Научная статья на тему 'Особенности гендерной стереотипизации b Интернете'

Особенности гендерной стереотипизации b Интернете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
357
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный стереотип / гендерный стереотип / Интернет / методика свободных ассоциаций / соціальний стереотип / гендерний стереотип / Інтернет / методика вільних асоціацій

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е И. Горошко

В статье анализируется проблема гендерной стереотипизации в условиях новых информационных технологий. Проведенное исследование через сеть Интернет украинских студентов на базе виртуального дистанционного класса показало, что стереотипные представления, бытующие о мужчинах и женщинах в Интернете достаточно далеки от тех, которые были получены от украинских студенток. Так, для них как мужской, так и женский образ в сети видится достаточно активным, положительно оцениваемым и прагматически ориентированным: сеть Интернет выступает как инструмент общения, а также поиска необходимой информации о работе и учебе. При этом именно для женщин глобальная паутина используется, прежде всего, как пространство для общения. Были получены различия связанные с оценкой активности человека в сети Интернет: студентами она гораздо негативнее оценивается, нежели студентками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Особливості гендерної стереотипізації в Інтернету

У статті аналізується проблема гендерної стереотипізациі в умовах новітніх інформаційних технологій. Проведене дослідження через мережу Інтернет серед українського студентства на базі віртуального дистанційного класу показало, що стереотипні уявлення, що існують про жінок в мережі Інтернеті досить далекі від уявлень українського студентського жінотства, для яких як чоловічий, так і жіночий образ у мережі бачиться досить активним, позитивно оцінюваним і прагматично орієнтованим. Як для дівчат, так і для хлопців мережа виступає як інструмент спілкування, пошуку необхідної інформації про роботу і навчання. При цьому саме для жінок глобальна павутина використовується, перш за все, як простір для спілкування. Були отримані також розходження пов'язані з оцінкою активності людини в мережі Інтернет: студентами вона набагато більш негативне оцінюється, ніж студентками.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерной стереотипизации b Интернете»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 22 (61). № 1, 2009. С. 49-60.

УДК 316.774

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ B ИНТЕРНЕТЕ

Е. И. Горошко

В статье анализируется проблема гендерной стереотипизации в условиях новых информационных технологий. Проведенное исследование через сеть Интернет украинских студентов на базе виртуального дистанционного класса показало, что стереотипные представления, бытующие о мужчинах и женщинах в Интернете достаточно далеки от тех, которые были получены от украинских студенток. Так, для них как мужской, так и женский образ в сети видится достаточно активным, положительно оцениваемым и прагматически ориентированным: сеть Интернет выступает как инструмент общения, а также поиска необходимой информации о работе и учебе. При этом именно для женщин глобальная паутина используется, прежде всего, как пространство для общения. Были получены различия связанные с оценкой активности человека в сети Интернет: студентами она гораздо негативнее оценивается, нежели студентками.

Ключевые слова: социальный стереотип, гендерный стереотип, Интернет, методика свободных ассоциаций.

В современном гуманитарном знании социальный стереотип определяют как упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей [1, с. 95]. Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную окраску, нагруженность так называемым «ошибочным» компонентом и т. п. Иногда акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. В основном стереотип воспринимается как негативный конструкт, явление, препятствующее полному и адекватному взаимопониманию людей. Считается что, стереотип одновременно как упорядочивает, так и искажает видение социальной реальности.

По Ю. А. Леваде, стереотип - это готовый шаблон, «литейные формы, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность (первичность) этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения. Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения» [2, с.40].

Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе масс-медиа. Социальные стереотипы, как указывает Ю. А. Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической

памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой [там же, с. 43].

Ряд авторов указывает также на ассоциативную природу стереотипов, и на тот факт, что часто стереотип представляется через набор устойчивых в языковом сознании и знакомых ассоциаций [3].

Одним из разновидностей социальных стереотипов является гендерный стереотип. Этот стереотип основан на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии. В гендерных исследованиях чаще всего используется определение «гендерного стереотипа» (ГС), данное Р. Унгер [4]. Исследовательница определяет стереотипы как социально конструируемые категории "маскулинности" и "фемининности", которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением и распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов. Они поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость. Это определение, по мнению Т. Б. Рябовой, представляется наиболее корректным и полным в силу ряда причин:

- оно фиксирует природу ГС - их социально сконструированный характер;

- оно охватывает социальные представления о мужских и женских качествах, а также о подобающих мужчине и женщине поведении, занятиях и социальных ролях, в обществе и семье;

- оно показывает роль ГС в идентификационных процессах;

- оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных [5, с. 125-126].

