приобщением студентов к культурным ценностям образования и управленческой деятельности; рассмотрение образования как процесса формирования познавательных потребностей учащихся, что связано с потреблением культурных ценностей; рассмотрение процесса управления профессиональным образованием личности как диалог культур, организацию управления на основе тщательного отбора образовательных ценностей, их включение в структуру личности; руководство ценностями в повседневной жизни. Овладение искусством управления процессом образования учащихся, выступает важной педагогической ценностью. Ценность искусства управления проявляется: во-первых, в культуре общения, взаимодействия участников процесса управления образованием; во -вторых, в умении увидеть управленческую проблему и выбрать оптимальные средства ее решения; в-третьих, вскрыть связи процесса управления с решением образовательных задач; в-четвертых, подчинить управление образованием формированию познавательных потребностей. Следовательно, управленческий подход выступает как ценность, принцип и способ организации педагогического процесса образования личности. Его ценность состоит в выполняемых в образовании функциях, к которым следует отнести:
- целеполагающую, прогностическую функцию, предопределяющую получение результатов управления;
- организационную, включающую организацию и управление процессом образования личности; ценностно-ориентировочную функцию, связанную с выбором средств для достижения целей управления; информационно-коммуникативную функцию, включая выбор информации, средств ее передачи, коммуникативных средств ориентаций учащихся на ключевые компетенции познания и профессиональной деятельности; интегративную функцию, включая управленческое взаимодействие участников педагогического процесса; оценочно-корректирующую функцию. Оценка важный компонент аксиологии. Коррекция - необходимое условие достижения цели управления. Сличение результатов с целью управления - один из элементов управления. Данная функция характеризует ценность управленческой деятельности в образовании личности.
Учитывая, что культура сама по себе, представляет ценность, к образованию, подчиненного овладению культурными ценностями, необходим ценностный подход, требующий учета, что ценности являются ядром культуры, а культура - содержанием образования; ценности материальной и духовной культуры удовлетворяют познавательные, образовательные потребности личности; образование выступает как управляемый процесс по удовлетворению познавательных и других образовательных потребностей; управление, управленческий подход выступают как инструментальные ценности образования личности.
Список литературы
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 230.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Баракатова Д.А.
Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится об основных психологических особенностях изучения русского языка студентами технических вузов. Описывается процесс подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении русского языка. Отмечается особый тип личности, который характерен для студентов, ориентированных на технические и инженерные специальности.
Ключевые слова: мотивация, лингвистика, гуманизация, знание.
В комплексе гуманитарной подготовки в современном техническом вузе языковая подготовка является одной из основных задач, т. к. открывает студентам более широкие перспективы культурного развития и помогает стать более конкурентоспособными специалистами, способными без посредников решать свои профессиональные проблемы на международном уровне. Именно поэтому общеобразовательная дисциплина «Русский язык» играет особую, если не основную роль в достижении таких современных целей высшего инженерно-технического образования, как гуманизация и гуманитаризация. Гуманитаризация образования, особенно технического, направлена на повышение общего культурного уровня студентов. Преподаватели гуманитарных дисциплин в технических вузах, хорошо знают, что знания, имеющиеся у студентов технических специальностей к моменту их поступления в университет в сфере как родного, так и русского языка, гораздо хуже, чем у студентов-гуманитариев. Под гуманитариями мы подразумеваем не только студентов филологического факультета или факультета иностранных языков, для которых язык является основным предметом изучения, но и студентов исторического, экономического факультетов и т.п. Для студентов инженерных специальностей характерна низкая культура речи, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита способность к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании. Именно поэтому процесс обучения студентов-инженеров языковым дисциплинам протекает гораздо тяжелее и результаты его гораздо менее значительны, чем результаты студентов гуманитарных факультетов. В целом такие студенты знают и осваивают языки плохо из-за такого психологического момента, как сугубо технический склад ума, и отсутствия языкового чутья, без которого сложно воспринимать чисто языковые реалии. Цели изучения русского языка также играют немаловажную роль. Конечной целью подготовки студента-не филолога по русскому языку является достижение такого уровня практического владения языком, который дает возможность пользоваться языком для получения дополнительной информации по избранной специальности, а также участвовать в общении с носителями языка по профилю вуза. Основное внимание при этом уделяется чтению как основному виду деятельности. Студент-филолог же хочет в совершенстве владеть русским языком, по крайней мере хочет быть способным выражать свои мысли, чувства при общении, читать и переводить литературу в оригинале и т.