Научная статья на тему 'Психологические особенности изучения русского языка студентами технических вузов'

Психологические особенности изучения русского языка студентами технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баракатова Дилором Аминовна

В статье говорится об основных психологических особенностях изучения русского языка студентами технических вузов. Описывается процесс подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении русского языка. Отмечается особый тип личности, который характерен для студентов, ориентированных на технические и инженерные специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности изучения русского языка студентами технических вузов»

приобщением студентов к культурным ценностям образования и управленческой деятельности; рассмотрение образования как процесса формирования познавательных потребностей учащихся, что связано с потреблением культурных ценностей; рассмотрение процесса управления профессиональным образованием личности как диалог культур, организацию управления на основе тщательного отбора образовательных ценностей, их включение в структуру личности; руководство ценностями в повседневной жизни. Овладение искусством управления процессом образования учащихся, выступает важной педагогической ценностью. Ценность искусства управления проявляется: во-первых, в культуре общения, взаимодействия участников процесса управления образованием; во -вторых, в умении увидеть управленческую проблему и выбрать оптимальные средства ее решения; в-третьих, вскрыть связи процесса управления с решением образовательных задач; в-четвертых, подчинить управление образованием формированию познавательных потребностей. Следовательно, управленческий подход выступает как ценность, принцип и способ организации педагогического процесса образования личности. Его ценность состоит в выполняемых в образовании функциях, к которым следует отнести:

- целеполагающую, прогностическую функцию, предопределяющую получение результатов управления;

- организационную, включающую организацию и управление процессом образования личности; ценностно-ориентировочную функцию, связанную с выбором средств для достижения целей управления; информационно-коммуникативную функцию, включая выбор информации, средств ее передачи, коммуникативных средств ориентаций учащихся на ключевые компетенции познания и профессиональной деятельности; интегративную функцию, включая управленческое взаимодействие участников педагогического процесса; оценочно-корректирующую функцию. Оценка важный компонент аксиологии. Коррекция - необходимое условие достижения цели управления. Сличение результатов с целью управления - один из элементов управления. Данная функция характеризует ценность управленческой деятельности в образовании личности.

Учитывая, что культура сама по себе, представляет ценность, к образованию, подчиненного овладению культурными ценностями, необходим ценностный подход, требующий учета, что ценности являются ядром культуры, а культура - содержанием образования; ценности материальной и духовной культуры удовлетворяют познавательные, образовательные потребности личности; образование выступает как управляемый процесс по удовлетворению познавательных и других образовательных потребностей; управление, управленческий подход выступают как инструментальные ценности образования личности.

Список литературы

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 230.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об основных психологических особенностях изучения русского языка студентами технических вузов. Описывается процесс подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении русского языка. Отмечается особый тип личности, который характерен для студентов, ориентированных на технические и инженерные специальности.

Ключевые слова: мотивация, лингвистика, гуманизация, знание.

В комплексе гуманитарной подготовки в современном техническом вузе языковая подготовка является одной из основных задач, т. к. открывает студентам более широкие перспективы культурного развития и помогает стать более конкурентоспособными специалистами, способными без посредников решать свои профессиональные проблемы на международном уровне. Именно поэтому общеобразовательная дисциплина «Русский язык» играет особую, если не основную роль в достижении таких современных целей высшего инженерно-технического образования, как гуманизация и гуманитаризация. Гуманитаризация образования, особенно технического, направлена на повышение общего культурного уровня студентов. Преподаватели гуманитарных дисциплин в технических вузах, хорошо знают, что знания, имеющиеся у студентов технических специальностей к моменту их поступления в университет в сфере как родного, так и русского языка, гораздо хуже, чем у студентов-гуманитариев. Под гуманитариями мы подразумеваем не только студентов филологического факультета или факультета иностранных языков, для которых язык является основным предметом изучения, но и студентов исторического, экономического факультетов и т.п. Для студентов инженерных специальностей характерна низкая культура речи, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита способность к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании. Именно поэтому процесс обучения студентов-инженеров языковым дисциплинам протекает гораздо тяжелее и результаты его гораздо менее значительны, чем результаты студентов гуманитарных факультетов. В целом такие студенты знают и осваивают языки плохо из-за такого психологического момента, как сугубо технический склад ума, и отсутствия языкового чутья, без которого сложно воспринимать чисто языковые реалии. Цели изучения русского языка также играют немаловажную роль. Конечной целью подготовки студента-не филолога по русскому языку является достижение такого уровня практического владения языком, который дает возможность пользоваться языком для получения дополнительной информации по избранной специальности, а также участвовать в общении с носителями языка по профилю вуза. Основное внимание при этом уделяется чтению как основному виду деятельности. Студент-филолог же хочет в совершенстве владеть русским языком, по крайней мере хочет быть способным выражать свои мысли, чувства при общении, читать и переводить литературу в оригинале и т.д. Поэтому он посвящает огромное количество времени достижению своих целей, выполняя большое количество письменных и устных упражнений, читая книги, журналы и т. п.А будущий инженер пришел в вуз, чтобы получить техническую специальность для дальнейшей работы, и изучение русского языка в его планы часто не входит. В ходе нашего исследования мы выявили, что для всех студентов, независимо от их пола и курса обучения, доминирующими являются мотивы, связанные с профессиональной деятельностью и учебой (цитаты студентов из проведенного опроса:

