УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
© Виктор Юрьевич МАНАННИКОВ
Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, е-mail: ablava@list.ru
В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической, социологической литературы автор формирует представление об инновационной направленности личности современного специалиста; формулирует определение данного феномена и описывает ее структурно-содержательные характеристики, обозначая в этом психологические особенности инновационной направленности личности.
Ключевые слова: направленность; инновационная личность; инновационная направленность личности.
Современность, рассматриваемая как эпоха инновационного общественного развития, предъявляет специфические требования к личности, к ее направленности, которая сегодня должна иметь инновационный характер.
В общепсихологических теориях личности направленность личности выступает как качество, определяющее ее психологический склад (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, К.К. Пла-
тонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Учеными убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность, которая в разных концепциях раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили)
и т. д. Но во всех подходах ей придается ведущее значение [1].
Направленность есть сложное психическое свойство личности, включающее в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности; это обусловленная системой побуждений личная целенаправленность человека. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие (Б.Ф. Ломов).
Важным для понимания сути психологических особенностей инновационной направленности личности современного специалиста явилось методологическое замечание Б.Ф. Ломова о том, что то, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений [1].
Согласно психологическим теориям личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Б.С. Братусь и др.), в системе направленности личности возможно выделить следующие основные элементы:
- систему ценностно-смысловых образований личности - взаимосвязанные личностные смысловые и ценностные конструкты;
- притязания личности как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. п.;
- потребностные состояния личности, своеобразие которых зависит не только от объективных обстоятельств, предметов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей;
- мотивы личности как потребность личности в функции побуждения; мотивы здесь как внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей человека;
- цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.
Необходимо отметить, что как целостное образование направленность личности характеризуется: уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, видами направленности, их иерархией у каждой конкретной личности.
Инновационная направленность личности современного специалиста, как один из видов направленности личности, позволяет ему соответствовать актуальным требованиям общества, позволяет эффективно участвовать в прогрессивных процессах его культурного, социального, экономического развития. Для этого современному специалисту необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, побуждающие личность и определяющие «выбор типов, средств и целей поведения» (Б. Шледер). Интерес представляет аналитическая модель современной личности, построенная А. Ин-келесом и описанная в работе П. Штомпки. Она включает следующие черты: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; готовность к плюрализму мнений; способность признавать разные точки зрения без опасения изменения собственного видения мира; ориентация на настоящее и будущее, а не прошлое; экономия времени, пунктуальность; уверенность и способность преодолевать создаваемые временем препятствия; планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так профессиональной и личной жизни; вера в регулируемость и предсказуемость жизнедеятельности в целом; чувство справедливости распределения, т. е. уверенность в зависимости не от случая, а от соответствия мастерству и вкладу; высокая ценность образования и обучения; уважение достоинства других [2].
Как видно, специалист, обладающий такими характеристиками, безусловно, способен внести свой вклад в развитие своей профессии, оказать существенное влияние на ход развития общества в целом.
В психологии и акмеологии остается влиятельной идея поиска важных детерминант прогрессивного развития личности и общества в целом в сфере человеческой мотивации, отношений и ценностей, т. е. направленности личности [3]. Речь может идти
о таких теориях, как мотивация достижения (Д. Мак-Клеланд), внутренней мотивации (Э. Деси), внутренней причинности (Р. Чармс) и др.
Некоторые психологические особенности инновационной направленности личности нашли отражение в разработанной Э. Хагеном теории инновационной (новаторской) личности, которую автор рассматривал как предпосылку экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала. По мнению автора, это определенный личностный синдром, который противоположен авторитарной личности в традиционном обществе. Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самопод-держиваемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т. д. К основным характеристикам инновационной личности автор объективно относит:
- отношение к действительности, которое характеризуется любознательностью и стремлением управлять ею, что выражается в упорном поиске основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их;
- принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения;
- откровенность и терпимость с подчиненными, одобрительное отношение к их стремлению к новациям и оригинальности;
- творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне, неукротимая любознательность [4].
Анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме показал, что не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры инновационной направленности личности современного человека, специалиста, гражданина. Поэтому возможно ввести свое определение этого понятия и рассмотреть его в самом общем виде как относительно устойчивое, социально обусловленное свойство личности, отражающее нацеленность на обновление профессиональной деятельности и жизнедеятельности, имеющее для нее смысложизненное значение; на способы ее реализации, содействующие преобразованию окружающей
действительности и профессии и утверждению в профессиональном сообществе.
Оптимальная структура и содержание инновационной направленности личности современного специалиста могут быть представлены в единстве и взаимосвязи следующих компонентов: ценностного, когнитивного, оценочного и поведенческого. Соответственно их показателями будут являться: высокое чувство нового, стремление к творчеству, знание о значимости инновации, познавательное определение ее предпочтительности, избирательное оценивание инновационных альтернатив, предрасположенность к инновационному поведению, отношение к инновации. При этом специалист должен обладать такими профессионально важными и личностно значимыми качествами, как стратегичность, надситуативная активность, готовность к риску, самоэффективность и др.
Целостное представление о психологических особенностях инновационной направленности личности современного специалиста может быть дополнено их следующими характеристиками - субъективностью, иерархичностью, динамичностью, а также учетом функций, которые инновационная направленность может выполнять в жизнедеятельности личности. Функции инновационной направленности личности современного специалиста значимы и многообразны: ориентационная (является ориентиром в жизни), мотивационная (представляет собой высший уровень мотивации), функция целе-полагания (это желаемое для специалиста в его будущем, которое является предпочтительнее других возможностей), оценочная (это критерий выбора личностью определенного предмета или отношения из имеющихся альтернатив), социокультурная (оказывает влияние на различные стороны социокультурной жизни) [5].
В акмеологии (А. А. Деркач, В.Г. Зазы-кин) инновационную направленность личности рассматривают в качестве необходимого фактора достижения профессионализма, вершин в профессии. Она может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач. Ученые отмечают, что только направленность на созидание, улучшение позволит получать качественно иные результаты, осу-
ществлять прорыв в новые области профессиональной деятельности. Отсутствие инновационной направленности может привести к тому, что сам субъект труда остановится на уровне профессионального мастерства, хотя и этот уровень с точки зрения общественной потребности качества труда является желаемым. Важно отметить, что анализ деятельности и личностных качеств лиц, достигших выдающихся профессиональных результатов, как раз констатирует у них сильную инновационную направленность. Согласно В.Г. Зазыкину, развитие инновационного потенциала и направленности личности может осуществляться в первую очередь путем выбора соответствующих эталонов и следования им [6]. Решение этой задачи позволит необходимым образом изменить содержание и технологии процесса профессиональной подготовки специалиста в вузе, способного не только адаптироваться, но и активно и
созидательно воздействовать на быстроме-няющиеся профессиональные и социальные реальности.
1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
2. Штомпка П. Социология изменений. М., 1996.
3. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
4. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб., 2004.
5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.
6. Акмеология / Деркач А. [и др.]. СПб., 2003.
Поступила в редакцию 12.09.2011 г.
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INNOVATION ORIENTATION OF MODERN SPECIALIST’S PERSONALITY
Viktor Yuryevich MANANNIKOV, Russian Social State University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, е-mail: ablava@list.ru
In this article based on analysis of relevant psychological, acmeological sociological literature author forms representation of the innovation orientation of the person of the modern expert; formulates the definition of this phenomenon and describes its structural-content features, labeling in the psychological characteristics the innovation orientation of the person.
Key words: orientation; innovation; personality; innovative nature of the individual.