Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РЕАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ / ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИЯ / МЕТОДИКА «РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ» В ПРОФОТБОРЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Поздняков Вячеслав Михайлович

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов профессионального становления и самоопределения молодых людей, решивших связать свою судьбу со службой в уголовно-исполнительной системе. Методолого-теоретическими ориентирами исследования выступили положения концепции индивидуальной психологии А. Адлера, а также теоретические взгляды и выявленные закономерности в отечественной возрастной и юридической психологии, психологии труда и акмеологии. Результаты проведенного исследования статистически подтвердили наличие взаимосвязи между «комплексом недостаточности» и степенью сформированности профессиональных установок на стадии практического принятия решения у курсантов специализированного вуза. У курсантов с «псевдокомпенсацией» в отличие от курсантов с «реальной компенсацией» комплекс недостаточности выражен более сильно. Эта психологическая особенность личности курсантов оказывает дезадаптирующее влияние на формирование у них профессиональных установок и в целом на дальнейшее их профессиональное становление, а также представляет собой благоприятную почву для формирования личности по дезадаптивному или псевдокомпенсаторному пути развития. Полученные результаты имеют значение для решения проблемы психологического сопровождения курсантов специализированного вуза в целях оптимизации их профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE HIGHER EDUCATION SERVICE OF THE FEDERAL PUNISHMENT SERVICE, DETERMINING THE CHARACTER OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

This article is devoted to the consideration of issues of professional development and self-determination of young people who have decided to connect their fate with service in the penitentiary system. The methodological and theoretical guidelines for the study were the provisions of the concept of individual psychology by A. Adler, as well as theoretical views and patterns identified in domestic developmental and legal psychology, labor psychology and acmeology. The results of the study statistically confirmed the existence of a relationship between the «insufficiency complex» and the degree of formation of professional attitudes at the stage of practical decision-making among cadets of a specialized university. In cadets with «pseudo compensation», in contrast to cadets with «real compensation», the insufficiency complex is more pronounced. This psychological feature of the personality of cadets has a maladaptive influence on the formation of their professional attitudes, and, in general, on their further professional development, and also represents a fertile ground for the formation of a personality along a maladaptive or pseudo-compensatory path of development. The results obtained are important for solving the problem of psychological support for cadets of a specialized university in order to optimize their professional development.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.47.1.016 УДК 159.9

Ежова Олеся Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

Olesya N. Еzhova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistаnt Professor Penal Psychology and Pedagogy Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

Поздняков Вячеслав Михайлович

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Vyacheslaw M. Pozdnyakov

Doctor of Psychology, Professor,

Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology,

Moscow State Psychological and Pedagogical University, 29, Sretenka str., Moscow, Russia,127051, e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов профессионального становления и самоопределения молодых людей, решивших связать свою судьбу со службой в уголовно-исполнительной системе. Методолого-теоретическими ориентирами исследования выступили положения концепции индивидуальной психологии А. Адлера, а также теоретические взгляды и выявленные закономерности в отечественной возрастной и юридической психологии, психологии труда и акмеологии.

Результаты проведенного исследования статистически подтвердили наличие взаимосвязи между «комплексом недостаточности» и степенью сформированности профессиональных установок на стадии практического принятия решения у курсантов специализированного вуза. У курсантов с «псевдокомпенсацией» в отличие от курсантов с «реальной компенсацией» комплекс недостаточности выражен более сильно. Эта психологическая особенность личности курсантов оказывает дезадаптирующее влияние на формирование у них профессиональных установок и в целом на дальнейшее их профессиональное становление, а также представляет собой благоприятную почву для формирования личности по дезадаптивному или псевдокомпенсаторному пути развития.

Полученные результаты имеют значение для решения проблемы психологического сопровождения курсантов специализированного вуза в целях оптимизации их профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональные установки, комплекс неполноценности, деструктивное поведение, контент-анализ, социальный интерес, реальная компенсация, псевдокомпенсация, методика «ранних воспоминаний» в профотборе.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE HIGHER EDUCATION SERVICE OF THE FEDERAL PUNISHMENT SERVICE, DETERMINING THE CHARACTER OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Summary. This article is devoted to the consideration of issues of professional development and self-determination of young people who have decided to connect their fate with service in the penitentiary system. The methodological and theoretical guidelines for the study were the provisions of the concept of individual psychology by A. Adler, as well as theoretical views and patterns identified in domestic developmental and legal psychology, labor psychology and acmeology.