д. Поэтому он посвящает огромное количество времени достижению своих целей, выполняя большое количество письменных и устных упражнений, читая книги, журналы и т. п.А будущий инженер пришел в вуз, чтобы получить техническую специальность для дальнейшей работы, и изучение русского языка в его планы часто не входит. В ходе нашего исследования мы выявили, что для всех студентов, независимо от их пола и курса обучения, доминирующими являются мотивы, связанные с профессиональной деятельностью и учебой (цитаты студентов из проведенного опроса:
«Получить хорошую, современную специальность», «Найти достойную, интересную работу», «Быть хорошим специалистом», «Закончить вуз и начать работать», и т.д.). К сожалению, наши наблюдения показывают, что у студентов технических специальностей мотивация, связанная с познанием вообще и изучением русского языка в частности, достаточно низкая. Очень часто можно услышать от будущих инженеров такие фразы: «Зачем механику русский? Разговаривать с болтами?» или «Я не собираюсь никуда уезжать. А в Узбекистане с моей специальностью мне не нужен русский». Кроме того, студенты технических вузов часто относят русский язык к «второстепенным», «неважным», «не основным», «легким» дисциплинам, не имеющем особого значения для будущей профессиональной деятельности, и поэтому не уделяют ему должного внимания. Настроившись таким образом, студент проявляет интеллектуальную пассивность при изучении языка, что в конечном счете сказывается на уровне владения русского языка. По-видимому, все, что находится вне рамок будущей профессии, будущего инженера почти не интересует. Это можно объяснить в данном случае тем, что студенты видят свою задачу в овладении специальными техническими дисциплинами -на них и направляется основное внимание и силы, в то время как «второстепенные» предметы остаются без надлежащего внимания. Студенты-первокурсники, поступившие в вуз с целью получить техническую специальность, имеют различную базовую подготовку по русскому языку. Студенты представляют собой различные группы населения, они росли и учились в разных условиях. Кто-то закончил спецшколу с углубленным изучением русского языка, а кто-то сельскую школу, где его даже не научили читать. Изучение русского языка в вузе - это всегда продолжение начатого в школе, лицее, колледже. Для успешного продолжения образования необходимо объективное оценивание наличных знаний, умений и навыков по русскому языку, восполнение имеющегося дефицита, а главное - учет лингвистических знаний,
67
умений и навыков предыдущего этапа подготовки по русскому языку студента, степень выработанности у него этих умений и навыков. Поскольку лингвистические знания, умения и навыки у студентов технического вуза, как правило, недостаточны, они начинают испытывать негативные эмоции, пессимизм и растерянность. [3,184] Преподаватель русского языка также часто приходит к осознанию безуспешности и неэффективности своей деятельности, т. к. продолжение занятий крайне затруднено. Именно поэтому основная задача преподавателя на первых порах - продиагностировать языковую подготовку студента и помочь ему организовать дальнейший процесс обучения русского языка. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности. Так как студенты отличаются различным уровнем знания русского языка, а также обладают разными способностями и скоростью усвоения языка, немаловажным также является возможность выбора каждым студентом оптимального темпа учебного процесса, хотя последнее, к сожалению, не всегда возможно в соответствии с требованиями учебной программы.
Список литературы
1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 228 с.
2. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и др.: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
3. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2001. 432 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Баракатова Д.А.
Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о современном уроке русского языка и литературы, который должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.
Ключевые слова: развитие, воспитание, самооценка, технология.
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств, учащихся в процессе воспитания и обучения:
а) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
в) воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности; с) формирование способности к объективной самооценке - рефлексии. Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках - потребность сегодняшнего дня. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения [1, 256]. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать