Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования инновационной направленности личности'

Некоторые аспекты исследования инновационной направленности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY ORIENTATION / INNOVATION ORIENTATION OF THE PERSONALITY / THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INNOVATION-ORIENTED PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Л.В.

В статье на основе анализа актуальной психологической и социологической, педагогической литературы обосновываются психологические особенности инновационной направленности личности, раскрываются ее структурно-содержательные и уровневые характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF INNOVATION ORIENTATION OF THE PERSONALITY

The paper on the basis of the relevant psychological and sociological, psychological and pedagogical literature analysis psychological characteristics of innovation-oriented personality are substantiated, its structural content and leveling characteristics are displayed

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования инновационной направленности личности»

Психологические подходы в образовании и развитии личности

УДК 159.9

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ

Л.В. Абдалина

В статье на основе анализа актуальной психологической и социологической, педагогической литературы обосновываются психологические особенности инновационной направленности личности, раскрываются ее структурно-содержательные и уровневые характеристики

Ключевые слова: направленность личности, инновационная направленность личности, психологические особенности инновационной направленности личности

Проблема направленности личности интенсивно разрабатывается различными психологическими школами и остается ключевой в понимании психологического склада личности, роли личности в социальных процессах, факторов самоосуществления в жизнедеятельности.

Термину «направленность» в отечественных публикациях придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений: в рамках структурно-динамического подхода направленность рассматривается как

самовыражение личности в жизни, тенденция ее реализации (С.Л. Рубинштейн, А.С. Прангишвили); ценностно-смысловое

направление исследований определяет ее как систему смыслообразующих и побудительных мотивов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский); предметно-деятельностное направление изучает мотивационно-целевой компонент

направленности (К.А. Абульханова, Л.И. Божович); с позиций типологического подхода направленность наделяется совокупностью духовных, нравственных, мотивационных, интеллектуальных, творческих, волевых и др. характеристик (А. Маслоу, Э. Роджерс).

Принципиально отметить, что во всех подходах ей придается ведущее значение.

Исследование инновационной

направленности личности может быть с необходимостью дополнено синтезом таких категориальных понятий, как «потребность», «мотив», «ценность», «идеал», позволяющих представить смыслообразующую,

побудительную, деятельностную основу инновационного пространства в структуре направленности личности.

Обращение к инновационности личности современного человека, специалиста, гражданина связано с потребностью наделения

Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор, тел. 8-903-650-43-90, e-mail: ablava11@rambler.ru

направленности конкретной ценностно-смысловой детерминантой, ориентиром новизны - объективации личности и максимальной персонализации, фиксируемых в: потребности в обновлении, творчестве; стремлении к преобразованиям, изменениям в мире вещей, людей, явлений; диалектичности, проблемности, творческом характере познания; личностной активности в освоении новых форм жизнедеятельности; ориентации на

экспериментирование; оптимизме, энтузиазме, самобытности и т. п. Именно в их сформированности проявляются подлинно новаторские характеристики личности, активно содействующие ее прогрессивному

самовыражению и самоактуализации: в учебной деятельности - в виде разработки авторских проектов, подготовки самостоятельных научно-исследовательских работ, оригинальных конкурсных программ, новых нестандартных алгоритмов самообразования; в будущей профессиональной деятельности - в творческом решении профессиональных задач,

многовариантном видении проблемы,

организации нестандартных экспериментов; в общественной деятельности - в участии в новых человеческих объединениях, организациях, союзах, движениях, клубах, в динамизме, включенности в коллективную жизнь. В таких актах и направлениях жизнедеятельности инновационная направленность личности не только обнаруживается и проявляется, но и определяется, созидается на пути к вершинным личностным, профессиональным, социальным достижениям и обретения подлинной

индивидуальности.

Выявлению психологических особенностей инновационной направленности личности могут способствовать имеющиеся в научной литературе описания социально-психологического портрета инноватора (Т. Петерс, Л.С. Подымова, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, Э. Хаген и др.).

Интерес представляют описанные в научной литературе характеристики человека как субъекта

инноваций. Так, И.А. Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций - это его деятельное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Автор представляет субъектность как единство целеполагания и целеосуществления в одном лице. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения. Его отличает уверенность, т.е. возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Одновременно субъект есть носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, партнер в межсубъектных отношениях [цит. по 3; 26].

