ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №4(11)
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
© А.Н.Гайфуллина
В статье рассматривается специфика функционирования гендерных стереотипов в электронной коммуникации на материале форумов русскоязычного Интернета.
Мужчина и Женщина - исторически изменчивые концепты. Культурная репрезентация пола создается при помощи тех или иных сторон этих концептов. При этом далеко не последнюю роль в актуализации гендерных стереотипов играет электронная коммуникация, или компьютерная коммуникация, как ее называют многие ученые. Под коммуникацией в общем виде понимается "акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц", а также "процессы передачи информации" [9, с.14]. Цели коммуникации социальны и находятся под воздействием общества. Электронная коммуникация, как известно, это разновидность массовой коммуникации, процесс которой происходит при помощи компьютера. Считается, что изобретение Интернета и появление особой виртуальной среды может быть сопоставимо с возникновением письменности или изобретением печатного станка И.Гуттенбергом [15, с.196]. Многие ученые говорят о положительных и отрицательных сторонах влияния Интернета на наше общение, мышление и язык [15]. Выделяют четыре аспекта этой информационной революции - технологический, социальный, информационно-количественный и, конечно, лингвистический, так как влияние Интернета на развитие любого языка, обслуживающего эту виртуальную реальность, становится все значительнее [3, с.1]. Дэвид Кристалл говорит о возникновении виртуальной языковой личности; О.Л.Ка-менская выделяет даже языковую личность женщины и языковую личность мужчины [3, с.1]. Влияние гендерного фактора на электронную коммуникацию интересует многих исследователей, так как гендерная составляющая является достаточно значимой в структуре любой языковой личности.
Гендерный подход, по мнению А.В.Кирили-ной, позволяет описать не только антропоцентрическую систему языка, но и изучить концепты маскулинности и фемининности, признавая их не только когнитивно, но и культурно обусловленными сущностями, т.е. перенести их изучение в область лингвокультурологии и других наук, связанных с исследованием культуры и
общества. А.В.Кирилина обращает внимание на то, что "... речь идет уже не о том, как пол влияет на коммуникативное поведение и использование языка, а о том, какими средствами располагает язык для конструирования гендерной идентичности, в каких коммуникативных ситуациях и типах дискурса и с какой интенсивностью совершается конструирование" [12, с.9].
Важно понять, как виртуальная реальность воздействует на процессы языкового конструирования гендера и их динамику, что и как меняется в конструировании гендера в зависимости от формата электронной коммуникации.
Существует ряд работ, посвященных изучению влияния гендера на виртуальную реальность. Самым исследованным в этой области стало англоязычное электронное общение в его всевозможных разновидностях. Особое внимание уделяется дискурсу чата и конструированию гендерной идентичности. Это понятно, потому что англоязычный Интернет существует намного дольше, чем русскоязычный.
Изучение гендерной специфики русскоязычного Интернета осуществлено Л.Ф.Компанцевой в работе "Гендерные основы Интернет-коммуникации в постсоветском пространстве" [13], "Дискурс-анализ поведения мужчин и женщин в сети" [14], Е.И.Горошко в исследовании "Гендерные особенности русскоязычного Интернета" [3]. Работа Л.Ф.Компанцевой представляет собой анализ гендерных основ русскоязычного Интернета с точки зрения дискурсивных практик. Она анализирует гендерную компоненту языковой виртуальной личности на материале ассоциативного тезауруса мужчин и женщин, составленного на основе данных сети. Один из основных выводов этой работы говорит о возникновении нового коммуникативного сообщества, где виртуальное общение будет основываться не на принципах конфронтации маскулинного и феминного типов дискурса, а на их толерантности и взаимодействии [13, с.398]. На примере русскоязычных чатов Л.Ф.Компанцева показала, что именно женской коммуникации присущи эмпатия и скрытый комплимент, женщины и мужчины ". отрабатывают в Интернете модели поведения, которые им не свойственны, но были бы желательны в
реальной жизни. Неуверенность в себе, неудовлетворенность собой, заниженная самооценка, желание вырваться из экзистенциального и социального вакуума - вот те причины, которые служат основой формирования нового Интернет-образа и Интернет-поведения" [13, с.5].