Необходимо также заметить, что понятие «гендерный стереотип» тесно связано с другими базовыми терминами гендерной теории:

«мужественность/женственность», «гендерный контракт», «гендерные представления» и «гендерная идентичность» [6].

Гендерные представления обнаруживают себя в различных дискурсах: религиозных, правовых, политических, философских. В обыденном же сознании гендерные представления проявляются в виде гендерных стереотипов. Таким образом, через гендерную идентичность и социальные институты ГС оказывают влияние на продуцирование иерархических отношений в обществе. Собственно, именно изучение ГС внесло важный вклад в выработку нового подхода к проблеме стереотипизации как процесса социального контроля, установления, поддержания и корректировки властных отношений. Более того, ряд ученых подчеркивает, что стереотипы не только устанавливают неравенство: они его оправдывают [10, с. 103; 11]. В связи с этим необходимо отметить еще одну принципиальную функцию гендерной стереотипизации - легитимацию власти, что значительно усиливает влияние стереотипов. При этом стереотипы нуждаются в постоянном

подтверждении, поскольку властные отношения должны постоянно подтверждаться: стереотипы делают видимое невидимым, а неравенство, при этом воспринимается как нечто естественное и само собой разумеющееся [7; 8].

Одной из важнейших функций ГС является и тот факт, что они принимают участие в упорядочивании социальной действительности и картины мира в целом, организации всей системы социальных отношений - не только между мужчинами и женщинами, но и между группами, а также между людьми и природой. При этом, гендерный дискурс как система репрезентаций, переплетаясь с другими видами дискурса (национальным, военным, политическим и др.), испытывает их влияние и, в свою очередь, определяет их. Это обусловлено способностью тендера исполнять роль маркера, механизма включения/исключения, конструирующего символические границы между сообществами, отделяя своих от чужих и определяя первое как норму, а второе - как девиацию [6; 7; 8]. Подобная «всепроницаемость» гендера возможна также благодаря гендерной метафоризации. Именно гендерная дихотомия дает основание считать оппозиции, заложенные в гендерных стереотипах, природными, натуральными, а, следовательно, легитимными и вечными [6].

Был также установлен ряд факторов, влияющих на процессы гендерной стереотипизации. К ним относятся этническая и расовая принадлежность человека, его возраст, профессия, социальный статус и некоторые другие факторы. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора. Не меньшую роль в этих процессах играет и пол индивида: гендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере и по-разному ими оцениваются. Возраст также влияет на стереотипизацию: установлено, что гендерные стереотипы потому более распространены в молодежной среде [6]. С возрастом и с расширением жизненного опыта в гендерные стереотипы вносятся исправления, связанные с оценкой профессиональной деятельности и социального положения. Другими возможными факторами могут выступать: половая ориентация (например, по данным целого ряда исследований характеристики стереотипа женственности и гомосексуальности практически совпадают) [6; 9], социальный статус (женщина из низшего класса часто описывается как более пассивная, безответственная, чем женщина из среднего класса), профессиональная или конфессиональная принадлежность [7]. Кроме того, считается, что гендерные стереотипы распространены среди высшего и среднего классов не столь явно, что связано с увеличением роли других значимых статусных позиций. Любая дополнительная информация о различных статусных позициях женщины и мужчины снижает роль гендерных стереотипов в восприятии того или иного человека. Например, на восприятие женщины-художницы влияют и существующие в данной культуре образы женщины, образы художников, соответственной национальной и возрастной групп и так далее. В зависимости от контекста тот или иной образ может выступить на первый план [там же].

Свойства гендерных стереотипов как разновидности социальных, включают такие характеристики: они ассоциативны, нарративны и нормативны. Т. Б. Рябова также указывает, что можно говорить об эмоционально-оценочном характере ГС, их схематичности, устойчивости и их разделяемости, т.е. ГС должны разделяться внутри стереотипизирующейся социальной сообщности [3; 6, с.36].

В силу своей нормативной природы тендерные стереотипы принимают участие в создании системы социальных отношений, а точнее в конструировании тендерного порядка. Считается также, что тендерные стереотипы являются эмоционально-оценочными конструктами с выраженным аксиологическим компонентом; они относительно устойчивы и стабильны [7; 8; 9].