The results of the study statistically confirmed the existence of a relationship between the «insufficiency complex» and the degree of formation of professional attitudes at the stage of practical decision-making among cadets of a specialized university.

© 2022 Ежова О. Н., Поздняков В. М.

In cadets with «pseudo compensation», in contrast to cadets with «real compensation», the insufficiency complex is more pronounced. This psychological feature of the personality of cadets has a maladaptive influence on the formation of their professional attitudes, and, in general, on their further professional development, and also represents a fertile ground for the formation of a personality along a maladaptive or pseudo-compensatory path of development.

The results obtained are important for solving the problem ofpsychological support for cadets of a specialized university in order to optimize their professional development.

Keywords: professional attitudes, inferiority complex, destructive behavior, content analysis, social interest, real compensation, pseudo-compensation, the method of «early memories» in professional selection.

Актуальность проблемы исследования. Эффективность правоохранительной деятельности во многом зависит от отношения каждого сотрудника к своим служебным обязанностям и качества их выполнения. В связи с этим подготовка квалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), способных выдерживать повышенные служебные и психоэмоциональные нагрузки в профессиональной деятельности, определена в качестве одной из актуальных задач развития пенитенциарной системы до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р). Решение данной задачи во многом зависит от качества профотбора кадров на службу.

Сегодня при профотборе кандидатов на службу в учреждения и на обучение в вузах ФСИН России акцент делается на критериях физического здоровья и особенностях личности, свидетельствующих о предрасположенности к психическим отклонениям и к деструкциям в поведении. В то же время ведомственными психологами недостаточно изучаются особенности направленности личности кандидатов (ценностно-смысловые ориентации и мотивы, установки и готовность добросовестно нести службу в УИС). О важности включения в критерии профотбора показателей мотивационного профиля личности свидетельствуют проведенные в последние годы исследования пенитенциарных психологов (Г. И. Аксеновой, Е. Е. Гавриной, С. В. Горностаева, О. Н. Ракитской, Д. В. Сочивко), где выявлено, что в вузы ФСИН России поступают и абитуриенты, которые ориентировались в выборе профессии на мнение близких людей и внешние признаки будущей профессии (заработок, престижность профессии). Вследствие отсутствия среди поступающих в ведомственные вузы мотивационного отбора при обучении часть курсантов испытывает значительные трудности в профессиональном становлении и отчисляется.

Методолого-теоретические ориентиры исследования. Анализ публикаций психологов (В. А. Бодрова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряж-никова и др.) свидетельствует, что профессиональное самоопределение - это внутренне психологически сложный процесс принятия решений, с помощью которого молодой человек реализует свои предпочтения и способности, а также установки в отношении потребностей общества в специалистах различного профиля.

Как известно, профессиональное становление человека начинается еще с детских игр (первый этап), а на втором этапе у подростков наряду с фантазиями, связанными с той или иной профессией, идет и рефлексия субъективных склонностей и способностей, развитие установок к той или иной профессиональной деятельности. Третий этап - это профессиональное самоопределение с выбором профессии, который захватывает юношеский возраст. Четвертый этап - вхождение в профессию (реальный выбор).

Л. С. Выготский рассматривал социализацию и биологическое созревания как основы, где происходит естественное формирование личности [1, с. 39]. Юношеский возраст определяется многими исследователями (Л. И. Божович, И. С. Кон, Х. Ремшмидт, Д. И. Фельдштейн и др.) как этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. При этом в аспекте профессионализации развивающейся личности треугольник профориентации, лежащий в основе сознательного выбора ею профессии, образуют знание профессий, знание самого себя и знание о потребности в кадрах в той или иной сфере деятельности.

Г. П. Щедровицкий доказывал, что необходимым условием самоопределения вообще и профессионального в частности является активность самой личности. По его мнению, источник активности находится в самом человеке, он напрямую связан с интересом [2].

