умений и навыков предыдущего этапа подготовки по русскому языку студента, степень выработанности у него этих умений и навыков. Поскольку лингвистические знания, умения и навыки у студентов технического вуза, как правило, недостаточны, они начинают испытывать негативные эмоции, пессимизм и растерянность. [3,184] Преподаватель русского языка также часто приходит к осознанию безуспешности и неэффективности своей деятельности, т. к. продолжение занятий крайне затруднено. Именно поэтому основная задача преподавателя на первых порах - продиагностировать языковую подготовку студента и помочь ему организовать дальнейший процесс обучения русского языка. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности. Так как студенты отличаются различным уровнем знания русского языка, а также обладают разными способностями и скоростью усвоения языка, немаловажным также является возможность выбора каждым студентом оптимального темпа учебного процесса, хотя последнее, к сожалению, не всегда возможно в соответствии с требованиями учебной программы.
Список литературы
1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 228 с.
2. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и др.: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
3. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2001. 432 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Баракатова Д.А.
Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о современном уроке русского языка и литературы, который должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.
Ключевые слова: развитие, воспитание, самооценка, технология.
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств, учащихся в процессе воспитания и обучения:
а) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
в) воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности; с) формирование способности к объективной самооценке - рефлексии. Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках - потребность сегодняшнего дня. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения [1, 256]. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать
современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей республики. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное
образование, 1998. 256.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нурмуродова Ш.И.
Нурмуродова Шахноз Ибрагимовна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается понятие информационной культуры. В статье говорится о наиболее оптимальном способе достижения цели - медиаобразовании. Также в статье подчеркивается необходимость целенаправленной подготовки в области медиаобразования современного педагога.
Ключевые слова: информатизация, медиатека, медиаграмотность.