В работе Е.И.Горошко объектом изучения стала организация текстов электронных сообщений личной переписки, которые могут быть отнесены к разновидности электронного бытового дискурса. Проведенный ею обзор исследований в плане установления гендерных особенностей электронного письма показал, что мужская речь была лексически богаче, а мужские предложения - длиннее. Женщины использовали больше глаголов, их предложения были короче, их лексические средства были менее разнообразны, а также в их речи прослеживалась более ощутимая тенденция заменять существительные местоимениями [3, с.7].
Все сказанное выше побудило нас провести исследование языка форумов русскоязычного Интернета, задача которого заключается в выяснении того, как представлены в виртуальном мире концепты Мужчина и Женщина.
В данной работе мы преследуем цель: дать обобщенный анализ наиболее посещаемых и популярных форумов, выяснив общие закономерности и актуализации гендерных стереотипов. Не вызывает сомнения, что каждый из названных аспектов может быть изучен более детально.
Актуальность данной работы заключается не только в ее важности, но и в слабой изученности гендерных стереотипов на примерах форумов русскоязычного Интернета, которые относятся к разновидности электронного бытового дискурса.
Объектом исследования являются сообщения мужских, женских и общих форумов за одну неделю (12.10.2007-19.10.2007).
Предметом исследования явилась специфика функционирования гендерных стереотипов в электронной коммуникации.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые рассмотрение гендерных стереотипов осуществлено на материале русскоязычного Интернета.
Базу исследования составили 520 сообщений (авторы писем по половому составу делились поровну), выбранных из популярных русских форумов ("Глазами женщин. Главный женский форум страны"; "Мужской клуб: здоровье, секс, спорт, стиль"; "Мужской и женский форум открытого общения"). Средний возрастной уровень авторов находится в промежутке от 20 до 40 лет. Родной язык - русский.
В большей степени нас интересует общая картина гендерных стереотипов, как ее видит и осознает (или не осознает) пользователь Интернета, независимо от того, активным или пассивным участником форумов он является.
В Интернете существует огромное количество форумов, которые делятся на женские, мужские и общие. Разнообразие тематики в форумах может сравниться только с реальной жизнью, с тем исключением, что в реале гораздо труднее найти в определенно взятый момент собеседника, который мог бы компетентно обсуждать ту тему, которая вам сейчас интересна. Формы общения варьируются в зависимости от темы и участников.
На женском форуме "Глазами женщин. Главный женский форум страны. Общение по интересам" принимают участие 26944 человек. Главным образом здесь обсуждаются темы, непосредственно связанные со стереотипными представлениями о вкусах, интересах и роли женщин в реальной жизни общества. Это подфорумы ”О мужчинах”, "Любовь", "Женская дружба”,
"Свадьба", "Беременность и роды", "Дети и материнство", "Женское здоровье", "Мода, стиль, шоппинг" и т.д. В каждом есть множество тем, которые имеют прямое отношение к тому или другому подфоруму, их количество постоянно увеличивается.
На форуме "Мужской клуб" зарегистрировано 12000 человек. Здесь активно работают под-форумы, относящиеся к стереотипным представлениям о роде деятельности и интересах мужчин: "Спорт" "Мужское хобби", "Автораздел", "Работа и карьера", "Компьютеры", "Общество и политика". Хотя встречаются такие подфорумы, как "Мода, стиль, красота" и "Книга любимых рецептов", которые мужчины практически не посещают.
В общем форуме (38000 пользователей) встречаются нейтральные подфорумы "Дети -наше все", "Здоровье", "Знакомства" и т.п.
