Научная статья на тему 'Оптимизация процесса развития инновационного потенциала личности студента'

Оптимизация процесса развития инновационного потенциала личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE POTENTIAL / PERSONALITY / MODEL STRUCTURE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдалина Л. В.

В статье описаны структурно-содержательные модули процесса развития ИПЛ студентов – целевой, содержательный, технологический, детерминирующий, мониторинговый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF INNOVATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S PERSONALITY

The paperdescribes.optimization of the process of innovative potential development of the student’s personality

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса развития инновационного потенциала личности студента»

УДК 159.9

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Л.В. Абдалина

В статье описаны структурно-содержательные модули процесса развития ИПЛ студентов - целевой, содержательный, технологический, детерминирующий, мониторинговый

Ключевые слова: инновационный потенциал личности, моделирование, структура модели, развитие

Основные параметры профессиональной деятельности специалиста любого профиля -

содержание (мотивация, цель, предмет, средства, результат) и структурная организация

(совокупность профессиональных умений, действий,) обнаруживают обусловленность

каждого из них совокупностью ценностных,

интеллектуальных, творческих, волевых, энергетических и др. актуальных и потенциальных возможностей его личности (Е.Н. Богданов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков, А.К. Маркова, А.В. Морозов, В. А. Сластенин, и др.).

В самом общем смысле потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для достижения определенного результата при благоприятных условиях развития способностей личности, а также меру возможностей личности в сфере постановки и разрешения задач ее деятельности. Для этого необходимы единство и взаимосвязь способностей и мотивации личности, сплав «могу» и «хочу» (В.Н. Марков) [4]. Конкретизируя, возможно говорить об исследуемом феномене как совокупности мотивов, свойств и качеств личности, проявляющихся в новых, не стандартных способах ее объективации и индивидуализации с целью удовлетворения имеющихся и вновь возникающих материальных, социальных и духовных потребностей [2].

В проведенных под нашим руководством исследованиях предложены авторские варианты психологических конструктов и особенности личностного потенциала педагога (И. К Кобзенко,

2010), карьерного потенциала (Е.Н. Булатова,

2011), дано представление об акмеологическом потенциале современного специалиста (Л.В. Абдалина, А. А. Жигулин, Е.Н. Рябышева, 2011), о нравственном потенциале социального работника (П. А. Кобылинский, 2012).

Проведенный анализ показывает, что сложившаяся к настоящему времени система профессионального обучения, личностного развития, становления будущего специалиста все еще характеризуется недостаточной гибкостью общепрофессиональных, специальных,

Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор, тел: 8-903-650-43-90, e-mail: ablava11@rambler.ru

факультативных программ, не обеспечивает требуемого уровня подготовки инновационно мыслящих и действующих специалистов. Поэтому инновационная составляющая личностного и профессионального становления будущего специалиста в вузе формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации, в том числе, экспериментальных программ, ориентированных на развитие инновационного потенциала личности студента, не обобщается должным образом, сохраняя статус частного опыта.

Таким образом, по-прежнему актуальной остается проблема как целостного исследования инновационного потенциала личности (ИПЛ) - его структурно-содержательных, динамических,

результативных характеристик, так и требуют решения вопросы оптимизации процесса актуализации, развития, полноценной реализации ИПЛ студентов, как будущих профессионалов-новаторов в своей сфере, ужена этапе их профессиональной подготовки в вузе.

Поэтому проблема развития ИПЛ студента в период вузовской подготовки должна получить должное отражение в научных исследованиях и помочь разрешить противоречие между объективной потребностью самой личности и общества в актуализации и эффективной реализации собственного потенциала и недостаточной разработанностью содержательного-технологического обеспечения данного процесса.

Поскольку при изучении процесса развития ИПЛ студента не всегда возможно проведение эксперимента с самим объектом, то целесообразно экспериментировать не с самим психологопедагогическим процессом, а с его моделью. И, несмотря на то, что модель является идеализацией, не полностью отражает реальность; всегда упрощена и является неким вероятностным обобщенным образом моделируемого объекта, мы вслед за С.И. Архангельским, А.А. Деркачом, В.Н. Никандровым, А. С. Огневым, А. Н. Ореховым, В. А. Ясвиным и др. считаем, что метод моделирования позволяет наиболее эффективно и приближенно к реальности исследовать процесс (структуру, содержание, логику, этапы, закономерности) развития ИПЛ студентов -будущих профессионалов в образовательной среде вуза [1, 3,

5, 6].

Проведенный анализ позволяет утверждать следующее:

- модель выполняет иллюстративную,

трансляционную, объяснительную и

предсказательную функции;

- с помощью моделей синтезируется знание о том, что должно быть сформировано;

- модель позволяет осуществить сопоставление того, что имеется в наличии, с тем, что должно быть сформировано;

- с помощью моделей определяются условия и факторы, способствующие этому процессу;

- модель позволяет по итогам внедрения определить пути дальнейшего развития, разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса (А. А. Братко, Н. М. Борытко, А. Н. Кочергин, В. В. Никандров, А. С. Огнев и др.).

То есть, модель развития ИПЛ студентов позволит:

- представить структуру, содержание, логику процесса раскрытия, актуализации, реализации каждым студентов своих актуальных и потенциальных возможностей, способностей;

- раскрыть совокупность элементов процесса развития ИПЛ и структурировать их в целостную систему;

- показать взаимосвязанность,

взаимообусловленность составляющих модулей модели развития ИПЛ;

- раскрыть этапы моделируемого процесса;

- выявить совокупность психологопедагогических факторов и условий, влияющих на эффективность данного процесса.