Задачей социологического анализа предполагает, прежде всего, исследование взаимосвязи гендерных стереотипов и социальных отношений [6, с.23]. При этом при изучении гендерных стереотипов, как правило, рассматриваются их содержание, свойства, а также их функции (психологические и социальные). К психологическим функциям ГС относится обычно когнитивная и ценностно-защитная функция, к социальным - функции социального контроля, социализации, интеграции и поддержания власти [там же, с.61].

ГС являются мощнейшим фактором в управлении поведения человека, поскольку представления о том, какой должна быть "настоящая женщина", как должен вести себя в той или иной ситуации мужчина, а как женщина, и даже как им одеваться, являются социально разделяемыми, и с этим приходится считаться. Более того, именно гендерные представления (в силу их особой роли в идентичности человека) являются одним из мощнейших факторов и механизмов управления поведением личности (например, политическим) [там же].

С научной точки зрения также интересен вопрос, а что может происходить в ситуации, когда априори гендерные стереотипы видоизменяются достаточно быстро. В силу того, что социальные стереотипы привязаны к пространству своего функционирования, а при высокой динамичности, подвижности самого пространства, можно предположить, что может изменяться и социальный стереотип. В связи с этим возникает вопрос: «Насколько устойчив стереотип, в такой нестабильной и постоянно меняющейся среде, которую представляет виртуальное пространство Интернета?»

В качестве объекта описываемого исследования были выбраны процессы гендерной стереотипизации, происходящие в социальном пространстве Интернета, а его предметом стало изучение динамики их изменений.

Заметим, что в современном обществе гендерные стереотипы выявляются во всех мыслимых областях - от воспитания детей и работы в бизнесе до службы в армии, вождения машины и работы в Интернете.

Так, в начале с момента рождения Интернета и повсеместного развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) исследователи социального пространства сети стали говорить о гендерном информационном разрыве (Gender Digital Divide) в аспекте доступа и характере использования ИКТ, о том, что в принципе Интернет - это мужской мир, а женщина и компьютер являются просто несовместимыми понятиями [10]. Однако очень быстро эта ситуация стала изменяться. Всё больше женщин стало «приходить» в сектор ИКТ, включая Интернет. Если несколько лет назад женская интернет-аудитория не превышала 1520% от общего количества пользователей, то последние данные по изучению структуры интернет-аудитории, например, в США показывают, что число женщин -пользователей ИКТ составляет около 70% [11; 12]. В Рунете (русскоговорящем

Интернете) с 2006 года женщин - блоггеров больше, чем мужчин [13]. Распространенное стереотипное представление, что женщины реже мужчин играют в виртуальные игры или женщин хакеров не существует, также впоследствии не подтвердилось. На настоящий момент, например, игроков - женщин, в виртуальных играх насчитывается больше, чем мужчин [14], а в сети можно найти интервью с первой женщиной - хакером [15].

По мнению же Л. Ф. Компанцевой, изучающей архетипические мужские и женские образы Рунета, по данным на 2001-2002 год семиотическое поле «Интернет -- женщина» попали такие реакции: «кибервумен, кибервуменша, миф, редкое, нетипичное, аномальное, не женственно, делать в Интернете нечего, не понимает в компьютерах, заблуждается в киберпространстве, найти мужчину, редкость, неестественное явление, павлин в тундре, необыкновенная личность, женщина-чайник, Блондинка, Виртуальная ведьма, должна подвизаться, треугольная груша, глокая куздра, механический апельсин» [16, с. 84; см. также 17; 18].

Ассоциативный семиотический ряд на словосочетание «Мужчина в Интернете» выглядел таким образом: «только для джентльменов, суровый мужской язык, высоколобые умники, сугубо мужское пространство, последний бастион, мужской мир, мужского рода, брутален, агрессивен, обл и лайяй» [16, с.84-85].