«Получить хорошую, современную специальность», «Найти достойную, интересную работу», «Быть хорошим специалистом», «Закончить вуз и начать работать», и т.д.). К сожалению, наши наблюдения показывают, что у студентов технических специальностей мотивация, связанная с познанием вообще и изучением русского языка в частности, достаточно низкая. Очень часто можно услышать от будущих инженеров такие фразы: «Зачем механику русский? Разговаривать с болтами?» или «Я не собираюсь никуда уезжать. А в Узбекистане с моей специальностью мне не нужен русский». Кроме того, студенты технических вузов часто относят русский язык к «второстепенным», «неважным», «не основным», «легким» дисциплинам, не имеющем особого значения для будущей профессиональной деятельности, и поэтому не уделяют ему должного внимания. Настроившись таким образом, студент проявляет интеллектуальную пассивность при изучении языка, что в конечном счете сказывается на уровне владения русского языка. По-видимому, все, что находится вне рамок будущей профессии, будущего инженера почти не интересует. Это можно объяснить в данном случае тем, что студенты видят свою задачу в овладении специальными техническими дисциплинами -на них и направляется основное внимание и силы, в то время как «второстепенные» предметы остаются без надлежащего внимания. Студенты-первокурсники, поступившие в вуз с целью получить техническую специальность, имеют различную базовую подготовку по русскому языку. Студенты представляют собой различные группы населения, они росли и учились в разных условиях. Кто-то закончил спецшколу с углубленным изучением русского языка, а кто-то сельскую школу, где его даже не научили читать. Изучение русского языка в вузе - это всегда продолжение начатого в школе, лицее, колледже. Для успешного продолжения образования необходимо объективное оценивание наличных знаний, умений и навыков по русскому языку, восполнение имеющегося дефицита, а главное - учет лингвистических знаний,

67

умений и навыков предыдущего этапа подготовки по русскому языку студента, степень выработанности у него этих умений и навыков. Поскольку лингвистические знания, умения и навыки у студентов технического вуза, как правило, недостаточны, они начинают испытывать негативные эмоции, пессимизм и растерянность. [3,184] Преподаватель русского языка также часто приходит к осознанию безуспешности и неэффективности своей деятельности, т. к. продолжение занятий крайне затруднено. Именно поэтому основная задача преподавателя на первых порах - продиагностировать языковую подготовку студента и помочь ему организовать дальнейший процесс обучения русского языка. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности. Так как студенты отличаются различным уровнем знания русского языка, а также обладают разными способностями и скоростью усвоения языка, немаловажным также является возможность выбора каждым студентом оптимального темпа учебного процесса, хотя последнее, к сожалению, не всегда возможно в соответствии с требованиями учебной программы.

Список литературы

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 228 с.

2. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и др.: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

3. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2001. 432 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о современном уроке русского языка и литературы, который должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.

Ключевые слова: развитие, воспитание, самооценка, технология.

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств, учащихся в процессе воспитания и обучения:

а) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;

в) воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности; с) формирование способности к объективной самооценке - рефлексии. Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках - потребность сегодняшнего дня. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения [1, 256]. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.