С учетом вышеизложенного, модель развития ИПЛ студентов в вузе может быть представлена следующими модулями: целевым (цель,

методологические подходы, принципы),

содержательным (компоненты, показатели

инновационного потенциала), технологическим (психолого-педагогический практикум, этапы, технологии), детерминирующим (психологопедагогические факторы, условия),

мониторинговым (прогнозируемый результат, оценка).

В целевом модуле отражена основополагающая идея исследования - развитие ИПЛ студентов с учетом условий их профессиональной подготовки в вузе. Данный модуль выступает

системообразующим в настоящей модели; он

определил выбор и систематизацию методологических подходов и принципов,

содержания и психологических средств, технологий, а также детерминант процесса.

Содержательный модуль раскрывает структурно-содержательные характеристики

объекта, непосредственно подлежащего моделированию -ИПЛ - компоненты побудительный, смысловой, информативный, проективный, креативный, оценочный и поведенческий.

Технологическое обеспечение данного процесса может быть представлено психологопедагогическим практикумом «Развитие

инновационного потенциала личности

студента»,включающем две основные части:

теоретическую и практическую. Теоретический блок может включать: лекции-дискуссии,

проблемные лекции, семинары и др.; быть направлен на информирование и просвещение студентов в вопросах сущности, предназначения инновационного потенциала в структуре личности; на формирование у них целостного представления о способах и приемах его актуализации, развития и реализации. Практический блок может соответственно включать решение

психологических, развивающих задач,

тренинговую работу, психологические техники и упражнения, игры, анализ учебнопрофессиональных ситуаций; призван

сформировать у студентов способы и приемы творческого самовыражения в жизнедеятельности, в реализации собственного потенциала.

Этапами проведения психологопедагогического практикума целесообразно

определить: диагностический, информационный, преобразующий, аналитический.

Диагностический этап должен обеспечить «входное» тестирование экспериментальной и контрольной групп с целью контроля из различий по критериям и показателям ИПЛ студентов.

Информационный этап может состоять в проведении теоретических занятий со студентами экспериментальной группы с целью формирования у них ценностей, мотивов, способов инновационного поведения в учебнопрофессиональной, общественной деятельности, а также в межсубъектном общении, умений творческого самовыражения.

Преобразующий этап может включать непосредственное применение методических средств и процедур психологического воздействия на участников экспериментальной группы.

Аналитический этап может быть предназначен для сравнительного анализа результатов исследования до и после проведения психологопедагогического практикума; здесь формулируются выводы, разрабатываются предложения по оптимизации процесса профессиональной

подготовки будущих юристов в вузе.

Опыт показывает, что содержание, формы и методы развития ИПЛ следует отбирать с учетом основных положений технологии субъект-субъектного взаимодействия (Г.И. Аксенова, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, А.С. Огнев, В.А. Петровский, В. А. Сластенин и др.)[3].

Детерминирующий модуль целесообразно представить совокупностью психологопедагогических факторов - и условий. В

проведенном нами эмпирическом исследовании к ведущим психологическим факторам данного процесса следует отнести - любознательность, субъектность, готовность к риску,

оптимистичность, креативность. Указанные детерминанты могут сделать процесс развития ИПЛ студентов максимально вероятным и выступают как составная часть общей модели его развития.

Мониторинговый модуль в данной модели призван отражать результат и оценку процесса развития ИПЛ студентов.

Эффективность разработанной психологопедагогической модели развития ИПЛ студентов обеспечивалась, с одной стороны, высоким уровнем проработанности и обобщения модулей модели, с другой - оптимальными связями и отношениями между ними (модулями). Когда каждый модуль модели и его элементы, реализуя свои основные функции, продуктивно влияет на все другие элементы и соответственно сам обогащается новыми ранее не известными характеристиками. Такая взаимосвязь и взаимовлияние модулей и элементов позволяет, как подтверждает практика, в совокупности проявлений достичь результата функционирования модели - повысить уровень развития инновационного потенциала личности каждого студента и тем самым доказать ее эффективность.

Предварительный теоретический конструкт модели развития ИПЛ студентов в условиях профессиональной подготовки в вузе определяет методический замысел эмпирического

исследования, требует дальнейшей проверки в опытно-экспериментальной работе, наполнения его конкретным смыслом и содержанием.

Мы считаем, что подобного рода практика развития ИПЛ студентов в вузе будет способствовать не только формированию современной инновационной личности, но и инновационного общества в целом, способного прогрессивно изменять и преобразовывать все компоненты общественной жизни.

Литература

1.Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / Л.В. Абдалина. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 327 с.

2.Абдалина, Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста. [Текст] / Л.В. Абдалина// Вестник Воронежского государственного технического университета. - 20i3. - Т. 9. № 3.2. - С. i3i-i34.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих: монография / А.А. Деркач, А.С. Огнев. -Воронеж, i 998. - 297 с.

4.Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / В. Н. Марков. - М.: РАГС, 200i. - i62 с.

5. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. -М., 2003. - 64 с.

6.Ясвин В. А Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 200i. - 365 с.

Российский государственный социальный университет (Воронежский филиал)

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF INNOVATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE

STUDENT’S PERSONALITY

L.V. Abdalina

The paperdescribes .optimization of the process of innovative potential development of the student’s personality

Keywords: innovative potential, personality, model structure,development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.