Согласно видному зарубежному психологу А. Адлеру на профессиональное самоопределение и перспективное планирование человеком жизни существенное влияние оказывают события детства, в том числе трудности и переживания, с которыми ребенок столкнулся в процессе своего развития и которые остаются с человеком на всю жизнь [3, с. 131-140].

Опора в планируемом нами исследовании профессионального становления курсантов вузов ФСИН России на концептуальные положения индивидуальной психологии А. Адлера и последователей его учения связано с тем, что учеными раскрыты внутренние детерминанты развития личности («социальный интерес», «стремление к превосходству»; «чувство недостаточности» или в терминологии А. Адлера - «комплекс неполноценности»), которые могут проявляться в профессиональном самоопределении и влиять на формирование профессиональных установок. В рамках этого подхода доказано, что ребенок в детстве испытывает чувство собственной неполноценности, в основе которого в большей степени лежат даже не ограниченные в силу возраста физические возможности, а отношение к нему (ощущении недостаточности, когда взрослые могут, а он (ребенок) нет). Для компенсации этого чувства человек, по мнению А. Адлера, использует один из двух механизмов: реальная компенсация или псевдокомпенсация.

Реальная компенсация у человека проявляется стремлением добиться успеха в жизни за счет упорства, интереса к другим людям (социальный интерес) и умения адаптироваться в трех жизненных сферах (профессиональной, межличностного общения и интимно-личностного взаимодействия). Псевдокомпенсация осуществляется через стремление к превосходству, приводящему к деструктивному поведению и многочисленным конфликтам, а также к активности по типу «бегство в болезнь».

В современной научной литературе, в которой анализируется феномен деструктивного поведения, не существует единого понятийного аппарата. Нами разделяется позиция А. Н. Леонтьева, видевшего причину деструктивного поведения человека во внутриличностном конфликте, с которым он не смог справиться. Он возникает в результате внутренних противоречий и борьбы мотивов и, хотя полностью не разрушает личность, оказывает непосредственное влияние на поведение человека [4, с. 168].

К. В. Злоказов и В. Б. Куликов, рассматривая деструктивное поведение сотрудников правоохранительных органов, отмечают, что на фоне возникшей у них дезадаптации внешне этот процесс проявляется в виде поведения, которое нарушает наиболее значимые социальные нормы [5, с. 41].

Согласно исследованию А. С. Душкина и Е. А. Щелкушкиной, профессиональные деструкции сотрудников УИС связаны с изменениями как отдельных личностных качеств, так и личности в целом, которые происходят под воздействием профессиональной деятельности и атрибутов субкультурной среды. Эти изменения касаются мотивационно-ценностной и эмоционально-волевой сферы личности, убеждений и стереотипов поведения, а также характера общения с другими людьми. Данные изменения во многом зависят от зрелости личности сотрудника, поэтому могут носить временный или устойчивый характер (изменения, имеющие отрицательную направленность, называют профессиональной деформацией) [6, с. 21].

А. С. Душкин и Е. А. Щелкушкина отмечают, что сотрудники, нарушающие законность и служебную дисциплину, склонны снимать с себя ответственность за свое поведение, оправдывая свои действия внешними причинами (несовершенство закона, негативный пример других людей, поведение и несправедливость руководителей и т. д.). Кроме того, у них отмечается высокий уровень притязаний, а сочетание решительности с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность. Для них также характерна завышенная самооценка, они безответственны, несдержанны, легко принимают решения, склонны к риску, прагматичны, отстаивают свои интересы, ориентированы на прямое вознаграждение и в меньшей степени направлены «на дело», а поэтому не стремятся нести ответственность за свои поступки и результаты своих действий. Деструкции у дезадаптированных сотрудников УИС могут проявляться в систематическом нарушении служебной дисциплины, выражении агрессии, злоупотреблении спиртными напитками или намерении к совершению суицидальных действий.

Учитывая, что у личного состава УИС, по сравнению с другими категориями сотрудников правоохранительных органов, значительно больше репутационных рисков [7], в рамках проведенного нами исследования выявлялось, в какой мере у курсантов вузов ФСИН России имеются проблемы в профессиональном становлении и как это может повлиять на деструкции в их поведении.

Дизайн и методы исследования. Курсанты вузов ФСИН России находятся на четвертом этапе профессионального самоопределения - реального выбора профессии (возрастной период от 17 до 22 лет). В связи с этим было проведено исследование взаимосвязи «комплекса неполноценности» и профессиональных установок личности у курсантов 2 курса Самарского юридического института ФСИН России. Всего в исследовании приняли участие 57 человек.

В рамках исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник профессиональных установок И. М. Кондакова. Методика предназначена для определения уровня сформированности профессиональной установки на стадиях предварительного выбора профессии и практического принятия решения профессионального самоопределения и дает возможность задуматься личности над проблемами выбора, профессионального становления; увидеть, в каких факторах у них имеется зависимость от кого-либо или чего-либо.

2. Методика исследования чувства недостаточности, комплекса недостаточности (Дж. Манастер, Р. Горсини). При разработке шкал измерения «комплекса недостаточности» ученые опирались на положение, выдвинутое А. Адлером, Р. Дрейкурсом, Х. Мосак, и включили в методику ряд шкал: 1 -я шкала - успешность в сравнении с другими людьми; 2-я шкала - оценка другими людьми; 3-я шкала - максимальный уровень, которого вы можете достичь в жизни; 4-я шкала - ваш уровень, который будет через 5 лет; 5-я шкала - ваша точка, в которой вы хотели бы сейчас находиться.

3. Методика А. Адлера «Раннее воспоминание». Методика позволяет выявлять «жизненный стиль личности», характеризующий направленность устремлений и выработанные паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем).

После применения к обследуемым методики А. Адлера и контент-анализа их «ранних воспоминаний» общая выборка курсантов была разделена на две экспериментальные группы:

- экспериментальная группа 1 - курсанты с реальной компенсацией;

- экспериментальная группа 2 - курсанты с псевдокомпенсацией.

Разделение на указанные группы происходило в соответствии с выраженностью в «раннем воспоминании» обследуемых «социального интереса», рассматриваемого в соотношении со стремлением к превосходству. В дальнейшем анализ проводился по признаку выраженности средней величины расхождения между 1-й и 5-й шкалами по Методике исследования «комплекса недостаточности» (Дж. Манастер, Р. Горсини). Величина расхождения позволяет говорить (в соответствии с положениями А. Адлера) о тормозящем влиянии сильно выраженного «комплекса недостаточности» на развитие личности и выбор профессии, проявляясь в поступках, мыслях, воспоминаниях, сновидениях. Также в соответствии с положениями А. Адлера это является подходящей почвой для формирования личности по дезадаптивному или псевдокомпенсаторному пути развития.

Проанализированные ранние воспоминания курсантов в соответствии с выделенными контент-аналитическими категориями «социальный интерес» и «стремление к превосходству» были сравнены с данными по Опроснику профессиональных установок И. М. Кондакова.

Результаты исследования и их обсуждение. Первоначально приведем пример контент-анализа одного «раннего воспоминания» курсанта с псевдокомпенсацией (при изложении «раннего воспоминания» придерживаемся авторского стиля изложения).

Испытуемый из экспериментальной группы 2 (псевдокомпенсация), м.п., 19 лет, представил следующее свое «раннее воспоминание»:

«Обо мне говорят очень хорошие вещи, и я сам это знаю: в детстве, как я его помню, очень много дрался не со своими сверстниками, а с теми, кто старше и сильнее меня, так как ничего я не боялся-то, боялись меня. Уже в детстве я понимал, что в этой жизни не надо ждать чуда, а надо брать все в свои руки, каким способом - неважно, но главное - достичь своей цели! Это и есть одно из моих воспоминаний детства».

Гипотезы и анализ вышеизложенного «раннего воспоминания»:

1. Присутствующие люди: присутствуют взрослые люди («старше и сильнее меня»). Отсутствие матери в данном случае говорит о том, что она «проиграла игру»: ребенок не привязан к ней. Через рефрен раннего воспоминания «уже в детстве я понимал, что в этой жизни не надо ждать чуда, а надо брать все в свои руки» респондент как бы говорит о том, что в детстве он был никем не защищенным, предоставлен самому себе и ему приходилось, защищая себя, вступать в неравный бой с теми, кто старше и сильнее.

2. Тип события: драки со взрослыми - выявляет фиксацию испытуемого на желании властвовать над людьми, подчинять себе и устрашать их через физическую силу. Физическое устрашение касается более взрослых людей, что говорит о выраженном действии комплекса неполноценности. Вероятно, испытуемый часто испытывал собственную слабость и страх, когда со стороны взрослых сталкивался с физическим унижением. Данное стремление реализуется через социальную девиацию, нивелирование гуманных установок и отсутствие жизненных принципов: «надо брать все в свои руки, каким способом - неважно, но главное - достичь своей цели».

3. Преобладающий вид чувствительности: кинестетический («очень много дрался», «брать все в свои руки», «достичь цели»), он отражает, во-первых, трудности, с которыми респондент столкнулся в детстве, и потребность их преодолеть через физическую силу и двигательную активность; во-вторых, гиперкомпенсаторный характер преодоления комплекса недостаточности через негативную деятельность - очень много дрался с теми, кто старше и сильнее его; для достижения цели брал все в свои руки по принципу «цель оправдывает средства».

Комплекс недостаточности проявляется в потребности преодолеть невыносимое ощущение слабости и недостаточности через силу и могущество («чтобы боялись меня»). При этом в комплексе проявляются следующие установки жизни: «Жить - значит достигать своей цели любой ценой». «Жить - значит брать все в свои руки, действовать, а не ждать чуда». «Жизнь - это неравная схватка. И если ты не защитишь себя, никто этого не сделает». «Жить - значит брать ответственность за свою жизнь в свои руки». «Жить - значит рано взрослеть, когда ты к этому еще не готов». «Жить - значит испытывать страх, что кто-то окажется сильнее тебя». «Жизнь - это опасность быть слабым и побежденным, поэтому к ней надо подготовиться любыми способами». «Жизнь - это потребность быть сильным и могущественным». «Жить - значит быть сильным». «Жизнь - потребность, опережая события, подготовиться к ней». «Бери от жизни все сам».

Опираясь на вышеизложенное, можно констатировать, что выбор профессиональной деятельности во многом также детерминирован комплексом недостаточности, то есть потребностью найти такой вид деятельности, где можно быть защищенным и есть возможность преодолевать слабость через силу, безнаказанно применять силу для достижения своего могущества. В правоохранительной деятельности эту потребность обеспечивает защищенность властью и знание законов. Власть дает человеку ощущение могущества и возможность защитить себя. У респондента большая вероятность в применении силы («пускать кулаки в ход») во взаимодействии с более слабыми и незащищенными, а также устрашать тех, кто будет находиться у него в подчинении.

Приведем пример контент-анализа ранних воспоминаний курсанта с реальной компенсацией (при изложении ранних воспоминаний также придерживаемся авторского стиля изложения).

Испытуемый из экспериментальной группы 1 (реальная компенсация), м.п., 20 лет, представил следующее «раннее воспоминание»:

«Когда я пошел первый раз в школу, я очень обрадовался. Мне очень нравилось учиться. Я любил физкультуру, пение. Я очень любил своего преподавателя. Я сразу со всеми познакомился. У нас был очень хороший класс. Взаимоотношения с одноклассниками были отличные».

Гипотезы и анализ данного «раннего воспоминания»:

1. Присутствующие люди: присутствуют учитель, одноклассники. Присутствие в воспоминании посторонних людей позволяет предположить, что ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними. В целом присутствие в воспоминании других людей отражает развитый социальный интерес или общественное чувство. Отсутствие матери может быть связано с рождением в семье следующего ребенка и обусловленной этим «детронизацией».