Однако постепенно как отношение к женщинам в Интернете, так и стереотипы с этим связанные начинают меняться. Проведенный в 2003 г. Л. Ф. Компанцевой ассоциативный эксперимент на те же стимульные словосочетания «Женщина -Интернет» и «Мужчина - Интернет» позволил зафиксировать определенные тенденции в сдвигах наивного языкового сознания. Так, полученный от женщин -респонденток ассоциативный ряд на стимул «Женщина - Интернет» был структурирован таким образом: в него попали слова, описывающие психологическим установки и характеристики стереотипных представлений (интересная, продвинутая открытая, увлекающаяся, деловая, эмоциональность, любознательность, любопытство, одиночество, тайна). Ассоциации также касались целей и причин посещения Сети: дружба, знание, общение, развлечения, обсуждение, сплетни, мода, любопытство, одиночество, брак, знакомства, отдых, работа, учеба, домоводство, культура. Реакции затрагивали особенности стиля общения в сети Интернет: находчивая, остроумная, дерзкая, кокетка, болтушка, притворщица, игра, флирт, уверенная в себе, принимает самостоятельные решения [16, с.87-88].

Мужчин женщины-репондентки оценивали практически по тем же параметрам, т. е. выделяли психологические установки и характеристики стереотипных представлений (общительный, веселый, без комплексов, интересный, интроверт, интеллект), а также цели и причины посещения Интернета (новости, сайты знакомств, порносайты, развлечение утверждение, отдых, интрига, скука, общение, флирт, работа, информация, бизнес). Разнообразные реакции были также получены по поводу характеристик мужского стиля общения в Сети: общительный, без комплексов, интерес разговорчивый, необъективный, притворщик, приятный собеседник, флирт, мат. Анализ полученных реакций показал, что женский интерес

именно к внешности представителя противоположного пола: красивый, молодой, очки и к его социальному и профессиональному статусу: деньги, бизнесмен, холостяк, обеспеченный, городской, хакер, программер. Для респонденток выявилось, что определенное значение имеют и личностные качества мужчины -пользователя Сети, которые, как выяснилось, имеют негативную коннотацию: бесполезный, развратный, притворщик. При этом опрошенные женщины осознают, что имидж мужчин в Интернете не совпадает с реальным, что проявилось в реакциях: загадочный, нереальный, бесполезный [там же, с.88].

Л. Ф. Компанцева приходит к выводам, что женщины оценивают пребывание в Сети положительно, признают его влияние на все жизненно важные аспекты — от личной жизни до сферы учебы и бизнеса. Интернет также помогает избавиться от «...одиночества, экзистенционального вакуума, фрустрации, то есть воспринимается как психологически комфортное пространство» [там же]. Эксперимент Л. Ф. Компанцевой также показал, что мужские ассоциативные ряды на стимул «Женщина - Интернет» сформировал такие поля (по психологическим установкам и характеристикам мужчины видят женщину в Интернете как: одинокую, удачница, хищница, уверенная в себе. Её мотивы посещения Сети таковы: косметика, одежда, здоровье, общение, знакомства, образование. Альтернативный социальный и профессиональный статус, наделяемый женскому образу мужчинами выглядит таким образом: компьютерный специалист, студентка, незамужняя, дама, ученая, образованная, пользовательница, программистка, дизайнер). При этом мужчины негативно в целом «описывают» отношение женщин к ИКТ: неумелость, медлительность, стандартность, несовместимость, неженское дело. Однако при этом в ассоциативном ряду встречаются и противоположные мнения: знающая ПК, владеющая Инетом, эмансипированная, компьютерный специалист, пользовательница, продвинутая, программистка) [16, с. 91]. На стиль общения, коммуникативные особенности поведения женщин мужчины не обращают внимания.

Себя мужчины описывают, исходя из целей и мотивов пользования Интернетом: деньги, автомобиль, бытовая техника, общение, здоровье, профессиональная деятельность, подчеркивая при этом свой социальный и/или профессиональный статус в Сети: хакер, компьютерщик, профессионал, современный человек, студент, преподаватель, интеллигент, образованный, специалист, ученый, предприниматель. В реакциях мужчин прослеживается сильный эротико-романтический образ покорителя женских сердец: соблазнитель, владеющий Инетом, человек-паук, секс-гигант, соблазнитель Машины, заинтересованный, молодой, простой в общении, заинтересованный, кафе, дома, ночь, пиво [там же, с.92].

Л. Ф. Компанцева подчеркивает, сравнивая мужские и женские ассоциации, что респонденты в основном выделяют одну возрастную категорию пользователей -молодой, молодая, не старше пятидесяти.

Ученая также отмечает, что мужчины больше внимания уделяют проблеме взаимоотношений с ИКТ, измеряя этим параметром степень продвинутости пользователя в этой сфере. Женщин в большей степени интересует социальный

статус противоположного пола, чем свой собственный, а мужчинам он небезразличен в любом случае: категории профессионализма и карьерного роста более проступают в ассоциациях мужчин. Также мужчины достаточно сильно «эротизируют» социальное пространство Сети.

