ший, однако вошедший уже в классическую категорию тестов, и поэтому до сих пор пользуется популярностью среди людей, заинтересованных изучением социального интеллекта.
Из вышесказанного, можно заключить, что перспективой развития исследования социального интеллекта проявляется в выявлении четких сущностных признаков социального интеллекта и создания в соответствии с ними психодиагностического инструментария, согласно новому времени в условиях нано- и компьютерных технологий.
Список литературы:
1. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительной анализ методик измерения. - М., 2012. - С. 109-118.
2. Рождественская Н.А. в своей работе «Способы межличностного познания»: Психолого-педагогический аспект: монография. - 2012.
3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. - М., 2012.
4. Ушаков В.Д. Социальный интеллект как вид интеллекта. - М., 2012.
5. Хлебородова О.Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии / О.Б. Хлебородова // Молодой ученый. - 2011. - № 11, Т. 2. - С. 139-140.
6. Tomdike E.L. 1920 Intelligence and its use // Harper's magazine. - 1920. -V. 140. - P. 227-235.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
© Чумакова В.А.*
Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск
Данная статья посвящена изучению особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях. Выявлены основные характеристики интернет-коммуникации, основные цели общения, наиболее часто встречающиеся темы интернет-коммуникации, а также определена половая специфика ведения интернет-коммуникации.
Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Внимание исследователей привлекают особенности общения в электронных сетях, а также влияние последних на пользователей [1, с. 40; 2, с. 315].
* Студент.
Целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях.
В исследовании на разных этапах приняли участие 139 человек в возрасте 17-25 лет. 50 % выборки составили респонденты мужского пола, 50 % - женского. Для сбора данных использовалась анкета об особенностях интернет-коммуникации в социальных сетях В.А. Чумаковой, а также тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ Е.В. Пономаревой.
На основании анализа полученных нами данных можно сделать следующие выводы.
Интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий определенными особенностями: повышенная вербальная активность, разорванность, специфический язык общения, эмоциональность.
Выявлено, что респонденты достаточно часто заходят в интернет с различными целями: для поиска нужной информации, по учебе, для общения, развлечения. Отношение к общению в интернете у респондентов неоднозначное: присутствует как положительное отношение, характеристики («легкое», «удобное», «сокращает расстояние между людьми»), так и отрицательное («ненастоящее», «обман», «занимает много времени»). Также подчеркиваются существенные отличия общения в интернете от «реального» общения.
Особый интерес представляет вопрос о темах общения в социальных сетях. Наиболее популярные неформальные темы среди респондентов женского пола - темы о любви, отношениях, представителях противоположного пола; среди респондентов мужского пола - темы спорта, досуга, отношений, музыка. Исходя из полученных данных, можно отметить, что респонденты женского пола в большей степени затрагивают темы, непосредственно связанные с взаимодействиями с другими людьми (отношения, противоположный пол и т.д.). Респонденты мужского пола склонны ориентироваться больше на действия (спорт, музыка и т.д.), нежели на людей.
Наиболее популярными деловыми темами среди респондентов как женского пола, так и мужского являются темы учебы и работы.
Также одной из первоочередных задач нашего исследования было установление наиболее привлекательных коммуникативных действий в рамках интернет-коммуникации в социальных сетях. Было выявлено, что для женщин в неформальной интернет-коммуникации в социальных сетях самыми привлекательными являются действия, связанные с эмоциональной насыщенностью сообщения (использование графических изображений эмоций -«смайликов», комплименты). Мужчин в неформальном общении с представителем своего пола привлекает выдвижение собеседником аргументов и контраргументов в процессе общения; в общении с представителями противоположного пола привлекательными являются разнообразные действия, относящиеся как к форме и содержанию сообщения, так и к его эмоциональной составляющей.
В деловой коммуникации мужчин и женщин (в общении с представителями как своего, так и противоположного пола) привлекают наличие аргументации, а также высокая степень развернутости сообщения. Кроме того для мужчин со стороны противоположного пола привлекательными являются комплименты в их адрес, а со стороны своего пола - проявление настойчивости в защите своих позиций.
Можно отметить, что в деловой коммуникации в качестве привлекательных действий отмечены типичные для мужчин действия, тогда как в неформальной отмечены как действия, чаще используемые мужчинами, так и действия, которые чаще используют женщины [3, с. 384]. Возможно, это связано с полоролевыми стереотипами: мужчины более успешны в профессиональной сфере, для женщин наиболее важны семейные роли. Таким образом, в деловой интернет-коммуникации будут привлекательными действия, которые считаются типично мужскими, что создает впечатление успешности собеседника в вопросах делового характера.
Полученные данные о том, что женщин будут в большей степени привлекать эмоциональные проявления, в то время как мужчин - содержание и форма сообщения, можно проинтерпретировать, основываясь на результатах исследования А.В. Визгиной и С.Р. Пантилеева [4, с. 96]. Авторами в результате анализа самоописаний мужчин и женщин было выявлено, что эмоциональность текста воспринимается мужчинами и женщинами по-разному. Эмоциональность текста для мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия; и наоборот, сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности. Эмоциональность текста у женщин выступает как признак общительности. Неэмоциональный текст может свидетельствовать о необщительности, неуверенности в себе, либо чрезмерно развитой мужественности. По предположению авторов, корни этого различия лежат в различном отношении мужчин и женщин к социальным нормам. Для мужчин эмоциональность - показатель слома нормативных рамок сдержанности и самоконтроля; для женщин - это естественная характеристика общения [4, с. 97]. Таким образом, мужчин и женщин в интернет-коммуникации привлекают партнеры, соответствующие их пониманию эмоциональности. Для женщин эмоциональность текста означает общительность партнера, уверенность в себе, соответственно, эмоциональность со стороны представителей как своего, так и противоположного пола привлекает женщин. Для мужчин эмоциональность воспринимается как неблагополучие, неуверенность в себе партнера по общению. Поэтому проявления эмоциональности со стороны представителей своего пола мужчинами воспринимается как непривлекательные. Однако к проявлению эмоциональности со стороны представителей противоположного пола мужчины относятся лояльно и даже считают данные проявления привлекательными.
Таким образом, интернет-коммуникация обладает определенными особенностями, имеющими, в том числе, и половую специфику.
Список литературы:
1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 191 с.
2. Гулевич О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2008. - 384 с.
3. Colley А. Gender-linked differences in style and content of e-mails to friends / A. Colley, Z. Todd // Journal of Language and Social Psychology. - 2002. -Vol. 21. - P. 380-392.
4. Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 91-100.