2. Тип события: поход в школу. Испытуемый вспоминает первое впечатление о школе, о том, какая радость связана с этим событием - «Я очень обрадовался». В воспоминании обращают на себя внимание любовь к преподавателю, позитивное отношение к одноклассникам и к учебе, что предполагает сформированность уважительного отношения к старшим, авторитетным взрослым и желание сотрудничать со сверстниками. Интерес к другим людям и участие по отношению к ним отражает полезную сторону жизненного стиля. У респондента развиты как социальный интерес, так и стремление к превосходству. При этом стремление к превосходству выражено менее, чем социальный интерес, и проявляется через такие предметы, как физкультура и пение. Эти предметы занимают далеко не главное место в иерархии школьного обучения, то есть компенсация у данного испытуемого в большей мере идет через двигательную активность (физкультура) и вербальное самовыражение (пение).

3. Преобладающий вид чувствительности: кинестетический (пошел в первый класс, любил физкультуру и пение, нравилось учиться). События, запоминаемые из детства (в данном случае сотрудничество, взаимодействие и чувство любви к взрослому), близки к основному интересу респондента - социальному.

Чувство недостаточности проявляется через реальную компенсацию в следующих жизненных установках: «Жизнь - это возможность взаимодействовать с другими». «Жизнь - это возможность учиться, получать поддержку от взрослых и пользоваться преимуществами этого сотрудничества». «Жить - значит испытывать радость от общения с людьми».

В раннем воспоминании респондента отражена проблема сотрудничества и дружбы, а также личностное стремление к установлению взаимоотношений со сверстниками (я сразу со всеми познакомился), что характерно для людей с развитым социальным интересом и реальной компенсацией. Выбор профессиональной деятельности детерминирован социальным интересом и потребностью находить такое положение среди людей, чтобы иметь возможность сотрудничать с ними и пользоваться преимуществами этого сотрудничества. В правоохранительной деятельности эту потребность удовлетворяет гуманная направленность профессиональной деятельности, обеспечивающая соблюдение законности, защиту прав, свобод и интересов человека. Знание законов обеспечивает возможность защитить права человека. Тип жизненного стиля респондента: полезный. Согласно А. Адлеру люди с высоким стремлением к превосходству и развитым социальным интересом успешно справляются с тремя жизненными проблемами: профессиональной проблемой, проблемой сотрудничества и дружбы, проблемой любви и супружества.

В целом сравнение данных контент-анализа ранних воспоминаний курсантов показывает, что испытуемые с «псевдокомпенсацией» из пережитых ситуаций детства вывели ошибочное представление о жизни, большинство из них не смогли понять трудностей, с которыми столкнулись в детстве, и зафиксировались на неудаче, чувствах обиды, мщения, неуверенности, болезненной слабости; стали интересоваться главным образом самими собой (в этой группе у большинства испытуемых выражена установка требовать что-нибудь от других людей; или заставлять других людей признавать, что он - человек особенный и должен получать все, что хочет; или им кажется, что с ними поступили несправедливо, их незаслуженно обидели; или родители обделили их вниманием).

Далее испытуемые заполнили анкету, ответив на вопросы: «Кем вы мечтали (или фантазировали) быть в детстве?» и «Соответствует ли выбранная вами профессия вашим внутренним склонностям?». Данные анкет позволили соотнести совпадение или несовпадение фантазий детства и актуального профессионального выбора на стадии практического принятия решения (см. табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение совпадения детских фантазий и актуального выбора профессии

на стадии практического принятия решения

Группа Совпадение детских фантазий и актуального выбора профессии

с реальной компенсацией 68 %

с псевдокомпенсацией 34 %

Статистический анализ различий посредством критерия Фишера (фэмп = 2,57, фкр = 2,31) показал, что в выборке испытуемых группы 1 с реальной компенсацией данный эффект представлен чаще. Результаты свидетельствуют, что различия между двумя группами испытуемых статистически значимы по признаку совпадений. Это позволяет утверждать, что испытуемые с реальной компенсацией с высокой степенью вероятности чаще выбирают профессию, которая соответствуют их внутренним склонностям, интересам и предрасположенности к ней. Испытуемые с псевдокомпенсацией с высокой степенью вероятности реже выбирают профессию, соответствующую их мечтам, склонностям, интересам и внутренней предрасположенности. В данном случае выбор профессии в большей мере детерминирован действием комплекса превосходства.

