN

SPEECH

Annotation: This article is devoted to identifying and investigating the difficulties of listening comprehension that affect the progress and motivation of students. By eliminating these difficulties, students in the listening process will increase their motivation for the language being studied, and, consequently, the level of knowledge of the English language will increase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.