Один из основных выводов исследования, проведенного Л. Ф. Компанцевой: мужчины и женщины психологически комфортно чувствуют себя в Интернете. Женские ассоциативные поля также более развернуты, они затрагивают больше психологическую составляющую Интернет-коммуникации. Мужские ассоциации более стереотипны, они больше обращены к особенностям коммуникативной ситуации в Интернете, статусным и профессиональным характеристикам его пользователей. По мнению Компанцевой, женская и мужская стратегия ассоциативного поведения значительно различаются. Женщины более интерпретативны и ньюансировочны.

Одновременно, как полагает ученая, женская и мужская стратегия ассоциативного поведения свидетельствует о толерантном существовании в сети мужского и женского. При этом обращение женщин к коммуникативному потенциалу сети Интернет обусловлено тремя причинами: неудовлетворенностью миром и моделью его описания, желанием самоидентифицироваться, ответить на вопрос «Кто Я?» и стремлением к общению. Эти мотивы женского обращения к Сети исследовательница склонна объяснять влиянием глобализационных процессов, мобильностью и креативностью женской психики, активной обращенностью общества к гендерным проблемам, изменением ценностных приоритетов [там же, с.93].

Однако при анализе результатов исследования Л. Ф. Компанцевой, можно указать на его пилотажный характер, т. к. количество респондентов составило всего 50 человек (при необходимой репрезентативности выборки при проведении свободных ассоциативных экспериментов (САЭ) в 100 человек) и на тот факт, что в описываемом исследовании такой важный показатель, который работает достаточно эффективно при интерпретации данных САЭ как частота встречаемости реакций, не были учтены [19; 20].

Исходя из сказанного, для изучения динамики изменений процессов гендерной стереотипизации в Интернете, мы решили провести аналогичный эксперимент с разрывом в несколько лет (а точнее в четыре года). В качестве рабочей методологии был выбран также опрос студентов, проведенный с использованием САЭ. Информантам предлагалась ответить первым пришедшим в голову словом на определенный ряд стимульных слов, описывающих реалии ИКТ и гендерные особенности в их использовании. Опрос проходил письменно. На письменно предъявленный список слов нужно было письменно ответить любыми, пришедшими в голову словами, или же поставить прочерк, в случае отсутствия каких-либо ассоциаций (в САЭ определяется как отказ от реагирования). При этом для анализа в САЭ берется только первая реакция как наиболее спонтанная и несвязанная семантически с последующим ассоциативным рядом слов. В результате проведения САЭ получается ассоциативное поле, состоящего из ядра (реакций с частотностью выше единицы) и периферии (единичных реакций). Для анализа в

социологических исследованиях обычно используются ядра ассоциативных полей [21].

В список стимульных слов вошло 25 единиц, включая такие словосочетания, как: «я в Интернете», «он в Интернете», «она в Интернете», «мужчина в Интернете» и «женщина в Интернете». Опрос проходил следующим образом: на дистанционном сервере одного из технических университетов г. Харькова (http://dl.kpi.kharkov.ua) была размещена анкета со стимульными словами, содержащая просьбу заполнить данную анкету и биографические данные информанта, и отослать её в электронную базу данных курса в Интернете. В результате проведения САЭ было собрано 265 женских и 167 мужских анкет, из которых для последующей обработки было отобрано по сто первых мужских и женских анкет. Затем отобранные анкеты были обработаны с помощью программы EXCEL. В результате было получено 25 женских и 25 мужских ассоциативных полей. Реакции в ассоциативных полях были упорядочены по частоте встречаемости и алфавиту. Для анализа брались ядра ассоциативных полей. Опрос проходил в 2008 году. Заметим также, что метод свободных ассоциаций достаточно хорошо зарекомендовал себя при изучении гендерного фактора в коммуникации при исследовании образов языкового сознания и гендерных стереотипов [22; 23]. Более того, социологические исследования, например, показывают, что система значений, созданная языком, представляет собой важнейший элемент любой социализации, а метод свободных ассоциаций прекрасно исследует образы обыденного сознания, «овеществляемые» с помощью языка [21; 24]. Обращение к методу свободного ассоциативного эксперимента было вызвано тем, что он достаточно четко и адекватно позволяет описывать образы обыденного сознания, функционирующие в коммуникативных социальных пространствах с возможностью выделения и описания дифференцирующих параметров [24]. При этом в САЭ «пороговое» значение репрезентативности достигается при выборке уже в сто человек [19], т. е. этот исследовательский инструмент является достаточно ресурснонезатратным, легко формализуемым и наглядным, т.к. сразу же позволяет посмотреть на социальные смыслы, вкладываемее в то или иное понятие.