Данные о степени выраженности «комплекса недостаточности» по шкалам самооценивания, разработанным Дж. Манастер, Р. Горсини, в группах испытуемых с реальной компенсацией (группа 1) и с псевдокомпенсацией (группа 2) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели выраженности «комплекса недостаточности» в группе 1 и группе 2

Группа Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Комплекс неполноценности

1 61,40 61,60 79,80 78,20 78,20 16,80

2 51,72 54,06 70,31 68,75 77,97 26,25

Для проверки статистической значимости различий в степени выраженности «комплекса недостаточности» в двух экспериментальных группах был применен критерий Манна-Уитни. Статистический анализ результатов позволил выявить значимость различий по признаку выраженности «комплекса недостаточности» у испытуемых группы 1 с реальной компенсацией и группы 2 с псевдокомпенсацией.

Сравнительный анализ выраженности «комплекса недостаточности» в двух экспериментальных группах показывает:

1) в группе 1 с реальной компенсацией «комплекс недостаточности», определяемый по величине расхождения между 1-й и 5-й шкалами равен 16,80 баллам, что приближается по своим значениям к средней величине расхождения 12,00, то есть он выражен недостаточно сильно; в этом случае А. Адлер говорил о чувстве недостаточности, которое является движущей силой для развития личности, выражающейся в стремлении к сверхкомпенсации;

2) в группе 2 с псевдокомпенсацией комплекс недостаточности выражен более сильно, так как расхождение между 1-й и 5-й шкалами равно 26,25 баллам, что более чем в два раза отличается от средней величины расхождения. Это позволяет утверждать, в соответствии с положениями А. Адлера, о тормозящем влиянии сильно выраженного «комплекса недостаточности» на развитие личности, проявляющемся в поступках и мыслях, сновидениях и выборе профессии, что является подходящей почвой для формирования личности по дезадаптивному пути развития.

Следующим этапом исследования было определение с помощью опросника И. М. Кондакова уровня сформированности профессиональных установок и степени выраженности пяти факторов в группе 1 с реальной компенсацией и группе 2 с псевдокомпенсацией. Профессиональная установка считается сформированной, когда присутствует соответствующая комбинация из не менее 4 факторов; частично сформированной, если присутствует комбинация из 3 факторов; не сформированной, если присутствует комбинация факторов не более 2 факторов.

Данные средних значений уровня сформированности профессиональных установок в экспериментальной группе 1 и группе 2 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние значения уровня сформированности профессиональных установок в группе 1 и группе 2

Группа Нерешительность/ решительность в проф. выборе Неосновательность/ Рационализм Реализм/ оптимизм в отношении буд. профессии Низкая/ высокая самооценка Зависимость/ независимость в проф. выборе

1 3,20 5,92 2,64 4,76 2,44

2 2,84 3,03 5,53 2,19 5,84

Применение и - критерия Манна-Уитни при сравнении данных сформированности профессиональных установок в экспериментальной группе №1 и группе № 2 показало, что различия достигают уровня статистической значимости по следующим факторам:

- первый фактор (решительность - нерешительность) и= 141;

- второй фактор (неосновательность - рационализм) и= 124;

- третий фактор (реализм - оптимизм) и= 131;

- пятый фактор (независимость в профессиональном выборе - зависимость в профессиональном выборе) и= 109.

По четвертому фактору различия в уровне сформированности профессиональных установок не достигают уровня статистической значимости, так как полученное значение является выше критического.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что именно в группе 2 (испытуемые с псевдокомпенсацией и выраженным «комплексом недостаточности») не сформированы профессиональные установки, содержательные характеристики которых проявляются в нерешительности, неверии в собственные силы и возможности, в отказе от внутренних склонностей и интересов. Таким образом, сильно выраженный «комплекс недостаточности» оказывает дезадаптирующее влияние на уровень сформированности профессиональных установок и на особенность дальнейшего профессионального становления.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что сильно выраженный «комплекс неполноценности» в группе курсантов с псевдокомпенсацией усиливает неверие в собственные силы и возможности его преодоления. Это корреспондирует с положением А. Адлера, что «чувство недостаточности» трансформируется в негативно окрашенный «комплекс». Большее количество совпадений фантазий и выбора профессии на стадии практического принятия решения профессионального самоопределения в группе курсантов с реальной компенсацией можно объяснить тем, что несильно выраженный «комплекс недостаточности» может становиться в соответствии с теорией А. Адлера постоянным стимулом развития индивида, выражающимся в стремлении к сверхкомпенсации по реальному пути, формируя полезный индивидуальный жизненный стиль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и рекомендации по исследованию. Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие обобщения:

1. Результаты исследования подтверждают вывод о существовании связи «комплекса неполноценности» и сформированности профессиональных установок, что позволяет рассматривать «комплекс неполноценности» как одну из детерминант профессионального становления личности, проявляющуюся в профессиональных установках.

