Научная статья на тему 'Психологические особенности инновационной направленности личности современного специалиста'

Психологические особенности инновационной направленности личности современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM / ORIENTATION / INNOVATION / INNOVATIVE NATURE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мананников Виктор Юрьевич

В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической, социологической литературы автор формирует представление об инновационной направленности личности современного специалиста; формулирует определение данного феномена и описывает ее структурно-содержатель-ные характеристики, обозначая в этом психологические особенности инновационной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INNOVATION ORIENTATION OF MODERN SPECIALIST'S PERSONALITY

In this article based on analysis of relevant psychological, acmeological sociological literature author forms representation of the innovation orientation of the person of the modern expert; formulates the definition of this phenomenon and describes its structural-content features, labeling in the psychological characteristics the innovation orientation of the person.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности инновационной направленности личности современного специалиста»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

© Виктор Юрьевич МАНАННИКОВ

Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, е-mail: ablava@list.ru

В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической, социологической литературы автор формирует представление об инновационной направленности личности современного специалиста; формулирует определение данного феномена и описывает ее структурно-содержательные характеристики, обозначая в этом психологические особенности инновационной направленности личности.

Ключевые слова: направленность; инновационная личность; инновационная направленность личности.

Современность, рассматриваемая как эпоха инновационного общественного развития, предъявляет специфические требования к личности, к ее направленности, которая сегодня должна иметь инновационный характер.

В общепсихологических теориях личности направленность личности выступает как качество, определяющее ее психологический склад (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, К.К. Пла-

тонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Учеными убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность, которая в разных концепциях раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили)

и т. д. Но во всех подходах ей придается ведущее значение [1].

Направленность есть сложное психическое свойство личности, включающее в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности; это обусловленная системой побуждений личная целенаправленность человека. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие (Б.Ф. Ломов).

Важным для понимания сути психологических особенностей инновационной направленности личности современного специалиста явилось методологическое замечание Б.Ф. Ломова о том, что то, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений [1].

Согласно психологическим теориям личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Б.С. Братусь и др.), в системе направленности личности возможно выделить следующие основные элементы:

- систему ценностно-смысловых образований личности - взаимосвязанные личностные смысловые и ценностные конструкты;

- притязания личности как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. п.;

- потребностные состояния личности, своеобразие которых зависит не только от объективных обстоятельств, предметов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей;

- мотивы личности как потребность личности в функции побуждения; мотивы здесь как внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей человека;

- цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.

Необходимо отметить, что как целостное образование направленность личности характеризуется: уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, видами направленности, их иерархией у каждой конкретной личности.

Инновационная направленность личности современного специалиста, как один из видов направленности личности, позволяет ему соответствовать актуальным требованиям общества, позволяет эффективно участвовать в прогрессивных процессах его культурного, социального, экономического развития. Для этого современному специалисту необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, побуждающие личность и определяющие «выбор типов, средств и целей поведения» (Б. Шледер). Интерес представляет аналитическая модель современной личности, построенная А. Ин-келесом и описанная в работе П. Штомпки. Она включает следующие черты: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; готовность к плюрализму мнений; способность признавать разные точки зрения без опасения изменения собственного видения мира; ориентация на настоящее и будущее, а не прошлое; экономия времени, пунктуальность; уверенность и способность преодолевать создаваемые временем препятствия; планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так профессиональной и личной жизни; вера в регулируемость и предсказуемость жизнедеятельности в целом; чувство справедливости распределения, т. е. уверенность в зависимости не от случая, а от соответствия мастерству и вкладу; высокая ценность образования и обучения; уважение достоинства других [2].

Как видно, специалист, обладающий такими характеристиками, безусловно, способен внести свой вклад в развитие своей профессии, оказать существенное влияние на ход развития общества в целом.

В психологии и акмеологии остается влиятельной идея поиска важных детерминант прогрессивного развития личности и общества в целом в сфере человеческой мотивации, отношений и ценностей, т. е. направленности личности [3]. Речь может идти

о таких теориях, как мотивация достижения (Д. Мак-Клеланд), внутренней мотивации (Э. Деси), внутренней причинности (Р. Чармс) и др.

