Научная статья на тему 'Ценностные основы управленческого подхода к образованию личности'

Ценностные основы управленческого подхода к образованию личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баракатова Дилором Аминовна

В статье исследуется сознательное образование, в основе которого лежит управление педагогическим процессом. Автор анализирует проблему управленческой деятельности, которая способствует развитию общества и образования личности, достижения цели как педагогической ценности. Автор выявляет проблему овладения искусством управления процессом образования учащихся, которая выступает важной педагогической ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные основы управленческого подхода к образованию личности»

на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учащихся, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Список литературы

1. Гуляева Е.В. Роль английского языка как посредника в глобальном пространстве образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. С. 72-75.

2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ. № 3, 2002. С. 33-41.

3. Гуляева Е.В. Роль английского языка как посредника в глобальном пространстве образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. С. 95-97.

4. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам //Информатика и образование. М., 2006. № 6. С. 72-76.

5. Степанова С.Н. Применение информационных и образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9. Ч. 2. С. 55-56.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуется сознательное образование, в основе которого лежит управление педагогическим процессом. Автор анализирует проблему управленческой деятельности, которая способствует развитию общества и образования личности, достижения цели как педагогической ценности. Автор выявляет проблему овладения искусством управления процессом образования учащихся, которая выступает важной педагогической ценностью.

Ключевые слова: управление, ценность, развитие, воспитание, личность.

Образование выступает как процесс сознательного, целенаправленного управления. Сам процесс подчиняется образованию личности, ее воспитанию, социализации, социально -культурному развитию, вооружению знаниями, овладению умениями познавательной и профессиональной деятельности. Решить эти проблемы без специально организованного управления невозможно. Поэтому образование личности как общественная потребность нуждается в управлении. Управление - это та инструментальная ценность, с помощью которой можно организовать эффективное удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. В педагогике управление чаще всего рассматривается как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем педагогического процесса по достижению образовательной цели. Особую ценность в управленческой деятельности представляет ее культурологический аспект. Речь идет о культуре управления не только педагогической, но и социально-культурной ценности. В.А. Сластенин и др. к ценностям культуры управления относят: ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей педагогического управления образованием; ценности - знания, раскрывающие значение и смысл методологических принципов и методов в управлении образованием; ценности -отношения, раскрывающие культуры управленческого взаимодействия участников процесса образования; ценности-качества, характеризующие качество участия субъектов в процессе управления, специфику их взаимодействия, творческий элемент, вносимый в алгоритм управления представляющий собой управленческую ценность [1, с. 230]. Его эффективность зависит от соответствия уровня управленческой культуры, новейшим достижениям управленческой науки. Повышение эффективности культуры управления, как педагогической ценности связано с организацией процесса управления, а именно: с

приобщением студентов к культурным ценностям образования и управленческой деятельности; рассмотрение образования как процесса формирования познавательных потребностей учащихся, что связано с потреблением культурных ценностей; рассмотрение процесса управления профессиональным образованием личности как диалог культур, организацию управления на основе тщательного отбора образовательных ценностей, их включение в структуру личности; руководство ценностями в повседневной жизни. Овладение искусством управления процессом образования учащихся, выступает важной педагогической ценностью. Ценность искусства управления проявляется: во-первых, в культуре общения, взаимодействия участников процесса управления образованием; во -вторых, в умении увидеть управленческую проблему и выбрать оптимальные средства ее решения; в-третьих, вскрыть связи процесса управления с решением образовательных задач; в-четвертых, подчинить управление образованием формированию познавательных потребностей. Следовательно, управленческий подход выступает как ценность, принцип и способ организации педагогического процесса образования личности. Его ценность состоит в выполняемых в образовании функциях, к которым следует отнести:

- целеполагающую, прогностическую функцию, предопределяющую получение результатов управления;

- организационную, включающую организацию и управление процессом образования личности; ценностно-ориентировочную функцию, связанную с выбором средств для достижения целей управления; информационно-коммуникативную функцию, включая выбор информации, средств ее передачи, коммуникативных средств ориентаций учащихся на ключевые компетенции познания и профессиональной деятельности; интегративную функцию, включая управленческое взаимодействие участников педагогического процесса; оценочно-корректирующую функцию. Оценка важный компонент аксиологии. Коррекция - необходимое условие достижения цели управления. Сличение результатов с целью управления - один из элементов управления. Данная функция характеризует ценность управленческой деятельности в образовании личности.

Учитывая, что культура сама по себе, представляет ценность, к образованию, подчиненного овладению культурными ценностями, необходим ценностный подход, требующий учета, что ценности являются ядром культуры, а культура - содержанием образования; ценности материальной и духовной культуры удовлетворяют познавательные, образовательные потребности личности; образование выступает как управляемый процесс по удовлетворению познавательных и других образовательных потребностей; управление, управленческий подход выступают как инструментальные ценности образования личности.

Список литературы

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 230.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об основных психологических особенностях изучения русского языка студентами технических вузов. Описывается процесс подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении русского языка. Отмечается особый тип личности, который характерен для студентов, ориентированных на технические и инженерные специальности.

Ключевые слова: мотивация, лингвистика, гуманизация, знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.