УДК 378.14:316.723 с^: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-24-28
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Абдалина Лариса Васильевна, Плаксина Наталья Игоревна
Воронежский экономико-правовой институт, Россия, г. Воронеж, е-тай: ablava11@rambler.ru
В статье обоснована необходимость исследования психологической структуры и содержания корпоративной культуры преподавателя вуза. Дано авторское определение и предложен психологический конструкт корпоративной культуры преподавателя. Описаны компоненты (ценностный, отношенческий, поведенческий, компетентностный), критерии, показатели и уровни (формальный, транслирующий, развивающий, преобразующий) функционирования корпоративной культуры преподавателя вуза.
Ключевые слова: корпоративная культура преподавателя вуза, структурно-содержательные характеристики, уровни проявления корпоративной культуры преподавателя
Актуальность настоящего исследования заключается в потребности психологической науки и практики в получении новых данных, в расширении представления о психологической структуре корпоративной культуры современного преподавателя вуза.
Поддержание специфических российских форм культурно-образовательной деятельности, лучших вузовских традиций, сохранение их самобытности, идентичности, освоение новых социокультурных ценностей актуализирует изучение и совершенствование корпоративной культуры преподавателя - носителя научного знания, культурно-педагогического опыта общества. При этом сегодня почти полностью отсутствуют исследования, направленные на выявление закономерностей эффективного развития корпоративной культуры преподавателя вуза, опыт которой приобретается им скорее стихийно [1].
В данном исследовании обобщены и систематизированы основные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на понятие «корпоративная культура», в рамках которых она раскрывается как: «правила поведения и управления» (Н. В. Тесакова), «образ мышления, действия, существования» (В. В. Томилов), «доминирующие моральные нормы и ценности, кодекс поведения, ритуалы, стандарты качества» (Р. Л. Кричевский). В некоторых зарубежных работах она предстает в виде: «неформального сознания организации, которое управляет поведением лю-
дей» (К. Шольц), «определенных позиций, точек зрения, манер поведения» (Б. Кар-лофф), «совокупности убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников» (М. Армстронг).
В обозначенной логике возможно выделить особенности исследования корпоративной культуры преподавателя вуза в рамках содержательного, динамического и результативного аспектов.
Содержательный аспект корпоративной культуры преподавателя вуза может быть раскрыт в виде профессионального пространства, влияющего и в значительной степени определяющего: «зоны» и степень автономности/детерминированности профессиональных, общекультурных, личностных ценностей; степень компетентности; характер и особенности межличностных отношений; границы и возможности реализации самопроцессов (самости). Это отражается и действенно проявляется во всех видах профессиональной деятельности преподавателя, позволяя более успешно разрешать социокультурные, профессиональные, личностно-творческие противоречия [2; 3].
Динамический аспект корпоративной культуры может быть обнаружен и требует учета многообразия типов ее порождения и развития - культурогенеза, наследования традиций, пространственно-временного распространения образов культуры, трансформаций форм культуры, их реинтерпретацией
(А. И. Арнольдов, С. Н. Иконникова и др.). Корпоративная культура способна к самообновлению, постоянному порождению новых форм, способов удовлетворения интересов и потребностей преподавателей, в том числе за счет взаимодействия различных традиций и инноваций (Е. В. Селезнева).
Комплексное исследование подразумевает рассмотрение результативного аспекта действенности корпоративной культуры преподавателя вуза как обеспечивающего сохранение профессиональной идентичности, социальную защищенность; как формирующего новые профессиональные, жизненные традиции, ценности; как поддерживающего окультуренность самодвижения каждого преподавателя в вершинном развитии как профессионала, гражданина, личности, индивидуальности; содействующего достижению удовлетворенности трудом каждого преподавателя.