Функцию привлечения внимания в любом форуме выполняют заголовки тем. Все темы создаются пользователями Интернета, нередко они представлены в виде вопросов: "Как наши мужчины сердятся?", "Носите ли вы ее сумочку?", "Как вы относитесь к мужчинкам?", "Ревность ли это?"
Большая часть тем посвящена отношениям между мужчиной и женщиной как неотъемлемой части нашей жизни, что приводит к возникновению таких, которые носят четко выраженный эротизированный характер: "Если ваша девушка до вас была гулящей?", "Ястала любовницей", "А вы хотели жениться девственником?", "Как
станцевать стриптиз для своей девушки?", "Ваши сексуальные фантазии". Мы приходим к выводу о сексуализации такого вида Интернет-дискурса. Анализ названий тем исследованных форумов подтверждает этот вывод. Существует большое количество рубрик, посвященных не только женской моде и красоте, но и мужской ("Нужно ли мужикам брить подмышками?", "Мужской маникюр"), отношению между полами. Весьма значительное место занимают темы, уделяющие внимание интимной жизни в целом, сексуальным меньшинствам, репродуктивной функции.
Обнаруживают себя стереотипы женщины как сексуального объекта и мужчины как потребителя женской сексуальности, что выражается в значительном количестве тем, посвященных женской внешности, женской моде, досугу: "Женский запах", "Девушка-модель может
стать вашей женой?", "В раздевалку вошла непривлекательная женщина", "Продажность
женщин" и т.п.
В сообщениях часто используется слово автор, которое имеет нейтральную гендерную оценку: "Автор, как обычно, тему создаст и исчезнет", "Лучше все же пусть автор напишет, как он это понимает".
Анализ номинаций, вербализующих концепт Мужчина, показал, что в форумах наиболее частотным является ключевое слово мужчина (72). Лексема мужик (54) в мужских форумах употребляется с целью выразить солидарность и показать уважение: "Спроси настоящих мужиков, считают ли они себя рабами?". В женском форуме это слово в основном ассоциируется с определенным набором отрицательных качеств: грубость, наглость, невоспитанность, стремление выпить, потребность в измене: "У двери вьется пьяный мужик", "Все мужики изменяют".
Частотность остальных лексем значительно ниже: мужчинка (14), мужичок (9), муж (8), мальчик (5), молодой человек, мужичонка, король (4), любовник, старик (3), дядька, джентльмен, мужлан, брюнет, царь, пацан, амбал (2), мужи-чочек, красавец, хищник, урод, парень, красавчик, парнишка, боров (1).
Среди прилагательных, распространяющих слово мужчина, встречаются настоящий (10), нормальный (4), состоятельный, хороший, богатый, интеллигентный (2), достойный (1): "Настоящий мужчина в восьмое марта ведет себя так же, как и в остальные времена года, плюс дарит цветы", "Значит, как нормальный мужчина, он должен зажать свой страх в кулак и пойти исправлять ситуацию, а не сидеть как тряпка". А со словом мужик часто встречается
прилагательное русский (11): "Богатые русские мужики едут за непорочными русскими невестами за границу в старообрядческие деревни", "Наши русские мужики самые классные", "Только благодаря русскому мужику появилась настоящая русская женщина".
Вообще на форумах демонстрируется частная, личная жизнь. В целом мы констатируем, что в виртуальной реальности обнаруживаются все гендерные стереотипы [18], установленные для концептов Женщина и Мужчина в реальной действительности. Но их акцентуация неодинакова.
В исследованных сообщениях о лицах женского пола по частотности, безусловно, лидирует слово женщина (78), далее идут баба (19), дама (22), дамочка (6), тетка (5), бабенка, леди (4), тетя (3), бабища (1).
Встречаются и устойчивые сочетания, такие как старая дева, настоящая женщина, идеальная женщина, дама сердца. Появилась даже новая версия: виртуальная дама сердца.