Некоторые психологические особенности инновационной направленности личности нашли отражение в разработанной Э. Хагеном теории инновационной (новаторской) личности, которую автор рассматривал как предпосылку экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала. По мнению автора, это определенный личностный синдром, который противоположен авторитарной личности в традиционном обществе. Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самопод-держиваемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т. д. К основным характеристикам инновационной личности автор объективно относит:

- отношение к действительности, которое характеризуется любознательностью и стремлением управлять ею, что выражается в упорном поиске основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их;

- принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения;

- откровенность и терпимость с подчиненными, одобрительное отношение к их стремлению к новациям и оригинальности;

- творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне, неукротимая любознательность [4].

Анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме показал, что не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры инновационной направленности личности современного человека, специалиста, гражданина. Поэтому возможно ввести свое определение этого понятия и рассмотреть его в самом общем виде как относительно устойчивое, социально обусловленное свойство личности, отражающее нацеленность на обновление профессиональной деятельности и жизнедеятельности, имеющее для нее смысложизненное значение; на способы ее реализации, содействующие преобразованию окружающей

действительности и профессии и утверждению в профессиональном сообществе.

Оптимальная структура и содержание инновационной направленности личности современного специалиста могут быть представлены в единстве и взаимосвязи следующих компонентов: ценностного, когнитивного, оценочного и поведенческого. Соответственно их показателями будут являться: высокое чувство нового, стремление к творчеству, знание о значимости инновации, познавательное определение ее предпочтительности, избирательное оценивание инновационных альтернатив, предрасположенность к инновационному поведению, отношение к инновации. При этом специалист должен обладать такими профессионально важными и личностно значимыми качествами, как стратегичность, надситуативная активность, готовность к риску, самоэффективность и др.

Целостное представление о психологических особенностях инновационной направленности личности современного специалиста может быть дополнено их следующими характеристиками - субъективностью, иерархичностью, динамичностью, а также учетом функций, которые инновационная направленность может выполнять в жизнедеятельности личности. Функции инновационной направленности личности современного специалиста значимы и многообразны: ориентационная (является ориентиром в жизни), мотивационная (представляет собой высший уровень мотивации), функция целе-полагания (это желаемое для специалиста в его будущем, которое является предпочтительнее других возможностей), оценочная (это критерий выбора личностью определенного предмета или отношения из имеющихся альтернатив), социокультурная (оказывает влияние на различные стороны социокультурной жизни) [5].

В акмеологии (А. А. Деркач, В.Г. Зазы-кин) инновационную направленность личности рассматривают в качестве необходимого фактора достижения профессионализма, вершин в профессии. Она может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач. Ученые отмечают, что только направленность на созидание, улучшение позволит получать качественно иные результаты, осу-

ществлять прорыв в новые области профессиональной деятельности. Отсутствие инновационной направленности может привести к тому, что сам субъект труда остановится на уровне профессионального мастерства, хотя и этот уровень с точки зрения общественной потребности качества труда является желаемым. Важно отметить, что анализ деятельности и личностных качеств лиц, достигших выдающихся профессиональных результатов, как раз констатирует у них сильную инновационную направленность. Согласно В.Г. Зазыкину, развитие инновационного потенциала и направленности личности может осуществляться в первую очередь путем выбора соответствующих эталонов и следования им [6]. Решение этой задачи позволит необходимым образом изменить содержание и технологии процесса профессиональной подготовки специалиста в вузе, способного не только адаптироваться, но и активно и

созидательно воздействовать на быстроме-няющиеся профессиональные и социальные реальности.

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

2. Штомпка П. Социология изменений. М., 1996.

3. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

4. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб., 2004.

5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.

6. Акмеология / Деркач А. [и др.]. СПб., 2003.

Поступила в редакцию 12.09.2011 г.

UDC 159.9

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INNOVATION ORIENTATION OF MODERN SPECIALIST’S PERSONALITY

Viktor Yuryevich MANANNIKOV, Russian Social State University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, е-mail: ablava@list.ru

In this article based on analysis of relevant psychological, acmeological sociological literature author forms representation of the innovation orientation of the person of the modern expert; formulates the definition of this phenomenon and describes its structural-content features, labeling in the psychological characteristics the innovation orientation of the person.

Key words: orientation; innovation; personality; innovative nature of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.