Изучение профессиограммы преподавателя вуза (Е. П. Белозерцев, Е. С. Романова, В. А. Сластёнин, Л. Ф. Спирин, А. М. Столя-ренко и др.), основных видов профессиональной деятельности (профессиональное обучение, воспитание, развитие) и ее параметров -содержание (мотивация, цель, предмет, средства, способы, продукт, результат) и структурная организация (совокупность профессиональных умений, действий, приемов), показало их обусловленность уровнем развития, в том числе, корпоративной культуры самого преподавателя. С другой стороны, последняя, формируясь в профессиональной деятельности, обогащает и преобразует профессиональную компетентность преподавателя вуза -педагогическую направленность, педагогические способности, педагогическое и специальное мастерство, культуру личного педагогического труда [3].
Как систему убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации, рассматривает корпоративную культуру М. И. Магура. При этом речь идет о реализации нормативного аспекта, заданных скорее извне убеждений и ценностей, которые должны разделяться подавляющим большинством членов организации [4].
Определение корпоративной культуры расширяет В. В. Козлов характеристиками личностной вовлеченности каждого члена,
понимая ее как систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения членов организации, стиля руководства, показателей удовлетворенности трудом и его условиями, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования членов с организацией и перспективами ее развития.
При определении сущности корпоративной культуры преподавателя вуза учитывались описанные в отечественной и зарубежной психологии параметры и типы организационной культуры (Р. Аккофф, А. В. Карпов, А. И. Пригожин, Ф. Харрис, Э. Шейн и др.). В отличие от организационной культуры, которую ученые характеризуют как производную от элементов организации (цели, структура организации, особенности управления, финансов и технологии), в трактовке корпоративной культуры нами перенесен акцент с нормативно-правового и организационного на отношен-ческий аспект психологических основ деятельности и общения преподавателя [5].
Отношения преподавателя в психологическом поле корпоративной культуры предстают в виде «сознательной, избирательной, основанной на опыте психологической связи его с различными сторонами объективной действительности, выражающейся в действиях, реакциях, переживаниях» (В. Н. Мяси-щев). Они раскрывают характер (ширину и богатство) психологической связи преподавателя с коллегами и студентами, отношение к себе и профессии, а также позволяют более полно реализовать свои возможности профессионального и личностного роста.
В таком ракурсе рассмотрение корпоративной культуры преподавателя вуза предстает как опыт, который позволяет преподавателю регулировать взаимодействие коллектива, обеспечивает стабильность всех параметров его деятельности, общения, труда; интегрирует их в общечеловеческую культуру; регулирует характер влияния индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей преподавателя на организационные образовательные процессы в вузе, на качество и удовлетворенность трудом, самореализацию в профессию [6].
Корпоративная культура является частью общей и профессиональной культуры преподавателя вуза (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Р. Л. Кричевский, Н. И. Лифин-
цева, Е. В. Селезнева, В. А. Сластёнин и др.), открытой многофункциональной системой и рассматривается как система норм и правил профессиональной деятельности, проявляющихся в поддержании общепринятых и развитии лучших традиций и отношений коллектива, обогащающих его общекультурные и профессиональные ценности, убеждения и способствующих повышению социального и профессионального статуса преподавателя вуза, совершенствованию качества подготовки выпускников [2; 3; 7].
На основе вышеизложенного, с учетом анализа актуальной психологической, акмео-логической литературы и результатов эмпирических исследований нами выделены основные компоненты корпоративной культуры преподавателя вуза - ценностный, отношенческий, поведенческий, компетентностный [8].
Ценностный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза синтезирует в себе совокупность смысло-жизненных и профессиональных ценностей как устойчивых ориентиров, норм и эталонов, регламентирующих профессиональное взаимодействие преподавателя, обуславливающих направленность личности на самореализацию в профессиональной деятельности и общении. Критерием данного компонента является направленность личности преподавателя вуза, которая характеризуется иерархией и соотношением собственных побуждений (потребностей, интересов) и намерений (смысложизненные мотивы, ценности). Основными показателями выступают корпоративность и стремление к профессиональному росту.