В результате проведения онлайн-опроса была сформирована следующая выборка: возраст информантов колебался от 19 до 23 лет, уровень образования -неоконченное высшее (экономическое (50%), техническое (12%) или же компьютерные науки (38%)). По количеству времени проведения в сети ИнтернетЗ мужская выборка выглядела таким образом: меньше 2 часов в неделю - 54% опрошенных, от 2 до 6 часов в неделю - 33%; свыше 6 часов - 13 %. По женской выборке были получены такие данные: меньше 2 часов в неделю - 64% опрошенных, от 2 до 6 часов в неделю - 24 %; свыше 6 часов - 12 %. Т.е. в среднем в Сети девушки проводят меньше времени, чем юноши. Что касается «географического фактора», то в выборку попали жители Харьковского региона (78%), восточных регионов Украины (12%), а также студенты из Туркменистана

Использовались временные промежутки, охватывающие среднестатистические зависимости времяпрепровождения в сети Интернет, принятые при изучении социологии Интернет пространства (опросы ФОМ, см. также [25]).

(10%). Фактор использования Интернета при формировании выборки в данном случае был решающим, поэтому мы обратились к онлайновой форме его проведения. Параметр пола был выбран в качестве контрольного. Обращение же к студенческой аудитории было обусловлено тем, что, по данным большего количества исследований, именно эта группа является наиболее активной в использовании ИКТ, во-вторых, для сопоставимости с результатами исследования, проведенного Л. Ф. Компанцевой [16].

При качественном анализе рассматривались только ядра ассоциативных полей. Единичные реакции учитывались исключительно при оценке стереотипности реакций. На стимул «женщина в Интернете» было собрано следующее ассоциативное ядро: информация - 14, пользователь - 11, сеть - 9, знакомства - 6, всемирная сеть - 4, общение - 4, интересно - 4, связь -3, USER - 2, знания - 2 (45 реакций с частотой два и выше). Также этот стимул у женщин вызывает достаточно разнообразные ассоциации (было получено 55 единичных реакций).

«Женщина в Интернете» для самих женщин связана с информацией, общением, знакомством и знаниями, при этом приоритетным является именно получение информации из Всемирной паутины. Женщинам это интересно и это связь с внешним миром. На стимул «женщина в Интернете» было собрано такое мужское ядро реакций: «знакомство - 6, пользователь - 6, проститутка - 6; обезьяна с гранатой -5, порно сайт - 4, красота - 3, ламер - 3, общение - 3, картинка - 2, лузер - 2, ну и что? - 2, радость - 2, собеседник - 2, супер - 2, фото - 2, бот - 2, информация - 2» (64 + 48 единичных реакций).

Результаты опроса показали, что «женщина в Интернете» у мужчин ассоциируется более негативно (обезьян с гранатой, ламер, лузер, бот, ну и что?) и больше с точки зрения собственных эротических устремлений: знакомство, порносайт, проститутка, поиск знакомств, фото, ножки и т.п. Однако женщины мужчинам нужны и просто для общения в Сети: общение, собеседник, информация. Наблюдается и некоторый позитив при восприятии женского образа в Сети (реакции: красота, радость, супер), но в количественном соотношении негатив, тем не менее, преобладает. Мужские реакции также на этот стимул выглядят стереотипнее.

На стимул «мужчина в Интернете» женщины реагировали таким образом: «пользователь - 12, хакер - 10, работа - 7, знакомства - 6, игра - 4, общение - 4, деловой - 3, программист - 3, солидный - 2, любопытство - 2, поиск - 2, профессионал - 2, спорт - 2, умный - 2, ученый - 2» (63 реакции + 37 единичных реакций). «Мужчину в Интернете» женщины также воспринимают как пользователя, хакера, это его работа, он профессионал, программист, умный и хакер. В восприятии мужского образа в основном преобладают инструментальные (игра, пользователь, спорт, работа, общение, любопытство), а также статусно -профессиональные характеристики (деловой, программист, солидный, умный, ученый). Абсолютно не прослеживается негативных реакций. На стимул «мужчина в Интернете» было составлено следующее ассоциативное ядро: «хакер - 12, пользователь - 9, работа - 7, общение - 4, умелец - 4, извращенец - 3, поиск - 3, программист - 3, собеседник - 3, чувак - 3, знакомство - 2, чат - 2, я - 2» (57

реакций с частой два и выше + 30 единичных реакций + 13 отказов от реагирования).