Существует много слов, употребляющихся для обозначения лиц женского пола. Их условно разделяют на тематические группы, объединенные по какому-либо параметру. Красавица (12), кукла (7), королева (5), красотка (4), куколка (3), богиня, царица (2), чаровница, соблазнительница, модница, секс-бомба (1); дурнушка (5), хищница, телка, толстуха (3), уродка, корова (2), худышка (1) объединяются по аспекту "женская внешность": "Есть такое понятие как любовь, когда дурнушка кажется красавицей для влюбленного мужчины", "Женщина - это и есть богиня, даже если она иногда невыспавшаяся и от этого менее заботливая или причесанная ", "А вот меня к толстушкам и худышкам не тянет, смотрю на них с сочувствием и тихой грустью".
Семантический признак "цвет волос" объединяет слова блондинка (19), брюнетка (6), шатенка (2):"Не только блондинки тупые", "Брюнетки выглядят серьезнее легкомысленных блондинок".
Далее следует тематическая группа, относящаяся к "внутренним качествам и поведению". Эта группа слов весьма активно представлена на виртуальных страницах форумов: стерва (15), девица, девка (10), шалава (7), кокетка (5), ведьма, деваха (3), шлюха (2). При этом только на женском форуме встречаются лексемы мегера, гадюка (2), карга, фурия (1) (женщина недоброжелательная, враждебно настроенная по отношению к окружающим). Помимо этого, на уровне высказывания значительное место занимают высказывания о внутренних качествах и поведении женщин. Их можно отнести к суждениям, целью
которых является общеизвестность утверждаемого. Этим достигается эффект стереотипизации, так как участник форума должен принимать их как должное, а не задумываться над правильностью подобных суждений: "Один раз шлюха -всегда шлюха", "Кокетка - девица, которая предлагает себя без всякого намерения отдаться", "Девицы должны быть в клубе". Этот эффект четко проявляется в утверждениях с глаголами долженствования.
Тематическая группа, объединенная по компоненту "возраст", представлена словами девушка (34), девочка (15), девчонка, барышня (7), пацанка (3), деваха, старушка, бабуля (1): "Трата денег не заметна для девушек", "Но стервозность есть в каждой девчонке".
Со словом женщина встречаются следующие прилагательные: русская (18), настоящая (15), красивая (11), идеальная (7), беременная (6), сильная (3), умная, одинокая, богатая (2).
Интересно, что прилагательных, обозначающих черты характера женщин, в электронной коммуникации выявлено намного больше, чем тех, которые относятся к женской внешности, возрасту или внутренним качествам и поведению. Так, с положительной стороны женщина предстает перед нами как умная, мудрая, сильная, смелая, отважная, типичная, милая, цельная, независимая, хорошая, талантливая, самостоятельная; с отрицательной - как наглая, распутная. Редко встречаются в языке женских и мужских форумов сообщения, где слово женщина употреблялось бы с прилагательными, имеющими отрицательную оценку.
В сообщениях женских форумов сочетание русская женщина имеет только положительную оценку: "Русская женщина красива не столько своей статностью, внешностью - сколько своей одухотворенностью, возвышенностью, но не надменностью, добротой, открытой душой"; "Русская женщина - это любящая мать, жена. С настоящей русской душой. Простая, добрая, работящая, готовая ради семьи горы свернуть".
В мужских сообщениях это словосочетание нередко характеризуется отрицательной оценкой: "Я с 1994 года живу в Западной Европе и Северной Америке - и могу вас уверить, что именно русские женщины самые капризные, самые избалованные, самые жадные". "Жадность русских женщин просто не знает границ".
На форумах зарегистрировано огромное количество человек, что, несомненно, говорит о популярности такого вида общения. Участники электронной коммуникации сами формируют себе стереотипные образы мужчины и женщины. В
ней четко прослеживается гендерная оппозиция, нет слов, которые характеризовали бы людей по профессии, трудовой деятельности; почти не употребляется слово человек, которое содержит общие для всех людей признаки.