Как субъект инноваций и профессионального успеха профессионал должен, по мысли Т. Петерса, обладать такими характеристиками, как: стремление к совершенству и одержимость успехами; воображение, фантазия, мечты, «безумные идеи»; мой талант, мое достижение, мой вклад, мой след; работа с возможностями; процветание на неопределенности; культ мастерства и страсть к обновлению; производство «методов», «правил», «решений», «впечатлений»; способность к сотрудничеству; ставка на качество: прекрасно, красиво, элегантно, стильно; стратегическое выражение своего таланта и талантов других; креативность во всем; уверенность в себе; инициатива как добродетель; любовь к парадоксам; лидерство как ответственность, экспериментирование,

продвижение талантов; стимулирующее незнание; жизнь в ускоренном темпе; жизнь, полная работы и др. [4; 141].

Некоторые психологические особенности инновационной направленности личности нашли отражение в разработанной Э. Хагеном теории инновационной (новаторской) личности, которую автор рассматривал как предпосылку экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала. По мнению автора, это определенный личностный синдром, который противоположен авторитарной личности в традиционном обществе. Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самоподдерживаемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т. д. К основным характеристикам инновационной личности автор вполне обоснованно относит:

- отношение к действительности, которое характеризуется любознательностью и стремлением управлять ею, что выражается в упорном поиске основных регуляторов с целью

воздействовать на различные явления и контролировать их;

- принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения;

- откровенность и терпимость с подчиненными, одобрительное отношение к их стремлению к новациям и оригинальности;

- творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне, неукротимая любознательность [2].

Проведенный теоретический анализ дает основание говорить о том, что по-прежнему отсутствует единое понимание, определение и общепринятая точка зрения на психологический конструкт инновационной направленности личности современного человека, специалиста, гражданина.

Учитывая малую проработанность проблемы возможно дать самое общее ее определение. Под инновационной направленностью личности мы понимаем сложное многомерное психическое образование, сочетающее в себе содержательные и динамические характеристики, проявляющиеся в прогрессивных мотивах, ценностях, свойствах и качествах личности, в новых способах объективации личности в деятельности и отношениях и определяющие характер ее индивидуализации.

Рассматривая инновационную

направленность как свойство личности, необходимо выделить, в первую очередь, ее содержательные характеристики. Они должны отразить то, что направлено и то, на что направлено поведение и деятельность человека. Во-вторых, - формально-динамические

характеристики, которые указывают источник направленности личности - и это не только предметное содержание, но и напряжение, собственно динамическая тенденция) (С.Л. Рубинштейн). Психологи отмечают, что именно инновационная устремленность ведет за собой такое творческое, прогрессивное самовыражение личности, такую ее объективацию, которые не умещаются в привычных рамках.

При этом ядром инновационной направленности личности следует считать -продуктивное самосознание, подразумевающее:

- осознание собственной самости, самобытности личности;

- совокупность представлений, оценок об инновационном потенциале собственной личности и общества;

- осознание целостности, гармоничности собственной инновационности;

- динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития, как творца [3; 56].

Целостное представление о сущности, структуре и содержании инновационной

направленности личности формировалось на имеющихся в науке исследованиях инновационного вектора направленности личности, который представлен исследованиями в психологии, акмеологии, социологии, педагогике, аксиологии, раскрывающими сущность и взаимосвязь понятий - «инновация» (А.А. Деркач, Ю.А. Карпова, Л.С. Подымова и др.), «инновационный процесс» (М.С. Бургин, А.И. Пригожин, Э. Роджерс и др.), «инновационный потенциал» (В.Н. Дружинин, В. Г. Зазыкин, В.Н. Марков и др.), «инновационная деятельность» (Н.В. Васина, Е.П. Ильин, Н.Д. Никандров и др.), «инновационная личность» (Л.И. Анцыферова, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко и др.).

Проведенный теоретический анализ позволяет представить оптимальную структуру и содержание инновационной направленности личности в единстве и взаимосвязи следующих компонентов: побудительного, смыслового, информативного, проективного, креативного, оценочного и поведенческого.

Побудительный компонент в структуре инновационной направленности активизирует целенаправленное поведение личности, связанное с удовлетворением потребности в полноценном самоосуществлении в жизнедеятельности, творческом самоутверждении, саморазвитии - в профессии, социуме. Проявляется в таких показателях, как: потребность в творческом самовыражении и стремление к социально-значимым деяниям в жизнедеятельности.

Смысловой компонент придает смысл, энергетику инновационной активности личности, выступает ориентиром в жизнедеятельности; стимулирует к достижению вершин развития и реализации своих актуальных и потенциальных способностей и талантов, к непрерывному профессиональному росту и достижениям. Это раскрывается в таких показателях, как: ценности и идеалы самореализации, творческий интерес.