По приведенным реакциям можно говорить о преобладании «ролевого подхода» у мужчин к своему образу в Сети. Мужчины представляют «мужчину в Интернете» в роли хакера, пользователя, умельца, программиста, собеседника, чувака и извращенца. Также для мужчин Интернет ассоциируется с работой, трепом и поиском информации.

Сравнивая между собой два массива ассоциаций, полученных на стимул «Мужчина в Интернете», необходимо отметить, для женщин мужской образ в Сети явно более позитивно, что отличает ассоциации в описываемом эксперименте от результатов эксперимента 2003 гола, проведенного Л. Ф. Компанцевой [16] и позволяет говорить об определенной тенденции в динамике развития гендерных стереотипов в сети Интернет.

В целом, при сопоставлении результатов исследований 2002-2003 годов [16-18] и 2008 года, можно сделать ряд следующих выводов:

- во-первых, наблюдается определенная динамика изменения образов мужского и женского в Сети.

- во-вторых, в мужском сознании изменяется аксиологическая окраска женского образа в сети Интернет - от явно негативного в сторону более позитивного восприятия. Для женщин женский образ в Сети окрашен положительно по результатам всех описываемых экспериментов.

- в-третьих, скорость изменения ассоциативных ядер, по которым можно говорить о скорости «обновления» стереотипов увеличивается в сравнении с реальной жизнью. В реальной жизни собранные ассоциативные нормы в среднем изменяются в течение 20-30 лет [26]. Интернету требуется для этого намного меньше времени. Таким образом, Интернет усиливает динамику изменения гендерных стереотипов.

- в-четвертых, семантическое (смысловое) содержание стереотипных представлений о мужском и женском в сети Интернет также различается: мужчины более выделяют ролевые подходы (профессиональные и статусные характеристики мужских и женских образов), а женщины подчеркивают сильнее инструментальный мотив (общение и социализация в сети Интернет). Мужчинам также свойственно эротизировать женский сетевой образ.

Список литературы

1. Агеев В. С. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии.

- 1986. - №1. - с.95-101.

2. Левада Ю. А. Комплексы общественного мнения // Информационный бюллетень ВЦИОМ. -

1996.- N6 (26).- с.35-45.

3. Буторина Е. П. Ассоциации и стереотипы повседневной жизни // Социальные институты,

процессы и практики современной России: Сб. науч. тр. - М.: Экслибрис-Пресс, 2007. -с.67-79.

4. Handbook of the Psychology of Women and Gender / Ed. by Rhoda K. Unger. John Wiley, New

York, 2001. - 423с.

5. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований //

Личность. Культура. Общество. - 2005. - T.V. - Вып.1-2 (15-16). - с.120-139.

6. Рябова Т. Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. -

Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2008. - 245с.

7. Broverman I., Vogel S., Broverman D. M., Clarkson F. E., Rozenkrantz P. S. Sex role stereotype: A

current appraisal // Journal of Social Issues. -1972. - vol.28. - N2. - с.59-78.

8. Гендерные стереотипы в современной России (Сб. стат. Ред. И. Б. Назарова, Е. В. Лобза). -

М.: Макс Пресс, 2007. - 306с.

9. Котлова Т. Б., Рябова Т. Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных

стереотипов // Женщина в российском обществе. - 2001. т.3. - №4. - с.25-38.

10. Prino, N. Gender digital divide // Gender Issues in Information Society. - Paris, France: United

Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO,), 2003. - 235p.

11. Nielsen//NetRatings Inc. - URL: http://www.netratings.com/. - Проверено 22.11.2008.

12. Female Internet users outnumber males. - URL: http://www.boingboing.net/2007/04/15/female-

internet-user.html. - Проверено 22.11.2008.

13. Блогосфера российского Интернета // Яндекс (Информационный бюллетень) - URL:

http://www.yandex-team.analyst.ru. - Проверено 14.01.2008.

14. Goroshko O. Ig. Netting Gender // Henrike Schmidt, Katy Teubener, Natalja Konradova (Eds.):

Control + Shift. Public and Private Usages of the Russian Internet. Norderstedt. - Germany, 2006.