Корпоративность проявляется в демонстрируемом преподавателем уважении к коллегам и студентам, а также к их достоинству. Характеризуется позитивным отношением к окружающим и жизнедеятельности, способствует обогащению традиций и развитию отношений между членами коллектива.
Стремление к профессиональному росту определяется как направленность личности преподавателя на непрерывное самосовершенствование в профессии, на достижение акме. Раскрывается в установке преподавателя на достижение стабильных результатов в профессии и межличностных отношениях.
Компетентностный компонент интегрирует совокупность профессиональных компетентностей и компетенций. Он способ-
ствует эффективной реализации актуальных и потенциальных возможностей, позволяет преподавателю продуктивно осуществлять профессиональную деятельность и достигать вершин в профессиональной сфере и в личностном росте. Критерием данного компонента является профессиональная подготовленность преподавателя, которая характеризуется способностью к ответственному выполнению профессиональных задач, адекватному оцениванию результатов своего труда, готовностью к обогащению традиций, внедрению инноваций в коллективе. К основным показателям данного компонента мы относим социальную компетентность и личностную компетентность.
Социальная компетентность проявляется в готовности преподавателя к сотрудничеству, способности брать на себя ответственность за собственные карьерные достижения; способствует высоким достижениям преподавателя в профессии - квалификационным, должностным, статусным, которые признаются и высоко оцениваются коллегами и студентами.
Личностная компетентность раскрывается в уровне владения преподавателем способами и приемами самовыражения и саморазвитии во взаимодействии с коллегами и студентами, а также средствами профилактики и преодоления профессиональных деформаций. Личностная компетентность обеспечивает преподавателю гармоничность и зрелость, а также наиболее полную самореализацию в профессии и жизни в целом.
Отношенческий компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза дает представление о системе связей и взаимоотношений преподавателя со студентами и коллегами, отражающей его избирательное эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности. Раскрывает особенности психологической связи и взаимодействия преподавателя с окружающими, выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Критерием данного компонента является избирательная связь с окружающей действительностью, которая характеризуется содержанием и результатами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, а также установками, ориентациями и ожиданиями, через которые преподаватель оценивает себя и окружающих. В качестве основы для непосредственного оценивания по данному
компоненту использованы такие показатели, как самокритичность и толерантность.
Самокритичность как показатель отно-шенческого компонента проявляется в рефлексивном отношении преподавателя к собственной личности, деятельности, в способности к объективной оценке характера и результата профессиональной деятельности и взаимоотношений со студентами и коллегами.
Толерантность раскрывается в умении преподавателя отказаться от личностных и социальных предубеждений в отношении студентов и коллег, а также демонстрировать непредвзятое отношение к точкам зрения и позициям окружающих. Характеризует терпимое отношение к иному поведению, обычаям, чувствам, верованиям студентов и коллег.
Поведенческий компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза характеризует способность к самовыражению и саморазвитию, способность отстаивания и реализации преподавателем собственных профессиональных и жизненных интересов, реализации духовного, интеллектуального, творческого, коммуникативного и других потенциалов. Критерием данного компонента является профессиональная ответственность, которая характеризуется инициативностью и самостоятельностью, проявлениями надситуативной активности, сознательной регуляцией своих действий в соответствии с собственными целевыми установками и окружающей обстановкой, а также ответственным отношением преподавателя вуза к процессу самоосуществления в профессиональной деятельности. К основным показателям по данному компоненту отнесены стиль общения и саморегуляция.
Стиль общения преподавателя проявляется в стабильных и индивидуальных формах взаимодействия преподавателя со студентами и коллегами; раскрывает уровень развития межличностных контактов между ними в условиях профессионально-коммуникативного взаимодействия.
Саморегуляция характеризуется владением преподавателем способами и приемами сознательного контроля и коррекции собственного поведения; проявляется в наблюдаемых актах профессиональной ответственности преподавателя.
Эмпирические исследования показали, что корпоративная культура преподавателя вуза характеризуется определенными уров-
нями сформированное™ - формальным, транслирующим, развивающим и преобразующим [8].