Слова, номинирующие независимость, самостоятельность, в электронной коммуникации одинаково употребляются как по отношению к мужчинам, так и к женщинам.
Основной гендерный стереотип, который акцентируется в мужских форумах, это женщина как сексуальный объект. В женских и в общих форумах женщине в первую очередь присуждается роль матери и жены. Некоторые женщины высоко оценивают собственную профессиональную деятельность и независимость.
Исследуемый материал в целом дает основания говорить о четком мужском стереотипе. Мужчина представлен в отношениях с женщиной, соотносится с силой, властью, умом, деньгами, двигательной активностью: спортом, вождением автомобиля, но может соотноситься и со слабостью, потому что имеет право поплакать.
Анализ гендерных стереотипов в виртуальной реальности позволяет сделать следующие выводы:
В языке форумов обнаруживается явное преобладание тем, посвященных личной и интимной жизни человека. Тематика труда, профессиональной деятельности, производственных успехов остается невостребованной. Одинаково частотно употребление лексем мужчина и женщина в языке данных форумов. В связи с этим отмечается акцентуация следующих гендерных стереотипов:
Для мужчин: отношение к представителям сильного пола, умение защитить, материальное обеспечение семьи, потребление женской сексуальности.
Для женщин: материнство, сексуальный объект, собственная высокая сексуальность, эстетизация женской внешности, градация по возрасту, цвету волос, внутренним качествам.
Важно отметить выражение интереса женщин к профессиональной деятельности.
Для лиц любого пола отмечена весьма высокая частотность лексем, обозначающих родственные отношения, что свидетельствует о значимости семейных уз.
1. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Гендерные аспекты деятельности в Интернете // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2001.
2. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной
коммуникации: Интернет-публикация
(http://www.rik.ru/vculture/seminar/index.html),
2002.
3. Горошко Е.И. Гендерные особенности русскоязычного Интернета: Интернет-публикация
(http://www.textology.ru/public/goroshko 1.html), 2004.
4. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: В 4-х т. М.,1999.
5. Женщина в сетях Интернета. -
http://love.kulichki.ne/roman/story3.html.
6. Каменская О. Л. Гендернетика - наука будущего // Гендер как интрига познания. М.,2002.
7. Каменская О.Л. Текст и коммуникация: Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. М., 1990.
8. Кирилина А. В. Женский голос в паремиологии // Женщина в российском обществе. М., 1997. №3. С.23-26.
9. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. М., 2000.
10. Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. М., 1998.
11. Кирилина А.В. Проблемы гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Гендер как интрига познания. М.,2002.
12. Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерные образования в системе высшей и средней школы, состояние и перспективы. Иваново, 2003.
13. Компанцева Л.Ф. Гендерные основы Интернет-коммуникации в постсоветском пространстве. Луганск, 2004.
14. Компанцева Л.Ф. Дискурс-анализ поведения
мужчин и женщин в сети.
http://www.crimea.edu/tnu/magazine/culture/culture3 7Zindex.htm.
15. Леонтович О.А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000.
16. Литневская Е.И. Гендерные стереотипы в текстах коммерческой и социальной рекламы: к вопросу об изменении рекламного дискурса // Русистика. Киев, 2006.
17. Малшиевская Д. И. Базовые концепты культуры в свете гендерного подхода (на примере оппозиции "Мужчина/Женщина") // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С.180-187.
18. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация в Российском обществе: к постановке проблемы // Женщина в российском обществе. М., 2001. №3.
GENDER STEREOTYPES IN THE ELECTRONICALLY MEDIATED COMMUNICATION
A.N.Gaifullina
The article deals with the particularity of gender stereotypes in the electronically mediated communication. The author encounters Russian popular forums as the case for electronic discourse.