Информативный компонент в структуре инновационной направленности личности раскрывается в понимании значимости ее когнитивной, познавательной

предпочтительности. Проявляется также в представлении личности о собственных интеллектуальных, творческих,

профессиональных возможностях, способностях с точки зрения их необходимости и достаточности для творческой преобразовательной деятельности и общения. Показателями информативного компонента, на наш взгляд, могут являться: информированность, личностная зрелость.

Проективный компонент раскрывается в способности человека переводить цели и содержание собственной устремленности в конкретные задачи процесса самовыражения, объективации; отбирать виды деятельности, средства и способы, адекватные поставленным

задачам. К показателям данного компонента мы относим: целеполагание, прогнозирование и планирование.

Креативный компонент обеспечивает возникновение множества новых возможностей для творческого самоутверждения и самовыражения, субъективно-оригинальных

способов самоосуществления в учебно-профессиональной деятельности, во

взаимодействии с окружающими. Раскрывается в таких показателях, как: открытость новому опыту и творческий интерес.

Поведенческий компонент в структуре инновационной направленности личности раскрывает его предрасположенность к тому или иному типу инновационного поведения. Указывает на инновационную направленность личности и способ реализации доступных отношений в ситуации взаимодействия с социально и личностно значимыми объектами и явлениями. Это путь и способ заявить о себе как о творческой личности, способной создавать, воспринимать и реализовывать новшества. К показателям поведенческого компонента мы относим: надситуативную активность и ответственность.

Оценочный компонент раскрывает способность личности избирательно оценивать и анализировать инновационные альтернативы, значение и результаты собственных инноваций в учебно-профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений и самореализации. А также понимать, оценивать и корректировать собственную роль в творческих

самоосуществлениях, в их продуктивности и новизне. Включает в себя показатели: самокритичность и самоконтроль.

Указанные компоненты можно считать, с определенной долей условности, инвариантами конструкта инновационной направленности личности, однако корректнее было бы исследовать конкретные области (сферы) преломления такой активности личности.

Инновационная направленность личности может иметь разные уровни, которые определяются ее структурой, индивидуальными особенностями личности, опытом, знанием, навыками, умениями. В качестве уровней инновационной направленности могут выступать - нормативный, личностный и надситуативный.

Нормативный уровень устремленности характеризуется повтором, имитацией, авторским творчеством и подражанием культурным, социальным, профессиональным нормам самовыражения и самореализации в жизнедеятельности. Личностный уровень устремленности проявляется в том, что личность способна продуктивно реализовать свой потенциал, внося существенно новое, «прибавку» учебе, профессии, социуму и жизнедеятельности

в целом. Надситуативный уровень устремленности характеризуется более полным, избыточным по отношению к смысложизненным ситуациям самоосуществлением;

трансцендентностью и служением профессии, социуму, обществу.

В исследованиях делаются попытки выявить детерминанты, влияющие на формирование и развитие инновационной направленности личности. Так, в исследовании В.Ю. Мананникова эмпирически выявлены пять искомых психологических факторов -любознательность, субъектность, готовность к риску, оптимистичность, креативность. Они раскрываются как источники, движущие силы, способствующие развитию инновационной направленности личности.

В заключении необходимо отметить, что данная проблема заслуживает внимания, поскольку сложившаяся в вузе система профессионального обучения, личностного развития будущих профессионалов разного профиля характеризуется недостаточной гибкостью общепрофессиональных, специальных, факультативных программ, все еще не обеспечивает требуемого уровня подготовки инновационно мыслящих и действующих бакалавров, специалистов, магистров [1]. Инновационная составляющая личностного и

профессионального становления студента, как будущего профессионала в вузе формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации, в том числе, экспериментальных программ,

ориентированных на инновационное развитие личности студента, не обобщается должным образом, сохраняя статус частного опыта. Все это составляет направления дальнейшего научного поиска по исследуемой проблеме.

Литература

1.Вьюнова Н.И. Педагогическая идея в профессиональной деятельности преподавателя: психологический взгляд / Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова // Вестник Воронежского государственного технического университета, Воронеж-Пекин. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 145-148

2.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: учебное пособие / Ю.А. Карпова. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

3. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997. - 224 с.

4. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 310 с.

5.Фетисов, А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. -С. 201-205.

Российский государственный социальный университет (г. Воронеж)

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF INNOVATION ORIENTATION

OF THE PERSONALITY

L.V. Abdalina

The paper on the basis of the relevant psychological and sociological, psychological and pedagogical literature analysis psychological characteristics of innovation-oriented personality are substantiated, its structural content and leveling characteristics are displayed

Key words: personality orientation, innovation orientation of the personality, the psychological characteristics of the innovation-oriented personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.