Соблюдение правил и норм корпоративной культуры преподавателя вуза обеспечивает: признание профессионального сообщества; продуктивность (качество) профессиональной деятельности; прогрессивное развитие самого вуза как организационной системы; самореализацию; обогащение традиций. Анализ основных направлений развития исследований корпоративной культуры на современном этапе показывает, что тематическое разнообразие этих исследований увеличивается, но при этом невелико число обобщающих работ (в частности, социально-психологических), посвященных феномену корпоративной культуры.
Литература
1. Практика развития профессиональной компетентности современного специалиста / Л. В. Абдалина [и др.]. Воронеж, 2010.
2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.
3. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластёнина. М., 2004.
4. Магура М. И. Организация обучения персонала компании. М., 2002.
5. Организационная психология / под ред. А. В. Карпова. М., 2012.
6. Абдалина Л. В. Потенциал личности как фактор самореализации // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: в 2-х ч. / под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 12-14.
7. Лифинцева Н. И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. М.; Курск, 2000.
8. Плаксина Н. И., Жигулин А. А. Формирование представлений о корпоративной культуре вуза у преподавателей и студентов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2015. С. 152-155.
References
1. Praktika razvitiya professional'noj kompe-tentnosti sovremennogo spetsialista [Practice of development of professional competence of the modern expert] / L. V. Аbdalina [i dr.]. Voronezh, 2010.
2. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. M., 2004.
3. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional education] / pod red. V. А. Slastenina. M., 2004.
4. Magura M. I. Organizatsiya obucheniya per-sonala kompanii [Organization of training of staff of the company]. M., 2002.
5. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational psychology] / pod red. A. V. Karpova. M., 2012.
6. Abdalina L. V. Potentsial lichnosti kak faktor samorealizatsii [Potential of the personality as self-realization factor] // Antropotsentricheskiye nau-ki: innovatsionnyj vzglyad na obrazovaniye i razvi-tiye lichnosti: v 2-kh ch. /pod red. E. P. Komarovoj. Voronezh, 2015. S. 12-14.
7. Lifintseva N. I. Formirovaniye profession-aTno-psikhologicheskoj kul'tury uchitelya [Formation of professional and psychological culture of the teacher]. M.; Kursk, 2000.
8. Plaksina N. I., Zhigulin A. A. Formirovaniye predstavlenij o korporativnoj kul'ture vuza u prepodavatelej i studentov [Formation of ideas of corporate culture of higher education institution at teachers and students] // Aktual'nye problemy razvi-tiya vertikal'noj integratsii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskiye, pravovye i sot-sial'nye aspekty. Voronezh, 2015. S. 152-155.
* * *
PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT OF CORPORATE CULTURE OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abdalina Larisa Vasilyevna, Plaksina Natalya Igorevna
Voronezh Institute of Economics and Law, Russia, Voronezh, e-mail: ablava11@rambler.ru
In article the authors proved need of a research of psychological structure and content of corporate culture of the teacher of higher education institution, gave their definition and offered the psychological construct of corporate culture of the teacher. The authors described components (valuable, relational, behavioral, competence-based), criteria, indicators and levels (formal, broadcasting, developing, transforming) functioning of corporate culture of the teacher of higher education institution.
Key words: corporate culture of teacher of higher education institution, structural and substantial characteristics, levels of manifestation of corporate culture of teacher
Об авторах:
Абдалина Лариса Васильевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Воронежского экономико-правового института
Плаксина Наталья Игоревна, старший преподаватель кафедры психологии Воронежского экономико-правового института
About the authors:
Abdаlina Larisa Vasilyevna, Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology Department, Voronezh Institute of Economics and Law, e-mail: ablava11@rambler.ru
Plaksina Natalya Igorevna, Senior Lecturer of the Psychology Department, Voronezh Institute of Economics and Law, e-mail: plaksina33@mail.ru