15. Newitz A. Not Your Girlfriend The next generation of women hackers are doing it for themselves //

Special to SF Gate. Tuesday, October 11, 2001. - URL: http://www.sfgate.com/cgi-bin/article.cgi?file=/gate/archive/2001/10/11/womhackers.DTL. - Проверено 22.11.2008.

16. Компанцева Л. Ф. Гендерные основы Интернет - коммуникации в постсоветском

пространстве. - Луганск: Знание, 2004. - 404с.

17. Суковатая В. А. Интернет в социальных политиках и массовом сознании: гендерный анализ //

Социология: теория, методы, маркетинг. - Киев. - 2004. - №1. - с. 89-102.

18. Шерман Е. Портрет кибервумен, или миф женщине в сети // Русский журнал. Net-культура. -

URL: http://www.russ.ru/netcult/20030902_sher.html. - 2003. - Проверено 22.11.2008.

19. Филиппович Ю. Н., Черкасова Г. А., Дельфт Д. Ассоциации информационных технологий:

эксперимент на русском и французском языках. С предисловием Н. В. Уфимцевой. - М.: МГУП, 2001.- 324c.

20. Горошко Е. И. Проблема проведения свободного ассоциативного эксперимента // Известия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоградского государственного педагогического университета. - Серия "Филологические науки". - 2005. - №3. - с.53-61.

21. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и

Франции: Уч. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 215c.

22. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма. - М. - Харьков: ИЯ РАН- Издательский

Дом "ИНЖЭК", 2003. -440с.

23. Goroshko O. Gender equity through gender teaching online // Proceedings of the 4th International

Barcelona Conference on Higher Education. - 2008. - Barcelona GUNI. - Vol. 3. Higher education and gender equity. - c.230-271.

24. Караулов Ю. Н. Языковое сознание как процесс (Теоретические предпосылки одного

эксперимента). - URL: http://www.slav.uni-sofia.bg/Masters/magrus_lingpict.html. - Проверено 22.11.2008.

25. Bryman, A., E-research: using the Internet as an object and method of data collection // Social

Research Method, Oxford: Oxford University Press, 2004. - c.35-78.

26. Горошко Е. И. Психолингвистика интернет-коммуникаций // Вопросы психолингвистики. -

М.: ИЯ РАН, 2008. -Вып.7. - с.3-13.

Горошко О. I. Особливостi гендерноИ стереотитзаци в 1нтернету

У статтi анал1зуеться проблема гендерног стереотитзацш в умовах новттх тформацшних технологш. Проведене дослiдження через мережу 1нтернет серед украгнського студентства на базi вiртуального дистанцшного класу показало, що стереотипш уявлення, що кнують про жток в мережi Iнтернетi досить далек вiд уявлень украгнського студентського жтотства, для яких як чоловiчий, так i жточий образ у мережi бачиться досить активним, позитивно оцтюваним I

прагматично opieHmoeaHum. Як для die4am, так i для хлопщв мережа виступае як тструмент спткування, пошуку Heo6xidHo'i iнфopмaцii про роботу i навчання. При цьому саме для жток глобальна павутина використовуеться, перш за все, як пpoсmip для спткування. Були отримат також розходження пов'язаш з oцiнкoю aкmuвнoсmi людини в меpежi 1нтернет: студентами вона набагато бтьш негативне ощнюеться, тж студентками.

Ключот слова: сощальний стереотип, гендерний стереотип, 1нтернет, методика втьних асощацш.

Goroshko O. Ig. Peculiarities of Gender Stereotyping in the Net

The article enlightens the gender stereotyping issues on the Net. The research through e-learning shows that typical gender stereotypes about male and female virtual images differ greatly from the Ukrainian students' images of femininity and masculinity on the web. Both males andfemales on the Net are perceived as active, positive-rendered, and pragmatic-orientated actors. First of all the Net is used both for males and females as a tool for communication and socialization and they use the Internet to seek all needed information about learning, career and job. Additionally namely females use the Net primarily for communication. Thus the research reveals that male and female virtual images differ and this differentiation is not colored the same for males and females. Men render Internet activities more negatively than women. Also one can argue about a high speed of stereotypes' changes on the Net and a big clash between naive and societal consciousness initiated also on the web and by the web.

Keywords: social stereotypes, gender stereotypes, free association test, Internet.

Поступило в редакцию 13.01.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.