2. «Комплекс недостаточности» может рассматриваться как детерминанта профессионального самоопределения курсантов специализированного вуза: на стадии подростковой мечты оказывает сильное влияние и имеет полное соответствие, на стадии практического принятия решения - частичное.

3. Профессиональная направленность в большей степени соответствует выбору профессии на стадии подростковой мечты, чем на стадии практического принятия решения.

4. По результатам эмпирического исследования у преобладающего числа курсантов специализированного вуза социальный интерес развит слабо, стремление к превосходству -более выражено.

5. У большинства испытуемых стиль жизни проявляется в форме псевдокомпенсации; характеризуется неразвитостью социального интереса; стремлением реализовать выраженное действие «комплекса неполноценности» через самосохранение, использование других людей, манипулирование ими; застревание на негативной стороне жизни, стремлении к мщению и в целом по неконструктивному пути.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что методику «Раннее воспоминание» можно использовать в качестве диагностического инструментария при изучении личности курсантов сразу после поступления в вуз с целью выявления «комплекса неполноценности» и построения коррекционной работы, направленной на развитие социального интереса и адекватных психических установок в профессиональном самоопределении.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. М.: Эксмо, 2005. С. 13-234.

2. Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике. М., 2014. Т. 11. 400 с.

3. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. С. 131-140.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. 584 с.

5. Злоказов К. В., Куликов В. Б. Проблема деструктивного поведения сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3 (30). С. 41-44.

6. Душкин А. С., Щелкушкина Е. А. Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 94-95.

7. Поздняков В. М. Проблема репутационных рисков у пенитенциарных психологов // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов (г. Рязань, 8-9 апреля 2021 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2021. С. 359-366.

References

1. Vygotsky L. S. The history of the development of higher mental functions [History of the development of higher mental functions]. Sobr. soch. [Collectedworks]. Moscow, 2005, pp. 13-234 [in Russian].

2. Shchedrovickij G. P. Lekcii po pedagogike [Lectures on Pedagogy]. Moscow, 2014, t. 11, 400 p. [in Russian].

3. Adler A. Individual'naya psikhologiya [Individual psychology]. Istoriya zarubezhnoy psikhologii. 30-60-ye gody XX veka [History offoreign psychology. 30-60s of the XX century]. Moscow, 1986, pp. 131-140 [in Russian].

4. Leont'yev A. N. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow, 1981, 584 p. [in Russian].

5. Zlokazov K. V., Kulikov V. B. Problema destruktivnogo povedeniya sotrudnikov OVD [The problem of destructive behavior of police officers]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement], 2007, no. 3 (30), pp. 41-44 [in Russian].

6. Dushkin A. S., Shchelkushkina Ye. A. Psikhologo-pravovoy analiz prichin, usloviy i faktorov narusheniy sluzhebnoy distsipliny i zakonnosti sotrudnikami politsii [Psychological and legal analysis of the causes, conditions and factors of violations of official discipline and legality by police officers]. Prikladnayayuridicheskayapsikhologiya [AppliedLegal Psychology], 2015, no. 1, pp. 94-95 [in Russian].

7. Pozdnyakov V. M. Problema reputatsionnykh riskov u penitentsiarnykh psikhologov [Problem of reputational risks at penitentiary psychologists]. Psikhologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sbornik materialov III Vserossiiskogo simpoziuma psikhologov (g. Ryazan', 8-9 aprelya 2021 g.) [Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development. Collection of materials of the III All-Russian Symposium of Psychologists (Ryazan, April 8-9, 2021)]. Ryazan, 2021, рр. 359-366 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.